Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

СУББОТА СУББОТСТВА




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N103 2010-08-19

СУББОТА СУББОТСТВА

...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
(Матф.11:29)

Рассуждая на тему Божьего покоя, в который должен войти Божий народ, ап. Павел говорит:
Посему для народа Божия еще остается субботство.
Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
(Евр.4:9-11)

Итак, что такое субботство, и что это за народ Божий, которому необходимо войти в покой? В отношении народа, для которого остается субботство, сам же Павел дает исчерпывающий комментарий:
А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира.
(Евр.4:3)

Таким образом, субботство остается для нас, верующих, и нужно оно для того, чтобы нам войти в Божий покой. А что такое Божий покой? Некоторые люди ассоциируют покой с вечными обителями, куда и будут приняты дети Божьи с пришествием Христа. Но апостол говорит нам не о месте, не о покоях, которые сулит людям Божие царство, а о духовном состоянии человека, при котором его сердце наполняет Божий мир:
Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
Посему для народа Божия еще остается субботство.
(Евр.4:8,9)

Как известно, Иисус Навин ввел Израиль в покой обетованной земли, но это не принесло мир Божьему народу. Точно также и Божие царство, небесные покои не доставят человеку покоя, если он теперь не успокоится от своих земных желаний и интересов. Но как этого добиться, как войти в Божий покой? Об этом, как раз, и говорит нам субботство.

Что такое субботство? Понятие субботства, само по себе, не новое. Еще в Пятикнижии Моисея мы читаем:
шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;
(Исх.31:15)

Выражение "суббота покоя" дословно - "суббота субботства", или "покой покоя". Это не тавтология, как "масло масляное". Само слово суббота (шабат) переводится, как "перерыв", "покой", а субботство (шабатон) говорит о соблюдении этого праздника, времени покоя. Если первое слово "покой" относится ко дню недели - субботе, то второе слово "покоя" говорит о том, каким должно быть состояние человека в этот день. Таким образом, субботство невозможно отделить от субботы, потому как субботствовать, соблюдать субботу, человек может только в субботний день.

А теперь давайте поговорим о том, каким должно быть состояние человека в субботу, как он должен субботствовать, чтобы войти в Божий покой. Итак, для чего вообще Господь дал заповедь о субботе? Многие скажут: для того, чтобы человек помнил о Боге. Но не забывайте, что суббота была учреждена еще до грехопадения, когда Адам мог общаться с Богом лицом к лицу. Или Господь изначально сотворил его со сверхкороткой памятью? Да и теперь, разве мы не должны вспоминать о Боге в обычные дни, кроме субботы? Или мы вспоминаем о Боге в субботу, чтобы забыть о Нем до следующей субботы? Конечно нет! Почему же тогда заповедь о субботе начинается со слов "помни"?
Помни день субботний, чтобы святить его;
шесть дней работай и делай всякие дела твои,
а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:8-11)

"Помни" - это не очень хороший перевод еврейского слова "захар", которое означает "проникать", "устремлять (с тем чтобы узнать)". Или аналогичный ему перевод Септуагинты: "стремиться", "устремляться", как производное от слов "пребывать" или "сжимать" (в своем разуме). Таким образом, человек должен не вспоминать, а стремиться к Божьему покою, носить его постоянно в своем разуме. Жить субботним покоем - это заново переживать те отношения, которые человек имеет с Богом в субботу. А суббота - это средство, чтобы обрести эти отношения, а также пример того, каким должно быть наше отношение к Богу в другие дни. Таким образом, субботство - это не просто напоминание, а проявление любви к Богу на практике, исполнение первой и наибольшей заповеди, для чего человеку предлагается в отделенное Богом время оставить все свои человеческие устремления и дела.

Мы можем много говорить о том, что мы любим Бога всем сердцем, но готовы ли мы оторвать от себя и отделить для Него субботние сутки, посвятив все это время Богу?
И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш.
(Иез.20:20)

Святость Богу во времени, о чем говорит освященный Им день, и святость Богу в делах - это два направления в практической жизни человека, которые он вынес еще из Эдема, для выращивания в своем сердце плода любви. Поэтому, суббота действительно способствует освящению человека, и куда более чем обычные дни, потому что именно в субботу ему предлагается посвятить себя полностью Богу, чтобы войти в покой. Таким образом, субботство, соблюдение покоя в субботу, важно не само по себе, а с тем, чтобы обрести мир с Богом. Само субботство является не целью, а средством, чтобы человеку "проникнуть" в Божий покой (Мар.2:27).

Но ведь и покой тоже бывает разный. У каждого человека свое понятие о покое. Для кого-то покой - это сладко поспать на проповеди, а для кого-то - заняться любимым делом так, чтобы ему ничто не мешало. Для одних людей покой - это полное расслабление, а отдых других людей заключается в их развлечении. Каким же должен быть покой в субботу?

Как ни странно это звучит, но в заповеди о субботе сам Бог дает пример субботства в этот день:
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:11)

Таким образом, поняв покой на примере дел Бога, мы сможем вынести понятие правильного исполнения заповеди о покое в своей жизни.

Каким же было субботство в седьмой день у Бога? Отдыхал ли Бог в субботу? Написано: "а в день седьмой почил". Еврейское слово "нуах", которое в синодальной Библии переведено, как "почил", имеет следующие значения: "отдыхать", "останавливаться" и другие родственные по смыслу значения. Если же читать Божьи заповеди в переводе Септуагинты, то это же самое слово используется здесь в значении "оканчивать", "прекращать", "останавливать", "удерживать" и т.д. В этом смысле отдых имеет значение воздержания и остановки, в отличие от того отдыха, который мы привыкли связывать с полным расслаблением. Необходимость в расслаблении возникает у человека по причине его утомленности делами, но "вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает" (Ис.40:28). Его покой был связан не с отдыхом от трудов, а с остановкой для другого рода занятий. Господь отложил все Свои дела, чтобы отделить и посвятить это время для общения со Своим творением. Поэтому этот покой и ставится в пример для человека: как Бог воздержался от исполнения Своих планов в день субботний, так и человек должен воздерживаться от своих замыслов, прекратив ради Бога все свои дела.

Но всегда ли покой выражается в бездействии Бога и человека? Про исцеление расслабленного при купальне в субботу Иисус говорил: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Иоан.5:17). И, на самом деле, если мы посмотрим на дела Бога в природе, то увидим, что Господь "выходных" не имеет: "ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян.17:28). Если бы Бог в человеческом смысле "отдыхал" в субботу, то мир бы отсутствовал по субботам. Но это не значит, что Бог не может оставаться в покое в седьмой день. Бог отказался от Своих творческих планов в субботу, но продолжал давать жизнь Своему творению. Поэтому в заповеди о субботе речь идет именно о покое от дел для себя, как и написано: "шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему" (Исх.20:9,10). Поэтому Иисус не нарушал Божью заповедь, когда исцелял людей в субботу, поскольку делал это не для Себя, а таким вот образом совершал Свое служение Богу. Так и каждый из нас не должен бездействовать в субботу для Бога, он должен оставлять свои дела, чтобы творить дела Божии. А ничего не делать в субботу у нас все равно не получится - либо мы живем в субботу для Бога, либо - для себя, третьего не дано.

Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, -
то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Ис.58:13,14)

Соблюдение субботы - это, прежде всего, "прекращение" дел, а потом уже, как результат очищения сердца от зудящих земных проблем, - счастье и радость в Господе. Субботство - это воздержание, связанное с борьбой и самоотречением, а следующий за ним покой - это отрада, которую человек имеет в Господе. Если соблюдение субботы - это труд, то его плод - это мир и радость в отношениях с Богом. Но когда человек не достигает мира с Богом в субботу, это говорит о том, что он неправильно соблюдает субботу.

Человек не сможет достичь покоя, когда он намерен "отдыхать" в субботу, вместо того, чтобы "остановиться" в своих прихотях. Если он не может прекратить делать свои дела, говорить и думать о своем в субботу, то как он сможет воздерживаться от своих желаний в обычные дни, когда можно делать свои дела? И если он не может найти радость в Боге сейчас в одном дне, то в какой кошмар превратится его жизнь в Небесном царстве, где избранных будет ожидать вечная суббота с Богом? От чего он тогда будет "отдыхать" по субботам? От Бога?

Постоянный адрес статьи

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное