Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие от А до Я

  Все выпуски  

Литургией верных называется третья, самая важная часть литургии, на которой Честные Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу, а затем преподаются верным для причащения...


http://vsemolitva.ru

Православные молитвы
Выпуск от 29.12.2010

Литургия верных.

Понятие о литургии верных

Литургией верных называется третья, самая важная часть литургии, на которой Честные Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу, а затем преподаются верным для причащения.

Эта часть литургии получила название литургии верных оттого, что присутствовать при ее совершении и приступать к причащению Святых Таин могут только верные, то есть лица, принявшие православную веру чрез Крещение и оставшиеся верными обетам, данным при Крещении.

На литургии верных воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа, Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седeние одесную Бога Отца и второе славное пришествие на землю.

В состав этой части литургии входят важнейшие священнодействия:

1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верующих к молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы.

2. Самое совершение Таинства, с молитвенным воспоминанием членов Церкви Небесной и земной.

3. Приготовление к причащению и причащение священнослужителей и мирян.

4. Благодарение за причащение и благословение на исход из храма (отпyст).

Чинопоследование литургии верных

Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь

По раскрытии антиминса и ектении о оглашенных начинается литургия верных. В это время диакон в ектении вновь обращается к верным, напоминая выполнить необходимое для дальнейшего участия в богослужении условие – примирение друг с другом. «Елицы вернии, паки и паки миром (в мире) Господу помолимся...».

Священник читает тайно первую молитву верных, вознося Богу благодарение за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит его благодатнойпомощи достойно совершить святую службу сию с чистой совестью.

На литургии св. Иоанна Златоуста:

Благодарим Тя, Господи Боже сил, сподоби?вшаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припaсти ко щедротам Твоим о наших гресeх и о людских невeдениих. Приими?, Боже, моление наше, сотвори? ны достойны быти, eже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы безкровныя о всех людех Твоих, и удовли? нас, и?хже положил еси? в службу Твою сию?, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чи?стем свидетельстве совести нашея, призывати Тя на всякое время и место. Да, послyшая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости.

На литургии св. Василия Великого:

Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасения таинство. Ты сподобил еси нас, смиренных и недостойных раб Твоих, быти служителем (здесь: дат. мн. ч.) святаго Твоего Жертвенника. Ты удовли? нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию, да, неосужденно ставше пред святою славою Твоею, принесем Ти жертву хваления, Ты бо еси дeйствуяй вся во всех. Даждь, Господи, и о наших гресeх, и о людских невeдениих приятней быти жертве нашей и благоприятней пред Тобою.

Диакон от лица верных произносит:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Премудрость.

Священник, заканчивая первую молитву верных, возглашает:

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон вновь произносит:

Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нyжды Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник во время второй ектении читает тайно вторую молитву верных, повторяя в ней прошения первой молитвы, и просит Господа даровать верным преуспеяние в доброй жизни, духовное разумение и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн для стяжания вечной жизни.

На литургии св. Иоанна Златоуста:

Паки и многажды Тебе пpипaдaeм и Тебе молимся, Благи?й и Человеколюбче, яко, да, призрeв на моление наше, очи?стиши наша души и телесa от всякия скверны плоти и духа и дaси нам непови?нное и неосужденное предстояние святаго Твоего Жертвенника.

Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспeяние жития, и веры, и разума духовнаго. Даждь им, всегда со страхом и любовию служaщим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися.

На литургии св. Василия Великого:

Боже, посети?вый в милости и щедрoтах смирение наше, постaвивый нас, смиренных и грешных, и недостойных раб Твоих, пред святою славою Твоею, служити святому Жертвеннику Твоему, Ты укрепи нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию и даждь нам слово во отверзeние уст наших, во еже призывати благодать Святаго Твоего Духа на хотящия предложи?тися Дaры.

Если священник служит без диакона, то он произносит только первое прошение: «Паки и паки...» и последнее: «Заступи, спаси, помилуй...», тайно читая вторую молитву верных.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон произносит: Премудрость, благоговейно поклоняется и входит в алтарь северной дверью.

Священник по окончании второй молитвы верных возглашает:

Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь; и поет Херувимскую песнь:

Иже Херувимы тайно образyюще и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложи?м попечение.

Во время возгласа священника «Яко да под державою Твоею...» отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на каждение благословение от предстоятеля, кадит, читая про себя 50-й псалом, престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит лики (хоры) и молящихся. Окончив каждение, по обычаю, становится рядом со священником, молящимся пред престолом.

Это каждение, совершаемое диаконом во время пения Херувимской песни, выражает молитвенное стремление верующих к Богу и желание их принять благодать Святаго Духа.

Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни (она – одна и та же для обеих литургий), в которой, сознавая всё свое недостоинство, просит Господа соделать его достойным священнодействия, причем исповедует, что он, священник, есть лишь видимое орудие, чрез которое невидимо тайнодействует Сам Господь Иисус Христос:

Никтoже достoин от связaвшихся плотски?ми похотьми? и сластьми? приходи?ти, или прибли?житися, или служи??и Тебе, Царю славы, eже бо служити Тебе велико и страшно и самeм небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя Жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех. Ты бо един, Господи Боже наш, влады?чествуеши небесными и земными, Иже на престоле Херуви?мсте носи?мый, Иже Серафимов Господь и Царь Изрaилев, Иже Един Свят и во святых почивaяй.

Тя yбо молю?, Единаго благaго и благопослушли?ваго: при?зри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли? мя, силою Святаго Твоего Духа, облечeнна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело, и Честнyю Кровь. К Тебе бо прихождy, приклонь мою вы?ю, и молю Ти ся, да не отврати?ши лица Твоего от менe, нижe отри?неши мене от отрок Твоих. Но сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостойным рабом Твоим, Дарoм сим. Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконом каждения оба они со умилением трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, молясь об отрешении от житейских попечений. (В Великий четверг читают «Вечери Твоея Тайныя...», а в Великую субботу «Да молчит всякая плоть человеча...».)

Священник, молясь, произносит:

«Иже Херувимы тайно образyюще и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложи?м попечение.

Диакон: Яко да Царя всех поды?мем, ангельскими невидимо дориноси?ма чи?нми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

И, делая крестное знамение, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом.

Во время чтения Херувимской песни священник руки возвышает горe (кверху), а диакон держит орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении ектений. Затем священник целует антиминс, а диакон – престол, и отходят к жертвеннику: священник непосредственно налево, а диакон чрез горнее место.

Великий вход

В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Так он называется по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.

Молитвенное поминовение членов Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.

Подойдя к жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, и священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор.

Затем, взяв кадило, священник кадит Честные Дары, молясь тайно: Боже, очисти мя, грешнаго (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону.

Диакон, приняв кадило, произносит: Возми?, владыко.

Священник, взяв воздyх, которыми покрыты дискос и потир, возлагает воздyх на левое плечо диакона, говоря при этом: Возми?те рyки ваша во Святая и благословите Господа.

Диакон, держа кадило за кольцо одним перстом правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.

Священник, взяв дискос и поцеловав через покровец находящуюся на нем звездицу, передает дискос диакону.

Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень чела и отходит на солею северными дверьми.

Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос – в левой, возложив себе на левое плечо воздyх).

Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.

Диакон: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, опускается на одно колено, держа дискос при челе.

Священник: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И поет вторую часть Херувимской песни:

Яко да Царя всех поды?мем, ангельскими невидимо дориноси?ма чинми Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Дориносима чинми - носимого, как в древности, победителя (на сложенных копьях), с торжеством.)

1. «Иже Херувимы...» по-русски: Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Господа Иисуса Христа, шествующего под образом Честных Даров), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами.

2. В Великий четверг на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: Вeчери Твоея? Тaйныя днесь, Сыне Божий, причaстника мя приими?: не бо врагoм Твоим тaйну повем, ни лoбзaния Ти дам, яко Иyда, но, яко разбoйник, исповeдую Тя: помяни? мя, Господи, во Царствии Тоем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

3. В Великую субботу на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: Да молчит всякая плоть человеча и да стои?т со страхом и трепетом, и ничтoже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих приходи заклaтися и дaтися в снедь верным. Предходят же Сему ли?цы aнгельстии, со всяким Началом и Властию, многоочи?тии Херувими и шестокрилатии Серафими, ли?ца закрывaюще и вопию?ще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя.

По возгласе на солее священник входит в алтарь, и диакон говорит ему: Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем.

Священник отвечает: Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков. (Эти поминовения должны произноситься тихо «елико тoчию друг другу слышати», а не громогласно и не всеми присутствующими в алтаре и на клиросах, как теперь часто принято. Такое громогласие особенно неуместно в Великую субботу.)

Произнося эти слова, священник поставляет потир на престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, поставляет его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари:

Благообразный Иосиф, с дрeва снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и воня?ми (благоухaньми), во гробе нoве, покрыв, положи?.

Во гробе плoтски, во аде же с душею, яко Бог, в раи? же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.

Яко Живоносец, яко рая? краснeйший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

После передачи дискоса священнику диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата и завесу их, и становится с правой стороны престола.

По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по обеим сторонам престола.

Если священник служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: «Благообразный Иосиф...», «Во гробе плотски...», «Яко Живоно- сец...».

Далее священник берет с плеча диакона (или со своего плеча) воздyх, обвивает им кадильницу (которую держит диакон или прислужник), покрывает воздyхом дискос и потир и произносит: «Благообразный Иосиф...».

Затем священник трижды кадит Честные Дары, говоря: Ублажи?, Господи, благоволением Твоим Сиона и да сози?ждутся стeны Иерусалимския: тогда благоволи?ши жертву правды, возношения и всесожегaемая, тогда возложaт на алтарь Твой тельцы.

Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляются на престоле на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях «Благообразный Иосиф...», «Во гробе плотски...», «Яко Живоносец...» воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, которое в это время совершает священник, бывает в воспоминание тех благоуханий, с которыми было положено Тело Спасителя во гроб. Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытые завесы – стражу, поставленную у двери Гроба Господня. Воздyх, которым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня.

Отдавая кадильницу диакону или прислужнику и преклонив главу, священник испрашивает у диакона молитв о себе: Помяни мя, брате и сослужителю.

Диакон, взяв кадильницу, отвечает:

Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем. Затем диакон отдает кадильницу прислуживающему в алтаре; наклонив главу и держа, как обычно, орарь тремя перстами, он, в свою очередь, испрашивает молитв священника: Помолися о мне, владыко святый.

Молясь друг о друге, они призывают себе в помощь силу и действие Святого Духа.

Священник: Дух Святый нaйдет на тя, и сила Вышняго осени?т тя.

Диакон: Тойжде Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый.

Священник, благословляя, говорит ему:

Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон произносит: Аминь, целует благословляющую руку священника. Если священник служит без диакона, эти поминовения опускаются.

Так заканчивается великий вход.

Просительная ектения, молитва приношения

После великого входа Церковь начинает приготовлять молящихся к принесению Бескровной Жертвы.

Диакон, выйдя северными дверьми на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектению:

Испoлним (восполним) молитву нашу Гoсподеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О предложeнных Честны?х Дарeх Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нyжды Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Во время просительной ектении священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой называется «Молитвой проскомидии» и разнится от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для Святой Евхаристии.

На литургии св. Иоанна Златоуста:

Господи Боже Вседержителю, Едине Святе, приeмляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем! Приими и нас, грешных, моления, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удовли? нас приносити Тебе дaры же и жертвы духовныя о на-ших гресeх и людских невeдениих, и сподоби нас обрести? благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей и вселитися Духу благодати Твоея? Благому в нас, и на предлежащих Дарeх сих, и на всех людех Твоих.

На литургии св. Василия Великого:

Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию, показавый нам пути во спасение, даровавый нам Небесных тайн откровение! Ты бо еси положи?вый нас в службу сию силою Духа Твоего Святаго.

Благоволи убо, Господи, быти нам служителем (дат. мн. ч.) Новаго Твоего Завета, слугам (дат. мн. ч.) Святых Твоих Таинств: приими нас, приближающихся святому Твоему Жертвеннику, по множеству милости Твоея?, да будем достойны приносити Тебе словесную сию и Безкровную Жертву о наших согрешeниих и о людски?х невeжествиих, юже прием во святый, и пренебeсный, и мысленный Твой Жертвенник в воню? благоухания, возниспосли? нам благодать Святаго Твоего Духа.

Призри на ны, Боже, и виждь службу сию нашу, и приими ю, я?коже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраaмова всеплодия, Моисeова и Аарoнова священства, Самуилова мирная. Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас, грешных, приими Дaры сия по благости Твоей, Господи, яко да, сподoбльшеся служити без порока святому Твоему Жертвеннику, обря?щем мзду верных и мудрых строителей в день страшный воздаяния Твоего праведнаго.

Диакон продолжает ектению:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свя?та, мирна и безгрешна у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира ми?рови у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает:

Щедрoтами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: «О предложeнных Честны?х Дарeх Господу помолимся», то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, читаемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удостоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия.

Далее верующие приготовляются к святому возношению – внушением мира и любви и исповеданием православной веры.

Священник, обратившись лицом к западу и благословляя молящихся, из алтаря возглашает: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру.

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповeмы (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру).

Хор, доканчивая слова диакона, поет:

Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

В это время священник читает тайно: Возлюблю Тя, Господи, Крeпосте моя, Господь – Утверждение мое и Прибежище мое (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, и целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой. (По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.)

1. В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины – женщин, мужчины – мужчин). Этот обычай лобзания друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служaщих священников несколько, они все целуют дискос и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: «Христос посредe нас». Младший отвечает: «И есть, и будет».

2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, чтo и священники. (В практике диаконы совершают лобзание перед причащением Святых Тайн.)

3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: «Христос воскресе», а младший отвечает: «Воистину воскресе».

Символ веры

Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы – «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповeмы Отца, и Сына, и Святаго Духа...», следует подробное исповедание православной веры – в пении Символа веры.

Диакон, стоя?щий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает:

Двери, двери, премудростию вoнмем! (более точный перевод с греческого: «премудрости вонмем»).

В это время в ознаменование Воскресения Христова открывается завеса царских врат (она остается открытой до возглашения «Святая святым»). Священник отнимает воздyх от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня. Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздyха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости.

В Древней Церкви слова диакона «Двери, двери...» относились к привратникамстражам у церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, лиц, которые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения. При утрате практического значения этого возгласа Церковь словами «Двери, двери...» приглашает верующих блюсти двери своего ума и сердца от сторонних помыслов и попечений. Словами «премудростию вонмем», предшествующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божественную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры.

По возгласе диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия вошло в обыкновение и общее пение народом):

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Таин. Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздyх над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наития Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, поднятие и колебание воздyха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба – событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил явить Свое Воскресение. Если служат несколько священников, то они все держат воздyх за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры. По прочтении Символа веры предстоятель целует воздyх и отлагает его в верхнюю левую часть престола. После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении Бескровной Жертвы.

Диакон: Станем дoбре, станем со страхом, вoнмем, святое возношение в мире приносити. «Станем добре», то есть будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы.

Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении, поет:

«Милость мира, жертву хваления», то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодарного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная – Святая Евхаристия.

Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверьми и молится вместе с священником. Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание), как изъявившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы? Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Словами «И со духом твоим» верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ.

Священник: Горe имeим сердцa.

Хор: Имамы ко Господу.

Этот возглас священника «Горe имeим сердцa» (то есть отрешимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами «Имамы ко Господу» отвечают, что они имеют ум и сердца устремленными к Богу.

Другие православные молитвы, в том числе молитвы о здравии, молитвы на удачу, молитвы о любви вы сможете скачать бесплатно с нашего сайта: http://vsemolitva.ru

Источник: литургия верных http://vsemolitva.ru/b829.html


В избранное