Духовные и гражданские власти в России еще в древние времена относились с особенным вниманием и осторожностью к делу признания св. икон чудотворными; ими производились точные дознания и следствия о чудесах от икон, вновь являвшихся. Так в 1539 году в Оковецкой волости, в Ржевском уезде, ныне в Осташковском уезде, Тверской губернии, в дремучем лесу на городище Цыршенском объявились чудесами крест и икона Божией Матери с Богомладенцем на левой руке; на той же стороне иконы изображен был и святитель Николай.
На этом месте слышан был звон, от икон виден был свет, а также видели дивного всадника на коне и в продолжении одной недели совершилось 27 исцелений. Инок Стефан отправился в Москву с описанием этих чудес. Митрополит задержал его у себя, запретив ему выходить из дома, и составил по сему делу совет из епископов и архимандритов. В это время с городища прибыл в Москву священник Григорий с лучшими из прихожан Оковецкой волости и принес описание 15 исцелений, кроме 27, записанных иноком Стефаном. Митрополит, прочтя
список, прослезился, перед обедом пошел к царю Ивану Васильевичу и представил ему инока Стефана и священника Григория. Царь и бояре долго расспрашивали их и решено было послать для исследования на месте. Царь послал Феодора Палицына, а митрополит - Благовещенского священника Григория. Между тем знамения и чудеса от креста и иконы продолжались.
Посланные для освидетельствования прибыли на место, с намерением сделать подробный и строгий обыск. Но Богоматерь избавила их от долгого труда. В самый день прибытия их на городище 170 человек получили исцеление, а ночью еще 42 человека. Посланные описали, что видели и слышали, освятили воду, и с донесением и святою водою от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева. Царь, по совету с митрополитом и боярами, повелел на том месте, где явился крест, воздвигнуть храм происхождения
честных древ, а на месте явления иконы Богоматери поставить храм Одигитрии с пределом во имя св. Николая чудотворца, заповедав срубить те деревья, на которых явились икона и крест, и над пнями их поставить престолы сих церквей. При освящении храмов, на утрени исцелены были четыре человека, Кроме того еще три княгини получили исцеления от этой святыни.
Царь пожелал видеть Ржевскую икону и крест и послал за ними дьяка Афанасия Курицына и Новинского игумена Исаию. Икона и крест подняты 26-го декабря 1540 года. На пути в Ржев 9 человек получили исцеление, в селе Рождественском под Москвою исцелена одна боярыня. Иконы прибыли в Новинский монастырь 9-го января. Здесь встретил святыню царь и митрополит с освященным собором. Митрополит сам взял икону Богоматери, Новинский игумен Исаия - крест и внесли в новосозданные храмы во имя Ржевской Богоматери с пределами
честного креста и св. Николая чудотворца; церкви тогда же были освящены, а икона и крест перенесены в Успенский собор. Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, но не так, как на том месте, где они явились, иконы отпущены с крестным ходом из Москвы 11-го июля. Через неделю икона и крест прибыли на свое место в городище и тогда же 17 человек получили исцеление, на другой день 4, на той же неделе еще 6 человек, нам зрящим, заключает составитель сказания.
В Москве в церкви, построенной на Тверской улице в память принесения иконы и креста, оставлен список с иконы Богоматери и учрежден был туда ход 11-го июля, в день обратного провожания их. Достоверность этих событий и описания очевидцем не подлежит сомнению. Кроме того современный летописец внес в летопись под 1540 годом краткое сказание о принесении из Ржева св. креста и иконы в Москву.
Михаил Чернов
Источник: чудотворные крест и икона Богоматери Ржевские http://vsemolitva.ru/c14.html