Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

ПРОКАЗА




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N147 2018-09-13

ПРОКАЗА

Эта болезнь известна человечеству с древних времен. И с тех же пор она не только окутана легендами, но также страхом и ужасом. Кроме того, начиная со Средневековья, на государственном уровне издаются предписания, регламентирующие поведение прокаженных и их родственников. Так, в одном из них утверждалось следующее: "Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который... осуждал его на смерть".

Согласно этой "инструкции", больного проказой отводили в церковь. Здесь он ложился в гроб, и, как и по всякому покойнику, по нему служили заупокойную службу. После этого гроб с прокаженным относили на кладбище, опускали в могилу и кидали несколько комков земли, сопровождая их словами: "Ты не живой, ты мертвый для всех нас". Затем прокаженного доставали из могилы и отправляли в лепрозорий. После всех этих ритуалов больше в обществе, в том числе и в семье, он никогда не появлялся. Для всех этот человек был мертв.

Когда же по какой-либо причине прокаженный вынужден был на время покинуть свою обитель, то он должен был надеть серый плащ с капюшоном, а на шею повесить колокольчик, который предупреждал остальных людей о том, что недалеко от них находится "живой мертвец". Таким образом, проказа делала людей, оказавшихся ее пленниками, изгоями в обществе. Фактически во все времена борьба с проказой сводилась к моральному и физическому уничтожению людей, пораженных лепрой. Их живьем закапывали в землю, сжигали на кострах, топили в озерах и реках.

Почему люди так поступали? Имелось ли какое либо основание их действиям? В Библии мы частично находим объяснение такому поведению. В книге Левит мы можем встретить несколько глав, где описана сама болезнь, и что делать человеку в этом случае. Но из-за страха за свою жизнь люди исказили Божии указания относительно заболевших проказой.

Как же все это касается нас - современных верующих? Поступаем ли мы, как средневековые люди или, не опасаясь, ходим среди больных? И существует ли вообще сейчас эта болезнь? В случае если она есть, как мы должны себя вести? Ведь если Господь уделил этой теме особое место в Священном Писании, то мы обязательно должны исследовать этот вопрос и понять, что Бог хотел нам сказать. Итак, давайте приступим!

Лепра - это заболевание, вызываемое микобактериями, характеризующееся длительным хроническим течением, поражением нервной системы, кожи и слизистых оболочек, а также опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Болезнь начинается с появлением на коже блестящих пятен без четкого отграничения от здоровой кожи. Эти пятна у лиц с темной кожей более светлые, а у лиц со светлой кожей имеют красноватую окраску. Примечательно, что чувствительность кожи в зоне поражения сохранена. Очаги поражения могут быть представлены пятнами, бляшками, узлами (лепромами). Они имеют расплывчатые границы, плотный и выпуклый центр. Кожа между элементами утолщена. Чаще всего страдают лицо, ушные раковины, запястья, локти, ягодицы и колени. Характерный признак - выпадение наружной трети бровей, в области пятен выпадают волосы, появляются характерные узелки и опухолевидные образования. При локализации опухолевидных очагов в области надбровных дуг, подбородка и ушных раковин лицо приобретает своеобразный вид, описанный в литературе как "львиное лицо". Очень часто на этих элементах образуются язвы, а после заживления на их месте образуются грубые уродливые рубцы.

Давайте прочитаем, что говорит Библия о проказе:
Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников;
священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.
А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник [имеющего] язву должен заключить на семь дней;
в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней;
в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;
священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.
(Лев.13:2-8)

Описание проказы в данных текстах не соответствует прямому медицинскому определению лепры, которую люди называют проказой. Проказа в Библейском понимании и проказа в медицинском определении - разные заболевания. Хотя, на основании приведенной цитаты, медицинская проказа может стать библейской, если станет распространяться по телу. Что же тогда означает проказа в Библейском понимании? Давайте дадим ей определение.

Проказа - еврейское слово цараат, которое переведено в книге Левит, как проказа, и обозначает не только кожное заболевание, но употребляется также для обозначения ненормальных явлений на одежде, шерсти, мехах и даже камнях и стенах. Начиная с 47 текста 13 главы книги Левит, говорится о язвах проказы на льняных и шерстяных одеждах, на коже, кожаных изделиях, а также на утоке и основе льна и шерсти. Если язва была злокачественной, то зараженные вещи сжигались. В Левит 14 главе, начиная с 34 текста, говорится о язве проказы на домах. Если при рассмотрении она оказывалась разъедающей, то нужно было выломать камни, на которых она появлялась, оскоблить дом внутри, вставить новые камни и обмазать дом заново. Если язва после этого появлялась снова, то нужно было разломать весь дом. И если после ремонта признаки проказы не появлялись, то нужно было очистить дом, принеся в жертву то же самое, что и за очистившихся от проказы людей, и тогда дом объявлялся чистым.

Итак, проказа в Библейском понимании - это не лепра, она проявляется иначе. Ведь лепра - это не белые пятна, они ярко красного цвета, которые способствуют выпадению волос, но не делают сам волос белым, а так же не углубляются в кожу, как об этом говорится в книге Левит, а наоборот выступают. Болячки, которые углубляются в кожу, по симптомам можно отнести скорее к сибирской язве. Но при сибирской язве эти углубления являются не белыми с белым волосом, не красными, обнажающими плоть, а черными, что тоже не соответствует описанию библейской проказы. Однако сибирская язва тоже будет проказой, если станет распространяться по телу, несмотря на то, что по симптомам она не похожа на проказу. Больше всего под определение проказы подходит лишай. Но лишаи, которые возникают на коже человека, не являются заразными для вещей (одежды, шерсти, стен и т.д.).

Итак, проказа - это не какое-то одно заболевание. В Библии все, что соответствует определенным признакам, называется проказой. Это указывает на то, что проказа в своем значении имеет духовный смысл. И не важно, какое это заболевание, важно то, как оно себя проявляет. Как же себя проявляет проказа? И чем она отличается от других заболеваний, становящихся причиной человеческой нечистоты?

Как известно из той же книги Левит, больной проказой является нечистым. После осмотра священник должен был объявить человека чистым или нечистым, или поместить его в карантин. Но там же можно прочитать и о других заболеваниях, и не только заболеваниях, но и о естественных физиологических процессах, которые могут сделать человека нечистым, как, например, при истечении из тела. В таком случае, чем эта нечистота будет отличаться от нечистоты в результате появления проказы?

Первое, что стоит отметить, это развитие болезни. Во время истечения болезнь выходит из тела. В случае же с проказой ее наблюдают на коже, т.е. она "прилипает" к человеку извне и, углубляясь в кожу, проникает внутрь. Кроме того, при проказе белеет волос. Существует множество болезней, при которых выпадают волосы. Здесь же волос становится белым, т.е. меняет свой цвет. Что это означает? В повседневной жизни волосы являются для человека защитой от неблагоприятной окружающей среды. В духовной жизни человек тоже нуждается в защите, только уже Божьих принципов. Он должен хранить неповрежденной свою веру и любовь, и это правильное использование защитной функции. Неправильным будет использовать "волосы", чтобы отстоять свои желания и интересы. Поэтому, если волос меняет свой цвет, то это говорит о том, что человек оправдывается, защищает уже себя и свой грех. В ряду с другими признаками это станет свидетельством того, что его поразила проказа.

Распространение болячек по всему телу тоже указывает на проказу, даже когда волос не поменял своего цвета, и язва не углубилась в кожу. Если же очаг болезни локализован и не распространяется, то это просто воспаление. Воспаление наравне с истечением заканчивается выздоровлением организма, когда не переходит в проказу. Проказа же остается на человеке долгое время, как правило, до самой его смерти, и поэтому становится причиной полной изоляции больного от Божьего собрания.

У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!
Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.
(Лев.13:45,46)

Мы видим, что в случае с проказой человека отлучали от общества. Иногда болезнь специально давалась Богом, чтобы отделить человека от Божьего собрания. Пример тому - случай с Мариамью (Числа 12:1-15). Мариам и Аарон упрекали Моисея за жену Ефиоплянку, за это возгорелся на них гнев Господа, и Он поразил Мариам проказой. Таким образом, Бог наказал болезнью зачинщицу бунта, чтобы она была отлучена от собрания и смогла увидеть свой грех.
При истечении из тела человека не отделяли от общества. Прокаженный же должен был быть изолирован, кроме того у него должна была быть разорвана одежда и обнажена голова. Одежда в Библии символизирует праведность, а обнаженная голова была бесславием для человека. И прокаженный не мог скрываться под капюшоном и прятаться от позора, его было легко идентифицировать, видеть, кто он. В противоположность обнаженной голове, лицо прокаженного должно было быть закрыто до уст. Это указывает нам на то, что все, исходящее из уст этого человека, является нечистым. Что бы прокаженный ни сказал - будь то жалобы, обвинения, обиды или оправдания - это является его криком, свидетельствующим о том, что он нечист. Поэтому рот его должен быть закрыт, чтобы этой нечистотой не "заражать" других.

Итак, проказа - это духовная болезнь. Но, как истечение из тела является делом плоти, так и проказа является делом плоти, только таким, за которое нужно отлучать от собрания. Почему так, а не иначе? Потому что истечения из тела говорят нам о том, что болезнь выходит из человека, а проказа, как страсть или сомнение, проникает внутрь и распространяется по всему телу. Эта болезнь пускает свои корни и меняет защиту человека, не оставляя ему шанса на выздоровление, пока он находится в собрании и оправдывает себя. Нечистота от истечений - неизбежное проявление борьбы с собой. Это можно сравнить с инфекцией, с которой сражается иммунитет. Организм пытается победить болезнь, исторгнуть ее из себя, и поэтому выделяется гной. Благодаря этому человек выздоравливает. А в случае с проказой - болезнь захватывает "власть", т.к. человек не борется, "плывет по течению", идет на поводу у своих желаний. Он даже может и не видеть, что болен, настаивая на своей правоте. Поэтому такая нечистота ведет к неминуемой духовной смерти.

Также существуют некоторые нюансы, возникающие в течении этой болезни. В книге Левит 13 главе с 7 по 19 текст описывается случай, когда человек полностью становится белым от проказы, и при этом священник объявляет его чистым. Но разве может такой человек быть здоровым и незаразным для других? С медицинской точки зрения - нет. И это еще раз указывает на то, что проказа имеет духовное значение.

Итак, человек объявляется чистым, когда проказа покрыла все его тело. Но при одном важном условии, что на нем не будет свежего мяса. Свежее мясо - это оголившаяся плоть на теле человека, в духовном смысле - его себялюбие. Т.е. человек объявляется чистым, когда признает себя больным, когда он полностью осознает свою вину, и за этим не стоит его любовь к себе - отсутствует корыстный мотив и упоение жалостью к себе. Ради этого он и заболел проказой, чтобы увидеть свое состояние и почувствовать себя виноватым. Но если, вдруг, признавая свои ошибки, человек вновь начинает извинять себя обстоятельствами или жалеть себя, т.е. снова обнажается его плоть, то он опять объявляется нечистым.

Прежде чем вернуться в общество, человек должен был очиститься от проказы. Как же происходило это очищение? В 14 главе книги Левит можно увидеть подробное описание этой процедуры. Процесс очищения прокаженного состоит из двух этапов.

I этап. Оправдание (по вере) и очищение.
Первое с чего начинается этот этап - это осмотр священником человека, который был прокажен, т.е. в данный момент он уже исцелился от проказы. И прежде чем священник объявит его чистым, он должен принести жертву. Жертва состоит из двух чистых птиц, а также в этой жертве используется вода из ручья, кедровое дерево, червленая нить и иссоп. По своей логике данный ритуал аналогичен очищению человека пеплом рыжей телицы. Мы видим, что одна из птиц закалывается над водой, и потом этой кровью с водой посредством кедрового дерева, иссопа и червленой нити кропится на очищаемого. Т.е. данный образ указывает на искупление человека заместительной жертвой Христа через пролитую Им кровь. Но добавляется еще одна птица, которая мажется кровью и отпускается в поле. В ритуальном служении есть похожий образ козла отпущения, символизировавшего собой сатану, на которого возлагалась вина за совершенное преступление. В нашем случае вина перекладывается на эту живую птицу. Таким образом, все это является планом спасения для оправдания виновного человека.

Затем человек должен пройти ритуал очищения - омыть свои одежды, обрить волосы, омыть тело водой, после чего войти в стан и оставаться 7 дней вне своего шатра. На этом заканчивается первый этап возвращения прокаженного.

II этап. Повторное очищение и оправдание (по плодам).
Хотя человек объявлен чистым, он все еще не может войти в свой шатер. Перед тем, как вернуться к себе домой, ему нужно совершить обряд повторного очищения. Человек омывает одежды и тело водой и обривает уже абсолютно все свои волосы, включая брови. К полному очищению добавляется полное избавление от волос. Что это значит?

Как мы говорили ранее, волосы - это защита. В данном случае речь идет о защите себя. Человек должен обрить волосы, когда возвращается в стан и когда возвращается в свой шатер. Это говорит нам о том, что вернувшийся человек не должен себя оправдывать, жалеть и пытаться объяснить свое поведение. В том, что произошло, он может винить только себя. Состояние вернувшегося человека должно быть аналогично состоянию вернувшегося блудного сына. Он считал, что согрешил и не достоин своего отца, и что не имеет себе извинения.

А для чего человеку очищаться дважды - перед тем как войти в собрание и находясь в собрании, перед тем как войти в свой шатер? Если первое очищение направлено на то, чтобы смыть нечистоту от болезни, выраженную в потакании себе, то второе - на то, чтобы смыть нечистоту, которая проявилась в результате работы над собой в то время, когда человек возвратился в стан. Это говорит нам о том, что процесс очищения от духовной проказы не ограничивается лишь временем пребывания человека за станом, т.е. вне Божьего собрания, но продолжается в собрании, пока он живет вне своего шатра, т.е. находится на замечании и не может вернуться к обычной жизни до времени полного очищения.

Далее человек должен был принести жертву повинности (она приносилась за сознательный грех и по этой причине могла быть принесена для искупления вины только после того, как человек вернул свои долги), обычную жертву за грех и жертву всесожжения, и только потом объявлялся чистым.

Все эти жертвы тесно связаны друг с другом. Жертва всесожжения - это образ полного посвящения Богу; жертва за грех означает, что человек признал свою вину и справедливость Божьего наказания - это проявление его веры. А жертва повинности говорит, что человек полностью раскаивается в содеянном, чувствует стыд и уже не повторяет своего греха, что является уже его плодом.

В результате искупления грехов кровью Христа и посвящения своей жизни Богу, человек получает оправдание, но уже на основании реальных духовных плодов. На это указывает и сам ритуал принесения этих жертв, когда священник мажет правое ухо, большой палец правой руки и правой ноги очищаемого.

Ухо - восприятие. Правое - ведущее, связанное c осознанным поведением человека. Таким образом, правое ухо означает осознанное восприятие. Рука - действие, нога - следование, т.е. сознательные дела в следовании Божьим принципам. Сначала эти части тела покрываются кровью, что говорит о том, что искупляется вина за осознанные грехи человека, а потом мажется елеем, т.к. уже появился плод от осознанного восприятия, выбора и следования. И только после этого человек становится чистым.

Таким является путь очищения прокаженного человека, который исцелился от своей проказы. А каким образом происходило очищение человека, который не выздоровел, а стал полностью белым от проказы?

И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;
но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем:
устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?
И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел.
И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе.
И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили;
не попусти, чтоб она была, как мертворожденный [младенец], у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела.
И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее!
И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится.
(Чис.12:6-14)

Возвращаясь к случаю с Мариамью, нужно отметить, что Бог показывает человеку его грех, но это не исключает этапов очищения 14 главы книги Левит, ему также нужно все их пройти. Когда человек признается чистым - это значит, что он признал свою вину и теперь оправдан кровью Христа, но чтобы продолжать жизнь с Богом, ему требуется пройти полное очищение.

В самом начале мы говорили о том, что проказа может поразить не только человека, но и вещи, и дома. Может в этом тоже есть духовный смысл? Мы читаем, что очищение дома происходит посредством жертвы за грех, но может ли дом согрешить? Конечно, нет. Согрешить могут только люди, живущие в этом доме, соответственно жертва за грех приносится за тех, кто в нем живет.

Дом - это образ собрания людей, церкви или семьи. И вещи тоже являются образом людей, только тех, кто еще не является Божьим народом, но находится в доме. Почему так? Люди, не являющиеся народом Господа - это те, кто не заключил с Ним завет. Они не выбрали Бога своим господином и, как люди, еще не состоялись. Без любви к Богу человек теряет смысл своего существования. Единственное, что делает его человеком - это отношения с Господом. Без этих отношений человек представляет собой высокоинтеллектуальное животное, а в нашем примере - предмет быта, находящимся в пользовании у настоящих людей. А очищение этим "вещам" требуется потому, что они общаются с детьми Божьими и разделяют с ними их посвященную Богу жизнь. Но сами вещи очистить себя не могут, очищает их хозяин. Например, родители - детей. Поэтому и ответственность за их нечистоту ложиться на того, чьи они и кому принадлежат.

Следует отметить, что в современной жизни священник, роль которого в христианской церкви исполняет пресвитер, не может оставить духовно больного человека без внимания, он должен изолировать его от собрания, объявив его "прокаженным" или поместив в карантин. Человек с умышленными грехами должен находиться на замечании или быть отлучен от собрания, с ним нельзя общаться и иметь общих дел. Изоляция поможет такому брату или сестре увидеть себя со стороны и понять свою неправоту. Также отделение от общества необходимо для того, чтобы неправильные поступки страдающего проказой члена церкви не нашли своего продолжения в поведении других людей. После того, как человек исключен из собрания, с ним может контактировать только пресвитер. И теперь все уже будет зависеть от самого "прокаженного", включая и то, когда он сможет вернуться в Божью семью.

Первое, что человек должен сделать - это признать свою вину и осознать свое состояние прокаженного. Кроме того, ему нужно оставить соблазны, которые привели его к этой болезни, и, главное, поменять свою цель - угождать не себе, а Богу. После этого человек может посещать собрание, где будет находиться на замечании, ущемляемый пристальным вниманием со стороны братьев и сестер. На этом этапе он должен приложить все усилия, чтобы разобраться с проблемами, которые возникают у него во время его жизни в Божьем обществе. При этом очищающийся не должен оправдываться, защищаться, объяснять свое поведение, даже если его ущемляют и обвиняют другие. Он не может критиковать и учить никого, пока не вытащит "бревно" из своего собственного глаза (Лук.6:41,42).

Человек становится полностью исцеленным от проказы, когда его работа над собой приносит свои плоды. Без требуемых изменений в сознании и отношении человека его духовная болезнь проявит себя вновь, и он снова станет прокаженным. В связи с этим может возникнуть вопрос: если блудный сын - наглядная иллюстрация прокаженного человека, то почему по возвращении домой его никто не ущемлял, а, наоборот, отец восстановил его в прежнем положении и устроил пир, какого не видел бывший при нем старший сын?

Ответ прост. Блудный сын очистился до того, как вернулся к своему отцу. Если сравнивать его жизнь с этапами очищения книги Левит, то момент возвращения к отцу - это уже возвращение в свой дом (шатер). В стан же с его ограничениями и запретами блудный сын вернулся, когда подался в наемники. В его ситуации - это путь исправления, ведь он мог продолжать свой разгульный образ жизни, зарабатывая себе на вино безнравственным способом, например, воровством или разбоем. Но он выбрал путь терпения и унижения, благодаря чему впоследствии вернулся в отчий дом.

Хотя проказа - образ духовной смерти, это еще не приговор. Человек всегда может исцелиться, если признает свою вину. Даже если кого-то исключили из церкви - это не значит, что для такого человека теперь все потеряно и больше не осталось надежды вернуться к Богу. Для того, кто еще любит Господа, все это - лишь духовный стимул, чтобы совершить переоценку своих ценностей и изменить свое отношение к Богу. Тот же "прокаженный", который ушел из собрания по собственной инициативе, не может надеяться, что когда он вернется назад, его примут как блудного сына. Для этого нужно принести духовный плод. А это не всегда возможно сделать вне церкви, т.к. ожидаемые изменения, как правило, связаны с межличностными отношениями внутри собрания и с теми условиями, в которых человек находился перед тем, как уйти.

Иудейский царь Азария был поражен Богом проказой за то, что, возгордившись, посягнул на священство. Он провел остаток своей жизни один в отдельном доме, отлученный от общения с Богом и своим народом. 20 лет он пробыл прокаженным и в болезни умер, быв похоронен на поле царских гробниц, но не в гробнице своих предков. В отступлении, в заточении, без прощения и надежды - так закончилась жизнь человека, не нашедшего исцеления от проказы. То же самое может произойти с каждым, кто не смирится пред Богом и не признает своей вины. Но и человека, признающего свои грехи формально и не меняющего своего образа жизни, ожидает та же участь.


Постоянный адрес статьи

Написать письмо автору статьи: Анна
Ведущий рассылки: Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное