Август 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.mrezha.net/myslete
Открыта:
08-08-2001
Статистика
0 за неделю
Мыслете - газета православной молодёжи.
- Влад. Соловьев
- Для Тейяра "феномен" - это не явление в кантианском смысле, а та часть действительности, которая доступна исследованию.
- Это приложение, как и глава "Феномен христианства", в русском переводе книги опущены (без оговорок и ссылок) - прим. о. А. Меня
- в оригинале - casus irrealis
Мыслете
газета православной молодёжи
Приветствую вас, друзья. Наконец-то увидел свет четвёртый выпуск нашей рассылки.
Какие бы трудности не встали на нашем пути, я уверен, с вашими молитвами мы их преодолеем. В этом номере предоставленна интересная статья о протоиерее Александре Мене. В ходе статьи автор пытается проанализировать оставленное нам филосовское наследие. Не всегда есть возможность для личной встречи опнентов. Но они смогли встретиться здесь - на страницах нашей рассылки. По просьбам ценителей поэтического искусства, мы продолжаем публиковать стихи Натальи Пискуновой. Новая рубрика "Русская идея" завершает наш сегодняшний выпуск. Кто мы? Что значит "Русский народ", и существует ли такое понятие сейчас? Наверно настала пора понять - кто мы есть.
|
|||||
Помяни, Господи, душу убиенного раба Твоего, протоиерея Александра. Всякое существо есть то, что оно любит1.(О Тейяре де Шардене, протоиерее Александре Мене и метафизических предпосылках утопизма)."В строении и складе избранного предметного мира и заключается последнее основание внутреннего строя соответственного мировоззрительного исповедания. Это не столько автопортрет или рассказ о самом себе, сколько описание возлюбленных человеком сокровищ, воспринятых, притворенных им и "усвоенных". И, вопреки известному фихтевскому афоризму, можно сказать, что не человек определяет философию, а философия человека: каков, кто человек, зависит от того, какой мир избрал он для своего обитания, что возлюбил он паче, во что погружена, чем живет и движется его душа…"
(Г.В. Флоровский)
*** Мысли и оценки каждого из нас настолько сопряжены между собою, что нет поэтому
в человеческих мировоззрениях случайной, бессвязной совокупности частей. Мировоззрительное
исповедание человека всегда целостно. Все здесь взаимообусловлено, - каждый
элемент определяется обрамляющим его целым. И обратно, отраженное как бы соприсутствует
всюду и во всем. Вот почему к мировоззрениям вполне приложим метод идеальной
реконструкции целого по частям. *** Начиная разговор о покойном отце Александре Мене, мне хотелось бы особо обозначить
саму плоскость дискуссии. Ибо слишком идеологизированные споры нередко заканчиваются
(либо начинаются) политическими декларациями. *** "Есть два типа мировоззрений. И в силу внутренней слаженности и устройства мира мысли нет и не может быть взглядов и воззрений безразличных. В каждом познавательном акте мы либо собираем, либо расточаем, и не собирающие расточают". (Г.В. Флоровский) *** "Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет" (Мтф. 25; 29) *** "Все заблуждения, погрешности и ошибки в последнем счете сводятся к некоторому изначальному и конкретному соблазну, к некоему первородному греху, - в их основе всегда лежит некий ложный опыт, ложная вера, ложный путь… В онтологическом существе своем история - есть история христианства, - история Искупления… В целом она стремится и тяготеет к какому-то пределу и исполнению…" (Г.В. Флоровский) *** "Выходя за рамки "феномена" Тейяр ожидает нового этапа эволюции, когда человечество сольется в единстве "точки Омега"… Подобно тому, как слияние одноклеточных животных в организм было началом дальнейшего прогресса, так и духовное объединение человечества ведет его к Сверхжизни и Сверхчеловечеству. Распространение мысли и силы человека по Земле, его "планетизация" - это залог будущего. Тейяр верит в то, что все развитие науки, техники, социальных систем ведет к этой высшей духовной точке. В век, когда столь многие проклинают технику и тяготятся цивилизацией, он усматривает в них "гоминизацию Земли и мира". (А. Мень) *** "И бывают эпохи как бы предельного истончения эмпирии, когда чуть ли не каждому с очевидностью становится зрима эта подспудная, глубинная метафизическая борьба. С болезненной остротой обнажается тогда изначальная религиозная ложь. Каковы бы ни были ближайшие и эмпирические поводы и причины современных потрясений, слишком ясно, что в них лежит и в них раскрывается именно эта изначальная ложь. Ее надо ощутить, опознать и отвергнуть". (Г.В. Флоровский)
*** "Но Тейяр идет еще дальше. "Может ли, - говорит он, - универсум окончится иначе, чем в безмерном?" "Человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой". Нужно, чтобы нечто сверхчеловеческое реально существовало независимо от людей. Это и есть точка Омега". (А. Мень) *** Но что же стоит за символом "Точки Омега"? Что за Начало? (А. Мень) *** Последняя мысль о. Александра может сказать, кроме прочего, о некоем комплексе
неполноценности - во имя признания некоего потенциального (весьма сомнительного)
комплимента в адрес православного богословия, практически игнорируется "пантеистический
внутренний опыт Тейяра". Такое бывает. Помните, как наши искусствоведы "признали"
культурологическую ценность византийской иконописи лишь после "санкции" Мантисса. (Г.В. Флоровский) *** "Суть его (Т. д. Ш.) интуиции - видение мира как живого организма,
пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Воплощением этого тяготения
и является эволюция Универсума, на вершине которого стоит человек. У корней
эволюции он видит творческие силы, которые как бы свернуты, скрыты и разворачиваются
постепенно в ходе развития. Но когда в лице человека эволюция достигает критической
точки, начинается объединение, конвергенция: мир устремляется к высшему Синтезу… (А. Мень) *** "Соответствие" природного и мыслительного рядов должно быть раскрыто и доведено
до конца, - тогда природа исполнится разумом, а разум воплотится вполне. Мир
достигнет завершенности и полного оформления, осуществится "идеальная вселенная",
и земля станет "праведной"… До конца будет исчерпан круг колебаний, исканий,
тревог, и настанет вседовольный покой вселенского наслаждения - "мессианский
пир"… К этому пределу обращена вся пытливость утопического внимания, - созерцательный
уклон духа связан с вовлеченностью во временной поток. (Г.В. Флоровский) *** "Однако действительно, у Тейяра если не по форме, то по существу
проблема искаженности человеческой природы и зла в мире как-то теряется. Она
оказывается далека от основной интуиции. Ученому приходится писать особое приложение
к "Феномену человека", чтобы говорить о зле и страдании3. (А. Мень) *** Двойственность бытия фактически не учтена Тейяром. "Приложение"
является, по-видимому, просто жестом, уступкой. Если же быть до конца честным,
то придется констатировать, что система, не учитывающая двойственности бытия,
вряд ли нуждается даже не "в существенном дополнении". Такая система заведомо
утопична. Попросту говоря - ложна. *** "Слабостью Тейяра является и его понимание зла. Если оно "естественно", то Иван Карамазов был прав. Осталось в стороне от Тейяра и проблема антиномичности, для него во всем господствует монизм, законы однозначные и четкие. Правы и те католические критики, которые упрекали Тейяра в том, что он дал повод для смешения Бога и мира, естественного и сверхъестественного (игнорируя при этом противоестественное - прим. П.Т.). Однако мыслитель сознательно стремился к преодолению недостатков и пробелов своей системы. Кроме того, заявляя, что он ограничивается сферой "феноменальной", Тейяр оставляет простор для философской и богословской мысли. Думается, что, дополняя и развивая тейярдизм, можно сделать его важным составным элементом современного христианства. Это будет не посягательством на творчество Тейяра, а, напротив, продолжение его дела". (А. Мень) *** Из чего исходит религиозное сознание христианина? "Наше религиозное сознание исходит из факта греха. "Грех в мир вниде", и мы знаем только историю греховного человечества, и бессильны представить себе первозданную безгрешность… Для нас весь смысл мира раскрывается только в свете Искупления. Та история, которая совершилась, трагична и есть домостроительство нашего спасения. А тайна Божественного Предвидения для нас сокрыта безусловно. Мы знаем историю только как изживание греха, и не должно измышлять, хотя и как невероятное предположение4, несбывшуюся "безгрешную историю". Есть грех в мире и в человеке, - "доброго, что хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю"… И должен быть исторгнут грех из мира, мир должен творчески переродится. Верующее сознание не знает исторической бесконечности: история, как трагедия, имеет свою развязку, свой катарсис, - не имманентное завершение, а судный день…" (Г.В. Флоровский) *** "И наконец, Тейяр учил о наступлении финального периода в истории
мира, когда не без участия и усилий человечества совершится вхождение твари
в мир Божественного совершенства. Эту фазу мировой эволюции он называет "точкой
Омега". Все его надежды сосредоточены на грядущем, и тут он является прямым
преемником библейских пророков. Библия, христианство пронизаны этим упованием
"Да приидет Царствие Твое". О наступлении этого Царства, являющегося в конце
всемирно-исторической драмы, говорит последняя книга Библии - Апокалипсис. (А. Мень) *** "Не в имманентное завершение упирается история, не в "Третий
Завет" и не в земное мессианское царство, но в Парусию и Страшный Суд… (Г.В. Флоровский) *** "Тейяр де Шарден - аномалия, т.к., вопреки традиции католического
богословия, его высоко ценят ученые церковники, которые, как я полагаю, понятия
не имеют о том, что он говорит. Потому что идеи Тейяра - в значительной степени
плагиат из Веданты и Тантры, слепленные при помощи христианского на вид жаргона
и густо смешанные с эволюционизмом. Серафим (Роуз) *** "Синтез Тейяра вносит свою лепту в построение целостного христианского миросозерцания. Те же его стороны, которые спорны и неясны, вполне можно раскрыть, развить, уточнить, дополнить". (А. Мень) *** "На пресс-конференции, данной о. Педро Арруне, генералом ордена
иезуитов, в июне 1965 года, он защищал Тейяра де Шардена на том основании, что
"он не был профессиональным богословом и философом, так что он сам не подозревал
о философских и богословских выводах, вытекающих из некоторых его интуитивных
прозрений", Затем отец Аррупе воздал ему хвалу: Серафим (Роуз) *** "Тейяр своим научным синтезом помогает возникающему диалогу между христианами и не христианами. Для многих марксистов христианство понятно и даже приемлемо именно в форме тейярдизма" (А. Мень) *** Вышесказанное недвусмысленно свидетельствует о следующем: *** "Если мы захотим определить конфессиональную позицию писателя
Александра Меня, то вывод будет определенный: униат, т.е. католик, исповедывающий
католическую доктрину и при этом ценящий православный обряд. (о.А. Кураев) *** В заключение хотелось бы привести слова Марка Маркиша, посвященные
о. Александру: "Нет нужды повторять заслуги и добродетели покойного о. Александра,
как нет ни малейшего смысла скрывать, что он был в числе духовных и практических
лидеров экуменизма в России. Он интересовался не столько ВСЦ, сколько сближением
Православия с римским католицизмом… Так или иначе внезапно проведенная черта
отняла у него возможность что-либо исправить или уточнить, и теперь лишь время
покажет нам с полной ясностью, какие из его начинаний были праведными, а какие
- ошибочными. *** P.S. "В свое время о. Александр Мень сделал много. В свое. Но сейчас - иное время. Он ушел вовремя. Вовремя означает: в то время, когда кончилась та эпоха, в которой он был своим. И еще он ушел вовремя - чтобы не быть втянутым в политику, чтобы не стать "партийным батюшкой", "духовником "ДемРоссии"", чтобы не быть разменянным и оскверненным партийными и межпартийными разборками. Представьте, если бы он был жив в 1991 - 1996 годах… Его объявили бы "новым Сахаровым", "совестью эпохи", его растаскали бы по митингам, "коллективным письмам" и предвыборным кампаниям. Лозунг: "Голосуй или проиграешь! Голосуй сердцем!" был бы озвучен голосом отца Александра. Из него постоянно бы вытаскивали негативные оценки Патриарха и "официального Православия". Его превратили бы в защитника сект. Ему, человеку бесконечно более умному, чем нынешние московские "неообновленцы", пришлось бы из чувства партийной солидарности защищать их не слишком продуманные эксперименты и просто пошлости…" (о.А. Кураев) . Стихи Натальи Пискуновой
Мы открываем рубрику "Русская идея". В последние десятилетие в связи с легализацией Православия вновь стала актуальна проблема национального самоопределения. "Князи человеческие" пытаются возвести стену между Русской Церковью и украинским народом. Но, удивительно, что многие верующие, да и не только они, имеющие в метрике о рождении запись -"украинец, украинка", тем не менее считают себя русскими. Наверно, слово "русский" включает в свое значение, кроме понятия принадлежности к определенной национальности, что-то еще более глубокое. Что именно? Об этом идет речь в следующей статье. Она была написана несколько лет назад, когда ее автор был студентом 4-го курса филфака КГУ. После окончания университета он принял постриг и служит в Сибирском городе. Сейчас он наместник монастыря О РУССКОЙ ИДЕЕБлажен народ, у кото рого Проблема русской идеи ставилась в русской философии 19 -
20 вв. мы понимаем не как философскую рефлексию над душой народа, даже не
как душевную структуру нации, но саму духовную сущность Руси (Руси как некоего
надвременного целого множества поколений, разных социальных слоев). Идея только
являет себя в этом времени, изменчивом мире, но коренится она в другом мире;
своей бесконечностью уходит в мир духовный и представляет собой, по верному
пониманию Бердяева, Божественный замысел о творении. Постичь самую глубину
ее уже в силу бесконечности последней выше сил человеческих. Поэтому, не дерзая
раскрывать, что есть русская идея, мы будем лишь как бы извне говорить о ней
то, что нам доступно. Нам кажется, что такой подход к подобным проблемам наиболее
корректен и оправдан, наиболее близок к истине. Говоря о том, что невозможно
на рациональных путях до конца проникнуть в тайну русского духа (как и любого
явления духовного мира вообще), мы вовсе не отрицаем возможность ее постигать.
Чтобы встать на этот путь познания, нужно уловить особенности русского духовного
развития. Нам кажется, что идея вообще, и в частности национальная, особенно
русская идея (идея в нашем понимании), хотя и отражается в истории, но не
из истории познается. При взгляде на русскую историю становится ясно, что
никогда деятельность историческая не была главным ориентиром русского духа.
Она всегда была на втором плане, всегда была лишь следствием или необходимым
внешним условием для главной, духовной работы, всегда обращенной вовнутрь:
на себя, и через себя на тот горний мир, в котором личность обретает свою
окончательную полноту и завершение. "Царство Божие внутри вас", в этих словах
Спасителя и заключен главный мотив, смысл и цель жизнедеятельности русского
человека. Таким образом, подлинно самодеятельным периодом истории можно назвать
эпоху со времени принятия Христианства до Смутного времени, В котором помутнено
было духовное око русского человека, и он, утратив видение мира горнего, обратился
в мир дольний. Русь нашла себя в Христианстве, И никогда русский человек не
понимал Христианства только как учение. Принятие Христианства было не внешним,
не только и не столько политическим и культурным актом. Это был ответ на "горячешную
жажду" Истины, метафизической Правды жизни. Для русского человека открылась
новая жизнь, единственно удовлетворяющая подлинному достоинству человека,
призванного к сыновству Божию. Русь нашла себя в Церкви, в ней она причастилась
той Вечной Жизни, Которая и есть Истина, Которая и есть Христос. В силу своей
церковности русская нация менее всего национальна, но она и не интернациональна,
то есть, в конечном счете, вненациональна. Русь наднациональна, потому что
над-исторична, но опять-таки не внеисторична. Россия для русского человека
всегда была не только земля, отчий дом, родные, национальная культура, но
главное - "дом Пресвятой Богородицы". И само слово "русский№ не этноним только.
Русский - это обязательно православный (но никогда наоборот), иначе он - "немец".
Так понимали на Руси, ибо не случайно ее имя всегда было двойное: Русь - Святая.
Святость и есть для русского человека главное мерило жизни своей и чужой.
Цель русской нации была не на земле, не в истории, но на Небе и в Вечности.
Отсюда и все понимание русской истории и русского народа у многих мыслителей
19-20 вв., искавших в закономерностях исторического развития западного мира
разгадку истории российской. Не тот это путь: не из низшего познается высшее.
Путь России только начинается в истории, своим верхним концом он теряется
в безграничности Вечности. Царство Божие 0 вот подлинная родина русского человека,
его призвание, исход русской идеи. И идея эта уже не русская вовсе, не только
русская, но и общечеловеческая, каждочеловеческая. Парадокс русской истории
в том, что ее смысл не в утверждении национальной индивидуальности, а в некоем
национально - историческом кеносисе, самоуничтожении - уничтожении своего
временного, земного индивидуального лица ради явления чистоты лика богоподобного,
уподобившегося Богу (""будьте совершенны, как и Отец ваш совершенен"". Значение
России --в осуществлении духовного опыта соборного по-рыва (по-двига) целого
народа к раскрытию в себе подлинного замысла Божия о человеке (понимаем это
слово собирательно как множество ипостасей, но и как единство общечеловеческой
природы). Собственно, такой опыт есть достояние Церкви, но в том-то и тайна
России, что ее центр, ее духовное ядро, неизменяемо во времени, но само организующее
культурно - историческое пространство, есть Церковь. В Церкви коренятся все
истоки русской культуры (культуры в широком понимании - как мироотношенияя,
явленного на всех условиях человеческого деятельного бытия: в политике, социальных
отношениях, философской мысли и т.д.). Все, что было на Руси вне Церкви, было
русским лишь внешне, этнографически, в лучшем случае психологически, но не
духовно... Отпав от источника жизни, бьющего в Церкви, русский народ, собственно,
во многом утратил свое национальное лицо, свою русскость, заключавшуюся в
духовной цельности его устремления к Вечному Началу бытия. Чистый и простой
духовный образ русского человека поначалу был заслонен и отягощен массивным
окладом быта и, наконец, потускнев, был вовсе похоронен под "новым" образом,
образом "нового" человека. Духовная цельность средневековья сменилась душевной
аморфностью Нового времени: русский ренессанс 17-18 вв. был подлинным вырождением
самобытной национальной культуры русского народа. Но и в 18 веке с его бесшабашным
разгулом политических, социальных и личных страстей, разом выпущенных на волю,
Русь не умерла совсем - слишком сильно генетически оказалось накопленное предыдущими
поколениями духовное достояние. Оно светило русскому человеку и после потери
им прежнего трезвенного, целомудренного чувства бытия. Оно отразилось в русской
классической культуре 19 века, и только благодаря ему последняя приобрела
свое особое, неповторимое и в данную эпоху непревзойденное качество и небывалое
значение. Наконец, на рубеже 19-20 веков, и особенно в веке ХХ, духовный этот
луч Света, Истины, отраженный чистым зеркалом средневековья духа и пронзивший
столетия Нового времени, почти окончательно погас в сознании современного
человека, но не в силу действительного своего угасания, а в силу внутренней,
духовной, религиозной слепоты самого человека, шире - всего русского народа...
Подлинное возрождение любой нации возможно лишь на путях возврата к истокам
национальной культуры и далее - к метафизическим истокам, питающим национальную
жизнь. Здесь не место говорить о других народах. Для русского же народа возрождение
возможно лишь на пути возврата в Церковь и - уже в Церкви и из Церкви - восстановления
подлинной высоты культуры. Культура есть форма жизни. От духовного качества
жизни напрямую зависит качество культуры. Православная Церковь на протяжении
всей истории русского народа была источником русской национальной жизни, и
вне ее стен русская нация обречена на окончательное вырождение. Только в Церкви
осуществима реализация русской идеи как Божественного замысла о русском народе.
А. Вьюров. "Этот выпуск был несколько короче, но мы надеемся компенсировать это более быстрым выходом следуещего номера.
Очень скоро намечаются большие перемены на нашем сайте. Работаем не покладая рук ;) Если вы хотите и далее получать эту рассылку то можете подписаться на неё на сервере Subscribe. Код рассылки - religion.mean. Онлайновый вариант газеты лежит Здесь. |
Вебмастер - Александр
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||