Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дай народам новую Веру! Метапрограммирование (для) Идеолога


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
  

ДАЙ НАРОДАМ НОВУЮ ВЕРУ!
Метапрограммирование (для) Идеолога

Выпуск 27 15 октября 2003 г. religion.metacode форум рассылки архив рассылки e-mail ведущего

 

    Здравствуйте, я рад нашей встрече.

   

    Тем из вас, кто подписался после 18 сентября 2003г., рекомендую ознакомиться с архивным выпуском №2 от 25 июня 2003г. 

http://subscribe.ru/archive/economics.icommerce.metacode/200306/25153742.html

 

    Содержание архивного выпуска: правила общения с автором и цитирования ваших писем, начало публикации выдержек из «Книги Золотой Лесницы».

 

    Дополнение к архивному выпуску: вспоминая историю создания квантовой механики, я к своему удивлению нашел еще один пример успешно завершенного открытого проекта, пример успешной коллективной работы – аналогичной той, что была продемонстрирована Линусом Торвальдсом и его последователями при создании ОС Линукс.

    Имею в виду работу наднационального коллектива физиков-теоретиков, под руководством Нильса Бора, разработавших в период с 1924 по 1927 год так называемую копенгагеновскую интерпретацию квантовой механики. По-видимому, это первый осуществленный на Земле открытый проект - проект, участники которого объединились на сугубо добровольных началах, в результате выполнения которого каждый из них получил сугубо нематериальное, интеллектуальное (духовное) удовлетворение.

 

 Выдержка из «Книги Золотой Лестницы».

 

103.         Наставник. - …Живые существа стремятся подольше остаться живыми – это их способ достижения стабильности. Стремление к выживанию подталкивает их к такому способу существования, когда животные приносят в жертву часть своей индивидуальности, устанавливая между собой взаимоотношения, помогающие каждому из них в течение более долгого периода времени сохранять себе жизнь. Это явление носит название кооперации. В природе не всегда выживает сильнейший. Это так для простейших организмов, для одноклеточных бактерий, но не существует животных, которым не были бы свойственны те или другие формы взаимопомощи – в стае, стаде, группе. При этом зачастую слабый, но в стае – выживает, а сильный, но неуживчивый – изгоняется из стаи и погибает.

    Существует феномен симбиоза – установление кооперационных связей даже между животными, относящимися к различным, порою очень далеким, видам. Иногда животное, обладающее инстинктом взаимопомощи в отношении к членам своей стаи, распространяет его на другие виды – известен случай, когда бегемот отбил антилопу у напавшего на нее крокодила. Другой пример: из школьного учебника биологии мы знаем о существовании микоризы (дословно "грибокорня") – симбиоза гриба и высшего растения – дерева. Такой симбиоз позволяет грибу использовать некоторые вещества, синтезируемые растением, а растению – более эффективно потреблять питательные элементы из почвы. Недавно было обнаружено, что гифы грибов, образующих микоризу, могут соединять разные виды деревьев, причем продукты фотосинтеза одного растения способны передаваться по грибному мицелию другому дереву. Этот факт подтверждает популярные в первой половине ХХ века идеи американского эколога Ф. Клементса, согласно которым растительное сообщество земли есть некий "суперорганизм" с очень высокой степенью интеграции.

    Развитие живой природы, включая и жизнедеятельность человека, пронизывают два противоположно направленных процесса – стремление к кооперации (дословно "совместному деланию"), к коллективному существованию, и внутривидовая борьба, стремление удовлетворить индивидуальные потребности организма за счет внешнего окружения – в том числе за счет себе подобных. Так проявляет себя диалектика – движущей силой процессов (в нашем случае, процесса саморазвития, самоорганизации живых существ) являются противоречия системы, в которой эти процессы развертываются.

    Итоговым результатом кооперации, сближения живых существ, является корпорация (от латинского "corpus" – тело) – структура, в которой происходит практически полное слияние индивидуальных составляющих группы, в которой части структуры в значительной степени лишаются жизненной самостоятельности. Корпорация есть кооперация, доведенная до абсолюта.

    Существуют переходные формы между кооперацией и корпорацией. Это косяки рыб, стада животных, стаи птиц. Скоростные съемки поведения рыбных косяков и птичьих стай обнаружили удивительную особенность – особь в группе реагирует на движение соседней особи гораздо быстрее, чем на управляющие сигналы собственного сознания. Движение косяка рыб, атакованного хищником, напоминает движения единого организма и с очевидностью доказывает, что группа – это больше, чем простая сумма составляющих ее особей.

    В стае еще присутствует индивидуальность отдельного члена, хотя, становясь частью группы, животное частично жертвует своими интересами, частью своей самостоятельности. Так, несмотря на то, что индивидуальность, скажем, оленя в стаде не уничтожена в той же мере, как у пчелы в улье, его поведение все же строго регламентировано и согласовано с интересами стада как единого целого, и нередки случаи, когда отдельные животные жертвовали собой во имя выживания стада.

    Эти же закономерности находим и в своем собственном организме – за время своего существования он успевает обновиться семь раз – семь поколений клеток сменяют друг друга в течение на порядок более длинной жизни нашего тела. Организм как целое сумеет выстоять там, где погибнут многие из составляющих его клеток. Еще более устойчивым к изменениям внешней среды является общество в целом, порой сохраняющее себя ценой гибели миллионов своих членов.

    Любой процесс самоорганизации, существования любой более или менее устойчивой системы – это результат временного равновесия, компромисса между внутренними противоречивыми тенденциями, в нашем случае – между центростремительным желанием существ кооперироваться и центробежной внутривидовой борьбой между ними.

Любое противоречие допускает бесчисленное множество компромиссов – вариантов его разрешения. Если одной из тенденций развития удается подавить другую, то возникшая в результате структура становится устойчивой, прекращая однако свое саморазвитие в той мере, в какой снято существовавшее ранее противоречие.

    Если верх берет стремление к внутривидовой борьбе, кооперация животных одного вида сводится практически к нулю, оставаясь на уровне, необходимом лишь для периодического спаривания особей разного пола.

    Если же побеждает стремление к кооперации, группа животных вырождается в корпорацию – самодостаточную замкнутую структуру, в которой составляющие ее существа живут, в гораздо большей степени согласуя свои действия с интересами корпорации, чем со своими собственными.

    Положительным следствием образования корпорации является стабильность, устойчивость системы. Устойчивость прежде всего по отношению к внешним для системы враждебным факторам. С другой стороны, снижение остроты внутренних противоречий означает сужение количества возможных вариантов существования, возможности выбора, ведет к замедлению в развитии частей, составляющих систему. При этом, с другой стороны, сама система становится новым объектом развития, части системы как-бы делегируют ей право и обязанность развиваться и совершенствоваться, во благо составляющих ее организмов.

    Таким образом, остановка в развитии частей системы не влечет ее деградацию и не приводит к ее застою. Кстати, знаешь, чем отличается застой от стабильности? Стабильность – это постоянный процесс удержания равновесия существенно неравновесной системы, непрерывное осуществление обратных связей, борьба системы за свое выживание. Застой – это отказ системы от борьбы, это перезревшая стабильность – стабильность, которая из гаранта безопасности системы превратилась в свою противоположность – в основную опасность! Не правда ли, прекрасный пример того, как достоинство может со временем превратиться в свою противоположность – в недостаток?!

    Образцами корпорации в животном мире являются пчелиная семья, сообщества термитов, муравьев. Муравьи, являющиеся родственниками современных тараканов, как вид сформировались около 400 миллионов лет назад. В те далекие времена, по-видимому, они жили жизнью обычных насекомых, однако борьба за выживание заставила их объединиться, и их кооперация переросла в корпорацию.

    Если говорить языком классической драмы – прародители современных тараканов совершили коллективное самоубийство, отказались от индивидуальной жизни, от борьбы друг с другом, и породили из себя корпорацию – муравейник. Стали жить-поживать и добра наживать – в едином организме, раз и навсегда покончив со всеми своими внутренними противоречиями.

    Но как ты думаешь, намного ли "свободный" таракан "индивидуальнее" муравья из муравейника? Ученый-энтомолог Ли Зачен решил проверить, так ли уж одинаковы одинаковые муравьи? Для этого на дно стандартных семидесяти бутылей он насыпал равное количество сырого песка, и в каждую бутыль поместил по одному рабочему муравью, взятому из муравейника. Муравьи повели себя по-разному. Одни без промедления принялись рыть песок, другие не торопились. Через 4 часа песок рыли только 47 муравьев и лишь к концу третьих суток все семьдесят копались в песке. И действовали они при этом неодинаково. Большинство муравьев рыли песок на освещенной стороне, вблизи стеклянной стенки, некоторые же выбрали затененные места. Однако были и такие, что, бросив начатое, принимались за работу в другом, а то и в третьем месте. Одни трудились систематически и непрерывно, другие – весьма беспорядочно.

    Опыты китайского натуралиста доказывают наличие индивидуальных особенностей у казалось бы одинаковых муравьев, занимающих одинаковое положение в иерархии муравейника. Более того, в последнее время получены интересные данные о способностях муравьев ориентироваться в лабиринтах. Муравьи-разведчики, определив местоположение сахарного сиропа, сообщали об этом муравьям-фуражирам, и те целеустремленно шли к поилке почти без ошибок. Было проверено, что разведчик не метил дорогу пахучими веществами, а передавал информацию, используя сложную языковую систему знаков. Поразительной представляется способность муравьев запомнить и передать сообщение: наиболее способные муравьи могли запомнить до шести поворотов, безошибочно поворачивая на перекрестках в нужном направлении. Эти же исследования показали, что муравьям свойственна и способность к обучению. Муравьи способны переучиваться – если местоположение кормушки с сиропом менялось, они быстро осваивали новый маршрут. Ученые определили в "языке" муравьев наличие обобщающих сигналов типа человеческих слов: "три раза", "шесть раз".

    Эти наблюдения еще раз подтверждают, что в жизни ничего не бывает абсолютным. Потеря индивидуальности муравья в муравейнике – иллюзия. Даже клетка нашего тела, изъятая из него и помещенная в питательную среду и подходящие условия, начинает жить и размножаться вне родного организма – она обладает достаточной индивидуальностью, самостоятельностью, чтобы не погибнуть в благоприятной среде. Что говорить о муравьях и других животных, принадлежащих к коллективным видам!

    Предки человека когда-то перешли от индивидуального к стадному образу жизни. Сам человек всегда использовал разные формы все более тесной кооперации для улучшения своей жизни, преодоления различных препятствий и борьбы с силами природы и со своими сородичами – теми, кто не состоял с ним в кооперативных отношениях. Семья, род, племя, община, полис, государство – вот известные любому школьнику этапы развития человеческой кооперации. Внутри кооперативной системы под названием "государство" существуют кооперативные подсистемы, названия некоторых из них – "компания", "профсоюз", "партия", "мафия" и так далее. Люди объединяются в названные подсистемы для того, чтобы из общего для жителей данного государства котла получать большую и лучшую часть материальных благ, чем они получили бы, в эти подсистемы не объединяясь. Такая вот кооперация.

Таким образом, объединение человечества в Надсущество, переход от кооперации людей к их корпорации – закономерная фаза процесса саморазвития живой материи на Земле!

 

 

 

Пояснение по поводу слова «для» в названии рассылки, данное в последнем выпуске,

 

http://subscribe.ru/archive/economics.icommerce.metacode/200310/09020547.html

 

вызвало у ряда читателей искреннее недоумение. Это понятно - людям неприятно, когда им кажется, что кто-то делает попытку манипулировать ими.

Поверьте, мой единственной задачей было в максимально острой форме напомнить вам о существовании третьего Закона Ньютона, гласящего, что действие равно противодействию. Гуманитарный смысл этого закона природы таков: что годится вам, годится и для вас. Любое оружие – обоюдоострое. Им можно воздействовать на противника – но с тем же успехом оно само годится для осуществления воздействия на своего обладателя. Ваш любимый инструмент является наиболее эффективным оружием против вас же самих. Те, кто обучаются НЛП, сами становятся уязвимыми для НЛП-методик – поскольку применяя их, укрепляются в вере в их действенность. И давно известна закономерность, согласно которой психиатр чем дольше работает, тем конкретнее сходит с ума – вслед за своими пациентами.

 

Продолжаем тему соответствий между приемами маркетинга в областях Экономики, Политики и Идеологии. Напомню – это делается для того, чтобы еще раз показать, насколько одинаково люди ведут себя в этих казалось бы нечем не связанных областях деятельности, для того, чтобы подчеркнуть независимость друг от друга этих областей, для того, чтобы еще раз аргументировать положение о том, что Экономика-Политика-Идеология является триадой.

 

 Ведь я этого достойна!

 

Еще один маркетинговый прием, используемый в продвижении товара/услуги, - показать, что его/ее потребление неотъемлемо связано с высшими из возможных стандартов образа жизни. Персонажи рекламных роликов пьют пиво на светских вечеринках, в 32 снежно-белых зуба жуют Orbit в стильном офисе, пользуются шампунем в туалетной комнате международного авиалайнера (испытывая при этом удовольствие, близкое к половому). Многие компании рекламируют не столько свой продукт, сколько определенный стиль жизни (а скорее – потребления).

Еще в большей степени этот прием применим в ходе прозелитизма (в деле распространения сферы влияния той или иной конфессии). Опросы членов новых религиозных движений свидетельствуют о том, что они обычно попадают туда за компанию с кем-то из друзей или родственников. Мало кто приходит к вере сознательно и по теологическим соображениям. Это подтверждает тезис Старка о том, что главным религиозным "товаром" является не вера, а принадлежность к определенной социальной группе, причем группе высокостатусной, дающей своим членам вполне материальные преимущества. В современной Африке получили массовое распространение новые религиозные движения христианского толка. Если в начале XX века в Африке было менее 10 млн. христиан, то к 2000 году их насчитывается более 360 млн.

Исследователи объясняют это тем, что христианство для жителя Африки представляется некоей мощной транснациональной корпорацией, членство в которой дает возможность находить своих повсюду в мире. Чтобы выжить, современному африканцу приходится перемещаться из страны в страну в поисках работы. И наличие христианских общин в Гане и Ботсване делает такие перемещения менее болезненными.

Современные секты обеспечивают своим членам мощную социальную поддержку, причем для этого у них есть все необходимые ресурсы, как экономические, так и политические. Но только в маркетинге политической партии крючок, условно названый нами «Ведь я этого достойна!» принесет ловцу максимальный улов! Как не присоединиться к партии, в которую вступают все мало-мальски значимые фигуры – от министров и губернаторов до певцов, актеров и прочих престидижитаторов! Разве можно отказаться от редчайшей возможности почувствовать себя в одной «команде», в одной тусовке с любимым героем, начальником, идеалом мужчины (или женщины)! А посему в плане уборочной компании любой уважающей себя партии обязательно выделяется определенный процент узнаваемых (знаковых) фигур, которые должны быть привлечены в партийные списки. Исключительным везением является случай, когда партия на выборы имеет счастливую возможность выставить кандидатуру, представляющую собой известного политика, талантливого шоумена, циничного демагога и даже представителя секс-меньшинств – и все в одном флаконе. Надеюсь, мне не придется называть здесь фамилию единственного и бессменного лидера ЛДПР.

 

До встречи 17 октября.

 

Подписка на subscribe.ru
 ЗА НОВУЮ ЭКОНОМИКУ!  Метапрограммирование (для) Экономиста
 ВЛАСТЬ НОВОЙ ПАРТИИ! Метапрограммирование (для) Политика
 ДАЙ НАРОДАМ НОВУЮ ВЕРУ! Метапрограммирование (для) Идеолога
religion.metacode форум рассылки архив рассылки e-mail ведущего

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное