Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он
отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют.
(Дхаммапада, 94)
Здесь описаны характеристики человека, который в определенной степени уже
продвинулся на пути к освобождению. Т.е. это своеобразная цель, к которой
полезно стремиться, если человек хочет преодолеть повторяющиеся рождения и
смерти.
Да, достичь такого не легко. Но здесь важно действовать постепенно и
неуклонно. Обычно люди стараются как можно больше угодить своим чувствам.
Например, если это чувство вкуса, то пробовать как можно больше
разнообразных и более сильных вкусов и вообще кушать как можно больше. Но от
этого вкус притупляется и одновременно остается неудовлетворенным, потому
что человек настроен не на то, что уже есть, а на то, что могло бы быть,
всегда хочется большего. Поэтому его чувства утомлены и беспокойны. И мы
можем видеть, что внешним образом человек нацелен, например, на обладание
богатством или карьеру, но в конечном счете, все это, опять же, ради
бОльшего наслаждения чувств. Это и есть реальный мотив. Соответственно,
удовлетворения можно достичь, действуя обратным образом: довольствуясь
необходимым и уже имеющимся. Собственно, это и есть отказ от гордости и
освобождение от желаний.