Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N54 (часть 1)


Служба Рассылок Городского Кота
+
П Р А В О С Л А В Н О Е     О Б О З Р Е Н И Е

В этом выпуске:
    13-16 августа 2000 года
    в Москве состоялся
    Юбилейный Архиерейский Собор
    Русской Православной Церкви
Приложение к форуму "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru


Выпуск 54

28 августа 2000 г.

Подписчиков: 4092


Дева Мария - Владычица благосерднейшая всех сынов и дщерей человеческих, как Дщерь Бога Отца, Который есть любовь, Мать Бога-Слова - любви нашей, избранная Невеста Духа Всесвятого, Иже есть любовь, единодушная Отцу и Слову. Как не прибегать к такой Владычице и не чаять от Нее всех благ духовных!
Св. Иоанн Кронштадтский

Уважаемые читатели, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы!

Вновь и вновь прошу у вас прощения за перебои с выпусками Обозрения. Этот выпуск целиком посвящен состоявшемуся Архиерейскому Собору, я публикую сообщения информационных агентств, а также ссылки на полные тексты документов Собора. Выпуск снова разбит на две части, новости православного интернета помещены во второй части.

Очень надеюсь, что приспособлюсь к новым условиям, и Обозрение будет вновь выходить регулярно. Прошу помощи добровольцев. Помощь состоит в подборке новостных религиозных сообщений, размещающихся в интернете. Для обсуждения деталей прошу писать мне на <ai@terra.ru>. Желающих внести свой вклад в выпуски Обозрения каким-то другим образом, например, ведением новой рубрики, также прошу писать по этому адресу, все идеи и предложения будут приняты с благодарностью.

Ваш Александр Иванов

 
 

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


ОТКРЫЛСЯ ЮБИЛЕЙНЫЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Москва, 13 августа. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлится до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: "Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность - это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова". Святейший Патриарх, отметив, что заседание проходит в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя, освященном им 11 августа, выразил благодарность присутствовавшему в зале мэру Москвы Ю. М. Лужкову, правительству и труженикам города, которые внесли огромный вклад в воссоздание народной святыни и в подготовку юбилейных торжеств в российской столице. Архиерейский Собор единогласно утвердил программу и регламент своих заседаний, избрал Секретариат из четырех архиереев во главе с секретарем Собора - митрополитом Солнечногорским Сергием, управляющим делами Московской Патриархии, Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, и Мандатную комиссию из троих архипастырей под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II огласил свой доклад "Русская Православная Церковь на рубеже веков". В заключение заседания была представлена информация Мандатной комиссии, согласно которой на Собор прибыли 144 архиерея. Православие 2000

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ВЫСКАЗАЛСЯ ЗА ДИАЛОГ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ЗАГРАНИЦЕЙ
Москва, 13 августа За диалог с Русской Зарубежной Церковью вновь высказался Патриарх Московский и всея Руси Алексий, выступая 13 августа на Архиерейском Соборе в Москве. Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: "Возлагая упование на неизмеримое милосердие Божие и на Его Всеблагой Промысл, приводящий человека многоразличными путями к духовному спасению, Русская Православная Церковь вновь и вновь призывает к обретению канонического единства всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России. Русская Православная Церковь заявляя о своей приверженности идее диалога во имя скорейшего преодоления разделения, порожденного исторической трагедией нашего народа в минувшем XX веке, обращает свой голос ко всем русским людям, пребывающим в рассеянии, с призывом к тому единству, которое завещал нам Иисус Христос: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня". (Ин. 17:21)." Служба коммуникации ОВЦС МП / Православие 2000

ПРОСЛАВЛЕНИЕ СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
Москва, 14 августа. Архиерейский Юбилейный Собор, проходивший в Москве с 13-16 августа, заслушал доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых о результатах деятельности Комиссии за межсоборный период. По докладу Митрополита Ювеналия было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны и 46 подвижников, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. Свидетельства об этих святых поступили из 30 епархий и 5 ставропигиальных монастырей.

К этому числу 860 подвижников в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания включены имена 230 ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в следующих епархиях: Алматинской, Костромской, Казанской, Красноярской, Московской, Омской, Пермской, Рязанской, Тверской, Уфимской, в Украинской Православной Церкви и в Беларусском Экзархате.

Рассмотрев вопрос о канонизации Царской Семьи, члены Собора приняли решение о прославлении Императора Николая II, Императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников. Среди них:

митрополит Макарий (Невский; 1835-1926), занимавший с 1912-1917 годы Московскую кафедру, ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет, обильно облагодатствованный дарами Святого Духа;

протоиерей Алексий Мечев (1859-1923) - "старец в миру" как его называли современники. Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, отец Алексий жизнью и служением, которое проходило в Москве, воплотил идеал доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу, молитвенника и чудотворца;

иеросхимонах Алексий (Соловьев; 1846-1928) - старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился Промысел Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с его именем на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску "единого на потребу" (Лк. 10:42);

иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866-1949) - еще будучи мирянином отличался не только высоким православным благочестием, но и поистине чудесным даром духовного утешения всех "страждущих и обремененных", которые встречались на его жизненном пути. Великое служение старца изобиловало дарами прозорливости, исцелениями болящих и другими чудотворениями, память о нем благоговейно почитается современными поколениями православных христиан не только Петербургской епархии, но и по всей России, и за ее пределами;

34 преподобномученика Спасо-Преображенской Валаамской обители. 20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников мученически истреблены за твердость в православной вере;

митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) - ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность;

епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) - праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству;

архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) - почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания и распространению на Алтае веры Христовой;

священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848) - подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом даров исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса;

игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) - память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии.

Рассмотрев праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, распространяющееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова (+1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита, местночтимого святого Соловецкой обители; свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви местночтимых преподобных Оптинских старцев Архиерейский Собор принял решение прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768- 1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-193 8).об их общецерковном прославлении.

Участникам Соборных торжеств Святейший Патриарх Алексий II на молитвенную память о состоявшемся 20 августа в Храме Христа Спасителя прославлении новомучеников и исповедников Российских и других почитаемых народом подвижников подарил иконы: "Собора новомучеников и исповедников Российских XX века" (с клеймами), "Собора новомучеников и исповедников Российских" (средник), и икону "Собора святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова".

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: "Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе" (49 страниц). Икона "Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова" была создана в Иконописной Школе при Московской Духовной Академии. Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников. Результатом деятельности Собора стало решение о причислении к лику общецерковных святых 1154 подвижников веры и благочестия.  Православие 2000

К ЧИНУ ПРОСЛАВЛЕНИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ ВО ГЛАВЕ С ЦАРСКОЙ СЕМЬЕЙ НАПИСАНЫ ИКОНЫ
Москва, 14 августа С нимбом над головой впервые предстанут на иконах Русской Православной Церкви император Николай II с членами семьи. Изображения царской семьи и других прославленных Архиерейским Собором святых уже написаны к чину канонизации новомучеников и исповедников российских, который будет совершен в Храме Христа Спасителя 20 августа. После чего списки икон Патриарх Алексий вручит участникам Собора и высоким гостям. Как сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в Московском Патриархате, Собор рассмотрел материалы, переданные из архивов КГБ, о 860 мучениках за веру. Имена 46 из них установить не удалось, однако достоверно известно, что они пострадали за Христа. К лику святых причислены также подвижники других времен. Среди них - митрополит Макарий (Невский), просветитель алтайского края, московский "старец в миру" Алексий Мечев, прозорливый петербургский батюшка Серафим Вырицкий. ИТАР-ТАСС / Православие 2000

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН ПРОСЛАВЛЕН КАК ОБЩЕЦЕРКОВНЫЙ СВЯТОЙ
Москва, 14 августа Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, последний настоятель Сретенского монастыря перед его закрытием, прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. До этого архиепископ Иларион почитался как местночтимый святой Московской епархии. Владыка Иларион после шестилетнего пребывания в соловецком концлагере преставился в лениниградской тюремной больнице в 1929 году. Особенно актуально в наше время звучат слова священномученика Илариона: "Русский народный характер воспитался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека является почти непременным отпадением и от России". Православие 2000

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ВТОРОЙ И ЕГО СЕМЬЯ ПРИЧИСЛЕНЫ К ЛИКУ СВЯТЫХ
Москва, 14 августа. Вопрос о канонизации новомучеников решался на Архиерейском Соборе сегодня, 14 августа. В зале Храма Христа Спасителя, где выступал с докладом председатель Синодальной комиссии по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, присутствовали одни архиереи. В 17 часов 20 минут нам сообщили из зала Соборов, что несколько минут назад окончательное положительное решение о канонизации принято. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев, которые со слезами на глазах говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Некоторые сомнения высказал лишь один епископ из Западной Украины. Голосовали вставанием, и зал Церковных Соборов, полный стоящих архиереев, лучше всяких слов свидетельствовал о святости царственных страстотерпцев. Решение было принято единогласно. На Соборе также было принято решение о канонизации 860 человек из огромного числа новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа в ХХ веке. К Собору причислен и ряд местночтимых святых. Церковное торжество причисления к лику святых сонма новомучеников российских состоится в Храме Христа Спасителя во второй день Преображения Господня, 20 августа. После этого новопрославленным святым, в том числе страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии, будут составлены службы, написаны жития, благословлены иконы для общецерковного почитания. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям. Деяние Собора, в частности, гласит: "В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры." До этого царственные мученики были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитались они как святые и в Сербской Церкви. В церковном народе почитание Царской семьи, как отмечал в одном из своих докладов митрополит Ювеналий, было начато еще Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре через три дня после екатеринбургского убийства "и продолжалось - несмотря на господствовавшую идеологию - на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории". В последние годы было зафиксировано множество чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и даже иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев, что и послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых. По церковным канонам, наличие мощей святого при его канонизации необязательно. Православие 2000

РЕШЕНИЕ О КАНОНИЗАЦИИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ ПОМОЖЕТ СБЛИЖЕНИЮ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ, СЧИТАЕТ ИЕРАРХ РПЦ
Москва, 14 августа Надежду на то, что принятое решение о канонизации царской семьи поможет сближению Русской и Зарубежной Православных Церквей, выразил сегодня в интервью журналистам председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он напомнил, что в результате исторической трагедии русского народа Церковь разделилась на две части - пребывающую в России и в зарубежье. Русская Церковь за границей еще в 1981 году причислила царскую семью к лику святых. Митрополит отметил, что у Архиерейского Собора "не было оснований выступать против канонизации, хотя в дискуссии говорилось о многом, в том числе и о возможных отрицательных последствиях этого шага". Однако по сравнению с дискуссией на подобном церковном форуме 1997 года в этот раз возобладал не политический контекст, а свидетельства о многочисленных чудесах, совершившихся за это время по молитвам к царственным мученикам. К примеру, по России, Сербии, Украине была провезена чудотворная мироточивая икона царя-мученика, написанная в США. ИТАР-ТАСС / Православие 2000

УЧАСТИЕ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И В ПОЛИТИКЕ
Москва, 15 августа С докладом о социальной концепции РПЦ выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он еще раз подтвердил принципиальную позицию Церкви о неучастии духовенства в делах государственного управления. Неизменным остается положение о том, что государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. В то же время оговорена возможность взаимодействия "в делах, служащих благу Церкви, личности и обществу" - миротворчестве, воспитании и образовании, делах милосердия, благотворительности. Но названы области, в которых сотрудничество невозможно: политическая борьба и предвыборная агитация, поддержка тех или иных политических партий и лидеров, разведывательная деятельность. "Церковь предписывает своим членам повиноваться государственной власти, за исключением случаев, когда власть принуждает их к отступлению от Христа". ИТАР-ТАСС / Православие 2000

СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БЫЛА ПРИНЯТА АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ
Москва, 15 августа В соответствии с этим документом, который призван дать ответы на многие проблемы современного мира с точки зрения христианской нравственности, морали и этики, на основе Священного Предания и опыта церковной жизни Церковь решительно осуждает аборт как тяжкий грех и приравнивает его к убийству. При этом мужчина, если аборт делается с его согласия, несет такую же ответственность за этот грех, как и женщина. Распространение и оправдание абортов в современном обществе - это угроза будущему России, где в год по сильно заниженной официальной, статистике совершается до 1 млн. подобных операций. В своей социальной концепции Церковь осуждает гомосексуализм как грех и не признает попыток представить его индивидуальной природной предрасположенностью. Иерархи полагают, что лица занимающиеся пропагандой половых извращений не могут быть допущены к преподавательской и воспитательной работе, особенно в армии и в исправительных учреждениях. Церковь не одобряет и попыток изменения пола. Если смена пола все же произошла, то такой человек не может быть рукоположен в священный сан и недопустимо вступление его в церковный брак. ИТАР-ТАСС / Православие 2000

ЦЕРКОВЬ РЕШИТЕЛЬНО ОСУЖДАЕТ АБОРТЫ И КОНТРАЦЕПЦИЮ, ГОВОРИТСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РПЦ, ПРИНЯТОЙ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ
Москва, 15 августа Церковь решительно осуждает аборт как тяжкий грех и приравнивает его к убийству. Об этом говорится в социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой сегодня Архиерейским Собором. Единственным снисхождением к искусственному прерыванию беременности, согласно этому документу, может служить прямая угроза жизни матери. При этом мужчина при согласии с абортом несет такую же ответственность за этот грех, как и женщина. Распространение и оправдание абортов в современном обществе - это угроза будущему России, где в год только по официальной статисте совершается до 1 млн подобных операций - такова позиция Церкви. В социальной концепции РПЦ дана оценка и широко распространенным способам предохранения от беременности. В частности, в ней сказано: "Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом." ИТАР-ТАСС / Православие 2000

ЦЕРКОВЬ ОБ ОТМЕНЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Москва, 16 августа Церковь одобряет шаги государства по отмене смертной казни, считая, что милосердие к падшему человеку предпочтительнее мести. Вместе с тем, она признает, что этот вопрос должен решаться обществом свободно, с учетом состояния преступности и соображений охраны жизни членов общества. Такова позиция церкви по этому вопросу, изложенная в принятой Архиерейским Собором социальной концепции РПЦ. В этом документе церковь напоминает, что наказание смертью делает непоправимой судебную ошибку и вызывает неоднозначные чувства в народе. Поэтому она считает своим долгом просить у светских властей смягчения наказаний осужденных. Помочь оступившимся людям встать на путь праведной жизни - такова задача священников, которые несут сегодня служение в местах заключения. На сегодняшний день в исправительных колониях и тюрьмах России действует около 400 храмов и молельных комнат. ИТАР-ТАСС / Православие 2000

СТАТУС САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОЛУЧИЛА УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Москва, 17 августа Статус самоуправляемой получила Украинская Православная Церковь в новом уставе РПЦ, принятый Архиерейским Собором. Об этом было сообщено сегодня на пресс-конференции по итогам форума в Москве. Архиерейский Собор единогласно подтвердил независимость и самостоятельность УПЦ, которые были предоставлены ей Московский Патриархатом в 1990 году. В то же время Собор проявил готовность провозгласить автономию УПЦ, но эта проблема будет решаться на всеправославном уровне. Провозглашение автономии должно увязываться с улучшением ситуации на Украине, считают иерархи. Президент Украины Леонид Кучма прислал на имя Патриарха Алексия телеграмму с просьбой предоставить автономию УПЦ. Однако Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел отметил, что против этого выступает церковный народ Украины. От имени УПЦ он выразил удовлетворение решением, принятым Архиерейским Собором. Украинская Православная Церковь - самая большая на Украине. Она насчитывает 8.400 приходов, 120 монастырей, 5 духовных семинарий, 1000 воскресных школ и десятки семинарий. ИТАР-ТАСС / Православие 2000

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР КОНСТАТИРУЕТ ПРОНИКНОВЕНИЕ СЕКТ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Москва, 17 августа Одним из новых направлений деятельности сект стало проникновение в органы государственной власти, в научные и политические структуры России. Тревогу в связи с этим выразил Архиерейский Собор. В частности, церковный форум обнародовал такие скрытые от общества факты: ряд организаций России осуществляют издательскую деятельность на средства сайентологов, семинары и конференции светских организаций на религиозную тематику часто финансируются мормонами. Продолжают существовать секты, возникшие на российской почве. Учитывая отрицательное отношение к ним, они приспосабливаются к новым условиям. Особое беспокойство иерархов вызывают сатанисты. Только в минувшем году ими было совершено несколько убийств в Белоруссии и России. Известны примеры осквернения православных святынь в Минске, Санкт-Петербурге, Приозерске, Ставрополе, Москве. ИТАР-ТАСС / Православие 2000

ОБ ОПАСНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ С КЛОНИРОВАНИЕМ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЦЕРКОВЬ
Москва, 15 августа Об опасности экспериментов с клонированием предупреждает Русская Православная Церковь. В документе по социальной концепции РПЦ, принятом сегодня Архиерейским Собором, они названы "вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию". Высказывая свое мнение по этой современной проблеме, иерархи Церкви подчеркивали, что свобода и уникальность являются неотъемлемой частью личности. "Тиражирование" людей с заданными параметрами желательно лишь для приверженцев тоталитарных идеологий. Церковь предупреждает о психологических последствиях этих опасных экспериментов, говоря о том, что "копия" человека не может ощущать себя самостоятельной личностью". Побочным результатом таких опытов стали бы многочисленные несостоявшиеся жизни и рождение нежизнеспособного потомства. ИТАР-ТАСС / Православие 2000

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА СОСТОЯЛАСЬ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Москва, 17 августа

17 августа, на другой день после завершения работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция для аккредитованных журналистов.

О трудах и деяниях Архиерейского Собора представителям российских и зарубежных средств массовой информации рассказали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Редакционной комиссии Собора, и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, председатель Мандатной комиссии Собора.

Выступив перед началом пресс-конференции с краткими заявлениями для печати, Высокопреосвященнейшие владыки отметили особую значимость для Церкви и общества в целом принятых Собором документов, а также свидетельствовали о духе братского единомыслия, которым были благословлены соборные деяния собравшихся в Москве архипастырей.

В частности, митрополит Ювеналий рассказал о многолетней кропотливой работе возглавляемой им Синодальной комиссии по канонизации святых. Отвечая на один из вопросов, владыка Ювеналий отметил: "Работа комиссии была совершенно свободна от какого бы то ни было политического давления с чьей-либо стороны. Вместе с тем комиссия не считала для себя возможным игнорировать мнение десятков тысяч граждан и организаций, поддержавших в своих обращениях идею прославления в лике святых страстотрпцев последнего российского Императора и его Семьи".

Всего же по результатам работы комиссии, получившим единогласное одобрение Собора, будет канонизировано 1154 святых угодника, из которых 1090 - новомученики и исповедники Российские, пострадавшие в ХХ веке. В частности, 160 из новопрославленных святых - благочестивые миряне.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавлявший Синодальную Рабочую группу по выработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, рассказал о работе над этим фундаментальным мировоззренческим документом, в котором сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий. "Основы социальной концепции Церкви, единогласно одобренные участниками Собора после заинтересованного шестичасового обсуждения, свидетельствуют об осознании Церковью своей ответственности перед человеком, семьей и обществом на качественно новом уровне, - сказал владыка Кирилл. - Ныне не только числом вновь открытых приходов и восстановленных храмов должно оценивать успех церковного делания, но и реальным, деятельным и действенным вкладом Церкви в устроение жизни на началах христианской нравственности, укорененных в Священном Писании и Священном Предании".

Одобренные Собором Основы социальной концепции Церкви были рекомендованы Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам, а также клирикам и мирянам в качестве руководства во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Положения данного документа будут применяться в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества.

В качестве председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви митрополит Кирилл рассказал о сущности отдельных изменений в документе и о значении его новой редакции для канонической жизни Церкви на современном этапе, отметив положительное влияние на весь ход работы принятия в 1997 году "Закона о свободе совести и о религиозных объединениях".

Отвечая на вопросы журналистов о ситуации на Украине, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел отметил значение Определения завершившегося Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви для преодоления нынешнего кризиса. По мнению владыки Агафангела, подтверждение Юбилейным Архиерейским Собором статуса независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году, дает надежду на уврачевание расколов и создает хорошие предпосылки для объединение всех православных в лоне единой Церкви.

Отвечая на вопрос об отношении Русской Церкви к инославию, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вновь подтвердил ее готовность, оставаясь верной своему духовно-каноническому строю, продолжать, по примеру апостолов Христовых, миссию свидетельства миру Истины Православия. "Этой животворящей духовной перспективой отмечены деяния ныне завершившегося Освященного Архиерейского Собора", - подчеркнул владыка Кирилл. Служба коммуникации ОВЦС МП

ЧИН КАНОНИЗАЦИИ НОВОПРОСЛАВЛЕННЫХ СВЯТЫХ СОСТОЯЛСЯ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Москва, 20 августа. Как акт покаяния перед памятью принявших смерть за веру в годы гонений были прославлены сегодня в храме Христа Спасителя новомученики и исповедники российские во главе с Царской семьей. Чин канонизации совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий с епископатом Русской Церкви и предстоятелями Поместных Православных Церквей. Архиерейский Собор причислил к лику святых 1090 подвижников, среди которых были архиереи, священники, монахи, миряне, претерпевшие скорби, но оставшиеся верными Христу. В ближайшие годы Собор новомучеников пополнится новыми именами. В этот же день были прославлены еще 230 русских подвижников других эпох. Всего в святцы были занесены для общецерковного почитания 1154 подвижника. "Этим событием мы подводим итог трагического для нашего Отечества ХХ века, и мы веруем, что молитвами этих подвижников Россия духовно возрождается", - сказал Патриарх, отметив, что "Церковь с надеждой вступает в ХХI век, веруя, что он станет для нашей страны временем мира, созидания и духовного возрождения". ИТАР-ТАСС / Православие 2000

О, если бы мы слышали и видели молитву о нас и о мире Пресвятой Девы Богоматери, ангелов и святых, мы бы ужаснулись и устыдились своей лености и небрежности в молитве, мы не только днем, но и среди ночи восстали бы на молитву и славословие Господней благости, Божия долготерпения, Божия величия, Божией премудрости и силы всемогущей.
Св. Иоанн Кронштадтский

 

ДОКУМЕНТЫ

ДОКЛАД Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. (13-16 августа 2000 года)
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r03.htm

ПОСЛАНИЕ Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r34.htm

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r35.htm

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об Украинской Православной Церкви
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r31.htm

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по Уставу Русской Православной Церкви
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r30.htm

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о положении Православной Церкви в Эстонии
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r29.htm

ДОКЛАД архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Всецерковного православного молодежного движения Московского Патриархата, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r28.htm

ДОКЛАД митрополита Солнечногорского Сергия Архиерейскому Собору о деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в межсоборный период (1997-2000 гг.)
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r26.htm

ДОКЛАД архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r25.htm

ДОКЛАД епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r24.htm

ДОКЛАД митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r15.htm

ОБ "ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ". Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r23.htm

ОПРЕДЕЛЕНИЕ об "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви"
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r23.htm

ОСНОВЫ социальной концепции Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sd00r.htm

ДОКЛАД председателя Синодальной Богословской Комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r22.htm

ДОКЛАД архиепископа Бронницкого Тихона, председателя Издательского Совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r21.htm

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "Об основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию" http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r12.htm

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ отношения Русской Православной Церкви к инославию http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r13.htm

Прославление святых на Юбилейном Архиерейском Соборе http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r07.htm

ДОКЛАД митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых на Юбилейном Архиерейском Соборе http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r05.htm

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной Комиссии по канонизации святых http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r11.htm

ДЕЯНИЕ Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r09.htm

ДЕЯНИЕ Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Гнеушева (1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r10.htm

Пресс-конференция по итогам Юбилейного Архиерейского Собора состоялась в Храме Христа Спасителя
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r36.htm

Телеграмма от имени Архиерейского Собора (о подлодке "Курск) http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r27.htm

Письмо участников Юбилейного Архиерейского Собора Президенту РФ В.В.Путину http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r32.htm
 


КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Этот номер разбит на две части из-за большого объема.
Вторая часть будет разослана всем подписчикам отдельным письмом.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное