← Январь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 7 выпусков (3-4 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://https://drevo-info.ru/list.html
Открыта:
Давно
Адрес
автора: religion.orthodox-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Православное обозрение N2 (422)
5.01.2010 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил предложенную председателем Синодального миссионерского отдела архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном новую структуру отдела, включающую в себя секторы по различным направлениям миссионерской деятельности, а также коллегию, состоящую из руководителей секторов, приглашенных богословов, епархиальных миссионеров, ученых. В настоящее время структура Миссионерского отдела представлена следующим образом:
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании коллегии были сформированы группы из числа священнослужителей и студентов Белгородской миссионерской семинарии для организации миссионерских станов в Абаканской, Анадырской, Магаданской, Улан-Удэнской, Южно-Сахалинской и Якутской епархиях. На лето 2010 года запланирована миссионерская экспедиция священнослужителей и воспитанников Белгородской семинарии в дальневосточные епархии Русской Православной Церкви. Игумену Агафангелу (Белых), руководителю миссионерского стана «Спасский» пос. Тикси Республики Саха-Якутия поручена разработка маршрутов по побережью Северного Ледовитого океана и плана миссионерских мероприятий. Миссия.ru / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
5.01.2010 5 января в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А.Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла, В.В. Путин поздравил Предстоятеля Русской Церкви и всех православных христиан с наступающим праздником Рождества Христова. В ходе беседы обсуждались вопросы взаимоотношений Церкви и государства в вопросе передачи Церкви принадлежавшей ей ранее собственности, в том числе храмовых и монастырских построек, а также церковных святынь, в настоящее время хранящихся в музеях. Премьер-министр России отметил плодотворность взаимоотношений государства и Церкви в этом вопросе, но указал и на определенные сложности, связанные с передачей тех объектов недвижимости, в которых сейчас размещаются учреждения культуры. В.В. Путин особо подчеркнул, что многие церковные памятники удалось сохранить в советское время именно благодаря деятелям культуры. По словам главы правительства, Министерством культуры подготовлены два законопроекта. Первым регулируются вопросы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Второй законопроект касается реставрации тех объектов религиозного назначения, которые имеют историческое и художественное значение, но уже находятся в собственности религиозных организаций. В.В. Путин сообщил также, что московский Новодевичий монастырь, который является одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного Исторического музея, будет передан Русской Православной Церкви в 2010 году. Как отметил премьер-министр России, в 2010 году на реставрацию объектов, которые принадлежат Церкви, предусмотрено выделить более 2 миллиардов рублей. В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил В.В. Путина за возможность встречи и поздравил со светлым праздником Рождества Христова. Святейший Владыка поддержал главу правительства в оценке роли деятелей культуры в деле сохранения православных святынь и отметил, что при возвращении Церкви принадлежавшего ей ранее имущества учреждениям культуры должны предоставляться необходимые для их работы условия. Церковь и деятели культуры должны рука об руку работать над сохранением культурного и духовного наследия России, подчеркнул Предстоятель. В качестве положительного примера такого сотрудничества Святейший Владыка привел Соловецкий музей-заповедник: 19 ноября 2009 года приказом министра культуры РФ директором музея был назначен наместник Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). С коротким сообщением о сотрудничестве Церкви и Министерства культуры выступил А.А. Авдеев. Глава Росимущества Ю.А. Петров рассказал о взаимодействии Церкви и государства в вопросе возвращения церковного имущества. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / Седмица.Ru
8.01.2010 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возрождается Московский синодальный хор, сообщил руководитель хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков. "Работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву хора началась весной 2009 года с назначением архиепископа Илариона настоятелем храма "Всех скорбящих радость", - рассказал А.Пузаков, который в 1980-х годах управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом знаменитого регента Николая Матвеева. Именно этот мастер стоял у истоков возрождения традиций московской школы церковного пения после ослабления гонений на Церковь, и центром этого возрождения стал в 1948 году вновь открытый храм "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке. За годы деятельности хора храма "Всех скорбящих радость" под управлением Н.Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок, которые в те годы, по словам А.Пузакова, были "проповедью веры и глотком свежего воздуха". Однако после кончины Н.Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции были прерваны, нотная библиотека Скорбященского клироса утеряна, а хор значительно сокращен, став заурядным камерным ансамблем певчих. Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением Патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться "соборными" и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков Патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли "московскую" параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведенную в Петербург. На рубеже XIX-XX веков репертуар хора значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для синодального хора. В свое время действенное участие в судьбе хора принял и Петр Ильич Чайковский. После восстановления в России Патриаршества в 1917 году, хор сохранил свое, ставшее уже историческим, имя. На Пасху в 1919 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование. Приняв послушание регента возрожденного хора Скорбященского храма, А.Пузаков остался также руководителем созданного им в 1994 году хора храма Святителя Николая при Третьяковской галерее, а также регентом храма Святителя Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове. Это позволило объединить творческие усилия 80 певцов. Состав хора делится для одновременного участия в богослужениях этих храмов и собирается вместе на регулярные репетиции, особо торжественные богослужения и концертные выступления. 3 января, в день памяти святителя Московского Петра, после богослужения в Успенском соборе, где пел объединенный состав хора, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Московского синодального хора на базе церковного коллектива под управлением А.Пузакова. Целью хора станет сохранение и развитие лучших традиций богослужебного церковного пения в московских храмах, а также популяризация этого искусства среди самых широких слоев общества: работа с детьми и молодежью, сотрудничество с государственными музыкальными учебными учреждениями, проведение концертов, фестивалей и конкурсов в разных возрастных группах. В ближайших планах - участие в концертах вместе с Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева, концерты русской духовной музыки в Москве, Стамбуле и Риме, что призвано подчеркнуть преемственность христианской культуры от "третьего Рима" к первому. ИHТЕРФАКС–Религия / Седмица.Ru
4.01.2010 В FM-диапазоне начнет вещать в новом году радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». В конце декабря оно победило в конкурсе на право получения частоты в УКВ, организованном Министерством связи РФ. Решающим аргументом при принятии решения для конкурсной комиссии стало то, что 8 тыс слушателей подписали письмо-ходатайство о предоставлении новой частоты полюбившемуся им православному радио. Слушатели отмечали интеллигентность, высокий уровень культуры сотрудников и гостей радиоэфира, их бережное отношение к русской речи. Работу на новой частоте 73,1 мГц в петербургском эфире редакция радио планирует начать в ближайшие один-три месяца. Переход будет осуществлен с нынешней частоты 1323 кГц в диапазоне средних волн, которая не дает возможность слушать «Град Петров» во всех районах города. «Теперь нас услышат не только в Санкт-Петербурге, но и во Всеволожске, Гатчине, Зеленогорске и других ближайших пригородах. Поскольку значительно улучшится качество приема радиосигнала, увеличится объем прямого эфира, общения со слушателями в интерактивном режиме и, конечно же, будет звучать больше духовной и классической музыки», — рассказал корреспонденту «Воды живой» главный редактор радио протоиерей Александр Степанов. В новом году «Град Петров» отметит и десятилетие своего создания. Радио было создано по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в 2000 году. В ближайшее время оно увеличит ежесуточный объем вещания до 19 часов и будет транслировать передачи с 7 часов утра до 2 часов ночи. «Вода живая» / Седмица.Ru
8.01.2010 Специалисты экспертно-криминалистического центра ГУВД по Нижегородской области опознали мощи священномученика Илии (Измаилова), причисленного к лику святых в 2007 году. Как сообщает отдел информации и общественных связей ГУВД по Нижегородской области, на экспертизу было доставлено 16 фрагментов останков, из которых, как предполагалось, лишь один является мощами священномученика Илии. Скелетированные останки были обнаружены на территории завода в городе Алатырь (Чувашия). Ранее в этом здании располагались кабинеты НКВД, и здесь же приводились к исполнению "расстрельные" приговоры. Согласно архивам, священник был расстрелян в 1937 году за антисоветскую пропаганду. С ним в братской могиле оказались еще 33 человека. Милицейские эксперты работали над фотографиями из личного дела священника, в течение трех месяцев они устанавливали принадлежность каждого фрагмента, используя самые последние технические достижения. "При проведении подобных экспертиз принимается во внимание каждый миллиметр строения черепа человека. Объем черепной коробки, расположение нижней и верхней челюсти, глазниц, пазух носа и ушных раковин - все эти параметры заносились в компьютер и затем тщательно сравнивались с прижизненной фотографией священника. В итоге интересующие Чебоксарскую епархию останки были найдены", - собщили в ГУВД. Мощи священномученика Илии перевезут в Чувашию, где в специальном склепе они будут храниться до решения патриарха Кирилла о помещении их в ковчег и определении места для поклонения им прихожан. ИHТЕРФАКС–Религия / Седмица.Ru
4.01.2010 Настоятель базилики св. Николая в итальянском г. Бари отклонил предложение министра культуры Турции возвратить мощи святителя Николая Чудотворца, сообщило агентство «Kipa» со ссылкой на газету "Il Giornale» от 3 января. Накануне информационные агентства турецкой провинции Анталия распространили заявление министра культуры Эртугрула Гюная, что власти страны намерены вернуть на историческую родину мощи святителя Николая Чудотворца, чтобы поместить их в одном из вновь созданных министерством музее. Возражения Дамиано Бова основываются на том, что мощи необходимы, прежде всего, для поклонения верующих, а не для демонстрации их в музее. О своих намерениях потребовать от Италии возвращения мощей святого Николая на его историческую родину Турция сообщала еще в 2005 году. Седмица.Ru
4.01.2010 Власти Иерусалима выступили с резкой критикой недавних фактов осквернения христианских храмов. "Мы призываем всех тех, в чьих это силах, путем разъяснений положить конец этому позорному явлению, как можно скорее начать устранять это зло, и тогда будет мир в стане нашем", - говорится в заявлении мэрии Иерусалима по итогам прошедшего совещания с участием представителей христианских и иудейских общин. Как сообщает сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме, который приводит выдержки из заявления, 11 декабря на стенах христианских храмов (в том числе Троицкого собора миссии) появились надписи "Смерть христианам!" "В последнее время со стороны представителей иных вероисповеданий неоднократно высказывались жалобы на притеснения и оскорбления со стороны безответственной молодежи в различных частях города", - сказано в заявлении. В мэрии считают, в таких действиях заключен "тяжкий грех оскорбления имени Божия". "Кроме того, провокации по отношению к неевреям запретили еще наши праотцы, и в конечном итоге эти провокации могут привести к катастрофе для общества в целом", - говорится в документе. По мнению большинства участников совещания, многие подобные действия инициируются в основном молодежью из ортодоксальной среды, а значит, следует активнее вести воспитательную работу в среде иудейских общин. В недавнем заявлении Высшего суда справедливости ортодоксальной иудейской общины в Иерусалиме упомянутые антихристианские действия были названы опасной провокацией и подвергнуты резкому осуждению как противоречащие иудейскому закону. На совещании присутствовали мэр Иерусалима Нир Баркат, сопредседатель Суда справедливости ортодоксальной иудейской общины в Иерусалиме раввин Шломо Папенштайн, заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Феофан (Лукьянов) и другие. ИHТЕРФАКС–Религия / Седмица.Ru
8.01.2010 4 января на проходящей в Белграде Рождественской ярмарке состоялась презентация первого тома собрания сочинений почившего Патриарха Сербского Павла «Жизнь по Еванелию», изданного Издательским фондом Белградо-Карловацкой архиепископии Сербской Православной Церкви. О книге говорили епископ Захолмско-Герцеговинский на покое Афанасий (Евтич), епископ Хвостанский Атанасий (Ракита) и др. Собравшимся была представлена общая структура книги, разделы которой включают выступления Святейшего Патриарха, беседы, посвященные постам и великим праздникам, различные поучения и толкования. Српска.ру / Седмица.Ru
4.01.2010 30 декабря в иракском Мосуле неизвестные обстреляли католического диакона и одного христианина – хозяина местной лавки, сообщает Германское агентство католических новостей. По данным пресс-службы «asianews», диакон тяжело ранен. Эта же пресс-служба сообщила, что 28 декабря неизвестные похитили студентку-христианку. Согласно информации «asianews», в Ираке в ноябре и декабре 2009 года увеличилось количество покушений на христиан и нападений на действующие в стране церковные учреждения. Со времени падения в 2003 году режима Саддама Хусейна в Ираке погибло, как минимум, 1960 христиан. Седмица.Ru
4.01.2010 В 2009 году в мире были злодейски убиты 30 католических священников, две католические монахини, два семинариста и два мирянина. Со ссылкой на информацию римской миссионерской службы «Fides» об этом сообщило агентство «Kipa». Большая часть убийств произошла в Южной и Северной Америке, где погибли 18 священников и два семинариста. В Африке жестоко убиты 9 священников, в Азии – два и в Европе – один. За последние десять лет это самый большой показатель по количеству убийств католических священников. Седмица.Ru
8.01.2010 6 января поздним вечером в небольшом населенном пункте Верхнего Египта Наг-Хаммади (Nag Hammadi) три неизвестных вооруженных преступника, находившиеся в автомобиле, открыли из автоматического оружия огонь в сторону выходивших из коптской церкви прихожан. 7 человек, и среди них - один полицейский мусульманин, были убиты, и еще трое (по другим данным - двое) ранены, сообщают агентства «Kipa», «KNA» и Радио «Ватикан». В числе раненых оказались случайные прохожие (среди них - два мусульманина), остановившиеся около церкви св. Иоанна, где завершилось Рождественское богослужение. Коптский епископ Киролл, покинувший церковь еще до начала стрельбы, заявил о получении им за несколько дней до преступления угроз со стороны группы мусульман. Стрелявшие скрылись с места преступления. 8 января агентство «KNA» сообщило о задержании египетской полицией трех предполагаемых убийц. В египетских СМИ считают, что нападение на коптскую церковь является актом мести со стороны местных мусульман. По данным Радио «Ватикан», «нападение вызвано похищением и насилием над 12-летней мусульманкой, в котором мусульманская община обвиняет христиан». Кровавое нападение на мирных прихожан вызвало гневные протесты со стороны христианского населения города. 7 января в Наг-Хаммади произошли столкновения между демонстрантами и силами безопасности. Около двух тысяч христиан собрались перед местным полицейским управлением, в который полетели камни. Полиции пришлось применить водометы и слезоточивый газ. Седмица.Ru
8.01.2010 Сторонники самопровозглашенного "Киевского патриархата" в преддверии Рождества в третий раз попытались захватить Покровский храм в селе Мусоровцы Тернопольской области Украины. "Дерзкая попытка была предпринята 3 января, ею руководил "священник" "Киевского патриархата" Святослав Швец, которому помогали крепкого вида националистически настроенные молодые люди", - сообщили в пресс-службе Украинской Православной Церкви. На исходе литургии около 100 молодчиков начали бить молотом и зубилом входные двери храма в присутствии милиции и представительниц сельсовета. Разбив засов и замок, но не сумев войти в храм, налетчики попытались проникнуть в церковь через боковые двери при помощи топора и пятиметровой деревянной колоды. "Этой же колодой, скамьей и деревянными брусьями они избили священников и прихожан, которые отчаянно сдерживали нападающих и чудом защитили храм", - рассказали в пресс-службе. В ходе штурма церкви налетчики били окна, бросали в храм металлические предметы, деревянные доски с гвоздями, пиротехнику, дымовые шашки, горящие тряпки и тому подобное. "При них были также канистры с бензином, и молодые люди грозили уничтожить храм, если его отдадут", - добавил представитель пресс-службы. Подъехавшая затем машина скорой помощи забрала упавших в обморок и побитых до крови прихожан, один из защитников храма находится в областной реанимации. "После этого кровавого разбоя "священник" "Киевского патриархата" отблагодарил юнцов пачкой денег и пригласил их на Рождество продолжить штурм храма, чтобы провести его с уже "большим успехом", - сообщает пресс-служба канонической Украинской Церкви. Для разрешения этой ситуации митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил письма президенту и премьер-министру страны. Первую попытку аналогичного, силового, захвата храма в селе Мусоровцы сторонники "Киевского патриархата" предприняли в середине ноября. Через две недели была предпринята вторая: тогда, по словам архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия, глава сельсовета лично разбил молотком замки на входных церковных дверях, а бойцы "Беркута" применяли силовые методы в отношении верующих, давая возможность сторонникам "Киевского патриархата" проникнуть в церковь. Однако обе предыдущие попытки захвата церкви, как и нынешняя, оказались неудачными. ИHТЕРФАКС–Религия / Седмица.Ru
8.01.2010 Трое подозреваемых в расстреле христиан в городе Наг-Хаммади на юге Египта сдались властям, сообщило МВД Египта в коммюнике. Все задержанные имеют криминальное прошлое и хорошо известны египетским правоохранительным органам. Ранее сообщалось, что предполагаемые преступники блокированы в одной из деревень близ города и идут переговоры об их сдаче сотрудникам правоохранительных органов. В ночь на четверг вооруженный мужчина из автомобиля расстрелял группу египетских христиан, вышедших из храма после рождественской службы. Погибли семеро молодых людей в возрасте от 15 до 37 лет, в том числе полицейский-мусульманин, охранявший церковь. Еще десять человек получили ранения. В автомобиле находились также двое сообщников стрелявшего. Следователям по показаниям свидетелей практически сразу удалось установить личности подозреваемых. Позже был обнаружен автомобиль, из которого преступники вели огонь. По предварительной информации, мотивом нападения на христиан стала месть за преступление, совершенное более двух месяцев назад. Как сообщает газета "Аль-Ахрам", молодой мужчина из христианской общины обвинялся в изнасиловании мусульманской девушки. Родственники вели переговоры о мирном урегулировании инцидента, однако они так и не увенчались успехом. Убийство шестерых коптов вызвало гнев местной христианской общины. Более тысячи человек собрались у больницы, куда были доставлены тела погибших, требуя наказать виновных. Копты попытались провести демонстрацию на улицах города, но полиция разогнала митингующих с использованием спецсредств. Тем не менее, в течение дня в городе были зафиксированы нападения на магазины, принадлежащие мусульманам, а также автомобили полиции. Столкновениями закончились и похороны жертв инцидента. Египетские копты представляют самую значительную христианскую общину Ближнего Востока. По разным данным, они составляют порядка 10% 80-миллионного населения страны. Христиане и мусульмане Египта мирно уживаются на протяжении веков, но периодически в разных районах стран вспыхивают конфликты между представителями двух общин. Чаще всего причиной инцидентов становятся земельные споры или конфликты между семьями. РИА Новости / Седмица.Ru
8.01.2010 В ночь на пятницу, 8 января, в селе Каменное Лебединского района Сумской области Украины сгорел деревянный Святопокровский храм Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, возведенный в 1870 году. Об этом сообщило МЧС Украины. Пожар возник в 00:45 утра, а ликвидирован - к 07:15 четырьмя местными пожарными командами и отделением Государственной пожарной охраны МЧС Украины. Жертв и пострадавших при пожаре нет. МЧС Украины уточняет причины возгорания. Lenta.Ru / Седмица.Ru
10.01.2010 В ночь на 8 января неизвестные совершили поджог трех католических церквей, расположенных в разных районах столицы Малайзии - Куала-Лумпура, сообщает агентство «Kipa». Со слов очевидцев, проезжавшие на мотоциклах неизвестные молодые люди бросали в сторону церквей бутылки с зажигательной смесью. В результате поджогов все три церкви получили значительные повреждения. Премьер-министр страны Наджиб Тун Разак (Najib Tun Razak) резко осудил совершенные теракты и поручил полиции принять меры по усилению мер безопасности в христианских церквах. Поджоги, по-видимому, связаны с острыми дискуссиями по поводу решения Верховного суда Малайзии от 31 января 2009 года, который отменил решение правительства, запретившего католическому журналу «Herald Weekly» употреблять слово «Аллах» для именования Бога. Решение суда вызвало протесты среди мусульман, поэтому 6 января, Верховный суд приостановил его реализацию. Это, в свою очередь, вызвало протесты христиан, заявивших о нарушении конституционного права на свободу вероисповедания. Христиане Малайзии настаивают на праве называть Бога «Аллахом». Седмица.Ru
4.01.2010 27 и 31 декабря по благословению епископа Зарайского Меркурия, Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в Высоко-Петровском монастыре прошли IV Фаддеевские чтения «Духовное наследие новомучеников и исповедников Российских в помощь современному православному преподавателю». Об этом сообщили в Информационно-аналитической службе ОРОиК. Чтения были организованы Богословско-педагогическими (катехизаторскими) курсами во имя священномученика Фаддея Тверского, которые возглавляет заведующий сектором катехизации и воскресных школ Отдела религиозного образования и катехизации священник Игорь Киреев. Чтения традиционно приурочены к дню памяти священномученика Фаддея, епископа Тверского, и начинаются молитвословием у частицы мощей священномученика, находящейся в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря. В самый день памяти святого была отслужена Божественная литургия, на которой вместе с другими прихожанами обители молились слушатели, выпускники и преподаватели катехизаторских курсов, участники Фаддеевских чтений. Епископ Меркурий, посетив одно из заседаний Чтений, обратился к собравшимся с архипастырским словом и преподал им свое благогсловение. Доклады на Чтениях были посвящены духовному наследию священномученика Онуфрия (Гагалюка), преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), последнего настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиепископа Варфоломея (Ремова), иконописца Владимира Комаровского, православной семьи Верховцевых. Также прозвучали доклады об использовании духовного наследия новомучеников в преподавании «Основ православной культуры», истории России, краеведения. В Чтениях приняли участие сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, директора и преподаватели воскресных школ, преподаватели предмета «Основы православной культуры», выпускники и слушатели Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского. Седмица.Ru
4.01.2010 VI просветительская конференция на тему «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» прошла 2 января под эгидой журнала «Вода живая» в духовно-просветительском центре при петербургском соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Вынесенные в ее название слова из Евангелия от Иоанна хорошо известны. Они просты, но на редкость многозначны. И в докладах, и в обсуждениях участники конференции пытались уяснить, что такое истина и свобода. Открыл конференцию доклад настоятеля Феодоровского собора, ответственного редактора журнала «Вода живая» протоиерея Александра Сорокина «Понятие истины и свободы в Евангелии от Иоанна: Суд над Истиной». Отец Александр начал с этимологии слова «истина». Греческое слово «алетейя» означает «то, что реально существует и не может меняться», недаром Платон называл процесс познания истины «открытием сокрытого». Еврейское «эмет» переводилось по-разному: «вера», «укрепление», «опора». «Истина в Ветхом Завете — не абстрактное понятие, она основана на доверии к Богу». Таким образом, для нас в слове «истина» встречаются два смысла, греческий и еврейский: один — познание, другой — ощущение богоприсутствия. Докладчик напомнил об искушениях, таящихся во многом знании: обладающий истиной считает себя лучше других. Нередко такое можно видеть и в Церкви: «Необходимо помнить, что истина — не нечто, что дает мне фору, а Некто, то есть Христос, и лики Истины проступают всюду», — отметил отец Александр. Знаменитый вопрос Пилата «Что есть истина?» остается без ответа, так как Пилат не может принять Истину. В Евангелии от Иоанна часто встречается тема суда: помимо главного суда — над Иисусом Христом — есть эпизод судебного разбирательства после исцеления слепорожденного. Сам Иисус постоянно призывает свидетелей. «В этом — ирония евангельского повествования: Истина оказывается под судом», — подчеркнул докладчик. Затем он попытался дать ответ на непростой вопрос, что такое свобода: «Любовь и свобода — основные христианские термины. Можно было бы сказать „свободная любовь“, если бы это словосочетание не приобрело скандальный характер. Впрочем, об этом тоже стоит задуматься — об опасностях, которые таятся в Божиих дарах». В греческом языке слово «свобода» — «элевферия» поначалу применялось в сугубо политическом значении: свободным назывался гражданин, обладающий всеми правами. Впоследствии это слово приобрело философское значение. В древнееврейском языке свобода — также антоним рабства (свободными в Священном Писании нередко называют знатных людей). Докладчик отметил, что в описании освобождения из вавилонского плена слово «свобода» практически не встречается: «Свобода в Ветхом Завете не является самоцелью: освобождение не само по себе, а ради чего-то — ради служения Богу». Обращаясь к историческому оп ыту христианской цивилизации, отец Александр высказал мысль, что достижения человечества стали возможны именно благодаря свободе. При этом не надо забывать, что дар свободы долгие века был неудобоносим для человечества. Оно по-прежнему жило, руководствуясь Законом. «Познание фундаментальных библейских понятий только начинается. Во Христе — истина, понимаемая как божественная реальность, и свобода ради жизни с Богом», — завершил свое выступление протоиерей Александр Сорокин. «Парадоксы христианской свободы» так назывался доклад клирика Феодоровского собора иерея Димитрия Сизоненко. «Слова „свобода“ и „истина“ мы употребляем часто. При этом у каждого из нас, как говорится, своя правда. Часто мы готовы пожертвовать истиной ради свободы, которая потом оказывается иллюзорной. Чудо Евангелия в том, что свобода и истина связываются воедино», — сказал отец Димитрий. Он подчеркнул, что сейчас, когда вроде бы стирается грань между подлинным и правдоподобным, реальным и виртуальным, остро встает вопрос о границах нашей свободы. В христианстве свобода сталкивалась со многими искушениями, одно из них — прагматизм: человек рассматривает собственную веру с утилитарной точки зрения, ждет «награды» за свою праведную жизнь. Отец Димитрий обратил внимание слушателей на слова Спасителя, которые предваряют фразу, ставшую названием конференции: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8, 31 — 32). «Пребудете в слове Моем» — это значит, что мы должны освободиться от тирании своего эго. Свобода и послушание не противоречат друг другу, если это послушание в любви. Истина делает нас свободными, чтобы мы могли любить, как Он«, — подчеркнул докладчик. В завершение он напомнил, что Спаситель говорил о свободе как о сыновстве, и о том, что эту сыновнюю свободу можно стяжать только на пути веры: «Противоположность вере — не атеизм, а малодушие и трусливость. Пока наше сердце горит Словом, Истина уже делает нас свободными». Конференцию продолжил «круглый стол» с участием протоиерея Александра Сорокина, иерея Димитрия Сизоненко, настоятеля Успенского храма в Кондопоге протоиерея Льва Большакова, ректора Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви доктора богословия Антона Тихомирова, координатора Общества друзей Священного Писания Андрея Черняка и ведущего радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» Александра Крупинина. Ведущим дискуссии по традиции стал клирик храма Богоявления Господня на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов. Он привел определение свободы из Большой советской энциклопедии: это способность человека к совершению определенных действий для достижения цели в рамках необходимости. Отец Лев Большаков заметил, что в этом абсурдном на первый взгляд высказывании можно найти смысл: «Если цель — Бог, а необходимость — Истина, то это — прекрасное определение». Все выступающие сошлись на том, что в христианской вере главное — не «ограничения», воспринимаемые людьми со стороны и новоначальными (молиться, поститься, рано вставать в воскресенье, не смотреть некоторые передачи по телевизору и так далее), а именно свобода. Но нужно отличать свободу от вседозволенности: подлинно свободен только Бог, и, значит, человек может быть свободен только во Христе. Свобода — это балансирование на грани, с одной стороны которой — жесткое самоограничение, а с другой — вседозволенность. Как уточнил Александр Крупинин, необходимо все время идти путем свободы, возрастать в ней: если человек остановился — значит, не свободен. Итоги дискуссии подвел отец Димитрий Симонов: «Учиться свободе — все равно, что учиться ходить: будешь падать, ушибаться, но продолжать, тем не менее, необходимо. Апостол Павел говорил, что подлинная свобода — только в Духе Святом. Послушание Богу — вот подлинная свобода». «Вода живая» / Седмица.Ru
4.01.2010 Презентация нового официального сайта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ( Мероприятие открыл вступительным словом Председатель Отдела епископ Зарайский Меркурий. Он подчеркнул важность работы сайта, который находится на стыке Церкви и светского сообщества. В продолжение презентации о работе своих подразделений рассказали представители секторов Отдела — иерей Игорь Киреев, заведующий сектором катехизации и воскресных школ, представитель сектора православного образования Юрий Юренко и редактор сайта Елена Балашова. Презентация завершилась пресс-конференцией Преосвященного Меркурия, которому задали свои вопросы представители телеканалов "Вести" и "Союз", радио России, ИА "ИНТЕРФАКС", INFOX.RU и др. Prokimen.Ru / Седмица.Ru
Рассылка "Православное обозрение" выходит с 1999 года. Целью рассылки является распространение православной информации и интересных новостей мира других религий. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов рассылки приветствуется при сохранении ссылок на источник информации. Источники цитат:
Новости подготовлены по материалам:
и других информационных сетевых агентств. Также использовалась собственная информация. Информационная поддержка:
Сервер "Православная беседа": http://pravbeseda.ru
Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок, автор узнает о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.
|
В избранное | ||