Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N70 (спецвыпуск)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
+

П Р А В О С Л А В Н О Е     О Б О З Р Е Н И Е
 

Выпуск 70 от 11 мая 2001
Подписчиков: 5872

Приложение к форуму "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Дорогие читатели! Как я и обещал, этот выпуск будет целиком состоять из ответов о. Николая на ваши вопросы. Напомню, если вы посылали мне вопрос, анонс или объявление для рассылки и не последовало никакой реакции, то это значит, что ваше письмо затерялось, отправьте его снова. Если вы укажите в теме письма: "Для православного обозрения", то вероятность потери письма сильно уменьшится. Внимание! У меня изменился адрес: ai@ivc.kaluga.ru (это основной адрес, есть на всякий случай запасной: a_i@inbox.ru)

Александр Иванов


ОТВЕЧАЕТ БАТЮШКА

На вопросы читателей Обозрения отвечает протоиерей Николай Казаков. Ваши вопросы присылайте на адрес ai@ivc.kaluga.ru В теме укажите "ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБОЗРЕНИЯ".
 

Батюшка скажите пожалуйста, как можно найти духовного отца, я нахожусь на Сахалине и здесь священнослужители все молодые и не опытные, это не мои слова, так сказал мне настоятель храма когда я к нему подошел с этим вопросом. р.Б. Михаил

Для начала необходимо найти священника (не обязательно пожилого), которому Вы могли бы просто исповедоваться без сомнений, честно и прямо. А что касается руководства в духовной жизни, прочитайте, пожалуйста, ответ на следующий вопрос и обратите внимание на выделенный фрагмент.
 

Мои отношения с духовником явно не складываются. Следуя его наставлениям, у меня возникли проблемы в семье, да и со здоровьем также появились проблемы. Духовник же говорит, что теперь я его должен слушаться всю свою жизнь. Так ли это? Могу ли я отказаться от его духовничества?

Выбор духовника - это очень сложный и ответственный шаг в духовной жизни христианина. Поэтому предлагаю обратиться за советом к человеку святому, безусловно наделенному Богом даром рассуждения, святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому. Подборка его высказываний взята из книги "Путь разума в поисках истины" проф. А.И.Осипова.

"Трудным для нашего времени является обретение истинного наставника. Поэтому мысли и советы святителя Игнатия (Брянчанинова) по данному вопросу представляют особую ценность для каждого ищущего спасения. Во-первых, он говорит о необходимости большой осторожности в выборе духовника и предупреждает об огромной опасности, связанной с ошибкой принять бездуховного "старца" за духовного руководителя. Затем учит о правильном отношении к нему, верном понимании послушания ему и непременности разлучения с таким, который окажется в состоянии духовной прелести. Наконец, что, может быть, особенно важно для современного человека, святитель Игнатий прямо говорит о том, что в его время (середина XIX века) уже не было духоносных наставников, видящих души людей, но встречались еще, милостью Божией, старшие "преуспевшие братья", имеющие знание святоотеческих творений и определенный духовный опыт, советами которых нужно непременно пользоваться, проверяя, однако, и их святоотеческими писаниями.

Приведем несколько небольших выдержек из творений Святителя по данному вопросу.

"ПО УЧЕНИЮ ОТЦОВ, ЖИТЕЛЬСТВО,.. ЕДИНСТВЕННО ПРИЛИЧЕСТВУЮЩЕЕ НАШЕМУ ВРЕМЕНИ, ЕСТЬ ЖИТЕЛЬСТВО ПОД РУКОВОДСТВОМ ОТЕЧЕСКИХ ПИСАНИЙ С СОВЕТОМ ПРЕУСПЕВШИХ СОВРЕМЕННЫХ БРАТИЙ; ЭТОТ СОВЕТ ОПЯТЬ ДОЛЖНО ПРОВЕРЯТЬ ПО ПИСАНИЮ ОТЦОВ... ОТЦЫ, ОТДАЛЕННЫЕ ОТ ВРЕМЕН ХРИСТОВЫХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ, ПОВТОРЯЯ СОВЕТ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, УЖЕ ЖАЛУЮТСЯ НА РЕДКОСТЬ БОГОДУХНОВЕННЫХ НАСТАВНИКОВ, НА ПОЯВИВШЕЕСЯ МНОЖЕСТВО ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ И ПРЕДЛАГАЮТ В РУКОВОДСТВО СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ОТЕЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ. ОТЦЫ, БЛИЗКИЕ К НАШЕМУ ВРЕМЕНИ, НАЗЫВАЮТ БОГОДУХНОВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОСТОЯНИЕМ ДРЕВНОСТИ И УЖЕ РЕШИТЕЛЬНО ЗАВЕЩЕВАЮТ В РУКОВОДСТВО СВЯЩЕННОЕ И СВЯТОЕ ПИСАНИЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПО ЭТИМ ПИСАНИЯМ, ПРИНИМАЕМЫЙ С ВЕЛИЧАЙШЕЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬЮ И ОСТОРОЖНОСТЬЮ СОВЕТ СОВРЕМЕННЫХ... БРАТИЙ" (т.1, с.563).

"Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!.. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!" (О жительстве по совету. - т.5, с.77).

"Святые отцы завещевают избирать наставника непрелестного... Они предостерегают от учителей неискусных, чтобы не заразиться их лжеучением" (т.1, с.219).

"Скромное отношение советника к наставляемому - совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен" (т.5, с.80).

"Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола" (2 Сол. 2,10-12) (т.5, с.73).

"Святой Макарий Великий говорил, что ... встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати... вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном в отношении к тому состоянию, которое требуется истинным подвижничеством" (т.1, с.284).

"В монастырях употребляется о таких старцах изречение: "свят, но не искусен", и наблюдается осторожность в советовании с ними... чтоб не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев" (т.1, с.285). Святой Исаак Сирин говорит даже, что такой старец "недостоин называться святым" (т.1, с.286).

"Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным, очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви" (т.5, с.74).

"Преподобный Кассиан Римлянин (V в.) говорит: "Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих" (т.1, с.491).

Иоанн Лествичник (VI в.) писал, что "в его время очень умалились сосуды Божественной благодати... Причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившемся лукавством" (Сл. 26, гл. 52).

Григорий Синаит (XIV в.) "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" (т.1, с.274).

"Преподобный Нил Сорский (XIV в.) никогда не давал наставления или совета прямо из себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же... он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, преп. Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особливо позднейших. Его держались упомянутые мною иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий... Никогда не давали они советов из себя... Это давало советам их силу" (т.1, с.489).

"Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи" (т.4, с.519).

"Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" (т.1, с.72).

Таков голос Священного Предания Церкви, то есть самого Духа Святого, говорящего нам через Своего святого по одному из болезненных вопросов современной духовной жизни".

От себя могу добавить, что из всего вышеизложенного вытекает очевидный ответ: духовник, требующий от своей паствы непререкаемого повиновения себе, в лучшем случае не знаком со Священным Преданием, с учением Церкви по важнейшему вопросу, и потому уже не имеет права давать советы относительно духовной жизни. Такого "духовника" лучше оставить.
 

Батюшка, здравствуйте! 8 лет назад мы с мужем развелись. Мы венчались. Скажите пожалуйста, надо ли (возможно ли) расторгать церковный брак и как это сделать. С уважением, Ольга

Идеал христианского брака - абсолютная моногамия, сохранение верности супругу (супруге) даже после его смерти. Лишь снисходя к немощи человека христианский закон допускает для вдовца или вдовицы вступление во второй брак. Канонические правила строго оговаривают немногочисленные причины развода, которые сохраняют для одного из супругов возможность вступления в новый брак. Поэтому по сложившейся практике разведенный человек (пострадавшая сторона), намереваясь вступить во второй брак, должен обратиться к управляющему епархией епископу и, изложив причины состоявшегося развода, попросить благословения на вступление в новый брак. Если причины развода будут найдены епископом законными, то его письменное разрешение и будет являться подтверждением канонической законности уже состоявшегося развода.
 

Хотел бы задать такой вопрос. Много раз слышал, что Православию очень близка по вере Англиканская церковь, особенно ее "среднее" течение. Некотрые рассматривают англикан "вполне православными христианами". Недавно я ознакомился с "39 статьями Англиканской церкви". 28 статья этого вероисповедного документа англикан (О Вечере Господней) ясно излагает, что Тело Христово принимается только духовным, небесным образом, через веру. Такой же позиции придерживаются и методисты, и кальвинисты. Но разве такое учение об Евхаристии близко Православной Церкви?
С уважением Сергей.

Современное англиканство уже практически ушло от того, что именуется "учением церкви". В нем существует многообразие личных мнений по тому или иному богословскому вопросу. Некоторые из мнений могут не только не согласовываться с Новым Заветом, но и решительно ему противоречить. И упомянутый в вопросе документ уже не актуален. Поэтому сравнивать учение Православной церкви с "учением" англиканства не представляется возможным. Нет и оснований считать, что в своем "развитии" англиканство приближается к Православию, в том числе и в вопросе понимания Евхаристии. Православное осмысление существа этого таинства глубоко отличается от западной традиции (и католической, и протестантской), но это отдельный вопрос.
 

Спасибо за ответ про алтарников. Но все-таки допустимо ли находиться в алтаре человеку благочестивому, но дважды женатому?

Правило 69-е Шестого Вселенского собора говорит: "Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря" (за исключением царя). Т.е. в соответствии с этим правилом вход в алтарь разрешен только лицам, имеющим священный сан, которые, в свою очередь, не могут быть посвящены в оный, если будут второбрачными: "Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, то не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина" (17-е Апостольское правило).
 

Почему освящают оружие, ведь оно будет убивать людей? И можно ли его освящать непосредственно в храме?

1) Согласно традиции христианского благочестия освящению подлежит "всякая вещь" (Требник), которой пользуется человек. Суть освящения любого предмета состоит не в том, что ему передается некая сакральная сила или что он посвящается Богу, а в том, что у Бога испрашивается благодатная помощь человеку для правильного употребления этой вещи, т.е. с пользой. Что касается воинского оружия, то Церковь позволяет людям использовать его не для того, чтобы "убивать людей", а чтобы защищать неповинных людей от смерти (вспомним прп. Сергия Радонежского). В ситуации, когда враг напал на страну, вражеская армия является носителем зла, которое сеет вокруг горе, страдания и смерть. Благословение борьбы с врагом и убийства в этой ситуации обусловлено, во-первых, необходимостью исполнения евангельской заповеди о любви к ближнему - агрессия зла должна быть остановлена, во-вторых, отсутствием каких-либо других, не связанных с убийством, способов для защиты невинного (обратите внимание, если неизбежное убийство разрешается во время боя, то решительно запрещается насилие над беззащитными пленными). Из Евангелия известно, что св. Иоанн Предтеча не запретил принимать участие в сражениях солдатам, которые спрашивали у него о потребном для спасения. И Спаситель не осуждал воинов.

2) Насколько мне известно, канонические правила разрешают вносить в храм только необходимое для совершения богослужения. Освящать оружие разумнее там, где оно должно находиться - в расположении в/части. И потом, трудно представить, как можно освятить в храме, скажем, танк...
 

Почему практически нет толковых молитвословов с кратким объяснением трудных слов? Ведь абсолютное большинство воцерковляющихся людей в них остро нуждаются. Да и верующие со стажем вдруг неожиданно узнают, что совсем не так понимали те или иные слова или выражения.

Насколько мне известно, самых разных толковых молитвословов за минувшее десятилетие было издано очень много. Гораздо острее стоит вопрос о сравнительном достоинстве этих изданий, поскольку не все они были удачны. Из тех, с которыми я имел возможность ознакомиться, больше всего по качеству перевода молитв на русский язык мне понравилась книга "Православный толковый молитвослов с краткими катехизическими сведениями", изданная по благословению Св.Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря редакцией "Скит" в 1992 году.
 

Несколько лет ограничения в пище во время поста не составляли для меня особых трудностей. В этом году появились проблемы с желудком. Врач сказал, что необходимо регулярно принимать кисло-молочные продукты. Сделать себе послабление в посте сам не решаюсь, а священники, к которым я обращался, говорят, что не имеют права отменять постановления Церкви. Как быть?

О каком постановлении говорят упомянутые священники? 69-е Апостольское правило гласит: "Аще кто: не постится во Святую четыредесятницу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, КРОМЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ОТ НЕМОЩИ ТЕЛЕСНОЙ: да будет: мирянин: отлучен". Комментируя это правило, известный византийский канонист иеромонах Матфей Властарь обращает внимание на смысл самого установления поста: "Пост придуман для укрощения прихотливой [требующей исполнения своих прихотей] плоти, а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостаивать снисхождения немощных". Другой общепризнанный православный канонист - Вальсамон - также указывает на необходимость смягчения поста для больных. В то же время оба они требуют неукоснительного воздержания в постные дни от мяса, даже для находящихся "при последнем издыхании", при условии, конечно, что имеется в наличии другая пища для поддержания сил больного.

Святыми отцами Церкви всегда подчеркивалась необходимость рассудительности в вопросах духовной жизни. Один из самых образованных, начитанных в святоотеческой литературе подвижников 19-го века святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Излишнее воздержание ослабляет тело, уничтожает в нем БОДРОСТЬ И СВЕЖЕСТЬ, НЕОБХОДИМЫЕ для трезвения". Или в частном письме к одному лицу он решительно указывал: "Господь сказал: суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы. Сие должно разуметь и о посте. Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы...".



 

ВСТРЕЧА УЧАСТНИКОВ И ДРУЗЕЙ ФОРУМА 
"ПРАВОСЛАВНАЯ БЕСЕДА" В МОСКВЕ

В конце июля или начале августа этого года в Москве состоится встреча участников и друзей форума "Православная беседа". Точное время и место встречи будет уточнятся в соответствии с пожеланиями участников. Предварительная регистрация участников встречи обязательна! Заявки на участие отправляйте на мой адрес: ai@ivc.kaluga.ru В письме укажите удобное для Вас время встречи и любые пожелания по поводу проведения встречи, а также информацию о том, как с вами связаться (телефон, пейджер, е-мейл и т.д.) Для участников форума - просьба указать свой ник на форуме.

Александр Иванов
 
 


Не забудьте переслать "Православное обозрение" Вашим друзьям.

Редактор рассылки: Александр Иванов, ai@ivc.kaluga.ru.
Помощь в подборе информационных материалов: Андрей Левагин, Евгений Стрельчик.

Форум "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru
Архив предыдущих выпусков Обозрения: http://beseda.mscom.ru/list

Обозрение рассылается через службы:
http://www.citycat.ru
http://MailList.ru/
http://www.content.ru/

Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис  служб  рассылок,  автор  узнает  о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное