Печаль – чувство грусти, скорби, душевной горечи. В своем втором значении – забота, беспокойство.
Чаще всего печаль появляется в душе человека, который имеет глубокую привязанность ко всему земному. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее, ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи?» (Леств.2:7).
Печаль бывает полезной для нас, когда возникает от покаяния в грехах.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали:
∙ от предшествующего гнева.
∙ от неисполнения желаний.
∙ из-за убытков и потерь.
∙ без видимых причин.
∙ из-за неразумных забот.
∙ из-за страха за свою участь.
Священное Писание о страсти
«Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:9-10).
Средства борьбы со страстью
Главные средства борьбы с печалью – молитва со слезами и созерцание будущих благ.
1) Средствами борьбы с печалью являются: молитва, милосердие и нестяжательность по слову Иоанна Лествичника (Леств.26:195).
2) Кто возненавидел мир – тот избежал печали. (Леств.2:7).
3) Размышления о будущих благах и блаженстве в раю.
4) Молитва со слезами.
5) Есть особая молитва, текст которой составил Святой Игнатий Брянчанинов:
Слава Богу за все.
Господи! Предаюсь Твоей святой воле! Буди со мной воля Твоя.
Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня.
Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Пример действия страсти печали описан Н. В. Гоголем: «Я знал одного человека в цвете юных, еще сил, исполненного истинного благородства и достоинств, я знал его влюбленным, нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно, и при мне, при моих глазах почти, предмет его страсти – нежная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью. Я никогда не видел таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной палящей тоски, такого пожирающею отчаяния, какие волновали несчастного влюбленною. Я никогда
не думал, чтобы мог человек создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа и ничего, что бы сколько-нибудь походило на надежду... Его старались не выпускать с глаз, от него спрятали все орудия, которыми бы он мог умертвить себя. Две недели спустя он вдруг победил себя: начал смеяться, шутить, ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, это было купить пистолет. В один день, внезапно раздавшийся выстрел перепугал ужасно его родных.. Они вбежали в комнату и увидели его распростертою, с раздробленным
черепом. Врач, случившийся тогда, об искусстве которою гремела всеобщая молва, увидел в нем признаки существования, нашел рану не совсем смертельной, и он, к изумлению всех, был вылечен. Присмотр за ним увеличили еще более. Даже за столом не клали возле него ножа и старались удалить все, чем бы мог он себя ударить, но он в скором времени нашел новый случай и бросился под колеса проезжавшею экипажа. Ему раздробило руку и ногу, но он опять был вылечен». Как видим, описанные страдания кажутся действительно
ужасными. Но вдруг тон Гоголя резко меняется. «Год после этого я видел его в одном многолюдном зале: он сидел за столом, весело говорил "петит-уверт" (карточный термин), закрывши одну карту, и за ним стояла, облокотившись на спинку его стула, молоденькая жена его, перебирая его марки». Итак, палящая тоска, бешеные страдания, две попытки покончить жизнь самоубийством, но всего через год – все хорошо, у него молоденькая жена, он счастлив, он веселится, все забыто!