Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

ЧТО ТАКОЕ СВЯТОСТЬ?




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N105 2010-10-31

ЧТО ТАКОЕ СВЯТОСТЬ?

В Библии мы очень часто встречаем упоминание о святости. Термин "святой" применяется по отношению к Богу, людям, времени и даже к предметам. Что значит "святой"? Словарь Даля дает этому слову следующее определение: "святой - духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный". Но давайте проверим, насколько общепринятая формулировка соответствует библейскому значению? Что, на самом деле, представляет собой святость и каково ее значение в духовной жизни человека?

И начнем исследование данного вопроса с определения "святой" применительно ко времени субботнего покоя:

Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, -
то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Ис.58:13,14)

Господь называет субботу - "святый день Мой". Чем же он святой и почему? Разве можно в отношении этого дня сказать, что он "нравственно непорочный, чистый, совершенный"? Чем суббота в этом смысле "святее", скажем, пятницы или воскресенья? Если мы возьмем за основу привычное понимание святости, тогда окажется, что суббота праведна, а остальные дни - греховны. Но можно ли вообще такие понятия, как праведность и совершенство, применять в отношении обезличенного отрезка времени? Конечно нет. Соответственно, и термин "святой" должен иметь совершенно другую формулировку, чем "духовно и нравственно непорочный".

Что же означает тогда это слово - "святой"? Чтобы ответить на этот вопрос на примере субботы, давайте скажем, почему этот день называется святым? Для этого обратимся к самому началу, к истории Божьего творения:

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
(Быт.2:2,3)

Итак, почему суббота - это святой день? Ответ очевиден. Потому что Бог "освятил его". А что тогда значит "освятил"? Причем, не только освятил, но прежде - благословил.

Благословил? Если бы это говорилось о человеке, то мы могли бы предположить, что речь идет о дарах или о каких-либо благах, исходящих от Бога, но в данном случае Господь говорит о самом времени, не применительно к людям.

Благословлять (евр. барах): исходное значение - сгибать, производное - преклонять колени, почитать. Но и в этом смысле день не может преклонить колени и прославить Бога, вместо того он может быть предназначен для поклонения и прославления. Благословляя животных и людей словами "плодитесь и размножайтесь" (Быт.1:22,28), Господь ставит перед Своим творением цель - "наполняйте землю". Точно также, благословляя субботу, Бог "сгибает" ее для особой цели, определяя это время для поклонения Создателю.

Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
(Ис.66:22,23)

С целью и предназначением субботнего дня все понятно - Бог благословляет это время для общения людей со своим Творцом. Но теперь, чтобы человек посвятил Богу субботу, ее необходимо было особо выделить среди остальных дней. Для этого Господь "освящает", т.е. отделяет этот день. Таким образом, благословение и освящение субботы заключается в предназначении и выделении этого дня для Бога. О том же самом нам говорит и четвертая заповедь закона Божьего:

Помни день субботний, чтобы святить его;
(Исх.20:8)

Далее следует комментарий, как мы можем "святить", т.е. отделять субботу от других дней недели:

шесть дней работай и делай всякие дела твои,
а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
(Исх.20:9,10)

И в заключение говорится о причинах, почему важно это делать:

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:11)

Но если суббота - это отделенное для особых целей время, то она не является святой сама по себе, она будет святой лишь для того, кто этот день выделяет. Так суббота свята для Бога, потому что Он Сам освятил этот день. Но чтобы суббота стала святой для человека, ему со своей стороны тоже следует отделить ее для Бога:

шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти;
(Исх.35:2)

Как мы уже говорили ранее, Господь называет субботу святым днем, но для человека она станет святой, т.е. отделенной, только тогда, когда он сам почтит ее тем, что не будет заниматься обычными своими делами, угождать своей прихоти и пустословить (Ис.58:13). Тогда, соответственно, смогут исполниться и благословения, т.е. то, что предназначено Богом для этого времени покоя -

то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Ис.58:13,14)

Итак, мы рассмотрели библейское понятие святости на примере времени субботнего покоя, а теперь давайте посмотрим на использование термина "святой" в отношении священных предметов.

И поступи с Аароном и с сынами его во всем так, как Я повелел тебе; в семь дней наполняй руки их.
И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его;
семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится.
(Исх.29:35-37)

Надо отметить, что в приведенном примере освящения жертвенника всесожжения, мы читаем не об "отмывании" жертвенника от грязи, а о ритуальном очищении кровью приносимых жертв, которыми и "наполнялись руки" священников. Сам этот ритуал был символом оправдания народа, которое должно было произойти прежде, чем люди могли приступить к служению живому Богу посредством этого жертвенника. При этом само его освящение выполнялось посредством помазания - специального обряда посвящения. Поэтому и святость жертвенника заключалась не в чистоте или каких-либо других физических свойствах данного предмета, а в посвящении его на особое служение Богу.

То есть, как и с субботой, святость предмета заключалась в его отделении для Бога. Кроме того, святость в данном значении характеризуется не только отделением, но и самой принадлежностью Господу. Об этом нам говорит такое качество жертвенника всесожжения, как освящение возложенных на него даров (Матф.23:19). Всякая жертва, возносимая на этот жертвенник, сгорая на нем, становилась священной, т.е. принадлежащей Господу. Святость в значении принадлежности Богу не исключает, а дополняет определение слова "святой", как "отделенный". Ведь и сам термин "принадлежащий" можно в равной степени применить и к субботе, как дню, который, как говорит об этом заповедь, принадлежит одному Богу.

Следующий пример, который поможет нам раскрыть значение понятия святости, - слово "святой", применяемое в Библии к обычному человеку.

Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
(1Кор.1:1-3)

Почему апостол Павел, обращаясь к верующим Коринфа, называет их "освященными во Христе Иисусе" и "призванными святыми"? Разве к членам церкви этого города можно было применить определение "духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный"? Давайте прочитаем, как сам Павел характеризует людей, к которым он обращается в своем послании:

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?
(1Кор.3:1-3)

Павел, обращаясь к братьям Коринфа, называет их не духовными, а плотскими. Тогда, как к ним может быть применим термин "совершенные"? Но могли ли эти люди, к которым обращался апостол, принадлежать Богу по причине своего призвания? Конечно. Как видим, святость не предполагает духовности и совершенства. Святой - можно сказать о человеке, который посвятил свою жизнь Богу, но при этом еще может иметь несовершенство в своем характере и даже грешить. Продолжая свое послание к Коринфской церкви, Павел пишет:

Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.
И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
(1Кор.5:1,2)

Безусловно, совершая грех, человек не может долго оставаться святым, т.е. принадлежать Христу. Господь говорит: "Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3:16). В этом случае, ему необходимо покаяться, очиститься и обратиться к Богу за мудростью, либо, оставив эти попытки, со страхом ожидать, когда Господь от него откажется. Но, все же, это не исключает того факта, что человек может грешить и какое-то время еще оставаться святым. Это связано с тем, что отделить себя для Бога человек может в один момент, а на совершенствование своего характера у него могут уйти годы.

Если святость верующего не является результатом его праведности, тогда важно определить, как вообще человек становится святым? Как мы уже говорили раньше, все, прикасающееся к жертвеннику всесожжения, освящалось. Но проблема в том, что это касалось только неодушевленных вещей, поэтому из людей никто не мог прикасаться к жертвеннику, кроме священников, которые и так уже были отделены Богом на особое служение. Освящение же сознательной личности происходит куда сложнее, чем предмета или дара, приносимого на Божий алтарь. Как нам уже известно, освящение предметов святилища, в частности жертвенника, происходило через помазание. Помазание применялось и по отношению к живым людям, что указывало на Божье избрание. Но одного избрания Господом недостаточно, когда речь идет о свободной воле призываемых Богом людей. Тогда что же нужно сделать человеку, чтобы быть святым или, иначе говоря, принадлежать Богу?

Пусть каждый сам сначала ответит на этот вопрос - что ему лично мешает ответить согласием на Божий призыв и, взяв иго Христа, последовать за Иисусом? Как ни странно, но это свои собственные бремена. Как невозможно служить двум господам, так и нельзя одновременно проходить свое земное и Христово поприще. Поэтому тех, кто не сделал в своей жизни такого выбора, Павел наставляет следующими словами:

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
(2Кор.6:14-18)

Прежде чем приступить к исследованию этих библейских текстов, давайте, опять же, определимся сначала с терминами, которые использует здесь апостол. Что такое ярмо? Ярмо - то же, что и иго, упряжка, соединяющая вьючных животных. Кроме того, что оно связывает, не дает вырваться, ярмо задает для запряженного животного определенный общий маршрут, направление или цель, которой следует эта упряжка. Что является в этом смысле одним ярмом с неверными? В первую очередь, это обязательства перед неверующими, которыми человек не может пренебречь ради Бога. А потом - это те отношения (деловые, семейные, дружеские и т.д.), преследующие мирские интересы и цели людей, от которых мы морально и материально зависим, т.е. те самые связи, которые делают невозможным наше посвящение Господу. Такого "общения" каждому верующему следует избегать, а, попав под это иго, непременно выйти из человеческого рабства.

И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
(2Кор.6:17,18)

Слова из книги пророка Исаии (52:11), которые приводит в подтверждение своих доводов апостол Павел, касаются призыва к Божьему народу выйти из Вавилонского плена, где они были долгое время рабами. Исход в данном случае является условием для того, чтобы люди были приняты Богом, но этого им все же недостаточно для того, чтобы быть Его святым народом. Мы можем увидеть это на примере призванного Израильского общества, вышедшего из Египетского рабства. Непосредственно перед тем, как дать народу заповеди, Господь обращается к Моисею со словами:

так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
(Исх.19:3-6)

К тому моменту, когда Бог хочет заключить завет с Израильским народом, этот народ уже был отделен от Египта. Чтобы принадлежать Господу, израильтянам, равно как и ученикам Иисуса, нужно было оставить свою прежнюю жизнь и последовать за своим Богом (Лук.18:28). Но для того, чтобы быть особым народом, отделенным для служения Господу, евреям нужно было вступить с Богом в завет. Процедура заключения завета у горы Синай заключалась в ритуале освящения народа, что выражалось в кроплении кровью на собрание и сопровождалось прилюдно произнесенной клятвой (Исх.24:3-8). Для христиан же этим обрядом заключения завета стало водное крещение, которое, помимо того, что было символом исхода, являлось еще и "обещанием Богу доброй совести" (1Пет.3:21).

Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его;
и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его,
и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил.
(Втор.26:17-19)

Когда Господь заключает с народом завет, люди еще не соблюдают, а только обещают соблюдать Божьи заповеди. Этим объясняется тот парадокс, о котором мы говорили в начале, что святой может грешить. Но чтобы теперь оставаться "святым народом у Господа", людям необходимо было соблюдать условия завета - "ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его". Это, в свою очередь, объясняет то, почему люди не могут грешить вечно и при этом оставаться святыми - находиться в завете с Богом.

В этом смысле, как и с заповедью о святом дне, имеет большое значение, являемся ли мы святыми, людьми, отделенными для Бога, или только считаемся таковыми. После заключения с нами завета, Господь долгое время может продолжать считать нас Своими, но мы со своей стороны можем Ему никак не принадлежать.

Давайте проследим данный принцип на следующих двух примерах:

И сказал Господь Моисею, говоря:
вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои,
ибо все первенцы - Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь.
(Чис.3:11-13)

Это тот случай, когда Господь называет людей Своими, принадлежащими Ему, т.е. святыми. Но очевидно, что избранные Богом первенцы не станут отделенными до тех пор, пока они не будут посвящены Богу. Господь говорит, что они святы Ему, а человек может последовать, а может не последовать определению Самого Бога. Следующий же пример говорит о реальном отделении людей для Господа, которое совершается уже самим человеком:

Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
Не медли [приносить Мне] начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих;
то же делай с волом твоим и с овцою твоею. Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.
И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.
(Исх.22:28-31)

В чем, согласно этим словам, выражается фактическая святость человека? В том, что он отделяет себя от того, что нечисто и мерзко для Бога, а также в том, что он отделяет или отдает Богу то, что Ему и принадлежит. Так происходит постепенное освящение человека, т.е. все большее отделение его для Бога. И если это освящение не будет осквернено тщеславием или корыстью, т.е. по сути, будет совершаться для Бога, а не ради себя, то плодом его святости обязательно станет праведность - отсутствие греха, жизнь в согласии с волей Господа. Таким образом, если отделение для Бога и заключение с Ним завета являются обязательными условиями для святости, то святость, постоянно практикуемая в жизни человека, является условием для приобретения им праведности.

Итак, мы выяснили, что святость и праведность - это понятия совершенно разные, хотя и связанные друг с другом. Отделение для Бога - это начало или причина, а праведность - уже результат, т.е. плод освящения человека. Поэтому, посвятив себя однажды, человек должен освящаться для Бога постоянно, пока не придет к совершенству "в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13). Таким образом, следование за Богом - это постоянный путь человека от святости к праведности, а затем - к совершенству.

Последний пример, который нам осталось рассмотреть в рамках данной темы - это святость Бога, который уже обладает духовным совершенством. Господь не нуждается в отделении для чего-либо, тогда в чем заключается Его святость, и какое значение это имеет для каждого из нас?

Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.
(Пс.98:5,9)

Итак, в чем выражается святость Бога? Святость Бога в Его превознесении! Среди Ангелов, людей и прочих сотворенных существ безусловно выделяется только одна личность - Бог. Его святость, в отличие от святости Ангелов и людей, которые принадлежат Богу, не имеет объекта поклонения и принадлежит Ему одному по праву творения. Он есть Тот, которому принадлежит все и вся, и для Кого посвящают себя все существующие Им миры. Это можно увидеть на примере святого места, т.е. того места, которое выделено среди других, как место пребывания Самого Бога.

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
(Ис.6:1-3)

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
(Откр.4:8)

В земном святилище, которое было образом храма Бога и Его престола на небе, было сразу несколько уровней в приближении к Богу: двор, который был отделен от Израильского стана, святое - место, отделенное от двора, и святое святых (досл. святое святое) - место, отделенное от отделенного (святое от святого), где собственно и находился ковчег завета с крышкою, которая являлась символом Божьего престола на небесах. И все. На этом линия освящения и святости заканчивалась. Все замыкалось только на Боге, к которому и вел человека этот путь. И чем дальше он уходил в глубь храма, чем больше отделялся от земного, тем ближе он становился к Богу, и наоборот, чем ближе он был к обычной мирской жизни, тем дальше он находился от Бога.

Какое это имеет значение для нас, свободных людей, которые могут в святости служить и поклоняться Богу, либо в нечестии быть рабами у собственных желаний? Это означает, что мы, как Его творение, чтобы приближаться к Господу, должны отделять себя от того, что чуждо и неприятно святому Богу, в противном случае, мы сами будем отделены от Него, как от Источника всякой жизни. Поэтому, "как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят" (1Пет.1:14-16).


Постоянный адрес статьи

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное