Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

ДЫХАНИЕ СМЕРТИ




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N124 2013-11-27

ДЫХАНИЕ СМЕРТИ

"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Матф.16:24). Что такое крест? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? У современных учеников Христа они могут отличаться друг от друга. У кого-то перед глазами возникает образ распятого Спасителя, кто-то видит в этом символику церкви и соответственно представляет себе храм, дом молитвы и ритуалы, которые проходят с участием креста. Но что должны были понять ученики Иисуса, когда Христос говорил им о кресте? К тому моменту Иисус еще не был распят и воскрешен, поэтому единственная ассоциация, которая могла возникнуть у учеников Христа, была связана только со смертью. Почему со смертью? Потому что крест являлся орудием смертной казни и по-другому не использовался. Какие у вас возникают ассоциации с электрическим стулом? Это явно не место отдыха, во взгляде на которое можно обрести умиротворение и душевный покой. Один только взгляд на этот объект вызывает ужас и страх по причине смерти, которая ждет каждого, кто на нем окажется. Те же самые чувства тревожили и учеников Иисуса, когда они слышали о кресте. Причем, этот крест предназначался не для каких-либо закоренелых преступников, а именно для них. Что это могло означать для последователей Христа? Только одно - что им всем непременно придется умереть, и не просто умереть - по старости или по причине болезни, а быть казненными и расстаться с жизнью в страшных мучениях. А какими были эти мучения, они могли воочию наблюдать, когда римские власти проводили публичные казни, приговаривая к смерти на кресте врагов тогдашнего общества. Поэтому, у знающих все не понаслышке учеников Христа появлялся холод в душе, когда Иисус говорил им о том, что их следование за Ним зависит от креста, который нужно нести.

А что значит нести свой крест? Если мы опять обратимся к обычаям того времени, то несли свой крест на место своего распятия, как раз, осужденные на смерть. Прежде чем умереть, им следовало проделать долгий путь, но не столь долгий по времени, сколько по переживаниям, которые сопровождали преступников, прежде чем их жизнь насильственно оборвется на кресте. Как вы думаете, какие чувства могут возникать у человека, который подгоняемый римскими солдатами, идет на место своей казни? Конечно, эти ощущения не из легких. Приговоренный возможно будет удручаем чувством отчаяния и панического страха, его сердце может наполнять ощущение потерянности, чувство жалости к самому себе, а также зависти и ненависти ко всем, кто, в отличие от него, продолжает жить и наслаждаться своей жизнью. Это те самые чувства, с которыми ученикам Иисуса придется столкнуться на пороге своего распятия, потому что данное состояние борьбы и томления духа будет возникать у всех людей, которые следуют за Христом. Несение креста - это само условие следования за Иисусом. И подобные предсмертные муки, в которых стенает и корчится человеческая плоть, сопровождают без исключения всех учеников Христа, которые действительно несут свой крест. Таким образом, следование за Христом неразрывно связано с несением креста, крест - это смерть для себя, а смерть, чье дыхание ощущает на себе каждый, кто действительно несет свой крест, неизбежно станет причиной его духовной борьбы и душевных терзаний.

Вернемся к вопросу, что вызывает эти душевные муки? Почему невозможно нести крест, как знамя, высоко подняв голову? Почему Христос плакал и умолял Отца пронести мимо Него эту чашу? Крест, как мы сказали, связан всегда с нашей насильственной смертью. Поэтому, чтобы понять, давайте обратимся к примерам из жизни, когда у людей пытаются отобрать их драгоценную жизнь.

Мы уже говорили о чувствах, которые возникают у людей, осужденных на смерть. Чем их душевное состояние будет отличаться от состояния невинных людей, на чью жизнь покушаются разного рода злодеи - насильники, грабители, убийцы? Практически нечем - им будут присущи все те же чувства обиды по причине постигшей их несправедливости, жалости к себе, страха, гнева и отчаяния. Только к этому еще могут добавиться попытки самозащиты, сопровождаемые чувством невообразимой жестокости. Никогда человек не проявляет столько жестокости, как в момент защиты собственной жизни. На что он не способен в обычной ситуации, он, не задумываясь, пойдет, спасая себя от верной гибели. Так велика любовь к себе, что человека уже не могут сдержать ни собственные моральные барьеры, ни ответственность перед обществом за свои поступки. Таким образом, истинной причиной этих чувств является любовь человека к себе. И эта любовь может никак не проявлять себя до тех пор, пока на жизнь и здоровье человека никто не посягает.

Но покушаться на жизнь могут не только люди, законные власти или криминальные элементы, но и разного рода обстоятельства, например, болезни. Представим ситуацию, когда человеку сообщают, что он смертельно болен. Какие при этом чувства вызовет у него эта новость? Все те же самые чувства предсмертной тоски. Он может плакать и причитать на судьбу, жалея себя, впасть в отчаяние, а может под воздействием своего страха начать бороться за свою жизнь - испытывать новые экспериментальные препараты, сражаться за улучшение условий своего обитания, проявлять ревность в заботе о своем теле, кардинально изменить свой образ жизни и т.д. Из-за любви к себе человек пойдет на любые жертвы, чтобы вернуть себе свою жизнь.

Когда человек подвергается нападению от людей, когда на его жизнь посягают другие непредвиденные обстоятельства, он имеет возможность бороться за спасение своей жизни. Эта надежда на спасение и воодушевляет его на перемены в своей жизни и другие великие дела. Но когда человек сам берет свой крест, чтобы расстаться с прошлой жизнью, он лишает себя этой надежды на избавление. Он здесь не спасается, он смотрит в лицо своей смерти. Поэтому ничего, кроме опустошающего уныния, он ощутить не может. А если вдруг человек полон воодушевления, а на горизонте брезжит надежда вернуть себе старую или улучшить текущую жизнь, то это означает, что он не взял и не несет своего креста.

Существует еще и другая ситуация, которая может привести человека к состоянию глубокой скорби, связанной с потерей своей жизни. Эта история случилась с одним богатым человеком, который хотел обрести вечную жизнь. Со своим вопросом - "что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" - он обратился к Иисусу. Услышав предложение Христа продать все, что он имеет, а деньги раздать нищим, человек тот сильно опечалился, потому что у него было большое имение (Мар.10:21,22). Итак, как вы думаете, какие чувства могут возникнуть у человека, который потерял свое имущество, абсолютно все, что у него было? Скорей всего, он так же, как и другие смертники из нашего примера, будет страдать из-за того, что вместе с его имуществом, у него забрали его жизнь. И в его душе будут все те же самые чувства - обида и жалость к самому себе, ненависть к другим людям, которые оказались в более выгодной ситуации, а вместе с тем и страх за свое будущее. Но и здесь человек может забиться в угол, оплакивая свою потерю, а может всячески бороться с фатальными для его материального благосостояния обстоятельствами, чтобы изменить свою жизнь. Человек может сопротивляться всем перипетиям своей судьбы и достигать своего успеха, но не в случае, когда сам приносит свою жизнь в жертву Богу. Идя на свою мучительную крестную смерть добровольно, он не оставляет себе ни малейшего шанса на избавление и уже обречен. Поэтому здесь не возникает никаких попутных земных стимулов, которые наполняли бы его борьбу смыслом и давали бы ему надежду на лучшее. И поскольку человек берет свой крест, чтобы умереть для себя, он просто не сможет испытывать никакого воодушевления от того, что несет свой крест.

Но есть же люди, которые пожертвовали своей жизнью под воздействием душевного порыва, разве они не несли своего креста? Об этом случае апостол Павел пишет: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13:3). На все поступки человека следует смотреть с позиции его любви. Сама по себе жизнь не представляет никакой ценности для человека, в ней появляется смысл благодаря любви, которая эту жизнь наполняет. Жизнь становится дорогой и привлекательной благодаря своему содержанию, и сами интересы человека, его земные привязанности, определяют, какой будет его жизнь. Соответственно сама жизнь, так и ее потеря будут ассоциироваться с теми человеческими радостями и с той любовью, которую человек надеется обрести. А если нет любви, если нет счастья и никакого утешения, и жизнь приносит одни только лишения и скорби, то тогда теряется сам смысл в такой жизни. Человек живет, когда он любит, но если наивысшее наслаждение в своей жизни он получает от совершения героических поступков, то он будет готов пожертвовать, когда это требуется, и самой жизнью, ради этого пьянящего момента своей славы. И так он будет делать не для Бога и не для других людей, а для себя. Таким образом, в этом акте самопожертвования будет выражаться его любовь к себе, а ведь это и есть та самая любовь, для которой он должен умереть на своем кресте, чтобы полюбить Бога.

Потеря жизни может быть связана не только с потерей своего здоровья и имущества, но и с потерей своей чести. Унижение и позор могут стать намного худшим наказанием для человека в сравнении с физическим увечьем и банкротством. Бывает лучше умереть, чем жить в презрении и терпеть издевательства. Большинство людей, как раз, и живут для того, чтобы получать любовь других людей. А когда эта любовь сменяется на всеобщую ненависть, это угнетает больше, чем потеря богатства и здоровья. По вашему мнению, что ощущает человек, который опозорился пред всеми или потерял уважение и любовь со стороны своих близких друзей? Это чувство отчаяния, гнева и тоски по любимым людям - все те же самые чувства, которые сопряжены со смертью человека для себя. И здесь, опять же, человек может попытаться изменить отношение окружающих к нему, добиться уважения и заслужить любовь других людей, чье мнение для него важно, а может смириться с неизбежностью и выпустить свою жизнь из цепких рук.

Вообще, как правильно нести свой крест? Продолжая тему о кресте, Иисус говорит: "ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Матф.16:25). Несение креста станет бессмысленным занятием, если оно не приведет человека в конечном итоге к его смерти. Нет смысла страдать и мучиться, если он хочет спасти свою жизнь и не собирается умирать для себя. Если говорить о крестной смерти, на которую ведет человека его следование за Иисусом, то он не может умереть самостоятельно, он не в состоянии прибить себя гвоздями к деревяшке, всегда это делают осуждающие и лишающие его жизни другие люди. Но он должен покориться существующим обстоятельствам, не сопротивляться, а принять от них свою смерть - в этом будет состоять его личное участие, без которого его мучительная смерть не станет актом принесения себя в жертву Богу по примеру Христа, а останется обычной кончиной по принуждению.

А как конкретно человек может умереть для себя на кресте? В нагорной проповеди Христос говорит о том, что он может и должен для этого сделать: "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матф.5:38,39). В то время, когда Христос говорил эти слова, люди сделали уголовный кодекс Моисеева закона, установленный Богом для справедливого наказания преступников, основанием для личной мести. Но даже тогда, когда этого не предписывают нормы гражданского права, человеку хочется восстановить в отношении себя справедливость и ответить людям злом за зло. Хотя человек сам, как правило, виновен во всем происходящем вокруг него, его эгоизм так искажает его восприятие действительности, что в любой ситуации он ощущает себя жертвой, а в своих бедах винит окружающих людей, поэтому в его глазах им всегда будет за что отвечать. Но даже если человек идеален и сталкивается в своей жизни с реальной несправедливостью, то и в этом случае он должен по учению Христа "подставить другую щеку". В том и состоит принцип отвержения себя, чтобы не сопротивляться, не бороться со злом, которое покушается на нашу жизнь, а, напротив, открыть для плохого свое сердце и душу. А для этого необходимо последовать правилу: "не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение" (1Пет.3:9).

Но как человек чего-то добьется в своей жизни, если сядет, сложа руки, и станет уступать своим врагам? Достижение любых положительных результатов в своей жизни всегда сопряжено с борьбой. Только борьба эта бывает разной - это может быть борьба с людьми и обстоятельствами за свою жизнь, а может быть борьба, как у Христа в Гефсиманском саду, с самим собой. Для того чтобы не ответить злобой на физическое оскорбление и подставить другую щеку, человеку тоже необходимо бороться и выйти победителем в этой битве с собой. И когда он сражается с людьми за свое счастье, он делает это ради любви к себе, а чтобы любить Господа, ему нужно совершить противоположное действие - отказаться от того, что сулит ему красивая жизнь, и принять оскорбления и побои.

Удар по щеке, как причинение страданья телу, кроме терпения физической боли, может затрагивать еще и другие духовные аспекты, как, например, вопрос смирения. Чтобы терпеть побои, человеку необходимо сначала унизиться, и с этим унижением самого себя и будет связан успех в его жизни по учению Иисуса, "ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук.14:11). Такое унижение может касаться не только нашего физического состояния, но и охватывать все остальные сферы нашей духовной жизни. В продолжении Своей проповеди Иисус говорит: "и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матф.5:40,41). С одной стороны, чтобы человеку освободиться от любви и зависимости от своего имущества, ему не надо бороться за свою "рубашку", а отдать и "верхнюю одежду", и сделать это самому. С другой стороны, чтобы так поступить, ему нужно проиграть это дело, стать побежденным в споре, а значит опять унизиться. И чтобы идти два поприща, вместо требуемого одного, тоже нужно унизиться и подчиниться этому требованию, сделав больше необходимого. Не столько человек здесь страдает от сожаления, что ему нужно куда-то идти, и от потери своей "рубашки", сколько от самого унижения, которое он испытывает, когда у него отбирают принадлежащее ему имущество и принуждают делать то, на что он не подписывался. Но в этом деле человек как раз и должен отвергнуть себя.

Но вернемся к словам Иисуса: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Матф.16:24,25). Какую жизнь обретет человек, после того, как потеряет свою? Есть ли жизнь после смерти? Есть, но это не прежняя жизнь для себя, а новая жизнь для Бога. И разве эта новая жизнь с Богом будет по-прежнему наполнена страданиями и муками? Человек скорбит и стенает по дороге к месту своего распятия, до того, как умрет на кресте. Поэтому страдать и мучиться он будет не постоянно, а до тех пор, пока не умрет, пока не отвергнет себя и свою жизнь. После его смерти для себя начнется новая, свободная от любви к себе жизнь для Господа. И если человек желает поскорее покончить с этой смертной тоской, то он должен прекратить себя жалеть, биться в истерике, плакать, сопротивляться, и уже решиться на эту смерть.

Постоянный адрес статьи

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное