В современном русском языке слова "мистицизм", "мистический", "мистика" употребляются в самых разных значениях. О "мистике" говорят как о чем-то загадочном, непонятном, таинственном. Очень часто термин "мистический" прилагают к оккультным и демоническим явлениям: в соответствии с этим под "мистицизмом" понимаются различные явления естественного и противоестественного характера, в той или иной степени связанные с оккультизмом.
Все эти значения слов "мистицизм" и "мистика" не имеют никакого отношения к тому, о чем пойдет речь. Ибо мы будем говорить о христианской мистике, а христианство с оккультизмом не имеет ничего общего. Речь пойдет о вещах, принципиально отличных от того, что в просторечии понимается под "мистикой". Речь пойдет об опыте общения человека с Богом - опыте, который в богословской науке принято называть мистическим.
Термины "мистицизм", "мистика" и "мистический" происходит от греческого прилагательного "мистикус", означающего "таинственный". В современном христианском богословии мистицизмом называют такой религиозный опыт, который основан на встрече человека с Богом лицом к лицу - таинственной и сверхъестественной встрече с Реальностью, превышающей всякое человеческое восприятие. Многие думают, что, поскольку Бог невидим, нет никакой возможности соприкоснуться с Ним непосредственно и увидеть Его. Однако опыт Церкви
показывает, что видение Бога возможно для людей - несмотря на то, что Бог по природе невидим и встреча с Богом также возможна - вопреки тому, что Бог находится за пределами понимания и постижения.
Иисус Христос сказал: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). В этом обещании Христа - основа нашей надежды на то, что, когда мы очистим свое сердце, мы сможем увидеть Бога, причем не только после смерти, но уже при жизни. Речь не идет об обычном земном "видении": речь идет о созерцании Бога внутренними "глазами ума", "очами души". Это созерцание трудно описать словами, так как оно таинственно, мистично, тем не менее оно является основополагающей реальностью христианской жизни.
Церковь первых трех столетий после Христа жила интенсивным чувством присутствия Христа. Этому способствовали гонения на христиан со стороны римских императоров. Ранняя Церковь знает много примеров мученичества, когда христиане мужественно предавали себя на смерть, будучи уверены в том, что сразу же после смерти они встретят Христа.
В царствование императора Траяна (98-117) антиохийский епископ Игнатий Богоносец был приговорен к смерти. В сопровождении десяти жестоких стражников Игнатий шел в Рим, где его должны были отдать на растерзание львам. Он не боялся смерти, но желал ее, потому что думал о предстоящей встрече со Христом. На пути он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В одном из них, к Римлянам, он говорит:
Я пишу Церквам и всем говорю, что добровольно умираю за Бога... Я - пшеница Божия, и пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым... О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностью бросились на меня... Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всей землей. Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего материальное
вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает: иди к Отцу.
В Риме Игнатий был брошен на съедение львам. Идя на казнь, он непрестанно повторял одно имя - "Иисус". После его смерти среди христиан распространилось предание, согласно которому львы растерзали мученика, но не тронули его сердце: один из воинов рассек сердце мечом и внутри него обнаружил написанное золотыми буквами имя Иисуса. Как бы мы ни относились к этому преданию, фактом остается то, что Игнатий отдал свою жизнь за Христа, Которого любил всем сердцем и всей душой: мистическое чувство близости
Христа помогло ему с готовностью и радостью пойти на смерть.
Источник: мистицизм в Православии http://vsemolitva.ru/520.html