Богословы долго рассуждали о цели, характере и роли, которую он должен играть в жизни новозаветных святых.
Мы знаем, что Иисус пришел не чтобы «нарушить закон, но исполнить» (Матф. 5:17)
Объяснить, как закон относится к современным христианам, важная и сложная задача.
Библия говорит, что Божий закон полезен в двух отношениях.
Во-первых, в горизонтальном отношении – это касается отношений между людьми.
В горизонтальном отношении закон дает нормы поведения, чтобы в обществе не было путаницы и беспорядка.
Когда люди решают повиноваться таким Божьим повелениям как не завидовать, не красть, не лгать, не грешить сексуально, не убивать, тогда общество процветает.
В городах становятся безопаснее, а в домах – меньше суматохи.
Короче говоря, когда соблюдается Божий закон (и отдельные законы), жизнь общества становиться лучше.
Во-вторых, в вертикальном отношении – это касается отношений между Богом и человеком.
Апостол Павел ясно говорит, что в вертикальном отношении закон полезен тем, что он указывает на Христа.
Как?
Несмотря на интенсивность или силу, с которой человек пытается в совершенстве исполнить Божий закон, он терпит неудачу.
Так было всегда, и так будет всегда.
Каждая неудача, таким образом, служит человеку напоминанием, что он падший, и в спасении он абсолютно зависит от Бога.
Возникающее время от времени нежелание повиноваться Божьему закону, лишь частичное послушание, непослушание с хорошими мотивами или вообще непослушание – все это проявления греховной природы.
Бог требует совершенного послушания Его закону:
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48)
«Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16)
И все же, человек не может достигнуть такого послушания:
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10)
Следовательно, закон становиться проклятием:
«а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за
нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:10-13)
Итак, каким же должен быть конечный результат этого?
Какова конечная цель такого закона, который не может быть в совершенстве исполнен?
Бог предназначил закон не для того, чтобы побуждать человека к тщетным попыткам достичь совершенства, а чтобы он был детоводителем ко Христу;
«Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех
заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:19-24)
Закон, как божественный учитель, ведет грешника к покаянию и осознанию потребности в милости Бога.
Закон, таким образом, подобен зеркалу: оно показывает человеку грязь на его лице, но не может смыть ее.
Благодать Божья – единственная надежда грешника.
Чем больше человек, не имеющий спасения, пытается жить согласно Божьим требованиям, тем больше он ощущает, что у него нет никакой надежды.
Для людей находящихся в таком безнадежном состоянии евангелие, говорящее о прощении во Христе, сильно дать надежду.
Христос умер на кресте, чтобы сполна заплатить за грех, и Он воскрес, чтобы подтвердить Свою победу над грехом и смертью.
Благодаря заместительной жертве Христа Бог предлагает прощение тем, кто раскаивается в своих греховных попытках добиться праведности собственными усилиями, кто желает подчиниться господству Христа в их жизни.
Прощение – единственная надежда человека, и закон нужен, чтобы сделать эту истину абсолютно очевидной;
«Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так
и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим.4:1-8)
В таком случае, закон становится благословением.
Как это связано с воспитанием детей?
Можно провести полезную аналогию между целью закона и предназначением многих повседневных действий, связанных с воспитанием детей.
Однако, прежде чем обсуждать эту аналогию, сначала обратить внимание на грубую ошибку, которую допускают многие родители.
Так легко попасть в ловушку и думать, что правила, ограничения, указания, поощрение, наказание, наставление и обучение нужны только для того, чтобы добиться от ребенка определенного поведения.
Разумеется, все эти приемы необходимы при воспитании детей, и важно, чтобы дети поступали правильно.
Послушание поддерживает порядок в доме.
Подобно Божьему закону, родительские «законы», таким образом, полезны в горизонтальном отношении.
Многие общие правила, исполнения которых родители требуют от детей, это прямые наставления Писания, а другие «домашние правила» вытекают из общих этических принципов, находящихся в Писании.
Когда дети повинуются своим родителям, тогда не просто будет меньше беспорядка в доме, но будет польза и для общества в целом, когда из детей вырастут ответственные взрослые.
Родители несут ответственность, за наличие этой горизонтальной составляющей в доме.
Они на самом деле могут «наставлять» ребенка и быть уверены, что если он научится мудрому образу жизни, то «не уклонится от него, когда и состарится» (Пр. 22:6)
Это божественное руководство в наставлении основным принципам:
«Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Прит.24:3,4)
Но они не всегда являются нерушимыми законами или абсолютными обетованиями.
Эти проявления общей истины –
«Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Прит.10:27) –
обычно имеют "исключения" в связи с непостоянством жизни и непредсказуемостью поведения падшего человека.
У многих родителей, которые довольствуются лишь тем, что учат своих детей, как вести себя, возникают проблемы.
Например, если родители получают похвалу за то, как хорошо ведут себя их дети, они склонны думать, что выполнили свой долг.
Некоторые родители даже думают, что их ребенок возрожден, только потому, что он ведет себя хорошо.
На самом деле, это может оказаться всего лишь законничеством.
Но родительское воспитание и наказание НЕ сводится только к подчинению поведения ребенка определенным внешним нормам.
Напротив, родители должны быть обеспокоены, если их дети удовлетворены просто знанием того, что они послушны.
Родительские правила, наказание и обучение действительно помогают ребенку вести себя правильно, но они предназначены для более величественной цели.
Как закон Ветхого Завета был детоводителем, чтобы привести людей к осознанию их потребности в Спасителе, так и каждый аспект воспитания детей служит той же цели.
Таким образом, роль родителей как благовестников – наиболее важная
«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем, и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:6-9)
Но благовествовать своему ребенку – это больше, чем объяснить содержание евангелия в определенный момент времени.
Поскольку наш ребенок не может исполнять все, что от него требуется, какого бы уровня внешнего соответствия он ни достиг, у нас будут особенно благоприятные возможности для благовестия, когда он нарушает правила поступком или отношением.
Даже если он послушен, все же остается вопрос о побуждениях сердца.
Почему он послушен?
Каковы его желания и мысли, когда от него требуется послушание?
Эгоизм и гордость могут быть очень хорошо скрыты:
«Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:9,10)
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23)
Любые мотивы, кроме угождения Богу, неприемлемы.
Да, мы должны учить своего ребенка жить мудро.
Да, наши родительские усилия могут помочь ему стать ответственным взрослым.
Однако, огромнейшая наша привилегия как родителя, состоит в том, что Бог употребляет нас, чтобы привести нашего ребенка к осознанию его порочности и потребности в прощении.
Никогда не стоит забывать о вертикальных последствиях воспитания детей.
Мы должны использовать неспособность нашего ребенка к постоянному сердечному послушанию, чтобы объяснить ему, что он нуждается в Спасителе, в божественной благодати и силе, чтобы жить святой жизнью:
«потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:23,24)
«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23)
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей
великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог
предназначил нам исполнять» (Еф.2:1-10)
Таким образом мы исполним свое предназначение – быть верным орудием в Божьих руках для воспитания наших детей.
В согласии с библейской истиной, с постоянной молитвой, чтобы Бог по Своей милости пробудил их к спасающей вере и возрождению.
Когда ребенок совершает проступок, многие родители расстраиваются.
Обычно это вызвано эгоистическими ожиданиями родителей.
Например, они хотят, чтобы ребенок перестал причинять им неудобство, или хотят произвести впечатление на других послушанием своего ребенка.
Но проступок – это повод для благовестия.
Наш ребенок должен прийти к пониманию, что он неспособен жить по Божьему стандарту, и так осознать свое глубоко греховное состояние.
Это не означает, что мы как родители должны постоянно попрекать своих детей за их проступки, раздражая их и давая повод думать, что мы их не любим, или что они никак не могут угодить нам:
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:21)
Родителям также нельзя сводить Божий закон к двойным стандартам, уча одному, а живя по-другому.
Однако, не надо отказываться от поисков удобных моментов, когда мы можем помочь нашим детям понять их греховное состояние перед Богом и невозможность спастись «добрыми делами»:
«однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16)
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:5-7)
Многие родители ошибочно считают, что послушание и внешнее соответствие требованиям означает, что их ребенок более близок к спасению.
Но это далеко от истины.
Хорошее поведение нашего ребенка не значит, что Богу его легче спасти.
Это не помогло фарисеям.
Его хорошее поведение не имеет ничего общего с его спасением.
Поскольку проблема нашего ребенка – это его сердце, никакое количество исправлений не может спасти его или сделать более подходящим для спасения.
Ему нужно то, что может совершить только Бог: возрождение и преображение.
Найти равновесие между свидетельством о хорошем поведении ребенка и пониманием, что он при этом не спасен и находится в греховном состоянии, действительно трудно.
Всегда нужно помнить, что есть опасность получить современного фарисея
Христос очень резко отзывался о фарисеях того времени:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и
всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25-28)
Опять же, мы должны помнить конечную цель воспитания и наставления:
передавать Божьи стандарты святости и вести своего ребенка к пониманию, что он неспособен в совершенстве жить по ним
Подобно закону, мы – зеркало.
Хотя мы и неспособны сами смыть нечистоту, мы инструмент, помогающий нашему ребенку увидеть грязь на его лице.
Когда ребенок будет знать о своем состоянии, ТОГДА он может прислушаться к единственному ответу.
А это прощение через покаяние в грехах и вера во Христа.
Хотя верующие родители не собираются воспитывать фарисея, это не так трудно сделать.
Получить «контроль» над ребенком и совершенствовать его поведение – не самая главная задача воспитания.
Но, вместо этого, лучше больше заботится о подлинном состоянии его сердца:
«исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:20-23)
Нужно четко понимать, что чтобы быть спасенным, наш ребенок должен увидеть, что он грешник.
Поэтому нужно учить его истинам Писания и молится за него, чтобы в ребенке Бог соединил знание евангелия с его личной верой.
С уважением Андрей
Источник: Кэри Харди
Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here.
You also need to have JavaScript enabled in your browser.