В воскресный день, вы слышали три евангельских чтения: два читались подряд, одно - отдельно. Первое чтение - о чуде хождения св. апостола Петра по водам по повелению Господню. Второе Евангелие - памяти святых отцев Шести Вселенских Соборов. Третье евангельское чтение - памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея России чудотворца, и всемирного чудотворца.
Евангельские чтения соединяют в себе истину православной веры. Ибо самое главное, то есть смысл существования человека здесь, на этой земле, - в познании истины. И через познание истины и жизни по этой истине - в стяжании благодати Святаго Духа, как говорил преподобный Серафим.
Се же есть живот вечный, то есть жизнь вечная, да знают Тебе единого истинного Бога, и егоже послал ecu Иисус Христа (Ин. XVII,3).
Эти слова, в сущности, и отвечают на те вопросы, которые возникают обычно в жизни и о которых многие очень легкомысленно говорят: "Не все ли равно, как веровать? Главное - что в душе". Главное - это признание того, что Бог есть, - получается так. Ну, от этого ни один разумный человек никуда не может деться. Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. XIII, 1). Отрицание Бога есть отрицание самого себя, отрицание своего разума, настолько бытие Божие логично, с точки зрения здравого смысла. Поэтому,
естественно, простое признание Бога - это еще не есть вера в том смысле, в котором о ней говорится в Евангелии. Потому что если мы Бога не видели, но веруем, что он есть, то, простите, бесы-то видели. Хотя о них сказано: беси веруют, и трепещут (Иак. 11,19). Значит, и там есть понятие веры. Только другое. Они знают, все мы знаем многие вещи, но от этого, увы, у многих не меняется их поведение и их жизнь.
Например, все мы прекрасно знаем, что умрем. Этого никто не избежит. Все знают, что последствия многих грехов очень тяжки. Однако, несмотря на это, люди грешат, не задумываясь над тем, что когда-то придется уходить из этого миpa и давать ответ за все, что мы натворили. Не хотят жить так, как заповедует истинная вера. Ибо и веру-то люди избирают, как сказано, по своим прихотям. Будет бо время, предсказывал апостол Павел, егда здравого учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми
слухом, и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим., IV, 3-4).
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский (†1937), писал:
"Каждый христианин должен распинаться миpy, быть распятым на кресте... Крест этот называется мироотречение. Mиpa нужно отвергнуться - не того миpa, в котором цветут прекрасные цветы - нет, через этот миp мы только познавать можем Творца, прославлять. От другого миpa нужно отречься - от того, который Господь называет: Mиp прелюбодейный и грешный. Mиp этот движется на адской колеснице, у которой три колеса, о которых говорит святой апостол. Колеса эти - похоть плоти, похоть очес, гордость житейская. Этими
тремя колесами колесница миpa и движется прямо в пропасть адову, в царство сатаны."
Эту истину изрекает только православная вера.
В течение года несколько раз празднуется память святых отцев Вселенских Соборов. Почему Святая Православная Церковь празднует их память? Потому что она этим все время нам напоминает, что самое главное, как сказано в сегодняшнем Евангелии, - се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истиннаго Бога, и егоже послал ecu Иисус Христа. То есть истинная вера, познание истинного Бога есть сущность жизни. Есть вечная жизнь. И потому все разговоры о том, не все ли равно, как верить, настолько наивны, если не
сказать - безумны.
В беседе с одним архиреем у нас зашел разговор о том, что мы, люди, желаем знать истину о других личностях, желаем, чтобы о нас говорили правду. Как же может быть, что, когда вопрос касается Бога, это все равно?
И владыка сказал интересно:
- Вы знаете, я тоже над этим думал. Ведь мы обижаемся, когда про нас говорят неправду. Может быть, и Бог обижается, когда про Него говорят неправду?
Больше того, в современных обществах теперь есть законы, которые дают право, если о ком-то из людей сказали неправду, подавать в суд за клевету. Позвольте, если люди уже дошли до того, что по вопросу неправды о человеке можно возбуждать судебный процесс, то почему неправда о Боге не является важной? Говорят: "Не все ли равно?" Нет, не все равно.
Когда мы стараемся человеку, нами уважаемому, чем-то угодить, то мы стараемся узнать, что его интересует, что ему по сердцу. И стараемся найти это для него. Но представьте себе: если подарить человеку то, чего он на дух не переносит, как он к этому отнесется? "Может, - подумает, - смеются надо мной?" Это все равно, что непьющему человеку преподнести бутылку водки. Он скажет: "Зачем это мне? Это же отрава!" Если мы стараемся сделать то, что угодно человеку, то в высшей степени угодное Богу приятно Ему и
принимается Им как жертва.
