Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
+
П Р А В О С Л А В Н О Е     О Б О З Р Е Н И Е

В этом выпуске:
  • Первый в истории визит Святейшего Патриарха в Японию
  • В Косово взорван еще один храм
  • Продолжение полемики о греческих паспортах
  • Константинопольский Патриархат планирует открыть в Эстонии женский монастырь
  • Православный календарь
  • Новости православного интернета
Приложение к форуму "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru


Выпуск 44

15 мая 2000 г.

Подписчиков: 3309


Молитва есть врачевство печали и уныния.
Преп. Нил Синайский

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПРИБЫЛ С ПЕРВЫМ В ИСТОРИИ ВИЗИТОМ В ЯПОНИЮ
ХАКОДАТЕ (ЯПОНИЯ), 12 мая. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл сегодня с визитом в Японию. Это первое в истории посещение Японии Предстоятелем Русской Православной Церкви. Первую остановку Патриарх Алексий II сделал в городе Хакодате на северном острове Хоккайдо, откуда во второй половине ХIХ века началась история Православия в Японии. Сейчас в стране насчитывается около 30 тыс верующих и порядка 150 православных храмов и молитвенных домов. Сегодня вечером по местному времени Святейший Патриарх Алексий II прибудет в Токио. В воскресенье он возведет в сан Митрополита Токийского и всея Японии нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви епископа Киотосского Даниила (Нусиро). Программа визита включает встречи Патриарха Алексия II с императором Японии Акихито и премьер-министром Иосиро Мори. Глава японского правительства, который в конце прошлого месяца встретился в Санкт-Петербурге с избранным президентом РФ Владимиром Путиным, приветствовал визит Патриарха, подчеркнув, что он "послужит укреплению российско-японских отношений". Помимо Токио, где Предстоятель Русской Православной Церкви посетит подворье Московской Патриархии, он побывает также в древней японской столице Киото. ИТАР-ТАСС

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВЫСКАЗАЛСЯ ЗА ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
ВЛАДИВОСТОК, 12 мая. За заключение мирного договора между Россией и Японией высказался сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время пресс-конференции в аэропорту перед отлетом в Японию. Предстоятель Русской Православной Церкви считает, что это даст огромный импульс в развитии добрососедских отношений между двумя народами. Он сказал, что рад посетить эту страну и, что кроме главной цели - интронизации нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви - он будет рад также "познакомиться с Японией, с ее народом и ее древней культурой". ИТАР-ТАСС

ПРЕДСТОЯТЕЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЧИТАЕТ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ В ЭТОМ ГОДУ ДВАЖДЫ ПОСЕТИТ ЯПОНИЮ
ХАКОДАТЕ (ЯПОНИЯ), 12 мая. Знаменательным назвал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время встречи с духовенством и светскими властями японского города Хакодате тот факт, что президент РФ Владимир Путин дважды в этом году посетит Японию - для участия в предстоящем в июле на Окинаве совещании лидеров "восьмерки", а также с официальным визитом. Развитие двусторонних отношений, считает Святейший Патриарх, который сегодня прибыл в Японию с первым в истории визитом, отвечает интересам обеих стран. Он выразил надежду на то, что и нынешний визит делегации Московского Патриархата послужит укреплению доверия и сотрудничества, углублению традиционных связей между двумя народами. Патриарх Алексий II обратил внимание на то, что именно в Хакодате многое говорит об истории российско-японских отношений. Это и храм Воскресения Христова, и русское кладбище, которые бережно сохраняются светскими властями. На кладбище была совершена лития по похороненным здесь соотечественникам. Благим целям развития двусторонних отношений, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, служит и недавнее открытие в Хакодате филиала Дальневосточного государственного университета, который готовит специалистов по российской истории. "Это потенциальные друзья русского народа", - сказал Святейший Патриарх. ИТАР-ТАСС

ЕПИСКОП ИОКОГАМСКИЙ ПЕТР СКОНЧАЛСЯ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ
ТОКИО, 10 мая. Епископ Иокогамский Петр (Арихара) скончался сегодня в Токио после тяжелой болезни. На состоявшемся 3-5 марта Поместном Соборе он был избран Предстоятелем Японской Православной Автономной Церкви, и должен был заменить на этом посту скончавшегося в мае прошлого года архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии Феодосия, который возглавлял Японскую Церковь с начала 70-х годов. Согласно каноническим нормам, новый Предстоятель вступил в должность сразу же после утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, которое последовало 7 марта. Торжественная интронизация должна была быть совершена в Токио 14 мая сего года во время официального визита Святейшего Патриарха Алексия в Японию Однако около трех недель назад епископ Петр был вынужден подать в отставку по состоянию здоровья. Его рапорт, отправленный в Москву, подписал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 мая на состоявшемся в Токио Чрезвычайном Поместном Соборе Японской Православной Автономной Церкви новым Предстоятелем был избран епископ Киотосский Даниил (Нусиро). ИТАР-ТАСС

ПРАВОСЛАВИЕ В ЯПОНИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ТОКИО, 12 мая. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл сегодня, 12 мая, с визитом в Японию. Это первое в истории посещение Японии Предстоятелем Русской Православной Церкви. История Православия в Японии уходит корнями во вторую половину XIX века, когда в 1861 году в город Хакодате на северном и ближайшем к территории России японском острове Хоккайдо, где открылось первое консульство Российской империи, по решению Святейшего Синода Русской Православной Церкви прибыл иеромонах Николай (в миру - Иван Касаткин). Изучив японский язык, он занялся переводом Евангелия, стал активно проповедовать слово Божие по всей стране на протяжении полувека, строил православные храмы и молитвенные дома. Именно благодаря владыке Николаю в центре Токио был построен Кафедральный собор Воскресения Христова, который японцы в знак уважения к первому проповеднику Православия предпочитают называть его именем "Никорай-до" ("Собор Николая"). Его миссионерская деятельность расценивается Русской Православной Церковью как апостольский подвиг, за который в 1970 году он был причислен к лику святых. В годы Второй мировой войны и послевоенные годы Православие в Японии столкнулось с серьезными трудностями. Митрополита Сергия Тихомирова третировали и даже на волне шпиономании посадили в тюрьму, где он скончался за несколько дней до конца войны. После его смерти власти не давали въездных виз епископам из России, и вместо них приезжали епископы из Америки, которые не были под юрисдикцией Московского Патриархата. Стремясь избежать раздоров, Московский Патриархат в 1970 году даровал Японской Православной Церкви автономию, означающую, что она не отчитывается перед Московским Патриархатом, но согласовывает с ним свои действия в решении глобальных вопросов. Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви в начале 70-х годов стал священнослужитель-японец - архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии Феодосий. После кончины в мае 1999 года Митрополита Феодосия встал вопрос об избрании нового Предстоятеля Японской Церкви. Кандидатами стали три священнослужителя-японца - епископ Иокогамский Петр, епископ Киотосский Даниил и епископ Сендайский Серафим. Все трое предстали перед Священным Синодом Русской Православной Церкви, были пострижены в монахи в Троице-Сергиевой лавре, а затем поочередно минувшей осенью и в январе были рукоположены в епископский сан Патриархом Алексием II. 4 марта нынешнего года на состоявшемся в Токио чрезвычайном Поместном соборе новым Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви был избран епископ Иокогамский Петр (Арихара). Для участия в соборе в Токио прибыл председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Однако в апреле епископ Петр был вынужден подать в отставку по состоянию здоровья. Его рапорт, отправленный в Москву, подписал Патриарх Алексий II. 10 мая епископ Петр скончался. 6 мая в Токио был вновь созван чрезвычайный Поместный собор Японской Автономной Православной Церкви, на котором новым Предстоятелем был избран епископ Киотосский Даниил (Нусиро). 14 мая Святейший Патриарх Алексий II возведет его в сан Митрополита Токийского и всея Японии. Интронизация будет происходить в Кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио. По данным Японской Автономной Православной Церкви, по всей стране насчитывается примерно 30 тысяч верующих и около 150 православных храмов и молитвенных домов. Связующим звеном между Русской Православной Церковью и Японской Автономной Православной Церковью, которые поддерживают очень тесные отношения, служит открывшееся в Токио в 1970 году подворье Московской Патриархии. Настоятелем подворья является протоирей Николай Кацюбан, который был командирован в Японию Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата. Среди прихожан подворья - не только проживающие в Японии российские граждане, но и православные японцы, болгары, греки. Богослужения на подворье совершаются как на русском, так и на японском языках, тем более, что некоторые священнослужители и певчие - японцы. Кроме того Московский Патриархат имеет приход в Хитати в ста с лишним километрах от Токио. В его ведении находится также часовня на русском кладбище в Нагасаки. Подворье не имеет собственного храма в Токио и располагается по сути дела в обычном доме, и в настоящее время идет сбор пожертвований на строительство храма подворья. ИТАР-ТАСС

МОЛЕБЕН О МИРЕ И ПРОЦВЕТАНИИ РОССИИ И ЯПОНИИ СОВЕРШИЛ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II В ХАКОДАТЕ
ХАКОДАТЕ (ЯПОНИЯ), 12 мая. Молебен о мире и процветании России и Японии совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который прибыл сегодня с первым в истории визитом в Японию. Обращаясь к многочисленной японской пастве в храме Воскресения Христова, который был возведен в городе Хакодате во второй половине XIX века первым проповедником Православия в Японии равноапостольным Николаем (Касаткиным) и стал первым православным храмом в этой стране, Святейший Патриарх сказал, что именно сюда была впервые принесена благая весть о Православии. Патриарх Алексий II особо отметил, что его визит начался с посещения места первого миссионерского служения святителя Николая, которое является свидетельством неразрывных духовных связей православного народа Страны восходящего солнца и Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий напомнил, что Русская Православная Церковь на протяжении долгих лет духовно окормляла японскую паству, знакомя ее с традициями православной культуры, которые получили в Японии свое национальное преломление. Он отметил, что заботой о Японской Автономной Православной Церкви явилось и восполнение ее иерархии после кончины в мае прошлого года преосвященного митрополита Федосия. Патриарх отметил, что полнота канонического бытия Японской Автономной Православной Церкви была восстановлена через избрание достойных кандидатов на вакантные архиерейские кафедры. Он напомнил, что в минувшем году в России были совершены монашеский постриг и архиерейские хиротонии избранных достойных кандидатов. Все это свидетельствует о нашем единстве во Христе и глубоком духовном единстве, сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. Отношения между Россией и Японией в уходящем веке не всегда складывались ровно, напомнил Патриарх Алексий II. Были в них и мрачные страницы, велись войны, но Православная Церковь и в России, и в Японии хранила огонь взаимной любви в сердцах своих православных чад, веруя в то, что любовь Христова преодолеет раздоры, подчеркнул он. "Мы с чувством глубокого удовлетворения свидетельствуем о процветании в Японии православной веры, насажденной равноапостольным Николаем", - сказал Святейший Патриарх. Он пожелал всесильной помощи Божией иерархам, клирикам и всему народу Японии, мира и процветания Стране восходящего солнца. ИТАР-ТАСС

ОКОЛО ДВУХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПРИСУТСТВОВАЛО НА БОГОСЛУЖЕНИИ, КОТОРОЕ СОВЕРШИЛ НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ВЛАДИВОСТОКА ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ
ВЛАДИВОСТОК, 11 мая. С пожеланиями жить в мире, любви и согласии друг с другом обратился сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к жителям Приморья, куда он приехал накануне, сделав здесь краткую остановку по пути в Японию. В этот день на центральной площади Владивостока Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную Литургию. Несмотря на ливень, на богослужении под открытым небом присутствовало более двух тысяч человек. Приезд Патриарха Алексия стал важным событием в духовной жизни региона. Впервые на юго-восточной окраине России было услышано живое патриаршье слово, верущие воочию увидели своего Предстоятеля, предпринявшего это дальнее путешествие, чтобы укрепить в людях дух Православия. Дальний Восток больше других регионов пострадал в годы гонения на Церковь. До революции здесь было 150 храмов, треть из них была сосредоточена во Владивостоке. А восстановлению церковной жизни способствовало возрождение в крае в 1991 году Владивостокской епархии. Немалую помощь этому процессу оказывают и светские власти. За помощь Церкви Патриарх Алексий наградил губернатора края Евгения Наздратенко орденом Святого благоверного князя Даниила Московского. Патриарх Алексий поздравил всех владивостокцев с 140- летием образования города, который по его словам, стал за это время "форпостом Отечества, краем, откуда начинается день для всей России". Патриарх Алексий считает, что с возрождением Православия начнется экономическое и социальное возрождение края. Поэтому он решительно выступил против попыток деструктивных сект и псевдомиссионеров, которые пользуются экономическими трудностями народа "покупать души людей за пакет гуманитарной помощи". Предстоятель Русской Церкви призвал каждого на своем месте осознать ответственность за будущее государства и служить процветанию и сохранению целостности государства. Сегодня в дальневосточном государственном университете за вклад в духовное возрождение России Патриарху Алексию был вручен почетный знак и диплом доктора права этого учебного заведения. ИТАР-ТАСС

НАХОДЯЩИЙСЯ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ПОСЕТИЛ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР "ВАРЯГ"
ВЛАДИВОСТОК, 11 мая. Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" - один из современных боевых кораблей Тихоокеанского флота, оснащенный крылатыми ракетами, - посетил сегодня находящийся во Владивостоке Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращаясь к морякам-тихоокеанцам, Предстоятель Русской Церкви обратил внимание на то, что современный крейсер носит гордое имя своего героического предшественника, который вошел в историю России. "Несмотря на трудности, тихоокеанский флот сумел сохранить свою боевую мощь и сегодня является надежным щитом нашей Родины", - сказал Патриарх Алексий. Он пожелал военным морякам успехов, чтобы "на море и на суше, боевых походах они всегда стояли на страже интересов страны". Патриарх наградил командующего Тихоокеанским флотом адмирала Михаила Захаренко орденом Святого благоверного князя Даниила Московского. Командующий, в свою очередь, преподнес Патриарху морской офицерский кортик. Между Тихоокеанским флотом и Владивостокской епархией существует договор о сотрудничестве. Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин три года назад стал первым священнослужителем, который в качестве члена команды участвовал в учебном походе на ракетном крейсере "Варяг" в Корею и Японию. ИТАР-ТАСС

В ГРОЗНОМ СОСТОЯЛОСЬ КРЕЩЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МОСКВА, 5 мая. В Грозном освящены блокпосты и состоялось крещение военнослужащих внутренних войск. Об этом сообщил сегодня корр. ИТАР-ТАСС старший офицер пресс-службы группировки внутренних войск на Северном Кавказе Михаил Соламатин. По его словам, освящение и крещение совершал настоятель моздокского храма Успения Божьей Матери. М.Соламатин сказал, что "военнослужащие крестились прямо на блокпостах, где они выполняли поставленную боевую задачу". ИТАР-ТАСС

В КОСОВО ВЗОРВАЛИ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ
БЕЛГРАД, 6 мая. В косовском селе Словинье минувшей ночью взрывом уничтожена сербская православная церковь. В распространенном сегодня сообщении КФОР говорится, что она не действовала с июня прошлого года и никем не охранялась. В селе Словинье до развертывания в Косово международного присутствия проживали граждане разных национальностей. Ныне в нем не осталось ни одной сербской семьи. Разорено сербское кладбище, а 10 кг взрывчатки хватило для того, чтобы окончательно стереть с лица земли последний в Словинье памятник православной культуры. За 10 минувших месяцев в крае Косово, который с ХII века был колыбелью сербского православия, албанские экстремисты взорвали и сожгли более 80 монастырей и храмов. ИТАР-ТАСС

