В среде современных христианских объединений много говорится о необходимости оживить и выявить в себе различные дары Духа. Разрабатывается ими даже своеобразная "методика" для стяжания сверхъестественных дарований. Во всем этом явно чувствуется неудовлетворенность сухостью изучения библейского текста и бездуховностью сектантских молитвенных собраний. Главная причина отсутствия духовности в протестантизме заключается в том, что оно бездумно отвергло все Богом установленные проводники благодати Духа
Святого - апостольское преемство, священство, благодатные таинства Церкви и многовековый опыт духовной жизни. Всё было принесено в жертву лозунгам свободного изучения Библии и достаточности оправдывающей веры.
На практике попытки вернуть утраченную благодать вылились в популярное ныне "харизматическое" движение, возникшее в начале 20-го столетия с легкой руки пятидесятников. Если в древней Церкви благодать Божию воспринимали как духовно-возрождающую силу, необходимую для нравственного роста, то современные харизматики в "дарах Духа" видят источник острых ощущений и видимых знамений. Превратилось уже в рутину, что пятидесятники и подобные им "харизматики" на своих собраниях, перебивая друг друга, выкрикивают
какие-то нечленораздельные звуки, бессмысленно бормочут, иные теряют сознание, приходят в исступление, транс, или начинают неудержимо хохотать. В этом хаосе совершаются какие-то исцеления, изрекаются какие-то предсказания - весьма сомнительного содержания. Поборники этого движения объявляют всё это "доказательствами" действия среди них Святого Духа и, следовательно, "истинности" своего движения. На самом же деле все эти языческие и медиумические упражнения - ужасная хула на Духа Святого!
Возьмем хотя бы дар языков. Мы знаем, что апостолы в день Пятидесятницы получили от Бога способность проповедовать на действительных человеческих языках, неизвестных дотоле апостолам. То была содержательная проповедь, которая учила и обращала к вере людей, не понимавших еврейской речи. Звуки же, которые изрыгают сектанты, ничему научить не могут, они - бессмысленны и не поддаются толкованию. Это результат патологической нервной перевозбужденности, которая давно известна медиумам и шаманам. Такого "дара
языков" может добиться любой человек путем известных упражнений - независимо от того, какому "божеству" он будет молиться.
Один харизматический "чудотворец" в частном разговоре поделился своим опытом: "Убедить в чуде одного человека с глаза на глаз - очень трудно, даже невозможно. Убедить толпу - легко!" Иными словами, на собраниях харизматиков действует массовый гипноз и истерика - условия благоприятные для падшего духа!
Учитывая печальный пример харизматического движения, сын Православной Церкви Христовой должен остерегаться как опаснейшего яда всяких искусственных приемов получения сверхъестественных состояний и острых ощущений.
Новозаветное Писание очень обстоятельно учит, каких именно даров следует просить у Бога. В своем послании к Галатам апостол Павел пишет: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22). Как мы видим, все эти дары относятся к духовно-нравственной области. Как и пророк Исаия, апостол Павел начинает с высших даров, переходя постепенно к тем, которые служат основой. Следует заметить, что приведенные здесь дары Святого Духа идут параллельно
добродетелям, к которым призывает Спаситель в Своих Заповедях Блаженства (Мат. 5 глава). Поучительно поэтому сопоставить те и другие.
Следуя порядку апостола Павла, плод Духа:
∙ любовь, радость. Любовь - это "совокупность совершенства" (Кол. 3:14). У достигающих совершенства она настолько сильна, что ради Господа и любимых они готовы жертвовать всем - даже собственной жизнью. При этом радость, подаваемая им Святым Духом, иногда делает их нечувствительными к скорбям (Блаженны изгнанные за правду ... Радуйтесь и веселитесь... 8 и 9 заповеди блаженства. Смотри еще 1 Фес. 3:12; Тим. 1:7).
∙ мир, долготерпение, благость - умиротворение сил души, чистота сердца и духовная мудрость делают человека способным и других примирять с Богом (Блаженны чистые сердцем ...Блаженны миротворцы ...6 и 7-я заповеди).
∙ милосердие - способность сострадать людям, желание помочь им (Блаженны милостивые ... 5-я заповедь).
∙ вера - духовная чуткость и интуиция к восприятию религиозных истин, жажда жить духовными ценностями (Блаженны алчущие и жаждущие правды ... 4-я заповедь блаженства).
∙ воздержание - смирение, покаяние и воздержание - это тройная основа, на которой зиждется здание добродетелей (Блаженны нищие духом ... Блаженны плачущие..., первые две заповеди блаженства).
Кроме этих, Священное Писание упоминает и другие благодатные дары, которые содействуют духовному росту человека. Приведем некоторые из них.
Первое действие Святого Духа - это вести людей ко Христу, вселяя в них веру в Него и в истинность всего того, чему Он учил (Ин. 6:44; Гал. 1:15-16, Еф. 2:8; Неем. 9:20-30, Иез. 36:26-27; Ин 16:13; 1 Ин 2:20-27; 1 Кор. 12:3; 2 Кор. 3:3; Еф. 2:18). Дар веры, в свою очередь, открывает доступ к остальным благодатным дарам (Рим. 5:2). Склоняя человека уверовать во Христа, Дух Святой, однако, не порабощает воли человека. Поэтому человек свободен принять или отвергнуть то, что внушает ему Дух Святой. Тем не
менее он ответственен перед Богом за свое решение (Иоан. 12:48; Деян. 7:51).
Насадив в человеке семена веры, Дух Святой склоняет человека к покаянию и исправлению, смягчая его ожесточенное сердце (Зах. 12:10-13:1; Иоан. 19:37; Деян. 2:37; Рим. 2:4). Он содействует молитве (Рим. 8:26) и очищает совесть кающегося (1 Иоан. 1:7; Ев. 9:9; Деян. 2:22-41).
В Крещении Дух Святой рождает человека для духовного образа жизни, полностью перерождает его, изменяя в нем градацию ценностей. Это внутреннее перерождение Писание уподобляет воскресению из мертвых, в котором верующий становится новым творением Божиим (Ин 3:3-6, 8:34; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 2:13; Еф. 2:15).
Разбудив в человеке духовные способности, Дух Святой ведет его к духовному образу жизни и подвигу (Лк. 4:1, Гал. 2:20; Тит. 2:11-14). В результате трудов покаяния и подвигов воздержания "внешний человек" (тело), как бы "тлеет," зато "внутренний человек" обновляется на всякий день (2 Кор. 4:16).
Людям, живущим духовными интересами, Дух Святой дает теплое чувство усыновления и близости к Богу (1 Иоан. 3:1-2; Рим. 8:13-16, 23; Гал. 4:6). Он зажигает в них духовное горение и расположение к Богу (Лк. 12:49; Фил. 2:13). При этом Он подает им силу, бодрость, крепость и неутомимость (Ис. 40:29-31; 1 Кор. 15:10; Еф. 6:10; Филип. 4:13; Еф. 3:20; Рим 8:26 и 8:37; Гал. 2:20).
Буквально каждый шаг земного пути верующего Дух Святой направляет к спасению и благу (Пс. 142:10; Ис. 63:10-14, Ин 4:13-14; 1 Пет. 1:5), подавая ему все необходимое для жизни и благочестия (Иак. 1:17; 2 Пет. 1:3-5; 2 Кор. 3:5, 2 Кор. 12:9-10).
Так на протяжении всей жизни человека Дух Святой преображает его, украшает нравственными совершенствами и уподобляет Христу. Он освящает верующих, делая их живыми храмами Бога (Гал. 3:27; 1 Кор 3:16-17; 1 Фес. 5:23).
Источник: дары и их суррогаты http://vsemolitva.ru/502.html