Почему принимается не всякая жертва - только жертва богоугодная? Слова эти мы употребляем, но не все задумываются над смыслом этого. На самом деле, богоугождение, само это слово несет в себе сущность истинной веры - означает то, что угодно Богу.
Те, кто представлял себе богов по своим жестоким, корыстным понятиям, представляли себе богов, требующих себе кровавой жертвы, и приносили в жертву даже людей.
Тут же возникает мысль: а как же в Ветхом Завете? Но суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь миp. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном миpe всякие кровные жертвоприношения отсутствуют.
Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель Николай Сербский, ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех.
Это свидетельство истинной любви - до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.ХV.13). Эта жертва, принесенная за весь миp, является свидетельством любви Божией к человеку, к миpy. К тому миpy, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог миp, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.III.16). Эти слова сказаны в Евангелии
для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия - это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу. Потому все вероисповедания, которые не исповедуют Святую Троицу, не могут исповедовать Бога как Любовь. Только те, кто исповедуют Святую Троицу, могут исповедовать Бога Богом любви. И никто не может исповедовать полноту проявления этой любви в миpe, как только тот, кто исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедшего и пострадавшего за весь миp.
Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть, так говорит Иоанн Богослов, апостол любви. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть и сей есть антихристов (I Ин. IV,2-3).
Поэтому святые отцы так кропотливо, и даже до единой буквы, изъясняли исповедание веры.
Ни одно другое вероисповедание миpa не имеет вселенских соборов по вопросу веры. Нигде не собиралось со всей Вселенной по сто, по триста, по шестьсот человек, исповедующих веру христианскую, и не приходили к единому мнению, к единому исповеданию веры. Нигде такого не было. Так что, когда говорят, что все веры, мол, одинаковые, - извините. Никакой тут одинаковости нет. То, что они признают бытие Бога, этого мало, в это, как мы говорили, и бесы веруют и трепещут. Хотя представители некоторых
вероисповеданий, в частности буддийских, сами прямо заявляют, что они в Бога не веруют. Один из наших известных митрополитов вспоминал, как на встрече представителей различных конфессий при составлении итогового документа православные предложили формулировку о том, что здесь их всех объединяет вера в Бога. На что представитель буддистов сказал: "Нас здесь не упоминайте. Мы в Бога не веруем". Они веруют в человека. Поэтому, собственно, их даже нельзя причислить к религиям (Религия - это связь человека с
Богом.), хотя некоторые это делают. Есть истинная вера: вера в Святую Троицу и в Сына Божия. А здесь - все наоборот: в Богочеловека не веруют, а веруют в человекобожие, то есть человека ставят на первое место и пытаются возвести его в ранг Бога, обоготворить без Бога. Человек может и должен обоготворяться, но через восприятие благодати Божией во Христе Иисусе.
И, поскольку ни одно вероисповедание миpa не собиралось на вселенские соборы, то, естественно, ни одно вероисповедание миpa, кроме христианского, не имеет Символа веры, и ни одно вероисповедание, кроме православного, не сохранило этот Символ веры в неизменности.
Наш православный Символ веры существует в написанном и напечатанном виде. Каждый православный человек должен знать его наизусть. В других вероисповедания есть отдельные высказывания по поводу верования, но такого Символа веры, как в Православной Церкви, нигде нет.
Увы, при нашей некоторой необразованности немногие знают эту истину. А ее нужно твердо знать. Особенно, когда у нас начинаются разговоры о вере со всевозможными сектантами, которых сейчас стало очень много.
Что предлагают вместо истинной веры?
Вместо истинной веры каждый предлагает или своих предводителей, или самого себя.
Начинают агитировать: "Идите к нам!" Православные люди им говорят:
Зачем к вам идти, когда у нас есть храмы, есть православная вера?
Мы объясним вам Библию!
У нас есть объяснение Библии, написанное святыми отцами, множество толкований и Ветхого, и Нового Завета.
Что,- говорят,- вы их слушаете? Они - обычные люди. Слушайте нас!
Неужели в этом заявлении не видно обыкновенной наглости? Это значит: "Вы все, вместе со святыми отцами, - дураки, я - умный. Меня слушайте".
У нас, к несчастью, есть люди, даже были в нашем храме, которые ушли из храма, увлеклись этим сектантским ветром. И думаешь иногда: странно, почему же они были этим увлечены? Не говоря уже о святых отцах, они просто выкинули тысячелетнюю историю своей страны. Множество не только святых, но и простых, светских людей, полководцев, ученых, писателей: Ломоносов, Суворов, теперь уже канонизированный Ушаков, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Пирогов, Менделеев, Циолковский, Королев... - да и устанешь перечислять,
их очень много. Все это - глубоко верующие люди. Да, некоторые бывали увлечены в какой-то период жизни ветром, но все-таки в глубине души все оставались верующими, и если почитать их изречения, то чувствуется, что они очень трезво мыслили. И вот все это выбрасывается. И верится какому-то гастролеру, который приехал из другой страны, из какого-нибудь Нового Света - когда-то он так назывался и где, по известной статистике, почти две тысячи или больше вероисповеданий. То есть что ни голова, что ни выдумает, то
своя вера. И это может сравниться с тем сонмом святых, которые так твердо отстаивали истины православной веры? Нет, все это выбрасывается в угоду кому-то, потому что он, видите ли, сказал: "Что вы доскам поклоняетесь?" Хотя это иконы, иконы чудотворные!
Множество чудес от этих икон засвидетельствовано, и до сих пор существует в истории. Например, на Афоне, когда один архиерей сомневался в том, что икона святого великомученика Георгия чудотворная, и, показав на нее пальцем, дотронулся до нее, то палец его пристал к этой иконе. И он, как ни старался, не мог оторвать этот палец, пока ему его не отрезали. И отрезанный кусочек этого пальца так и остался на этой иконе до сих пор.
Это уже - свидетельство Седьмого Вселенского Собора, утвердившего почитание святых икон.
Какая глубина во всех этих священных установлениях!
Шесть Вселенских Соборов - почему память их празднуется отдельно? Они были, прежде всего, именно о естестве Божием. Седьмой Вселенский Собор был об иконопочитании, он как бы удивительным образом отделен от них. То есть все, что касается божественного действия, - оно как шесть дней творения. В седьмой день почил Бог от дел Своих и дал человеку уже здесь, в этой жизни продолжать дело Божие. И человек продолжил это дело, сотворив иконы, но по повелению Божию. Священные изображения были еще в Ветхом Завете.
И когда люди восстают против священных изображений, священных предметов, то они тем самым отвергают Ветхий Завет. Причисляя себя к христианам или к последователям Библии, они лгут, потому что они, таким образом, восстают против самой Библии.
Чему поклонялся древний Израиль на земле? Когда я спросил об этом одного сектанта, который обучался в каком-то их колледже, он долго не мог ответить мне на этот вопрос. Что было самым святым во время шествия по пустыне израильского народа? Кивот Завета. И об этом человек не мог сказать, настолько ему вбили в голову, что нельзя ничему поклоняться - тому, что сотворено человеком, даже и по повелению Божию. Ложным богам и их изображениям - да, нельзя: и те и другие есть ложь. А изображения истинного Бога,
воплотившегося Сына Божия, Пречистой Его Матери, изображения святых есть истинные изображения. Вопрос лишь в том, насколько возможно человеческому естеству воспринять их. Есть понятие иконы, есть понятие картины и есть понятие фотографии - это вещи совершенно разные. Тонко, очень осторожно святые отцы разделяют эти понятия. Иконы не являются просто портретами, отражающими особенности характеров, душевного устроения святых, а являются отображением их духовной сущности.
Только истинная вера дает такую ясную картину. Во всех остальных учениях многие явления часто перемешиваются, так же как смешиваются духовность с душевностью. Даже в самом человеке люди до сих пор еще не могут ухватить: где же действие души и где действие тела, то есть физиологии? Великий ученый, верующий ученый академик И.П.Павлов и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), известный всем хирург, теперь уже канонизированный, многие другие по этим вопросам высказывались. Они понимали, что тело есть инструмент,
через который душа общается с видимым миpoм. Это взаимодействие, это совместное существование и есть то, что совершается в этом миpe. И где действует только тело, а где действует душа? Есть иногда прямые примеры каких-либо судорог или конвульсий, а есть примеры воздействия беснований. Они очень похожи внешне, но внутренне имеют разную причину. Хотя все равно в глубине первопричина всего - духовная. И эти истины во всей полноте и ясности даны только в православной вере. Все остальное пытается прижиться к
этому, и поэтому некоторая похожесть других так называемых вероисповеданий часто вводит людей неопытных и не знакомых с духовной областью в заблуждение. Вроде вот и там - то же самое. Например, у нас есть строгий пост. Святые Отцы постились очень строго, даже не вкушали пищи или вкушали только растительную пищу. И вот, говорят, у них тоже есть сыроедения всевозможные. Да, но употребление рода пищи само по себе не является признаком правильного духовного направления, потому что овощную пищу и скотина ест, но
она духовно не совершенствуется. Смысл всех этих церковных установлений - другой. Смысл их в том, чтобы душа главенствовала над телом. Тело должно быть служанкой души. Род пищи, которую употребляет человек, воздействует на тело и часто мешает душе. Даже не только в духовном смысле, но и в умственном-то. Вы думаете, зря люди сказали: "сытое брюхо к учению глухо" и "сытый голодного не разумеет"? Здесь - связь души и тела. При слабости души тело начинает главенствовать над душой. Немощствует тело, немощствует
и душа, как воспевается. Но все это только в наших, православных песнопениях, молитвах так ясно выражено. Вся полнота и ясность духовной и телесной жизни дана только в истинной вере - христианской, православной. Православной, потому что, как говорится в каноне святым отцам Шести Вселенских Соборов, не подобает приложити или оставити что Священного Предания православныя нашея веры. То есть ни убавить, ни прибавить нельзя.
Символ веры был для всех христиан до разделения один. И вот некто дал очень интересный пример. Спрашивают представителей христианских вероисповеданий, или, как говорят, конфессий. Обращаются к представителям западной церкви, католической:
Как вы веруете?
Мы веруем вот так и так. Но можем и прибавить.
Спрашивают протестантов:
А вы как веруете?
Мы веруем так и так. Но можно, если нужно, и убавить.
Спрашивают православных:
Как вы веруете?
Мы веруем вот так: вот Символ веры. Но ни прибавить, ни убавить - нельзя.
Другое дело, что мы чего-то не можем. Не можем - это не значит, что это нужно убрать. Да, иногда человек лишается чего-то. И в той же физиологии: если человек имеет руки, ноги, но у него одна рука не действует или парализована, то ведь никто не говорит: "Отрубите мне ее". Так же - и в духовной жизни: если мы чего-то не делаем, не соблюдаем, допустим, постов, как полагается, или другие правила, то это не значит, что их нужно отбросить. Нельзя сказать: это не нужно, так же, как нельзя сказать: рука или
нога не нужна. Ты же не можешь без ноги-то, на одной не поскачешь, протез нужен или костыль, а так - ползать будешь. Рука не действует - ну что ж, можно полечить ее - смотришь, что-то такое там зашевелится.
Так же - если и что-то прибавить. Вот наглядный пример: вы смотрите на меня - не все волосы на голове. Ну что тут прибавить? Парик надеть, да? Ну, и что это будет? И что это даст? Вид, да? Так все равно же обман. Или покрасить волосы, сказать, что я уже молодой? Или разукраситься, как петрушка, или понавесить на себя все, что можно? Так все равно видно, что старый, что там молодиться? Прибавили тебе росту за счет каблуков или волосы за счет парика - ну, а потом вдруг - раз, каблук отлетел, парик ветром
сдуло и опять ты, каким был, таким остался. А полноты жизни-то нету.
Есть болезнь стюардесс - так, по-моему, это называется, - когда они прибавляют, прибавляют себе ресницы, а те у них потом совсем отваливаются. Конечно, иногда приходится прибавлять зубы. Но все-таки естественные, живые лучше искусственных.
Если в обычной жизни все это видно, то в вере это тем более важно.
Вот почему Церковь против убавления и прибавления. Потому что естество человеческое и против убавления, и против прибавления.
Так что простая жизнь дает нам примеры того, что истинная-то вера, действительно, дает полноту жизни. Потому что если человек в истинной вере, то ему не нужно ничего ни убавлять, ни прибавлять, у него все есть.
И это-то и есть истинная жизнь, настоящая.
Вот так проста истина истинной веры.
Поэтому нужно благодарить Бога, что Господь открыл нам истинную веру.
Старец Николай с псковского острова, Царство ему Небесное, часто говорил:
- Счастливые, что вы в истине, в истинной вере.
С какой любовью наши духовные отцы, старцы >относились к православной вере, как они радовались, тому, что люди стоят в истинной вере!
Совершая память отцев Вселенских Соборов, будем твердо хранить веру православную, стараться стоять в истинной вере, исполнять то, что положено, по мере сил. Ну, а что не получится - не будем, как безумцы, отсекать себе ни пальцы, ни руки, а будем просто стараться вылечить это.
Кстати, когда человек чего-то не мог сделать, свалился в какой-то грех, батюшка Николай очень интересно говорил:
- Исцели его, Господи!
Какой замечательный образ дан! Образ того, что если человек чего-то не делает - не постится, скажем, то есть у него словно не действует что-то: рука, или нога, или там ухо, - то отрезать это не нужно, нужно лечить.
А исцеление дается через прощение грехов. А прощение грехов - через покаяние. Поэтому Господь сказал разслабленному, которого к Нему принесли на одре, видев веру их: Отпущаются ти греси твои, а потом: Востани, возьми твой одр и иди в дом твой (Мф. IX,2,6). А другому исцеленному разслабленному сказал: Се здрав быстъ, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин.V,14).
И к этому призывает нас истинная вера. Если мы будем стремиться к истинной вере и, чувствуя свое маловерие, будем молиться: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк. IX,24), или хощу, спаси мя, или не хощу, и стараться по истиной вере перестроить свою жизнь, то Господь поможет и утвердит нас в жизни по истинной вере. Аминь.