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПЛАНИРУЕТ ОТКРЫТЬ В ЭСТОНИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ТАЛЛИН, 12 мая. В Эстонии в ближайшем будущем может появиться новый женский монастырь. План создания этой обители на втором по величине эстонском острове Хийумаа, как стало известно ИТАР-ТАСС, разрабатывается митрополитом Стефанием, главой Православной Церкви, находящейся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. В Эстонии в настоящее время официально действуют две Православные Церкви. Находящаяся под духовным окормлением Московского Патриархата Эстонская Апостольская Православная Церковь, существующая со времен появления здесь христианства, официальными властями не признана. Под юридическим названием этой Церкви зарегистрирована организация, в годы вхождения Эстонии в состав СССР находившаяся за рубежом и никаких связей с живущими в Эстонии христианами не поддерживавшая. Эта организация, известная как Стокгольмский синод, после обретения Эстонией независимости была официально зарегистрирована в министерстве внутренних дел под именем реально существующей Эстонской Апостольской Православной Церкви. Последней же было предложено отказаться от своего названия и зарегистрироваться под каким-либо иным. Это означало бы отказ и от всех прав на владение всем церковным имуществом, храмами и другой собственностью, веками принадлежавшей Православной Церкви и ее приходам. К признаваемой властями Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриархата отошла значительная часть приходов по всей Эстонии. Но в большинстве своем это малонаселенные приходы. За счет открытия монастыря Церковь во главе с митрополитом Стефанием намерена получить новых прихожан, хотя бы на том же острове Хийумаа. Есть сведения о том, что первыми насельницами новой обители будут две монахини "французско-румынского происхождения", которые уже приступили к изучению эстонского языка. Задуманный монастырь некоторым образом уравняет Константинопольскую Церковь с действующей Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата. В лоне последней находится православный Пюхтицкий женский монастырь в местечке Куремяэ на востоке Эстонии. Он был основан более ста лет назад тогдашним генерал-губернатором Эстляндии князем Сергеем Шаховским. Этот монастырь и его святыни пользуются заслуженной славой и уважением православных верующих не только в Эстонии и на территории бывшего Советского Союза, но и на всем европейском севере. ИТАР-ТАСС

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕМИКА ПО ПОВОДУ ГРАФЫ О ВЕРОИСПОВЕДАНИИ В ГРЕЧЕСКИХ ПАСПОРТАХ
АФИНЫ, 9 мая. Новый министр юстиции вновь подтвердив, что упоминание вероисповедания в удостоверении личности, обязательное в Греции, <противозаконно>, открыл тем самым полемику, в которую вовлек сильнейшую Православную Церковь, противящуюся всему, что означает для нее утрату привилегий. В понедельник министр профессор Сихалис Стафопулос, известнейший юрист, в своем первом с момент его назначения месяц тому назад на высокий пост интервью выступил с критикой <излишней протекции>, которая оказывается в стране Православной Церкви. Он поочередно упомянул существующие между государством и Церковью трудности: необязательность гражданского брака, неимение гражданской клятвы, которую могли бы приносить избранные на крупные посты чиновники, отсутствие гражданских похорон и, разумеется, обязательная графа о вероисповедании в национальных паспортах. Не впервые министр социалист прямо указывает на проблемы, связанные со статусом государственной Церкви. Вопреки бытующему мнению, согласно которому глава Элладской Православной Церкви архиепископ Христодуя якобы является звездой всех СМИ, последний почти ничего не сказал по этому поводу, ограничившись лишь заявлением о том, что такой вопрос <надлежит решать народу>. Пресс-секретарь правительства Димитрис Реппас заявил, что <министр юстиции высказал собственную точку зрения>, и что правительство <не намерено вносить какие-либо изменения в существующее положение дел>. Епископ Пирейский Каллинник, говоря от имени Священного Синода, со своей стороны высказал критику по поводу высказываний министра, <идущих вразрез с существующими в Греции традициями>, сказав, что это <дело уже закрыто>, поскольку ответ Реппаса <ясен>. Но во вторник Реппас развязал дискуссию по вопросу упоминания вероисповедания в национальных паспортах. Он напомнил о существовании закона 1997 года, согласно которому <существуют ограничения в части использования данных, задевающих личные чувства людей>. Закон <предусматривает, что религиозные убеждения могут упоминаться лишь с ведома заинтересованного лица или с разрешения юридических инстанций>. <Толкуйте закон, прочтите его и если вы сочтете его плохим, упраздните его. Но поскольку он действует, его необходимо применять>,- бросил новый министр. Вопрос о графе уже дебатировался в 1993 году. С ней боролись, но все услия были тщетны из-за вмешательства всесильной Православной Церкви, имеющей статус государственной по Конституции; Церковь твердо выступала против и призвала греков <отчаянно сопротивляться> даже факультативному заполнению этой графы, подставив тем самым <американское еврейское лобби>. Однако небольшая еврейская община заявила, что не сможет вынести такое положение дел. Ее поддержали 60 000 греческих католиков и 40 000 протестантов. ФРАНС ПРЕСС

В МАГАДАНЕ СОСТОЯЛОСЬ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ СОЛДАТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МАГАДАН, 9 мая. С панихиды в память о погибших солдатах началось сегодня празднование 55-летия Великой Победы в Магадане. В часовне Георгия Победоносца епископ Магаданский и Чукотский Анатолий воздал дань памяти бойцам, отстоявшим свою Родину. Затем в Магадане состоялось шествие, посвященное Дню Победы, возложение венков на могилы участников Великой Отечественной войны. ИТАР-ТАСС

ПАНИХИДЫ ПО ВОИНАМ "ЗА РОССИЮ ПАВШИМ" СОСТОЯЛИСЬ В ТУНИСЕ
ТУНИС, 9 мая. Панихиды по воинам "за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны" состоялись сегодня, в День Победы, в православных храмах Воскресения Христова в тунисской столице и Святого Благоверного князя Александра Невского в городе Бизерта. В этом году Праздник Победы совпал с Радоницей - днем пасхального поминовения усопших. Поминовение воинов состоялось также на тунисском кладбище, где похоронены русские эмигранты - моряки Российской Императорской Черноморской эскадры и многие их потомки - офицеры и матросы Царского морского флота и члены их семей, которые оказались в Тунисе после окончания в России 80 лет назад гражданской войны. Многие из них отдали свою жизнь на полях брани с гитлеровской Германией за Россию, которую так и не смогли никогда забыть. Имена этих русских "тунисцев", которыми по праву гордится колония наших соотечественников в Тунисе, навсегда запечатлены на мемориальных досках в здешних православных церквах. ИТАР-ТАСС

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ АДЫГЕИ ПРОВЕДУТ КРЕСТНЫЙ ХОД К РАЗРУШЕННОМУ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ СВЯТО-МИХАЙЛОВСКОМУ МОНАСТЫРЮ
МАЙКОП, 12 мая. 13 и 14 мая по инициативе Майкопского православного казачьего братства Архангела Михаила верующие Адыгеи совершат 60-километровый Крестный ход к разрушенному в послереволюционные годы крупнейшему на юге России Свято-Михайловскому мужскому монастырю. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили в Майкопской епархии, по благословению правящего архиерея которой совершается крестный ход, посвященный 2000-летию Рождества Христова. Участники Крестного хода будут молиться о возвращении всех святынь Русской Православной Церкви верующим. 14 мая на могиле основателя монастыря архимандрита Маркирия будет совершена панихида. ИТАР-ТАСС

ЧАСОВНЯ В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ В ЧЕЧНЕ ВОИНАХ-СИБИРЯКАХ БУДЕТ ПОСТРОЕНА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КЕМЕРОВО, 12 мая. Война на Северном Кавказе унесла жизни около 40 солдат и офицеров расквартированной в городе Юрга 74-ой мотострелковой бригады Сибирского военного округа. Чтобы сохранить память о них, администрация Кузбасса предложила возвести рядом с гарнизоном часовню, сообщила корр. ИТАР-ТАСС заместитель губернатора Нина Неворотова. Она отметила, что все семьи погибших и продолжающих службу офицеров и прапорщиков юргинской бригады получают регулярную помощь от местных органов власти. А находящихся сейчас в Шатойском районе воинов земляки обеспечивают продуктами, углем и дровами. ИТАР-ТАСС

В САМАРЕ ВОЗВОДИТСЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 55-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
САМАРА, 6 мая. Сегодня в Самаре на берегу Волги состоялось воздвижение главного купола на строящийся храм в честь святого Георгия Победоносца. Храм посвящен 55-летию Победы, и в нем будут проходить церковные службы по погибшим защитникам Родины. Храм будет освящен уже осенью этого года. Он строится по дореволюционному проекту французского архитектора Жибера. ИТАР-ТАСС

НА МЕСТЕ РАССТРЕЛА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ НАЧАЛИСЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО СООРУЖЕНИЮ ХРАМА
ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 мая. На месте расстрела Царской Семьи в Екатеринбурге начались подготовительные работы к строительству храма. Дом инженера Ипатьева, в полуподвальном помещении которого в июле 1918 года были расстреляны Романовы, более 20 лет назад был снесен по указанию из Москвы. На пустыре в 90-е годы поставили временную деревянную часовню и крест. Тогда же было принято решение о строительстве храма, создан фонд по сбору средств. Из множества предложений был выбран проект, созданный группой екатеринбургских архитекторов во главе с Виктором Морозовым. Как пояснил корр. ИТАР-ТАСС главный инженер проекта Владимир Грачев, пятикупольный храм во имя Всех святых в Земле Российской просиявших будет состоять из наземной части и нижней, подземной, где планируется восстановить "расстрельную комнату". Предполагаемая вместимость храма - около двух тысяч человек. Он должен строиться в два этапа, но собранных средств пока недостаточно. Кроме того, далеко не все поддерживают этот проект, считая, что он не отвечает духу покаянного сооружения. Сейчас на пустыре начались работы по выносу подземных инженерных коммуникаций. Археологи пытаются определить сохранность фундамента дома Ипатьева и самой "расстрельной комнаты". Строительные работы по плану должны начаться примерно через месяц. ИТАР-ТАСС

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ ОСВЯТИЛИ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ КОРАБЛЕЙ И ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА
ВЛАДИВОСТОК, 10 мая. Более половины крупных надводных кораблей и подводных лодок Тихоокеанского флота освятили к сегодняшнему дню православные священники Камчатки Приморского края. Этот процесс начался в 1996 году после того, как между ТОФ и Владивостокской епархией Русской Православной Церкви было заключено "Соглашение о взаимодействии". Как сообщил сегодня пресс-центр Тихоокеанского флота, чины освящения были проведены на противолодочном крейсере "Трибуц", ракетном крейсере "Варяг", атомных подводных лодках "Томск", "Святой Георгий Победоносец" и других кораблях ТОФ. Военные моряки придают большое значение связи с Церковью, приглашают в свои походы дальневосточных священников. После десятилетий атеизма первым российским священнослужителем, вышедшим на корабле в море, был епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. В 1997 году он в составе экипажей отряда боевых кораблей ТОФ посетил южнокорейский порт Инчхон и японский порт Токио. В 1998 году епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий совершил на атомном подводном крейсере "Томск" арктический переход от западной до восточной границы России. Крейсер прошел 5 тыс миль, из них три с половиной - под льдами Северного Ледовитого океана. Исстари на боевых кораблях российского флота несли службу православные священники. Сейчас они снова возвращаются на флот и помогают ему в воспитании высокого морального духа матросов и офицеров. ИТАР-ТАСС

ПЕРВЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ НАЧАЛСЯ В ПСКОВЕ
ПСКОВ, 12 мая. В Пскове начался первый межрегиональный фестиваль духовной музыки с участием хоров православных российских храмов. Он посвящен ветеранам Великой Отечественной войны, всем павшим на ее фронтах и погибшим в "горячих точках" за последние годы. Фестиваль благословил Высокопреосвященный Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский. В церковных хорах псковских церквей поют многие выпускники общеобразовательной средней школы регентов при Псковском храме Жен-Мироносиц, организованной его настоятелем протоиереем Павлом Адельгеймом восемь лет назад. ИТАР-ТАСС

В МИЛАНЕ ОТКРЫВАЮТСЯ ТРИ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДУХОВНОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ
РИМ, 12 мая. "Свидетельства христианской России", - так называется уникальная выставка, открывшаяся в Италии. В одном из приделов миланской базилики Святого Ангела экспонируются русские иконы современного письма, в которых отразились и сохранились великие иконописные традиции древнерусского искусства. На выставке, которая продлится ровно месяц, посетители могут ознакомиться с художественными и техническими приемами новейшей православной иконографии. Все работы представлены Российским фондом культуры (РФК) и впервые прибыли на Апеннины по инициативе представителей итальянских религиозных кругов. 15 мая в миланском дворце Фонда Стеллине открывается еще одна экспозиция, которая носит название "Московский Храм Христа Спасителя и возрождение религиозного духа в посткоммунистической России". Экспонаты представлены музеем истории и реконструкции Москвы. Выставлены редкие фотографии и рисунки, рассказывающие о драматической истории возродившегося храма, вновь ставшего Кафедральным собором российской столицы. В тот же день в другом зале Фонда Стеллине начинает работу выставка работ художника Андрея Дюкова, содержащих его живописные впечатления от фресок Ферапонтова монастыря, мозаик древнего Херсонеса и путешествий по Италии. Все три выставки проходят под высоким патронатом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, префекта Папского Совета по культуре кардинала Пупарда, миланского архиепископа кардинала Мартини, мэров Москвы и Милана. Они организованы в соответствии с протоколом о сотрудничестве, подписанном год назад между итальянской благотворительной общиной "Братья святого Франциска" и Патриаршим представительством в Храме Христа Спасителя. В предстоящие дни в миланских выставочных залах пройдут выступления хора Храма Христа Спасителя. ИТАР-ТАСС

Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
Преп. Иоанн Лествичник

ПРОЧИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ ЗАЙМЕТСЯ РАСПЛОДИВШИМИСЯ В ИТАЛИИ ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫМИ СЕКТАМИ
РИМ, 12 мая. Предметом досконального исследования специальной парламентской комиссии, станет деятельность многочисленных религиозных сект в Италии. Этот растущий словно на дрожжах "феномен" вызывает в последнее время серьезную обеспокоенность законодателей, которые усматривают в нем нешуточную угрозу общественной морали, "классической" религиозности, а также основам государства. Власти Италии возлагают на расплодившиеся на Апеннинах общества, секции, кружки и прочие объединения с оккультным уклоном вину за рост наркомании и преступности, снижение успеваемости в школах и лицеях, увеличение числа семейных драм, сообщили корр. ИТАР-ТАСС источники в министерстве народного просвещения. Причем, по их словам, сегодня уже не достаточно просто констатировать с озабоченным видом размах деятельности сект и публиковать зловещие статистические выкладки, а пора засучив рукава заняться "прополкой" огорода общественного сознания от дурманящих сорняков. Всевозможными сектами вплотную занимается в Италии с апреля 1998 года министерство внутренних дел, когда при управлении общественной безопасности МВД было создано специальное подразделение по исследованию деятельности "неординарных объединений". За истекшие два года полицейские сыщики установили, что свыше 83 тыс итальянцев состоят в 137 различных "магических организациях", причем половина из них возникла в последние 20 месяцев. Каких только сект не обнаружили в Италии - провидцев и пророков, эзотеристов и оккультистов, сатанистов и "кислотников", "техно-психиатров" и "авто-святош", адептов "потенциального развития" и апологетов "безотносительного движения". Стоит ли говорить о том, что за всеми этими замысловатыми вывесками скрываются либо самые обыкновенные шарлатаны, выкачивающие деньги из карманов замороченных бедняг, либо манипуляторы общественным сознанием, ставящие далеко идущие цели, включая, что не исключено, и политические. В настоящее время на особой заметке у полицейских - 8500 персон, посещающих 15 сект. К ним блюстители порядка имеют профессиональный интерес. Действия членов этих сект непосредственно подпадают под статьи уголовного и административного кодексов и влекут различные наказания, включая лишение свободы. Не проходит и месяца, чтобы сатанисты, особенно сильно расплодившиеся в Турине, Болонье и Генуе, не осквернили могилы на кладбищах, не изуродовали памятники или не "украсили" своей затейливой символикой стены домов или общественный транспорт. Самая большая "головная боль" правоохранительных органов Италии - разномастные секты сатанистов. Эта "стихия" делится на три основных течения - "сатанистов-рационалистов", "кислотников" и поклонников Люцифера, или "люцеферистов". Для первых дьявол является символом всеобщего отрицания, антиконформизма и гедонизма (жизни только ради собственного удовольствия). У "кислотников" отправление культа - повод удовлетворить внутренние извращения путем употребления наркотиков, во время оргий и актов насилия. Недалеко ушли от них и "люциферисты". В последнее время в Турине, Болонье, Генуе полицией и карабинерами были проведены успешные оперативные "мероприятия" по нейтрализации побратавшихся с демонами молодых людей. Задержаны десятки лохматых, увешанных амулетами и цепями, едва держащихся на ногах от наркотиков доблестных "детей Сатаны". В "арсенале" сект - кости и черепа, изуродованные кресты, а также кольца с изображением свастики. Среди самых читаемых авторов в круге сатанистов - вполне достойные авторы: описавший мытарства Робинзона Крузо на необитаемом острове Даниэль Дефо и автор жутковатых рассказов Эдгар По. ИТАР-ТАСС / ОРК

В ТБИЛИСИ ПРИБЫЛ КАТОЛИКОС ВСЕХ АРМЯН ГАРЕГИН ВТОРОЙ
ТБИЛИСИ, 9 мая Сегодня в Тбилиси с четырехдневным визитом прибыл Католикос всех армян Гарегин Второй. Он будет принят президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым. Гарегин Второй посетит также древнюю столицу Грузии - Мцхета в 20 км от Тбилиси. Он ознакомится с деятельностью функционирующих в Грузии армянских церквей, встретится с представителями армянской диаспоры. ИТАР-ТАСС

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ПАРЛАМЕНТА НАЗВАЛ ИОАННА ПАВЛА II "ОТЦОМ НАЦИИ"
РИМ, 11 мая. В четверг председатель Сената (итальянского парламента) христианский демократ Никола Манчино заявил, что считает Иоанн Павла II <отцом итальянской нации>. <Несмотря на то, что Папа является главой миллиарда католиков замного шара и главой государства, его по праву можно назвать отцом и нашей родины>,- заявил третий человек в государстве, отвечая на вопросы журналиста одной частной радиостанции в связи с приближающимся 80-летием Римского понтифика, которое будут отмечать 18 мая. Многие видные политические деятели Италии уже начали подносить подарки Папе. Председатель Палаты депутатов, бывший коммунист Лучиано Виоланте, направил главе Римской Церкви белый тюльпан в <знак мира и терпимости>. Лидер нео-нацисткого движения <Национальный альянс> Джанфранко Фини решил подарить Папе мегафон, который он использовал в 70-е годы в манифестациях ультра-правых. А глава итальянской Партии коммунистического возрождения Фаустино Бертинотти преподнес Папе в качестве подарка членские билеты кассы взаимопомощи, которыми снабжались в 19 веке рабочие. ФРАНС ПРЕСС / ОРК

РАЗМЫШЛЕНИЯ ИСТОРИКА ИСЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПОВОДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИСЛАМА ВО ФРАНЦИИ
ПАРИЖ, 10 мая. В канун второй консультации исламских организаций с французским министром внутренних дел Шевенманом, которая пройдет 11 мая, Мохсен Исмаил, историк исследователь исследовательского Центра современного Востока и доктор исламских наук в Зейтуне, Тунис, представил свое видение репрезентативности этой религии в стране. Он ответил на три вопроса, заданные ему журналистом. -Кто, по вашему мнению, должен представлять ислам? Прежде всего необходимо дать определение, что есть ислам, а не сваливать все в одну кучу. Ислам- это религия, и религия не одних арабов, и не единственная религия арабов. Ислам не есть какая-либо национальная или этническая идентичность. Тем более это не выражение каких-либо политических требований. Нам поручена организация этого культа. И вот прежде чем задаваться вопросом о том, кто кого (как для любой политической партии или любого профсоюза) должен представлять, следовало бы спросить кто что представляет. Любая представительская инстанция должна включать богословов, которые сумели бы прочитывать Коран в свете сегодняшнего дня, а не превращать учение в мертвую букву, в некий предмет мебели, чтобы в нужный момент открыть нужный ящик и извлечь готовый ответ, а также знающих юристов наряду с простыми членами, представляющими объединения, и имамами. -А почему так трудно учредить подобную инстанцию? По природе своей ислам не имеет людей, так сказать, духовенства, которые совершали бы священнодействия в христианском понимании. Вторая трудность связана с неслыханной ситуацией, в которой оказался ислам во Франции. Наряду с темным, народным и суеверным исламом имеются объединения, основанные на моно-этнических критериях, другие представляют идеологизированный и политизированный ислам, есть и такие, которых я называю <легальными коммерсантами>, проворачивающими делишки на торговле халяльным мясом и на хаджах. Но есть люди, проповедующие подлинный ислам. Как вы оцениваете консультацию, начатую министром внутренних дел? Нас шестеро наряду с представителями федераций и соборных мечетей. Порой мы неудобны, потому что независимы. Для федераций наше участие в дискуссии о представительстве ислама расценивается как символическое. Но я защищаю свои убеждения. Я против представительства на этнической основе, которая будет противоречить процессу интеграции. Я хочу свободного исповедания ислама, а не исламизации Франции. И полагаю, что если мы не будем трудиться для изменения ситуации, то тем самым мы лишь усугубим видимое разделение ислама. ФРАНС ПРЕСС / ОРК

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся, Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу... Молитва - причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

15 МАЯ 2000 Г., ПОНЕДЕЛЬНИК
Седмица 3-я по Пасхе.

Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373).
Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115).
Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654).
Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II).
Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IХ веке (Болг.).

Путивльской иконы Божией Матери (1635).
 

16 МАЯ 2000 Г., ВТОРНИК

Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286).
Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074).
Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (Х).

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (1288).
 

17 МАЯ 2000 Г., СРЕДА

Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).
Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV).
Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303).
Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304).
Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311).

Старорусской иконы Божией Матери (1570).
 

18 МАЯ 2000 Г., ЧЕТВЕРГ

Мц. Ирины (I-II).
Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского.

Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" (1878)
 

19 МАЯ 2000 Г., ПЯТНИЦА

Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р.Х.).
Прп. Михея Радонежского (1385).
Мчч. Ва'рвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362).
Мч. Ва'рвара, бывшего разбойника.
 

20 МАЯ 2000 Г., СУББОТА

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351).
Мч. Акакия сотника (303).
Прп. Нила Сорского (1508).
Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.).

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.
 

21 МАЯ 2000 Г., ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
Прп. Арсения Великого (449-450).
Прпп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах.
Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе).
Прав. Тавифы (I) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе).

Хочешь ли усвоиться Богу молитвой? Усвой сердцу милость... Принуждай сердце к милости и благости... доколе не ощутишь в себе человеколюбия, подобного тому, которое солнцем своим сияет равно на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (Мф. 5, 45)
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

ЧТО НОВОГО В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ФОРУМА "ПРАВОСЛАВНАЯ БЕСЕДА"
http://beseda.mscom.ru/library/
  • Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка 
    http://beseda.mscom.ru/library/books/tolkov/flkt_mk.html 
    http://beseda.mscom.ru/library/zip/flkt_mk.zip (zip 117 K) 

  • Диакон Андрей Кураев. О вере и знании 
    http://beseda.mscom.ru/library/books/kuraev16.html 
    http://beseda.mscom.ru/library/books/kuraev16.zip (zip 69 K) 
    "Один из мифов, въевшихся в религиоведческие представления современных людей, касается слова "вера". "Лучше знать, чем верить... Вера - удел слабых... Религия имеет дело с верой, а область знания - удел науки... Верят лишь в то, что нельзя доказать". Таковы формулы соответствующего раздела светского катехизиса. Приглядимся поближе к ним, к исторической конкретике и к самосознанию самой церковной веры..." 

  • Свящ. Сергий Николаев. О милостыне. 
    http://beseda.mscom.ru/library/books/niks3.html 
    "Милостыня, пожалуй, самое простое и доступное любому богоугодное дело, способное животворить нашу веру. Нет ничего легче и спасительнее, чем милостыня." 

ПОПОЛНЕНИЕ "БИБЛИОТЕКИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА" (Вэб-Центр "Омега") 
http://www.wco.ru/biblio/
  • Архимандрит Кирилл (Павлов). Похвала Божией Матери. Проповеди. 
    Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 г. 
    http://www.wco.ru/biblio/books/kirillp2/Main.htm?mos 
    http://www.wco.ru/biblio/zip/kirillp2.zip (zip-книга 152 Кб) 
    Эта небольшая книга, сборник проповедей, посвященных прославлению Богоматери и памяти неисчислимых милостей Ее,- целительное врачевство для каждого скорбящего сердца, способное утешить, умягчить боль, исполнить благого упования, наставить на спасительный путь делания Господних заповедей.


Не забудьте переслать "Православное обозрение" Вашим друзьям.


Источники цитат:

1. Добротолюбие т. 2, Аскетические наставления преп. Нила Синайского, 1, 16
2. Лествица, 30, 27
3. Свт. Игнатий "Аскетические опыты", том 1, с. 141.
4. Свт. Игнатий "Аскетические опыты", том 1, с. 163.

Новости подготовлены по материалам:

Редактор рассылки: Александр Иванов, ai@terra.ru.
Форум "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru

Обозрение рассылается через службы:
http://www.citycat.ru
http://MailList.ru/
http://www.content.ru/




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное