“Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, Иоанн сказал им: Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: Отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и топор при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и О
н очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым” (Мф.3:7-12)
Это единственная проповедь Иоанна Крестителя, записанная Матфеем.
Параллельный отрывок у Луки (Лк.3:1-18) передаёт больше подробностей, однако смысл один и тот же: призыв к покаянию и крещению, то есть к внутреннему изменению разума и сердца, сопровождающемуся внешним обрядом, символизирующим это изменение, и, что ещё важнее, образом жизни, доказывающим его. Многое другое, о чём благовествовал Иоанн Креститель народу (Лук. 3:18), могло быть дополнительными
примерами того, как творить достойный плод покаяния (ст. 8), вдобавок к перечисленным в ст.11-14.
Проповедь Иоанна была простой и не выходила за рамки самого насущного, однако как глашатай грядущего великого Царя Божьего Иоанн верно следовал своему единственному призванию. Он нёс это служение дерзновенно, уверенно, смело и бескомпромиссно, благодаря чему Царь мог сказать о нём: Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя (Матф. 11:11).
В рассказе об Иоанне (3:7-12) Матфей выделяет четыре элемента: аудитория (т.е. слушатели), обличение, осуждение и утешение.
Слушатели
“Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься” (Мф.3:7а)
Среди народа, приходившего к Иоанну в пустыню (ст. 5), было множество фарисеев и саддукеев, и для них прозвучало особое предостережение и обличение.
К новозаветным временам в иудаизме выделились три обособленные группы, или секты. Помимо вышеназванных (часто упоминаемых в Евангелиях и в Деяниях), были ещё ессеи. Большинство ессеев были неженаты, но иногда они брали на воспитание приёмных детей. Эти скрытные и чрезвычайно аскетичные иудеи в основном жили изолированными, замкнутыми отшельническими колониями, наподобие знаменитого Кумрана на северозападном побережье Мёртвого
моря. Большую часть времени ессеи проводили, переписывая священные книги, и именно благодаря их труду до нас дошли бесценные свитки Мёртвого моря, случайно найденные в 1947 году арабским мальчиком-пастушком. Однако ессеи не выходили в общество и не оказывали на него сколько-нибудь значительного влияния, поэтому они даже не упоминаются в Новом Завете.
Фарисеи
Фарисеи заметно отличались от ессеев. Они представляли собой ещё более обособленный круг, но они чаще всего жили в больших городах, наподобие Иерусалима. Принимая самое активное участие в общественной жизни, они стремились к известности и признанию. Иисус обличал фарисеев за то, что все дела свои [они] делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд
своих; также любят первые места на пиршествах и первые места в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: Учитель! Учитель! (Матф.23:5-7;ср.6:2,5).
На настоящий момент нет никаких документов, позволяющих точно определить время возникновения фарисейской секты, но вполне вероятно, что она берёт начало от другой, ранее существовавшей группы Хасидимы, название которой означает благочестивые, или святые. Хасидимы появились во II веке до Р.Х., в межзаветный период. Палестина много лет находилась под эллин