Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
+
П Р А В О С Л А В Н О Е     О Б О З Р Е Н И Е

Специальный выпуск

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

7 марта под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Был заслушан доклад Святейшего Патриарха о паломническом визите возглавлявшейся им делегации Русской Православной Церкви в Святую Землю 2-7.01.2000 в связи со всеправославным празднованием Юбилея Рождества Христова. Священный Синод возблагодарил Господа, сподобившего нас быть свидетелями празднования великой и священной исторической годовщины - 2000-летия Его преславного Рождества. Выражено удовлетворение состоявшимся братским евхаристическим общением Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое явилось зримым свидетельством единства Христовой Церкви. Отмечена важность участия в торжествах глав государств с преимущественно православным населением. Выражена вера и упование, что и в дальнейшем течении земной истории Господь не оставит Свою Церковь, но, по неложному обетованию, сохранит ее "неодолимой от врат адовых" (Мф. 16. 18) до скончания века.

Период с 13 по 20 августа этого года определен временем официальных общецерковных торжеств 2000-летия Рождества Христова. Юбилейный Архиерейский Собор пройдет 13-16.08.2000, Освящение Храма Христа Спасителя будет совершено 19.08.2000, в праздник Преображения Господня, а Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля с чином канонизации новопрославленных святых - 20.08.2000; в этот же день состоится торжественный акт и концертная программа.

По суждении о положении на Северном Кавказе Священный Синод принял соответствующее Заявление, текст которого приводится полностью в отдельном сообщении.

Был рассмотрен вопрос о введении государственными властями системы электронного сбора информации о гражданах, присвоении им индивидуальных налоговых кодов и выдаче карточек для расчетов с местными органами управления и социального обеспечения. Принято Заявление Священного Синода по данным вопросам, которое будет направлено руководству Российской Федерации и города Москвы, а также доведено до сведения церковной Полноты. Сочтено необходимым осуществить со стороны Церкви наблюдение за развитием ситуации и в случае необходимости предпринять действия, направленные на реализацию принципов, изложенных в Заявлении (полный текст приведен в отдельном сообщении).

Рассмотрев доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод передал на решение Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских ХХ века ряда иерархов, священнослужителей и мирян, представленных Астанайской, Белгородской, Ивановской, Московской, Тверской, Чимкентской епархиями, Валаамским и Соловецким монастырями, а также о прославлении в лике преподобномучеников насельников Спасо-Валаамского мужского монастыря, убиенных во время нашествия шведов 20 февраля 1578 года.

Заслушав доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной богословской комиссии, Священный Синод одобрил результаты Богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия" , состоявшейся 7 - 9 февраля 2000 года в Москве, и благословил регулярное проведение общецерковных богословских конференций по наиболее актуальным и острым проблемам, стоящим перед Церковью. Председателю Синодальной богословской комиссии поручено на основании материалов конференции представить выводы и рекомендации предстоящему Архиерейскому Собору.

Священный Синод с удовлетворениям воспринял известие о решении исполкома объединения "Золотая книга Санкт-Петербурга" занести в Листы памяти Золотой книги Санкт-Петербурга имя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, за "огромные заслуги в деле защиты Ленинграда от вражеского порабощения". Рассмотрев доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, об избрании на Чрезвычайном Поместном Соборе Японской Автономной Православной Церкви ее новым Предстоятелем епископа Иокогамского, викария Токийской епархии Петра (Арихары), Священный Синод возблагодарил Господа о явленной милости и выразил надежду, что под управлением вновь избранного Предстоятеля Японская Автономная Церковь будет возрастать от силы в силу, свидетельствуя миру истину Святого Православия. Интронизация будет совершена во время официального визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Японскую Автономную Православную Церковь.

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, Священный Синод выразил глубокое удовлетворение ходом и результатами данного визита, подчеркнув насущность и важность принятия решения о начале диалога между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью как по богословской проблематике, так и по широкому кругу актуальных вопросов. Сочтена полезным достигнутая в ходе визита договоренность о регулярном обмене делегациями, студентами, богословами и специалистами, а также информацией о церковной жизни. Было особо отмечено, что свой первый официальный визит 132-й Первоиерарх Армянской Церкви нанес в Церковь Русскую.

На основании доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла одобрена внешняя деятельность Русской Православной Церкви, осуществлявшаяся через Отдел внешних церковных сношений в 1999 году. Председателю и всем труженикам Отдела выражена благодарность за усердные труды.

Рассмотрев соответствующий доклад митрополита Кирилла, Священный Синод одобрил концепцию участия Русской Православной Церкви в межцерковной программе гуманитарной помощи Сербской Православной Церкви и жертвам конфликта в Югославии - вынужденным переселенцам из Косова. Координация программы межцерковной помощи со стороны нашей Церкви поручена Отделу внешних церковных сношений.

Назначена делегация Русской Православной Церкви на Всеправославный научный богословский симпозиум "Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии" (Иерусалим, 11-19.06.2000). В юрисдикцию Московского Патриархата принят новообразованный Покровский приход в Гетеборге (Швеция).

Рассмотрев доклад митрополита Солнечнгорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии, исполняющего обязанности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Священный Синод одобрил деятельность данного Отдела в 1999 году, выразив благодарность его сотрудникам, и утвердил перспективный план его работы на 2000 год.

Одобрены труды в 1999 году Учебного комитета, председателя которого - архиепископа Верейского Евгения - и сотрудников Священный Синод поблагодарил за проделанную работу.

На основании доклада председателя архиепископа Верейского Евгения о распределении выпускников духовных учебных заведений Священный Синод постановил, что канонической нормой является возвращение выпускников в епархию, от которой они поступали на обучение. В случае церковной необходимости Учебный комитет может распределить выпускников академии на работу в Синодальные учреждения или духовные школы. Выпускники академии, не имеющие священного сана, обязаны в течение двух лет пройти стажировку в Синодальных отделах или духовных школах. При определении места пастырского служения выпускников академии предпочтение отдается епархиям, где существуют духовные школы. Дипломы об окончании духовных учебных заведений могут выдаваться через два года в случае, если выпускник положительно зарекомендует себя на церковном послушании.

Заслушав доклад архиепископа Евгения о введении специальности "Теология" в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей, Священный Синод выразил удовлетворение в связи с тем, что вновь становится возможным изучение христианской науки и культуры в государственных высших учебных заведениях. Епархиальным архиереям предложено организовать необходимое сотрудничество с государственными и негосударственными образовательными учреждениями на основе созданной правовой базы.

Одобрен план мероприятий и программ Исторической рабочей группы Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова.

Священный Синод благословил открытие 5 мужских монастырей (во Владимирской, Майкопской, Петрозаводской, Саранской епархиях) и 10 женских (в Брянской Владимирской, Московской, Саранской, Ставропольской Ярославской епархиях), в том числе 1 ставропигиального в Московской епархии. Статус ставропигиального усвоен и Иосифо-Волоцкому мужскому монастырю в Московской епархии.

Духовно-пастырские курсы при Тульском епархиальном управлении преобразованы в Духовное училище. Возрождена деятельность Перервинского Духовного училища.

Священный Синод обсудил также отношение Церкви к предстоящим выборам Президента Российской Федерации. Еще раз была подчеркнута необходимость следовать ранее принятой позиции о невмешательстве Церкви в политическую борьбу и отказе от поддержки тех или иных политических сил. Одновременно Священный Синод счел необходимым подчеркнуть важность широкого участия в выборах российских граждан, каждый из которых несет ответственность за судьбу своей страны.
 
 

"УВАЖАТЬ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ 
И ХРАНИТЬ ХРИСТИАНСКОЕ ТРЕЗВОМЫСЛИЕ"

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви

В последнее время власти России и ряда других стран Содружества стремятся организовать сбор информации о гражданах, которая будет храниться в государственных компьютерных системах. Это объясняется необходимостью упорядочивания сбора налогов, а также желанием облегчить финансовые взаимоотношения между гражданином и административными структурами.

В частности, жителям некоторых мест начали выдавать на руки электронные карточки, при помощи которых будут производиться расчеты с местными органами управления и которые станут основанием предоставления социальной и медицинской помощи, то есть возврата средств, отданных гражданами государству в виде налогов. Данное нововведение вызвало беспокойство верующих, которые опасаются тотального контроля власти над частной и общественной жизнью человека, а также отсутствием какого-либо общественного контроля за информацией, которая может содержаться на этих карточках.

Каждому трудящемуся человеку по его заявлению будет присваиваться индивидуальный налоговый код. Многие христиане, почитающие как святыню имя, данное им при Крещении, - считают недостойным просить у государства, чтобы оно присвоило им некое новое "имя" в виде числа.

Другим немаловажным вопросом, по поводу которого к нам обращаются верующие, является проблема символики, используемой при регистрации граждан. В некоторых документах содержится или будет содержаться штрих-код - изображение чисел в виде линий разной толщины. Каждый из этих кодов заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры "6". Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста (Откр. 13. 16-18), а посему используется сатанинскими сектами для оскорбления Церкви и христиан.

Многие специалисты, работающие с вычислительной техникой, уверяют нас: использование знака цифры "6" в качестве разделительной линии не имело никакой необходимости. Из этого можно сделать вывод: сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода, широко используемой сегодня в статистике, торговле, учете движения товаров и во многих иных сферах, - избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка. Озабоченность данным вопросом уже выражали многие православные общины мира, в частности, Элладская Церковь. Видя всю сложность проблемы, Священный Синод тем не менее обращается к пастырям и пастве с призывом хранить христианское трезвомыслие.

Беспокойство, порождаемое у вас действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями. Впрочем, при этом мы хотим ясно заявить: не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви. Ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным. Святой апостол Петр пишет: "Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3. 13-15).

Некоторые пастыри самовольно включили вопрос о принятии налогового номера в число вопросов, задаваемых на исповеди, а отказ от налоговой регистрации поставили в качестве условия допущения к Святому Причастию. Пытающимся связывать идентификационные номера с "печатью антихриста" напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа. По слову Ипполита Римского, "та печать будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую"". Так же говорит и преподобный Нил Мироточивый: "На печати же написано будет следующее: "Я твой есмь" - "Да, ты мой еси"". Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому "печать зверя" ставится на тех, кто сознательно уверует в него "единственно ради ложных его чудес" (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры.

Сказав это, от имени наших пасомых одновременно обращаемся к власти, имея в виду все упомянутые причины озабоченности и недоумений.

Церковь с пониманием относится к стремлению усовершенствовать сбор налогов, поскольку от этого во многом зависит благосостояние людей, в первую очередь страждущих от бедности, недугов и старости. Мы также приветствуем любые попытки облегчить доступ гражданина к социальной помощи и другим благам, предоставляемым государством, ибо знаем, с какими затруднениями сопряжен сегодня такой доступ.

Однако Священный Синод напоминает государству: согласно нормам светского права, в частности, российской Конституции, сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (Статья 24). Отвечая на обеспокоенность чад нашей Церкви, призываем власть имущих со всей серьезностью откликнуться на наше Заявление. Нас, в частности, беспокоит отсутствие доступа граждан к информации о них, которая может содержаться в электронных хранилищах налоговых органов и других административно-финансовых учреждений, и возможность использовать эту информацию во вред людям.

Полагаем важным создание для верующих возможности не выступать просителями о предоставлении индивидуального налогового номера.

Призываем власти России и других стран СНГ с преобладающим православным населением поставить вопрос об устранении из штрих-кодов кощунственного символа путем изменения международной системы написания соответствующих знаков. Если же это будет невозможно сделать, считаем необходимым создание альтернативного национального электронного языка. Есть и еще одно существенное обстоятельство. Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести - принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация.

Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг.

Церковь не может не возвысить свой голос в защиту человеческой свободы. Ведь для духовного единства общества крайне важно, чтобы верующие не ощущали себя гражданами второго сорта, вновь видя в государстве гонителя и оскорбителя веры. Да, православный христианин, которому власти навяжут принятие документов с печально знаменитым числом, не повредит своей душе. Но в то же время ему придется снова, как и во времена гонений, делать мучительное различение между Родиной и государством. Подлинное покаяние за преступления, совершенные в ХХ веке против верующих, совершится тогда, когда государство будет неизменно уважать чувства верующих и не станет вторгаться в человеческую совесть по каким бы то ни было мотивам - политическим, экономическим, идеологическим или полицейским.

С молитвой о России и о других странах, где проживает наша паства, надеемся на то, что государственные власти не останутся равнодушными к боли миллионов христиан. А к служителям Христовым и к пасомым нашим обращаем слова апостола Павла: "Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса" (Рим. 15. 5).
 
 

ЗАЯВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ПОЛОЖЕНИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Антитеррористическая операция в Чечне вошла в завершающую стадию. Священный Синод воздает должное российским воинам и правоохранителям, которые, исполняя долг защиты территориальной целостности России и мирной жизни ее граждан, гасят многолетний очаг агрессивной преступности. Мы склоняем головы перед жертвами среди военнослужащих, милиционеров и гражданских лиц, оказавшихся в зоне боевых действий. Господь да упокоит убиенных, да облегчит боль и страдания раненых и тех, кто лишился родных и близких, дома и достояния. Мы молимся и о скорейшем освобождении заложников и всех тех, кто были похищены террористами, об их возвращении домой. Скорбь наша - и о людях, ослепленных враждой и отказывающихся сложить оружие. Всевышний да вразумит их, сподобляя возвратиться к созидательному труду.

Теперь в Чечне и на прилегающих территориях необходимо заново созидать мирную, полнокровную жизнь. Прежде всего нужно сделать все для прекращения страданий больных, раненых, вынужденных переселенцев, людей, оставшихся без крова, лиц, потерявших в этой войне кормильцев, родных и близких. Мы обращаемся к архипастырям и пастырям усилить в отношении этих лиц духовную поддержку и материальную помощь. Следует начать установление на опаленной земле законности, которой там практически не было в последние годы. Для этого государственная власть должна находиться в постоянном диалоге со старейшинами, мусульманским духовенством, другими людьми, пользующимися авторитетом на Северном Кавказе. Надо с уважением относиться к образу жизни, предписанному исламской религией, особенно в сферах образования, семейной морали и норм поведения. Иначе силы, заинтересованные в столкновении христианства и ислама, получат новый повод для провокаций. Одновременно на земле Чечни должны быть восстановлены права верующих других религий, в том числе православных христиан - мы знаем, что эти права были растоптаны боевиками, которые притесняли верующих, похищали и истязали пастырей.

Завершение борьбы с терроризмом, являющееся залогом мирного будущего Чечни, надлежит производить со вниманием к положению благонамеренных гражданских лиц, жертвы среди которых вызывают у нас особую боль. Даже к плененным боевикам, у которых на воле остались семьи, необходимо относиться гуманно и по закону, не наказывая их сверх положенного и предоставляя возможность искупления вины.

По слову Священного Писания, "будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию" (Рим. 14. 19). Пусть устроение жизни в Чечне, восстановление там хозяйства и порядка - сопрягается с братской заботой и с верностью высоким нравственным нормам, дабы люди этой земли ощущали себя в безопасности, видя в российских согражданах друзей и помощников. Только так мы сможем преодолеть вражду, чреватую новыми бедами.



Не забудьте переслать "Православное обозрение" Вашим друзьям.


Новости подготовлены по материалам:

Редактор рассылки: Александр Иванов, ai@terra.ru.
Форум "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru

Обозрение рассылается через службы:
http://www.citycat.ru
http://MailList.ru/
http://www.content.ru/




http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное