Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

РАЗНОГЛАСИЯ - ГРЕХ?




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N152 2019-02-28

РАЗНОГЛАСИЯ - ГРЕХ?

    Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
    идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси...
    (Гал.5:19,20)

Объектом нашего исследования сегодня станет греческое слово "airesiv", которое в синодальном переводе звучит, как "ересь". Данное слово встречается в Новом Завете 9 раз, и только в двух случаях имеет явно негативную окраску. Как такое может быть?

Дело в том, что слово "airesiv" в переводе с древнегреческого языка означало буквально "выбор" с оттенком "направления" или "толка". Значение этого термина, как особой "системы взглядов" утвердилось еще в античной традиции (напр., Диоген Лаэртский VII 191 и др.). Иными словами, слово "airesiv" всегда было связано с выбором определенного хода мышления, какого-либо учения, философского или религиозного направления, и при этом не обязательно ложного. Таким образом, "airesiv" изначально не содержало в себе отрицательного подтекста, таковое значение спустя много лет ему присвоили священники, которые вели борьбу с враждебной на их взгляд идеологией. Тогда все, что не умещалось в рамки представлений церкви, они назвали по-современному еретическим, т.е. ложным. Потому что только так можно было осуществить расправу над "неугодными", сохраняющими верность библейским принципам, в рожденной свободной христианской церкви. "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу" (Гал.5:13). В свое время вожди и учителя народа воспользовались своим положением и "прибрали к рукам" эту свободу, чтобы стать главой ранней христианской церкви вместо Христа. В некоторых христианских общинах до сих пор бытует мнение, что Бог Духом Своим направляет человека на путь истины только до обращения его в веру, а далее эту функцию (Бога) начинает выполнять церковь.

В противоположность такому представлению Христос говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан.14:6). Истину невозможно уместить в список догматов и правил церкви. Никакая религия, никакой авторитет, никто, кроме Самого Иисуса Христа не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому в Библии мы видим совсем другой подход к пониманию "airesiv". Давайте разберем некоторые из этих примеров.

А начнем мы с отрицательной характеристики этого слова, взяв за основу своих рассуждений слова ап. Павла о плотских и духовных делах:

    Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
    идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
    ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
    Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
    кротость, воздержание. На таковых нет закона.
    (Гал.5:19-23)

Итак, первый вопрос. В контексте какой идеи говорится в этом отрывке о ереси? Когда апостол противопоставляет друг другу плоды духа и плоти, он говорит о характере человека или о его убеждениях? Понятно, что речь идет о характере, о плотской человеческой натуре, проявлением которой является присутствие в церкви ссор, раздоров и разногласий (1Кор.3:3). Таким образом, упоминая о ереси среди прочих человеческих недостатков, ап. Павел не имеет в виду заблуждения, а говорит о разделениях, которые появились в среде христиан вследствие их потакания своим низшим желаниям и страстям.

Другой пример, который придает слову "airesiv" негативную окраску, мы находим у ап. Петра:

    Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
    И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
    И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
    (2Пет.2:1-3)

Здесь уже точно говорится о лжеучениях проникающих в церковь посредством духовных учителей, "которые введут пагубные ереси". Но интересно будет отметить, что слово "ереси" в этом случае используется вместе с существительным "гибель" в родительном падеже. Здесь возникает вопрос: если слово "airesiv" само в себе несет заблуждение, отрицание истины и смерть, зачем его уточнять существительным "гибели", чтобы в итоге получилось "ереси гибели"? Как бы, "масло масленое". И поэтому логичным будет задать вопрос: если существуют "пагубные ереси", о которых говорит ап. Петр, то чем тогда являются ереси не пагубные?

Далее мы рассмотрим, существуют ли термины, обозначенные "airesiv" в безвредном, или даже полезном, положительном смысле этого слова. И основывать свои рассуждения мы будем на библейских примерах, в которых используется это греческое слово.

Находясь на суде у римского прокуратора, будучи обвинен иудеями и арестован римскими властями по подозрению в организации народных волнений, ап. Павел в свое оправдание говорит:

    Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения.
    И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение,
    и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня.
    Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках,
    имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают.
    (Деян.24:9-15)

В своей речи к правителю Феликсу Павел фактически признается в ереси, говоря, что так он служит Богу. Очевидно, что в его устах слово "ересь" не несет смысловой нагрузки лжи и заблуждения, апостол проповедует путь, и прокуратор его хорошо понимает.

Следующий пример - это характеристика Павла самого себя в недавнем прошлом. Он упоминает о себе, когда защищается перед Агриппой:

    царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи,
    тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно.
    Жизнь мою от юности [моей], которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;
    они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.
    (Деян.26:2-5)

В данном примере то же самое слово "airesiv" в синодальной Библии переведено, как "учение". Это связано с тем, что переводчики, сохраняя преданность церковным догматам, все же не смогли использовать для этого слова прежнюю форму "ересь", поскольку такое его определение никак не вязалось с общим смыслом речи Павла. Из дальнейших его слов мы видим, что Павел не клеймит позором свое прежнее вероисповедание, наоборот, показывает, что в свое время оно являлось для него истиной и даже объектом его гордости. А как можно гордиться ересью? Такого просто не могло быть! Поэтому речь в данном отрывке, опять же, не идет об отрицательном значении слова "airesiv", что признают и авторы синодального перевода, а говорится об издавна существующем направлении в Иудейской вере.

Тот же самый смысл этого слова содержится и в следующем библейском отрывке, но речь уже идет не об ортодоксальном Иудейском учении, а о новом течении в среде Иудеев, христианстве:

    Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
    Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
    (Деян.28:21,22)

И здесь снова "airesiv" переведено, как "учение". Во времена апостола первыми, кого Иудеи могли назвать еретиками и сектантами, были христиане, учение которых вышло за рамки древней Иудейской традиции. Но пришедшие к Павлу Иудеи не говорят о нем и о его учении ничего плохого, но хотят разобраться в сути павлового мышления. Когда же люди "вешают ярлык" - "ересь" на слова и мысли человека, разве они хотят в чем-либо разобраться? Нет. Поэтому в данном месте речь не идет о ереси в современном смысле этого слова, а снова говориться о направлении, представителем которого является ап. Павел.

Следует еще отметить, что в то время, когда Павел проповедовал христианство, любое отклонение от стандартного мышления не считалось предосудительным, как сейчас. Создавались новые направления, школы (секты), отношение к которым было боле чем лояльным, несмотря на то, что они имели большие теологические различия и вели между собой конкурентную борьбу. Такой подход давал возможность сосуществовать и занимать ключевые духовные посты двум, часто упоминаемым в Новом Завете, направлениям в Иудаизме, фарисеям и саддукеям, которые названы в Библии все тем же словом "airesiv" (Деян.5:17;15:5). Так происходило потому, что приоритет в то время отдавался личному благочестию, а не теоретическому богословию. Люди еще понимали, что любые, в том числе и официально признанные понятия могут иметь несовершенства, что было стимулом к более тщательному исследованию Писаний и прогрессу в мышлении среди ищущих Бога людей. Тех же самых позиций в отношении мышления и благочестия последователей Христа придерживался и сам ап. Павел. В своем наставлении к Коринфской церкви он говорит:

    Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
    (1Кор.11:19)

Кто же такие "искусные"? Просто талантливые ораторы? Ученые? Философы? Нет! Выражение "искусные" - греческое слово "dokimov" переводится, как "годные". Какой контраст со словом "еретик"! Иаков Стронг дает сразу несколько определений этому термину, давайте их перечислим: 1 . испытанный, испробованный, проверенный, т.е. отличный, достойный, славный; 2 . подлинный, настоящий; 3 . приятный, лучший. И все это относится к тем людям, которые имеют в своей среде разномыслия. Что же тогда есть "разномыслия"? Вы удивитесь, это все то же греческое слово "airesiv", переведенное в Гал.5:20, как "ересь". Таким образом, разделения во взглядах могут быть не только результатом зависти, самомнения и гордости верующих, но и следствием несения ими совершенной славной истины.

Итак, согласно слов ап. Павла, так называемые "ереси", с которыми современная церковь ведет непримиримую борьбу, должны иметь место в жизни каждой христианской общины. Но что это должны быть за "ереси"? Корень "herein", который имеет исследуемое нами слово, дословно переводится, как "делать выбор", и нельзя представить духовный рост без нового выбора, перед которым постоянно ставит человека Бог. Не будет выбора - не будет развития, не будет послушания Богу и любви. Поэтому апостол пишет: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21). Почему же тогда церковная верхушка, как и прежде, противится любым новым веяниям? Наверное потому, что боится не пройти такого испытания на "годность"...

Придавая выбору человека негативную окраску, как и в античные времена, современные служители хотят лишить своих прихожан выбора. Они хотят добиться от своей паствы беспрекословного подчинения и получить над совестью верующих полный контроль. В этом случае духовные чины отбирают у людей право думать и выбирать, чтобы сделать их своими рабами, а не рабами Богу. А разногласия, как раз, заставляют людей искать Бога, а не следовать слепо за своими авторитетами. Кроме того, они способствуют развитию христианской личности, и не дают человеку погрузиться в полную удовлетворенность собой. Потому что новые взгляды становятся причиной духовных исследований и провоцируют больший духовный рост. В свою очередь, духовное развитие верующих станет основанием для появления новых прогрессивных взглядов. Иисус говорит: "кто не собирает со Мною, тот расточает" (Матф.12:30), отношения с Богом должны постоянно развиваться. А поскольку людей одного духовного возраста просто не бывает, и каждый может понимать характер Бога и Его волю исключительно на своем уровне, то это становится причиной отличий во мнениях, обмен которыми поможет развитию друг друга. Там же, где не существует разных мнений, отсутствует и духовный рост и, скорей всего, имеет место коллективное "зомбирование".


Постоянный адрес статьи

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное