Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭЛОХИМ?




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N118 2012-09-28

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭЛОХИМ?

Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
(Пс.81:1-8)

Читая вышеприведенный псалом Асафа, мы узнаем об одном Всевышнем Боге, Который будет судить землю. Но кто такие боги, в собрании которых, Бог производит суд? Чем они отличаются от Бога, который наследует все народы? Но это еще не все вопросы, которыми могут нас озадачить эти тексты Священного Писания. Дело в том, что слово "Бог" и слово "боги" на языке оригинала имеют одинаковое значение. Если мы оставим эти слова без перевода, то первый стих псалма 81 будет звучать так: ЭЛОХИМ стал в сонме ЭЛ, среди ЭЛОХИМ произнес суд. Так что же представляет собой ЭЛОХИМ? Почему одним и тем же словом называется Всевышний Бог, и боги - сыны Всевышнего?

Из словаря Стронга:

    элохим - сущ. м.р.; мн.ч. от элоах; боги в обычном смысле; но в частн. исп. (во мн.ч. с арт.) по отношению ко Всевышнему Богу...
    элоах - сущ. м.р.; предп. удл. (эмфатич.) от эл; божество или Бог;
    эл - сущ. м.р.; от айил; сила; как прил. могущественный; в частн., Всемогущий (но тж. о любом божестве);

Причем, регистр в написании этих слов, как вы можете видеть, никакого значения не имеет, в древнееврейском языке не существует разницы между прописными (заглавными) и строчными буквами. Ничем не отличается ситуация и с древнегреческим языком, на котором были записаны новозаветные тексты. Священные Писания на языке оригинала не имеют никаких различий в написании и произношении этих слов. Данные "знаки отличия" присвоили уже переводчики Библии, чтобы как-то выделить Бога среди других библейских богов. Но значит ли это, что Бог, судящий народы, ничем не отличается от судей, оказывающих лицеприятие нечестивым? Чтобы понять эти отличия, надо смотреть не на то, как написаны слова, имеют ли они заглавные или строчные буквы, а на содержание библейских текстов, на то, в каком контексте эти слова употребляются.

Вернемся к нашим текстам: ЭЛОХИМ (мн.ч.) встал в сонме ЭЛ (ед.ч.); среди ЭЛОХИМ (мн.ч.) произнес суд. Итак, Бог во множественном числе, встал судить сонм или собрание ЭЛ, богов в единственном числе, которые в сумме дают ЭЛОХИМ, что есть боги. Порознь они - ЭЛ, а вместе - ЭЛОХИМ, в то время как Бог был и остается ЭЛОХИМ, Богом во множественном числе. Почему?

Но давайте сначала скажем, кто такие другие боги, о которых говорится в 81 псалме? Им дается следующая характеристика: "вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей". Если боги в данном случае противопоставляются людям, значит ли это, что они и не люди вовсе? Отнюдь. И позже нам станет ясно почему. Тогда что их отличает от обычных людей? Почему они названы сынами Всевышнего? Прочитаем, какой комментарий на этот псалом дает Христос:

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
(Иоан.10:34-36)

Писание говорит правду, эти люди - боги. Но почему они названы богами? Иисус отвечает - они имели слово Божие. Давайте посмотрим, чем занимаются боги из 81 псалма, и каков пред Господом круг их обязанностей, за которые с них спрашивает Бог: "Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются" (Пс.81:3-5). Из этих слов видно, что боги должны были совершать справедливый суд. Таким образом, в отличие от других людей, они обладали особой властью, принятой ими со словом от Бога. И о существовании таких людей мы находим неоднократное упоминание в Библии:

И вот законы, которые ты объявишь им:
если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
(Исх.21:1-6)

Как мы видим из вышеприведенного фрагмента, Бог дает Моисею постановления и законы для Своего народа, за правильностью соблюдения которых должны были следить боги. Кто же были эти боги? Следующие слова Писания дают нам вполне определенный ответ: "Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси" (Исх.22:28). Вместо слова "судей", которое используется авторами синодального перевода, в еврейских писаниях стоит слово ЭЛОХИМ. Другими словами, Господь говорит: богов не злословь и начальника в народе твоем не поноси. И боги в данном случае - это действительно судьи, начальники Божьего народа. Поэтому мы встречаем и аналогичные высказывания Библии, где вместо богов - ЭЛОХИМ переводчики снова используют слово "судьи".

О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
(Исх.22:9)

О начальствах, как о главах, Божьего народа, мы встречаем упоминание не только в законе Моисея, но также и в новозаветных писаниях. Хотя там эти люди никогда уже не называются богами, несмотря на то, что в христианской церкви начальствующими в слове называются апостолы и пресвитеры. Почему так? Вероятно, с проникновением язычества в культуру Божьего народа, у людей изменилось и само понимание того, что есть ЭЛОХИМ. В представлении языческой философии боги бессмертны, это существа иной природы, в то время как Библия называет богами людей, которые могут умереть.

А какой смысл люди вкладывают в понятие божества теперь? Вселенский разум, вечный Дух, Источник всего сущего, Творец и т.п. - каким бы ни было это представление, оно всегда связано с уникальной природой Бога. Да, ЭЛОХИМ, применительно к Всемогущему Богу, является Создателем всего, вечным Духом, обитающем в неприступном свете, но само слово "БОГ" никак не говорит о природе того, кто носит это имя. ЭЛОХИМ не указывает на природу божества, а показывает нам могущество БОГА, причем, не только с позиции силы, но и со стороны его владычества. БОГ - это тот, кто имеет власть и права, кто может управлять своей сферой. В этом смысле боги, которые наравне со Всевышним Богом называются в Библии ЭЛОХИМ, тоже обладают силой и властью в этом мире, но их власть ограничена Богом, из руки Которого они ее получили, хотя сами люди, обладающие этой властью, могут думать иначе. Здесь уместно будет вспомнить диалог Иисуса Христа с Пилатом, к которому он попал на суд по обвинению в богохульстве:

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
(Иоан.19:9-11)

Таким образом, существует "много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1Кор.8:5,6). Тогда как мы ответим на вопрос, чем отличается Бог от других властьимущих? Он отличается превосходством Своей власти над остальными.

ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,
Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.
(Втор.10:16-18)

Итак, ЯХВЕ, ЭЛОХИМ ваш, есть ЭЛОХИМ ЭЛОХИМов и владыка владык, ЭЛ великий, сильный и страшный. В результате сама Библия признает существование других богов, над которыми стоит Бог богов и Владыка владык. Но всегда ли эти боги берут свое начало от высшей верховной власти? Для этого обратимся к другим текстам Священного Писания. Это слова Иеффая к Аммонитскому царю:

Итак Господь Бог Израилев изгнал Аморрея от лица народа Своего Израиля, а ты хочешь взять его наследие?
Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш.
(Суд.11:23,24)

Являлся ли языческий ЭЛОХИМ Хамос ставленником Бога ЯХВЕ? Можно ли, как в случае с Пилатом, сказать, что эта власть ему дана Богом? Конечно, нет! В таком случае, почему он тоже называется ЭЛОХИМ?Является ли ЭЛОХИМ Хамос действующей альтернативой Богу ЯХВЕ? Да, является, но только в представлении языческого народа, для которого доносит свое послание Иеффай. "Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил" (1Пар.16:26). Все ЭЛОХИМ народов ничто, люди сами сделали их богами, и только один ЯХВЕ имеет полную власть и права в существующем мире, потому что Он "небеса сотворил". Этот мир принадлежит Всевышнему по праву творения, поэтому Он единственный, кто может быть для него Богом.

Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.
Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.
(Ис.45:21,22)

Так как тогда обстоят дела с другими богами, с богами от Бога, являются ли они богами? И почему наравне со Всевышним Библия называет их ЭЛОХИМ? ЭЛОХИМ, как мы уже сказали, это бог во множественном числе. Поэтому давайте сначала ответим на другой вопрос - почему множественное число применяется к одному Всевышнему Богу? При этом нельзя не сказать, что Бог далеко не всегда говорит о Себе во множественном числе, но наравне с ЭЛОХИМ, мы встречаем Бога и в единственном числе со значением ЭЛ, и предыдущая цитата из Библии является еще одним подтверждением этому. Опять же, оставим без перевода слова, относящиеся к Богу: нет иного ЭЛОХИМ кроме Меня, ЭЛОХИМ праведного и спасающего нет кроме Меня. И далее, следующий текст: ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я ЭЛ, и нет иного.

Часто подобным высказываниям дается объяснение, что упоминание множественного числа к одному Богу продиктовано самой множественностью божества, а единственное число объясняется единством этих божеств в одном, подобно власти одного парламента или суда, который состоит из многих его членов. Но можно ли представить себе такое, чтобы суд говорил о себе в единственном и множественном числе одновременно? Либо судьи решили, либо тогда уж суд постановил. В случае же с Богом ЯХВЕ, мы наблюдаем уникальную картину - Он ЭЛ и ЭЛОХИМ одновременно. Причем, то и другое указывает нам на силу и власть, а не на природу Всевышнего, поэтому вряд ли эти характеристики можно отнести к единственной или множественной природе Всемогущего Бога. Давайте еще раз мысленно вернемся к псалму 81 и, возобновив в своей памяти то, что представляли собой боги, ответим на вопрос - относится ли такое понятие, как ЭЛОХИМ, к их физической природе? Нет. Аналогично тому, является ли идол, которому служили Аммонитяне, ЭЛОХИМом по своей природе? Нет. Тогда совершенно не понятно, почему в отношении Всевышнего люди пытаются применить слово ЭЛОХИМ к Его природе, гадая над тем, много их или один?! Может быть, они не имеют библейского представления о том, что означает ЭЛОХИМ?

Слово ЭЛОХИМ встречается нам с самых первых стихов Библии: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1:1). Но впервые от множественного лица Бог начинает речь, когда творит человека:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Быт.1:26,27)

Вы обратили внимание? Бог сказал "сотворим человека", и в то же время "сотворил Бог человека". Причем человека, которого Бог творит по Своему образу, Он тоже творит во множественном числе: "по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". С одной стороны, мы читаем о творении одного человека, с другой стороны о творении двух людей - мужчины и женщины. Ну чем вам не "парламент"?! Но не спешите с выводами. Вспомните, как Бог обращается к мужчине после грехопадения? "И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?" (Быт.3:9). И еще: "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей" (Быт.3:17). Теперь давайте посмотрим, какими словами Бог обращается к женщине: "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт.3:16). Возникает вопрос - почему к мужчине Бог обращается по имени, а женщина так и называется - жена? Тогда у женщины еще не было собственного имени, Адам нарек жене имя Ева лишь после грехопадения, "ибо она сделалась матерью всех живущих" (Быт.3:22). А кто же дал мужчине имя Адам и когда? АДАМ - в переводе с еврейского означает "человек", но переводчики Библии оставили это слово без перевода, чтобы сделать из него имя собственное для человека. В действительности же во всех случаях Бог обращается не к Адаму, а к человеку. Таким образом, правильным переводом будет: "Человеку же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей" (Быт.3:17). И далее: "И сделал Господь Бог человеку и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт.3:21). Или же так: "И сотворил ЭЛОХИМ АДАМА по образу Своему, по образу ЭЛОХИМ сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27).

Что ж получается, женщина сотворена вместе с АДАМОМ человеком, но при этом человеком не является? Последняя цитата утверждает, как раз, обратное: женщина является человеком, потому что носит имя АДАМА. "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа" (Быт.2:23). Здесь нет никакого "парламента" или собрания, просто одно включает в себя другое, потому жена взята от человека и теперь принадлежит мужу. Аналогичную картину мы видим и когда речь идет о Боге и о богах: сыны Божии являются богами, потому что получили эту власть от Бога и носят Его имя. Всевышний ЭЛОХИМ включает в Себя других происходящих от Него ЭЛОХИМов. Поэтому при наследовании людьми силы и власти Бога, Бог всегда был и остается единственным ЭЛ (Богом в единственном числе) над всеми ЭЛОХИМами, т.к. они действуют не своим, а уже Его именем, Его властью и силой. С другой стороны, Бог всегда является для всех богов ЭЛОХИМом (Богом во множественном числе), потому что превосходит их властью и могуществом. В этом случае множественное число Его имени, а также слова и дела от имени этого множества, в частности по отношению к своему сознательному творению, на которое распространяется Божья сила и власть, указывает на Его славу и величие перед людьми. При этом не только Всевышний называется Богом во множественном числе. Как мы могли уже убедиться из текстов прочитанных ранее, языческие боги, перед которыми повергались язычники, тоже назывались ЭЛОХИМами. Поэтому первая заповедь и гласит: Я ЯХВЕ, ЭЛОХИМ твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других ЭЛОХИМовпред лицем Моим (Исх.20:2,3).

Но слово ЭЛОХИМ может применяться не только к напрасному превозношению своих богов, но и к людям, которых превозносит Сам Бог. Выше мы уже говорили о судьях, к которым Бог обращается как к ЭЛОХИМ, а теперь посмотрим, возможно ли применить ЭЛОХИМ, сказав БОГИ, в отношении единственного судьи? Нет? Конечно же, нет, потому что в этом случае вся теория о многобожии, которая строилась на множестве ЭЛОХИМ тут же бы рухнула. Однако в Библии мы встречаем такой пример. Обращаясь к Моисею, Господь говорит: "смотри, Я поставил тебя Богом (мн.ч.) фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исх.7:1). Моисея Бог делает богом фараону, и это все то же слово ЭЛОХИМ. Разумеется, Моисей не обладал божественной природой, все чудеса он творил посредством жезла, силой Бога ЯХВЕ, ну и, конечно же, не представлял собой множество людей, но был возвышен Богом перед фараоном, чтобы показать всю силу и славу Всевышнего. Другими словами, он, как и все ЭЛОХИМы, являлся ЭЛОХИМом, потому что носил имя ЭЛОХИМа небес. Но, даже оказавшись в должности ЭЛОХИМа, Моисей не становился равным Превознесенному, но, как и жена, которая, став человеком благодаря Адаму, была отражением славы своего мужа, так и Божий пророк являлся отражением славы своего Бога для фараона и для народа, вышедшего с ним по слову Господа из Египта. Поэтому божество Моисея было не его собственным божеством, соответственно и дела Моисея были не его делами, а того Бога, Который его послал.

В таком случае, возникает вопрос, а не может ли этот же самый принцип передачи полномочий Бога относиться и к Иисусу Христу, которого "Отец освятил и послал в мир" (Ин. 10:36)? Ибо Моисей говорит: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте... а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу" (Втор.18:15,19). И в чем же состоит подобие Христа Моисею, если не в силе и власти, которые Он получил вместе с именем ЭЛОХИМ?! Давайте разберемся.

Чтобы можно было говорить о преемственности божества, нужно, чтобы выполнялись следующие три условия. Во-первых, сила и власть, которую несет в себе ЭЛОХИМ, должна быть получена Иисусом от Вечносущего Бога, а не сопутствовать Его природе изначально. Во-вторых, при делегировании Христу этой власти Бог должен оставаться все равно один, дабы никто не составлял равную альтернативу в поклонении Отцу. Ну и последнее, Иисус не может быть равен Отцу, Бог должен быть не просто выше и значимее Своего Сына, но и во всех смыслах являться Ему главой. Исполняются ли все эти условия в Иисусе Христе?

То, что Христос получил силу и власть от Отца, Библия говорит нам неоднократно. Но нам в первую очередь будут интересны высказывания Иисуса о Самом Себе, потому что именно на основании Его слов люди должны были прийти к заключению о том, что Он есть сошедший с Небес ЭЛОХИМ. Итак, в послании к семи церквам Христос говорит:

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего;
(Откр.2:26,27)

Иисус может давать власть, потому Сам получил эту власть от Отца. Также Христос говорит, что Его второе пришествие будет "в славе Отца Своего" (Мар.8:38), "и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную (по правую руку) силы и грядущего на облаках небесных" (Мар.14:62). Но какую власть Христос получает от Отца, а какая существует у Него еще с рождения на Небе? Вот, что мы читаем по этому поводу в Евангелии:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
(Иоан.5:24-27)

Бог дает Сыну власть не только производить суд, но и иметь жизнь в Самом Себе. Получив жизнь Свою от Отца, Иисус не мог ей Сам распоряжаться, пока Отец не дал Ему соответствующее право: "Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Иоан.10:18). Таким образом не только силу, но и право распоряжаться Своей собственной жизнью Христос получил в виде заповеди от Отца. В результате у Сына не было никакой силы и не было никакой власти, чего бы Он не получил от Своего Отца. Но в том открывается любовь Бога, что Он, будучи источником и господином жизни Иисуса, не отправил Его умирать за грехи людей, - в чем Иисус, как Сын, должен был бы подчиниться Своему Отцу, - а дав Сыну право распоряжаться Своей жизнью, оставил Ему возможность для выбора. И Христос отдал Свою жизнь за людей, благодаря чему может иметь полные права на их жизнь, но она в итоге все равно принадлежит Его Отцу.

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
Последний же враг истребится - смерть,
потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
(1Кор.15:24-28)

Теперь мы перейдем к следующему условию. В каком случае при наличии других ЭЛОХИМ, Бог всегда остается только одним Богом? Правильно, только в той ситуации, когда ЭЛОХИМ является таковым, потому что носит имя Бога, подобно тому, как жена, которая носила имя человека. Во всех остальных случаях другие боги будут составлять альтернативу Всевышнему и автоматически будут подпадать под первую заповедь - да не будет у тебя других ЭЛОХИМ пред лицем Моим. Что мы можем в этом смысле сказать о Сыне?

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,
и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.
(Мал.3:1-3)

Титул "Ангел завета" применительно к Христу еще не говорит о том, что Всевышний Бог является одним Богом для своего творения, хотя это, несомненно, указывает на зависимость Ангела, т.е. вестника завета, коим является Иисус, от Того, Кто Его посылает. Поэтому прочитаем еще другие тексты, которые помогут посмотреть на Христа с другой стороны:

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.
блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем.
(Исх.23:20,21)

Апостол Иоанн пишет в своем послании о Христе: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Иоан.5:20). Истинным, т.е. настоящим Богом, он называет, как Отца, так и Сына, и это воистину так. Только Сын в данном случае является не другим и не вторым Богом после Отца, но Он, как и Моисей, является Богом, потому что носит имя Отца. В этом смысле сила и власть Бога включают в себя власть, которую Бог дает Своему Сыну. Поэтому всегда была и остается только одна централь власти, которая принадлежит Его Отцу. Понятие ЭЛОХИМ, как мы уже сказали, не говорит о природе божества, поэтому в ЭЛОХИМ происходит единство не природы всех существ, которые носят этот титул, а соединение целей, действий и полномочий, представляющих всегда одну и ту же власть - царство Небесного Отца.

Ну и, конечно, следует сказать, почему Сын носит имя Отца, а не является вторым или альтернативным ЭЛОХИМом. Потому что Он, подобно жене, взятой от мужа, произошел от Своего Отца. Поэтому Христос всецело принадлежит Отцу, и хотя имеет Свою собственную волю, собственные мысли и переживания, Он должен пребывать в послушании Богу.

Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
(Иоан.5:30,31)

Если ЭЛОХИМ, который получил свою власть от Бога, начинает выражать свою волю и преследовать свои цели, то его свидетельство, как и его божество, уже перестает быть истинным. В этом случае он становится уже другим, альтернативным ЭЛОХИМом, который, даже будучи сыном Всевышнего, будет осужден Богом и умрет, как обычный человек. В том же случае, когда ЭЛОХИМ говорит о том, что слышит от Отца, он становится "одно" с Небесным Отцом, и поэтому демонстрирует не себя, а являет Бога окружающему миру.

Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
И видящий Меня видит Пославшего Меня.
(Иоан.12:44,45)

Существует много мнений о том, как верующие могли увидеть Бога Отца в Иисусе из Назарета. Кто-то усматривает в этих словах сверхъестественную природу Спасителя, кто-то считает, что в такие моменты Бог контролировал волю и сознание Иисуса из-за чего Он говорил не Своими словами. Но единственным верным объяснением этим словам было и остается объяснение Самого Иисуса, Который озвучивает уже знакомый нам принцип единства:

Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
(Иоан.12:49,50)

Христос сказал: "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30). Но может ли это быть применимо к другим людям, не только к Иисусу Христу? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно иметь представление о том, что означает быть "одно" с Небесным Отцом. Имеет ли Христос ввиду "одно" в природе божества или в характере с Богом? Если говорить о природе, то Христос Сам отличался от Отца в Своей природе: в отличие от Безначального, Он был рожден, в отличие от Бессмертного, Христос мог умереть, а в отличие от Вездесущего - ограничен пространством и временем, и не знает, как Отец, точной даты Своего пришествия. То же самое можно сказать и о характере Иисуса Христа - Он совершенствовался, и будучи на земле. "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания" (Евр.2:10). В чем же тогда состояло "одно" Иисуса с Богом? Если Христос "одно", а другие - нет, то как это выделяло бы Его перед всеми остальными? И мы читаем: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его" (Иоан.14:6,7). Но наравне с этими словами мы читаем и другие: "Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня" (Иоан.13:20). А в молитве за оставляемых учеников Христос взывает к Отцу:

Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
(Иоан.17:11,21-23)

Что мы читаем в синодальном переводе, как "едино", это слово "одно" из Иоан.10:30. Просто, в очередной раз, переводчики Библии посчитали, что такой перевод будет более доступен для понимания, и поэтому в одном случае греческое "ГЭН" они перевели, как "одно", а в другом случае, как "едино". Но если мы будем внимательно следить за мыслью приведенной цитаты из молитвы Христа, то увидим, что чаяния Иисуса, как раз и выражались в том, чтобы Его ученики по Его же примеру стали "одно, как и Мы" - "Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, и они да будут в Нас одно". Таким образом, "да будут одно, как Мы одно" - это не статическое состояние природы или характера личности, это постоянный процесс соединения с Богом, результатом которого должно стать полное единство со своим Господом. Станет ли это основанием для возведения человека до ЭЛОХИМ? Возможно. "Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя" (Евр.2:11,12). В любом случае, это зависит уже не от Христа, а от Того, Кто может наделить человека такой властью.

Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим.
(Матф.20:22,23)

Если обычные люди могут составлять "одно" с Господом и по волеизъявлению Бога быть возвышенными до ЭЛОХИМ, то будут ли они, в таком случае, отличаться от Христа? Чем Христос будет отличаться от Моисея, который так же, как и Он, назван в Библии ЭЛОХИМ, т.е. богом во множественном числе?

Помимо того, что Христос есть Единородный Сын и Искупитель падшего человечества, чего нельзя сказать ни о Моисее, ни о другом каком библейском персонаже, Он еще обладает одним очень важным и большим преимуществом перед Божьим творением - Он является нашим Творцом:

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота,
и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
(Кол.1:12-20)

Из данного отрывка послания Павла Колоссянам, мы узнаем о Христе как об Искупителе, через которого произошло примирение "земного и небесного", а так же, как о Творце, и не просто о Творце, через Которого Бог создал существующее мироустройство, но и как о причине творения, для Которого Бог все это творил. Поэтому, в каком бы качестве ни выступало творение Бога перед Иисусом, оно уже изначально принадлежит Божьему Сыну, а значит, свое место пред престолом Бога люди могут обрести только где-то "по правую" или "по левую сторону" от Иисуса. Более высокие "посты" они не способны будут занять в силу своего первоначального предназначения. Подобно тому, как жена, созданная из ребра Адама, никогда не могла стать мужчиною, точно также и Божье творение, созданное ради Христа, будь-то люди, ангелы, все видимое или невидимое, никогда не смогут иметь место и власть Сына, несмотря на то, что наравне с Ним будут носить имя Бога. Если продолжать проводить параллель между мужем и женой, то общая модель взаимоотношений между женой и мужем, мужем и Христом, Христом и Богом будет выглядеть так:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.
(1Кор.11: 3)

Но, подобно тому, как Иисус является образом Бога невидимого, люди тоже имеют возможность уподобляться Христу. Чуть выше апостол пишет: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1Кор.11: 1). Человек не просто может, но и должен достигать образа Христа через единство с Отцом и Сыном. Еще задолго до земного рождения Иисуса, псалмопевец Давид восклицает:

Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
(Пс.8:2-6)

И здесь мы опять сталкиваемся с расхождением перевода с первоначальным смыслом: то, что в синодальном переводе называется "Ангелами", на самом деле является ЭЛОХИМ. Правильней будет сказать так: "Не много Ты умалил его пред Богом...". Но, опять же, речь идет не о разнице между ними в природе - "славою и честью увенчал его". В природе духа Божьего и плоти человека существует огромная разница. Бог, противопоставляя себя людям, говорит: "не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт.6:3). Но будучи образом Божьим в самосознании, - человек, как Бог является личностью, - человек оказывается очень близок к Богу, и Бог разделяет с ним Свою славу, как написано дальше:

поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:
овец и волов всех, и также полевых зверей,
птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
(Пс.8:7-9)

Уже с первого дня сотворения человека Господь делает его богом, покоряя ему земные создания: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт.1:26). Но поскольку человек не справился со своей функцией владыки, бога или управляющего, - жена позволила обольстить себя змею, муж позволил обольстить себя жене, - то все земные создания оказались в заложниках слабостей богов, не отразивших образа Божьего. И теперь "вся тварь совокупно стенает и мучится" и "с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим.8:19-22).

Все в этом мире ожидает откровения сынов Божьих, которые, отражая образ Иисуса, будут носить на себе имя Бога (Отк.14:1). И для этого у каждого человека, сотворенного по образу Божьему, существует своя область или сфера, в которой он должен выступать в роли управляющего, представляя в этом деле не свои интересы, а волю Отца. У родителей - это своя сфера, у мужей - своя, у руководителей и у управляющих делами - своя, и каждый должен отражать в этом Бога. Но часто получается так, что люди, либо не берут на себя такой ответственности, либо, выступая в роли неверного "домоправителя", чинят собственный произвол, слушают себя и угождают себе, а не Всевышнему Богу. Поэтому их всех Бог и приводит за это на суд. И "придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными" (Лук.12:46).

Давайте теперь опять вернемся к вопросу о том, является ли Христос Богом Сам по Себе, или Его сделал таковым Отец, и посмотрим, выполняется ли последнее условие. При всем том превосходстве, которое Христос имеет перед творением, равен ли Он Своему Отцу? Сам Иисус сказал: "Отец Мой более Меня" (Иоан.14:28). Однако эти слова люди часто рассматривают применительно лишь к земной жизни Иисуса. Поэтому мы возьмем во внимание только те примеры, которые выходят за рамки земной жизни Спасителя.

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
(Откр.1:4-6)

Иоанн, получивший откровение свыше о событиях будущих веков, описывая сцены, увиденные им на Небе, говорит о Христе, как о свидетеле верном, первенце из мертвых и владыке царей земных, Который омыл нас от грехов и сделал нас царями и священниками "Богу и Отцу Своему". Иоанн свидетельствует о том, что Бог является для Иисуса Отцом и Богом одновременно. Но так ли это представляет Сам Иисус? Давайте обратимся к Его словам из послания к семи церквам того же откровения Иоанна:

Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
(Откр.3:2)

Здесь мы видим, как Сам Иисус называет Бога Своим Богом. Всего в Откровении Бог называется Богом Христу шесть раз, и это достаточно много для такой небольшой книги. Это те, упоминания, которые мы встречаем уже после воскресения и вознесения Иисуса. А как быть со временем до Его рождения на земле?

Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
(Пс.44:7,8)

Давид говорит: "Престол Твой, ЭЛОХИМ, вовек", и по той причине, что "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие", "помазал Тебя, ЭЛОХИМ, ЭЛОХИМ Твой елеем радости более соучастников Твоих". Бог в данном случае является Богом для ЭЛОХИМ, чей престол утвержден вовек. Таким образом, сказанное относится к Сыну, о чем и говорит апостол Павел, когда цитирует эти слова в Евр.1:8,9. А значит Бог для Сына - не просто Отец, но и Его Бог. Такое же отношение к Отцу мы встречаем и в словах Самого Сына:

Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
(Пс.39:7-9; ср. Евр.10:5-7).

Если Отец является Богом для Сына, то соответственно Сын должен называться слугою Своего Отца. Существуют ли подобные высказывания в Библии?

Пророчество о Христе говорит:
Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (Ис.53:11)
А также:
Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.
Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!
(Ис.52:13,14)

И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя.
И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
(Ис.49:5,6)

Все это может выглядеть, как богохульство в адрес Иисуса Христа, но вспомните претендовал ли когда-нибудь Сам Иисус на равенство с Богом? Вспомним, почему Он вынужден был оправдываться по обвинению в богохульстве? Потому что в глазах Иудеев, которые к тому моменту имели уже языческие представления о Боге, заявление Иисуса "Я и Отец - одно" выглядело как то, "что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Иоан.10:30,33). Точно также понимаются эти слова и сегодня. Но на самом деле, заявляя о Своем единстве с Отцом, делал ли Иисус Себя равным Богу? Давайте снова вернемся к этой истории и прочитаем ответ Христа:

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
(Иоан.10:34-38)

Христос не называет Себя Богом в том значении, которое вкладывали в то время Иудеи, но по примеру ЭЛОХИМ из 81 псалма, Он несет в мир слово Бога. Но в отличии от неверных судей, Иисус творит не Свои дела, а дела Пославшего Его Отца, т.к. пребывает в единстве с Богом, и посему имеет право называться Божьим сыном. Какой урок в этом есть для нас? Не нужно быть Богом, чтобы быть "одно" с Богом, но если мы в своей жизни так и не научимся находить единство с Небесным Отцом, то мы никогда не станем Его сынами.


Постоянный адрес статьи

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное