7. Столь незначительно, монахи, столь ничтожно и связано лишь с нравственностью то, что способен произнести мирской человек, произнося хвалу Татхагате, что же это такое, монахи, – столь незначительное, столь ничтожное и связанное лишь с нравственностью, что способен произнести мирской человек, произнося хвалу Татхагате? (Палийский канон. Дигха Никая 1. Брахмаджала Сутта - Сутта о сети совершенства)
Обычный человек видит, что знающий истину отказывается уничтожать живое и пребывает в доброте и сочувствии ко всем живым существам; отказывается брать то, что не дано ему, и пребывает чистый сердцем, не зная воровства; отказавшись от нецеломудрия, удаляется и воздерживается от всеобщего обычая совокупления; отказавшись от лживой речи, говорит правду, не обманывает людей; отказавшись от клеветнической речи, ведет речь, родящую согласие; отказавшись от грубой речи, ведет лишь речь, которая безгрешна; отказавшись
от легкомысленной болтовни, говорит с пользой, говорит об истине; избегает наносить вред семенам и растениям; принимать пищу не вовремя, принимая пищу один раз в день, и воздерживается от нее ночью; избегает посещать зрелища, употреблять благовония и разного рода украшения, избегает удобств, принимать богатые дары в виде животных, рабов, имущества, земель и т.п., покупать и продавать, обманывать и применять насилие (см. Сутту о сети совершенства 8-10).
Будда перечисляет все эти внешние характеристики, через которые проявляется Его состояние просветления. И мы можем увидеть,что все это добродетельно и достойно подражания. Если бы все люди смогли вести себя подобным образом или хотя бы искренне стремились к этому, в мире прекратились бы ссоры и предательство, сквернословие и сплетни, насилие и убийство, и не потакали бы люди своим желаниям, и говорили бы люди только об истине. Просветленный не отрицает нравственной ценности подобного
поведения. Оно очищает и приносит благо. Для мирского человека, обывателя такое поведение заметно, наблюдаемо и вызывает восхищение (либо, наоборот, агрессию). Идущий же по Пути понимает, что это лишь внешнее проявление, «побочный эффект» просветления и освобождения от власти чувств, он смотрит глубже, потому что его цель – истина.