Тянь Кайчжи
однажды беседовал с правителем Чжоу, Вэй-гунем, и царь спросил его:
— Я слышал, ты
учился у Чжу Шэня. Что ты узнал от него?
— Что я мог
узнать от учителя? Я просто стоял с метлой у его ворот!
— Не уходи от
ответа, — сказал правитель. — Я хочу знать, чему ты научился.
— Ну что ж, —
отвечал Тянь Кайчжи, — учитель сказал однажды так: «Умеющий взращивать жизнь
подобен пастуху: присматривает за отстающими овцами и подгоняет их».
— Что это
значит? — спросил царь.
— В царстве Лу
жил человек по имени Дань Бао. Он обитал в глухом лесу, пил ключевую воду и ни
с кем не делился своей добычей. Прожил он на свете семь десятков лет, а обликом
был как младенец. На его беду ему однажды повстречался голодный тигр, который
убил его и сожрал.
Жил там и Чжан
И, который обитал в доме с высокими воротами и тонкими занавесями и принимал у
себя всякого. Прожил он на свете сорок лет, напала на него лихорадка — и он
умер.
Дань Бао
пестовал в себе внутреннее, а тигр сожрал его внешнее. Чжан И заботился о
внешнем, а болезнь сгубила его внутреннее. Они оба не восполняли то, что у них
отставало.
Конфуций сказал
так:
Не уходить, а быть неприметным,
Не выступать вперед, а быть на виду.
Неколебимо стоять в середине.
Кто усвоит эти три
доблести, стяжает высшую славу.
Но перед опасной дорогой,
на которой из десяти убивают одного, отцы и сыновья, старшие и младшие братья
друг друга предостерегают и осмеливаются выступать лишь в сопровождении воинов
и слуг. Не есть ли это знание об опасностях, подстерегающих человека? А не
знать, что в предостережениях нуждаются и те, кто возлежит на циновках и
предаётся чревоугодию, — это тоже большое заблуждение!