Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неохаризматизм и "новое" пятидесятничество


Назначить по делу по заявлению прокурора Магаданской области, о при-знании деятельности церкви «Слово жизни» противоречащей действующему законодательству и ликвидации ее, судебно-психиатрическую экспертизу,

Проведение экспертизы поручить кандидату медицинских наук, прези-денту независимой психиатрической ассоциации России Савенко Юрию Сергеевичу, предупредив об ответственности за заведомо ложное заключение и за отказ и уклонение от дачи заключения по ст.ст. 307, 308 УК РФ.

В распоряжение эксперта предоставить материалы гражданского дела 2-9065/98 Магаданского городского суда, истории болезней №№ 527, 283, 393 Магаданского психоневрологического диспансера, гр.дело № 2-1461.

В судебном заседании объявить перерыв до 21 мая 1999 г. до 17-30.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛУ О ЛИКВИДАЦИИ ЦЕРКВИ «СЛОВО ЖИЗНИ»от 21 мая 1999 года

Могут ли используемые религиозными объединениями во время богослу¬жения такие формы обрядовой практики как проповедь, пение, музыка, исповедь, молитва, в том числе с возложением рук, оказывать какое-либо психологическое воздействие на личность?

Социальная реальность, т.е. среда, в которой все мы существуем, это одно¬временно и психологические воздействия, и взаимодействия, отношения и вза¬имоотношения. Поэтому все составляющие богослужений любых конфессий и всех религиозных объединений оказывают психологическое воздействие на личность.

А всякое психологическое воздействие изначально является внушени¬ем, т.е. непосредственно эмоциональным. Внушение - это психологическое влияние в бодрственном состоянии сознания (в отличие от гипноза), веду¬щее к некритичному принятию людей, событий, идей, верований, устано¬вок./.../

Среди факторов, усиливающих внушающее воздействие, соответствующие облик, убранство, одежды, украшения, интерьер, архитектура, музыка особенно ритмичная (например, военные марши), пение, танцы, ритуалы, об¬ряды, празднества, зрелища, большое стечение людей, т.е. целенаправлен¬ным или случайным образом организованная среда, целая система ком¬плексных воздействий.

Таков современный научный взгляд: внушение, психологическое влияние -это универсальный, наиболее общий тип влияний на каждого человека.

Сила религиозного воздействия состоит в подключении сюда духовного фактора посредством придания определенного символического значения от¬дельным деталям, например, жестам, определенным движениям, тому же возложению рук, используемому во многих конфессиях, включая христиан¬ские.

Является ли использование Церковью «Слово жизни» во время богослужения таких форм религиозной практики, как проповедь, пение, музыка. исповедь, молитва, в том числе с возложением рук, сеансом гипноза?

Задать такой вопрос могли побудить два отмеченных обстоятельства: нередкие «падения» членов Церкви «Слово жизни» при возложении рук в хо¬де богослужений и преданность своему религиозному сообществу. Гипноз — это психотерапевтический метод внушения в особом состоянии сознания - одновременно суженном и сновидном на грани сна - бодрствова¬ния. Выделяют три уровня глубины гипноза: сонливость, каталепсию и со¬мнамбулизм. Ни об одном из них не было основания говорить, так как соглас¬но всем имеющимся материалам не было ни сонливости, ни каталепсии, ни амнезии.

Только предстадией гипноза - доведенным трансом, который длится несколько секунд или минут, можно было бы попытаться объяснить «падения». Но такому объяснению соответствуют показания только одной свидетельницы, которая падала «со страхом» и «кратковременным отключением созна¬ния». Остальные падали спокойно или с радостным чувством, без отключе¬ния сознания. Один из свидетелей даже продемонстрировал это, а два дру¬гих, которые испытали на себе медицинские сеансы лечебного гипноза, подчеркивали, что это совсем разные вещи.

Таким образом, только в одном случае можно говорить о гипнотическом, а точнее, об истерическом трансе. «Падение» всех остальных соответствуют ритуальному поведению (одна из форм конформного поведения).

На видеозаписи можно отметить лишь внешние реакции. Амнезии и рас¬стройства сознания недоступны ей. Поэтому решить, истерический транс это или ритуальное поведение, по видеозаписи нельзя, как пояснил в своих показаниях на суде врач В.А. Федоров. Остается сожалеть, что в письменном «объяснении» он не сформулировал это с той же определенностью.

Здесь необходимо прояснить современное понимание гипноза, которое существенно отличается от еще недавно традиционного. Более 100 лет на¬зад отвергнуто мнение, что гипноз - патологическое состояние, а господа психиатры пишут (и это цитируется в представлении прокурора в суд): «введение в гипнотическое состояние до уровня транса, т.е. временного бо¬лезненного расстройства психической деятельности». А вот фундамен¬тальная «Психотерапевтическая энциклопедия» (СПб., 1999., с. 701): «Боль¬шинство психотерапевтов считают состояние гипнотического транса ос¬новным лечебным фактором, ведущим механизмом самоизлечения» и считают, что для него нет противопоказаний. Отвергнут миф о всемогуще¬стве гипноза, для которого люди - марионетки, «зомби». Доказано, что гип¬ноз, осуществленный насильственным недобровольным образом, без того чтобы быть в унисон с собственными глубокими устремлениями, нестоек (например, кодирование от алкоголизма). Доказано, что гипноз не может преодолеть ценностных ориентации личности (руками сомнамбулы или с ним самим вовсе нельзя сделать все, что угодно). Доказано, что глубокий гипноз на 90% заслуга гипнотизируемого, а не гипнотизера или какого-ли¬бо особого метода.

Противоречивость мыслей специалистов многочисленной литературы на эту тему связана с использованием устаревших источников, в силу перехо¬да в течение последних 15 лет к новым представлениям в социологии, соци¬альной психологии и социальной психиатрии, суть которых состоит, в част¬ности, в переходе от представления о человеке как пассивном факторе к «че¬ловеку действующему» (Ален Турен). Это основное отличие нового понимания гипноза, когда не гипнотизер, и не метод, а собственные силы личности, входящей в гипноз, - решающий фактор.

Отмеченные ранее три стадии гипноза длятся не дольше 1—2 дней и не в состоянии объяснить стабильность таких сообществ, как Церковь «Слово жизни». Современная наука объясняет это совсем иначе — как интернализацию (индоктринацию). Это третий, наиболее глубокий уровень конформнос¬ти, представляющий усвоение новых ценностных ориентации, т.е. принятие религиозной доктрины или определенной идеологии.

Итак, богослужение (и все его приемы) Церкви «Слово жизни» не могут квалифицироваться как сеансы гипноза. С другой стороны, в отдельных случаях отдельные элементы гипноза могли иметь место, но лишь в тех масштабах, ко¬торые неизбежны для многих других воздействий обычной социальной среды. Является ли богослужебная практика Церкви «Слово жизни» средст¬вом подавления воли и осознанного мышления граждан, приводящим к бо¬лезненному расстройству психической деятельности и соматического со¬стояния личности?

Общение со свидетелями - членами Церкви «Слово жизни» в течение су¬дебного процесса показало, что это были не безвольные, зависимые жертвы и не однотипные роботы, а активно-доброжелательные и духовно устрем¬ленные люди, чтущие христианские ценности, склонные «к заботе и взаимо¬помощи (акции кормления голодных, поздравления обитателей домов пре¬старелых и т.п.).

Очень характерно, что единственная свидетельница, описавшая свое «падение» во время богослужения как истерический транс, ушла из Церкви «Слово Жизни», в отличие от тех, для кого это было ритуальным поведени¬ем. Т.е., в противоположность обвинению, держит в церкви не гипнотическое воздействие, а сознательный духовный выбор.

Таким образом, религиозные практики Церкви «Слово Жизни» не по¬давляли ни их воли, ни осознанного мышления, о чем говорит их активный и в социальном плане достаточно (в реальных условиях) успешный образ жизни.

Способствует ли религиозная практика Церкви «Слово жизни» социальной реабилитации лиц, страдающих психическими заболеваниями или имеющими эмоциональную неустойчивость (агрессивность, озлоблен¬ность, повышенную возбудимость)?

При опросе свидетелей выяснилось, что 7 из них имели в анамнезе серьезные психические расстройства (алкоголизм и наркоманию; психологические депрессивные расстройства; маниакально-депрессивный психоз). Тот факт, что они не дали обострения своего заболевания, а, наоборот, компенсировались, свидетельствует, что членство в Церкви «Слово Жизни» играет роль социально-реабилитирующего фактора.

Какие формы и формулы внушения использовались в отношении прихожан и являются ли эти формы и формулы методом гипнотического воздействия?

Не существует никаких особых или принципиальных магических фор¬мул. Любой формуле может придаваться значимая символическая форма, которая и оказывается знаковой.

Являются ли эти формулы источником побуждения людей к какой- либо деятельности?

Определенные знаковые места богослужения в такой же мере и в таком же смысле являются побуждением людей к действию, как смысловые акцентты в тексте или последовательность деятельности в спортивном соревновании, это вполне рутинная, банальная вещь.

Какова вероятность реализации этих формул?

Вероятность реализации целиком зависит в случае богослужения от со¬ответствия всего действа ценностным ориентациям и убеждениям каждой конкретной личности, и не просто добровольностью, а активным желанием участия в процессе богослужения.

Применялись ли указанные методы в данном случае в медицинских целях?

Целостно взятый обряд богослужения в тесном контексте с глубоко веру¬ющей личностью является мощным фактором мобилизации всех ресурсов личности и, таким образом, неизбежно оказывает лечебное, а правильнее -реабилитационное действие (этот термин шире и включает в себя лечебный эффект), аналогичное в миниатюре любому случайному радостному собы¬тию в жизни любого человека. «Медицинские цели» во всем мире начались достигаться «бригадами» самых разных специалистов, с привлечением свя¬щеннослужителей. Этим занимаются и многие пастыри Московской Патри¬архии.

Есть ли основания утверждать, что в отношении прихожан Церкви «Слово жизни» со стороны пасторов использовалось психологическое воздействие, изменяющее способности человека понимать значение своих действий и руководствоваться ими?

Вся необходимая информация содержится в моих предыдущих ответах. Необходимо еще раз подчеркнуть, что эндогенные психические заболева¬ния, тем более прогредиентно (т.е. неблагоприятно) текущую бредовую шизофрению не в состоянии вызвать никакой экзогенный фактор, решающую роль играет наследственность.

Если да, то каков характер этого воздействия?

Вопрос снимается ответом на предыдущий вопрос.

Взято с сайта http://piatved.blog.ru/21613475.html


В избранное