Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут сути, ибо их
удел – истинные намерения. (Дхаммапада, 12)
Будда здесь фактически говорит о том, что существует истина
и существуют истинные намерения. Ведь «суть» - это истина и есть. То есть из изречения
очевидно, что познание истины, умение отличить её от ложного понимания, – то,
чем должен заниматься человек на духовном пути. «Истинные намерения». Если же
истины нет, то высказывание Будды теряет смысл, потому что тогда человек может
думать любое, всё, что ему хочется, это ни на что не влияет и ни к чему не
ведёт.
Но что же такое суть (истина)? Это объективное неизменное
положение вещей, которое не зависит ни от времени, ни от чьего-либо восприятия.
Например, наука, в идеале, как раз, занимается познанием истины. Правда сейчас
её состояние таково, что выйти за пределы временного, относительного знания ей
не удаётся. В первую очередь потому, что в качестве источника знаний она
использует факты. То есть опирается на эмпирическое восприятие. Факты же можно
и воспринимать, и интерпретировать по-разному, а значит, и приходить совершенно
разным выводам. Поэтому не удивительно, что существуют целые научные школы или
направления, конкурирующие друг с другом. И также не удивительно, что знания,
полученные таким образом, всегда частичны, относительны, ведь в каждый
следующий момент копилка фактов пополняется новыми, и имеющиеся знания
приходится пересматривать и корректировать.
За годы исследований, учёные, конечно, накопили много фактов
и выявили немало закономерностей, которые применяются сегодня для нужд «народного
хозяйства». Тем не менее, главный вопрос: «Какова изначальная причина и
назначение этого мира?» – они так и оставляют без ответа, хотя именно ответ на
него позволяет выйти за пределы временного, к сути.