Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N91 2009-07-31

БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.
(Втор.11:26-28)

С сими словами обратился Моисей к народу, которого вел Бог по пустыне, чтобы дать ему в наследие Ханаанскую землю, как Он обещал это Аврааму. Господь обещал Аврааму, что землю, куда теперь шли евреи, Он отдаст в наследие его многочисленному потомству, которого у Авраама тогда еще не было. И теперь, когда Бог в большой славе вывел это великое множество людей, детей Авраама, из порабощавшего их Египта, пришло время для исполнения этого пророчества. При этом, благословение народа все же отличалось от благословения Авраама. Аврааму Господь клянется благословить его, умножая его потомство, а потомству, как видим, Бог тоже обещает благословение, но не так, как Аврааму, а на условии, что народ будет ходить всегда Божьим путем.

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Быт.22:16-18)

Обратите внимание, что эта клятва была дана Аврааму по итогам его долгого пути в следовании за своим Господом. Начало этого пути было положено тогда, когда он оставил дом отца своего и пошел по повелению Бога в землю, которую обещал дать его потомству Господь. Позже Авраам не усомнился в данном Богом обещании и ходил пред Ним в непорочности своего сердца. А в конце своего пути он отдал Богу самое дорогое, что у него было, единственного сына, с которым были связаны его ожидания и надежды. Это последнее дело Авраама и стало причиной клятвы Господа, о которой мы только что сейчас прочитали. Авраам достиг такого уровня отношений с Богом, что Господь мог поклясться патриарху, что дарует ему обещанное благословение. Народу же еще предстояло пройти тем путем, который заповедал ему Господь, поэтому обещание благословения дается потомкам Авраама на условии послушания. В этом главное отличие благословения Авраама от благословения его народа.

Благословение или проклятие Бога зависит непосредственно от пройденного человеком пути. В свою очередь, сам путь всегда зависит от имеющейся в конце этого пути конкретной цели. От того, какую цель изберет себе человек, таким и будет его направление и путь. Если верующий делает своей целью Бога, то он будет следовать путем праведности, путем угождения Богу. А если он поставит во главу своих приоритетов любовь к себе и станет жить, хотя и с Богом, но для себя, то и ходить он будет путем угождения себе, как бы он ни пытался сдерживать себя в различных проявлениях своего себялюбия. Соответственно, и результатом такого пути будет проклятие, а не благословение.

Итак, благословение - это не случай, не везение, не неизбежность, не беспричинный дар, а результат следования человека по Божьему пути. И прежде, чем мы начнем говорить о конкретных причинах Божьего благословения, давайте ответим сначала на вопрос: а что же оно собой представляет? Прочитаем, что об этом говорится выше:

Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей,
то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;
и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться.
(Втор.11:13-15)

Как следует из вышеприведенных слов, благословение - это благополучие, которое будет сопровождать Божий народ при условии его послушания Богу. Но значит ли это, что благополучной жизнь будет только у тех, кто соблюдает Божьи заповеди? Является ли преуспевание людей в обычной жизни прямым свидетельством их непорочности пред Богом? Никоим образом. И такие люди, которые не любят Бога, и не слушаются Его заповедей, тоже могут обладать земным благополучием, что мы и наблюдаем в нашей жизни чаще всего. Так, например, в книге Псалмов вдохновенный Асаф говорит:

я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам.
От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их;
выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
(Пс.72:3-12)

Не нужно искать ответа на вопрос, почему так несправедлива жизнь, которым обеспокоен Асаф, чтобы понять, что все то благополучие, которое имеют беззаконники, они получают не от Бога. А если и от Бога, т.к. все в этой жизни допущено Богом, то себе на погибель. Существует мнение, что Господь специально направляет потоки земных благ к людям, которые в конец испорченны, по той причине, что богатство портит людей, а им уже все равно терять нечего. Поэтому такие люди могут радоваться и наслаждаться жизнью, но без какой бы то ни было надежды на будущее. Как говорит об этом все тот же Асаф:

Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их.
(Пс.72:18-20)

Чем в таком случае благословения от Бога отличаются от благополучия, которое достигают люди, угождая себе? Внешне - абсолютно ничем, но давайте прочитаем еще раз о том, как Библия говорит нам о Божьем благословении:

Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему,
то изгонит Господь все народы сии от лица вашего, и вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас;
всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши;
никто не устоит против вас: Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякую землю, на которую вы ступите, как Он говорил вам.
(Втор.11:22-25)

В каждом из приведенных примеров отчетливо видно, что благословение является результатом правильного отношения к Богу, которое выражено в словах: "соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять", "любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему". Таким образом, если благословение дается только тем людям, которые любят Бога, то условием, как и самой целью этого благословения, является любовь и служение Богу. Если человек свою жизнь посвящает Богу, то Господь благословляет его, чтобы он мог и дальше проводить свою жизнь в служении Богу. Но если он живет в свое удовольствие, растрачивая драгоценные минуты своей жизни на себя, то Божьего благословения он не имеет, даже если проводит отпущенный ему срок в полнейшем благополучии. Основное отличие Божьего благословения не в том, при каких обстоятельствах его человек получает, а в том, как он использует данное ему благословение. Ведь и благополучие от Бога может обернуться для че ловека проклятием, если он сконцентрирует свое внимание на себе, на своих потребностях, желаниях, прихотях, которые затем обязательно выльются в идолопоклонство. В этом случае благословение, даже такое, которое было дано Богом, станет человеку соблазном, за которым последует его отступление и смерть. Любое благословение, используемое верующим в собственных интересах, может стать причиной его гибели, если это благословение вовремя не изменить на проклятие. Таким образом, можно выделить только две причины, по которым человек вместо благословения обязательно пожнет проклятие. В первом случае это произойдет тогда, когда он не сохранит верность Богу. Во втором случае - человек не будет иметь Божьего благословения, когда он при формальной верности будет любить сами благословения, а не благословляющего его Бога. В любом из этих случаев за благословением обязательно последует проклятие. А если человек пересмотрит и изменит свое потребительское отношение к Богу, как Иов, то проклятие сменится для него благословением.


Благословение, за которым следовало проклятие, и после обращения - благословение, а потом опять - проклятие, - такую картину мы наблюдаем в духовной жизни древнего Израиля. Но со временем отношение к Богу людей нисколько не изменилось, равно, как и не изменилось отношение Бога к ним. Каждый последователь Христа сегодня может наблюдать в своей жизни, как взлеты, так и падения, которые находят свое объяснение в благословении и в проклятии. В связи с этим, у нас могут появится вопросы, на которые нам важно будет найти ответы. Первый - от чего же зависит Божье благословение? От нашего упорства в молитве к Богу с просьбой о решении существующих проблем? От веры, которая должна у нас быть для получения просимого у Бога? Или от чего-то еще? И последний вопрос о том, как мы должны поступать - достигать благословения через послушание Божьей воле или выпрашивать его в постоянной молитве у своего Господа?

Почему нам так важно получить ответы на эти вопросы, если всех спасенных в итоге ждет одинаково большая награда? Во-первых, для того, чтобы быть уверенным в том, что наше благословение действительно от Бога. А, во-вторых, с той целью, чтобы иметь правильное отношение к Богу, от которого в результате будет зависеть и наша судьба. Вообще, существует два подхода для обретения Божьего благословения. Первый - это потребительский подход, построен в расчете на то, какую выгоду человек может получить от Бога, т.е. как бы он мог хорошо с Богом или за счет Бога пожить для себя. Но мы уже сказали, что подобное отношение к Богу изначально обречено на проклятие, и результатом такого подхода является смерть. Поэтому мы не станем брать его во внимание. Другой же подход рассматривает благословение для человека не как конечную цель, а как характеристику его текущих отношений с Богом. Благословение в этом случае - это Божье одобрение выбранного человеком пути. В свою очередь, пр оклятие - это сопровождающееся наказаниями от Бога порицание, которое помогает человеку осознать свои ошибки и исправить свои пути. А это важно уже не с точки зрения материальной заинтересованности в Боге, а в плане личного спасения. "Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1Кор.11:31,32). Поэтому вопрос получения благословения от Бога имеет практическое значение в первую очередь для духовной, а потом и для физической жизни верующего.

Итак, давайте по порядку. Зависит ли благословение от веры? Зависит, ибо "все, что не
по вере, грех" (Рим.14:23). Но тогда почему в пример клятвы, безусловного благословения от Бога, какое мы наблюдаем у Авраама, ставятся его дела? Поэтому давайте разберем, что представляет собой вера в контексте Божьего благословения.

Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
(Иоан.6:28,29)

Как вы считаете, имели ли веру люди, которые спрашивали у Иисуса совета? Будете ли вы спрашивать совета у того, кому совершенно не доверяете? Да, вера у людей была, но эта была совсем не та вера, которую хотел видеть в них Иисус. Какая же это была вера? Такие вопросы, как "что мне сделать?", "что выбрать?", "как мне поступить?", которые задают люди своим духовникам, говорят о признании за Иисусом авторитета учителя, но такая вера, вера авторитету, - не является по словам Христа Божьим делом. Почему? Потому что, обращаясь по каждому поводу к своему наставнику, человек избегает рассуждения, мыслительного процесса, который необходим для принятия им собственных решений. Когда человек не пытается даже думать над вопросами, которые ставит перед ним жизнь, и обращается за готовым решением своих проблем к авторитетным лицам, он не делает здесь своего выбора, а перекладывает ответственность за принятия решений на старшего брата. Тем самым, человек пытается избежать так ого мучительно трудного, но для него необходимого духовного выбора. В этом смысле Иисус не является консультантом по семейным и бытовым вопросам, Он не личный тренер, не бригадир, указывающий что делать, и не прапорщик, чьим приказам следует, не думая, подчиняться. Христос не ищет Себе новых слуг, слуг Ему на небе хватает, и не рассматривает доверяющих Ему людей только в качестве Своих подчиненных. В общении с людьми Он желает выйти за рамки деловых отношений. Христу важно, чтобы причиной верности человека были не его личные интересы, а его отношение к Богу, чтобы он служил Ему не из-за себя, но ради Него, а для этого его следование за Иисусом должно быть осмысленным и добровольным. Иными словами, Христос ждет от людей самостоятельного выбора, поэтому Он возвращает их к проблеме, от которой они постоянно хотят уйти. Иисус предлагает, наконец, им решить - признать для себя или отвергнуть Его, как посланного в мир Спасителя.

Но почему для них это так сложно? Сегодня все принимают Христа, как своего Спасителя, и заявить об этом теперь может каждый без какой-либо внутренней борьбы и усилий. Признавать Христа, как своего Спасителя, стало действительно легко, т.к. теперь это ничего не значит. Но тогда, когда верующие имели перед собой живого Иисуса, это означало для них оставить прежнюю жизнь и последовать в пакибытии за Господом. Искупление грехов в жертве Иисуса и сейчас указывает верующим не только на возможность прощения их прошлых грехов, но и говорит людям, что "вы куплены [дорогою] ценою" и теперь "вы не свои" (1Кор.6:19,20). "Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2Кор.5:15). И в этом смысле далеко не каждый принимает Христа, как своего Господа, т.е. Господина своей жизни, а обращается к Нему, как к наставнику, который ему поможет или хотя бы посоветует, как поступить. Но Иисуса, как и прежде, интересуют не наши проблем ы, возникшие в следствие служения своим интересам, а наше твердое решение посвятить Ему свою жизнь. Вот этот личный выбор человека Христос и называет верой.

Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу.
Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.
(Иис.Нав.24:14,15)

У Иисуса Навина, или, например, в Пятикнижии Моисеевом, мы не встречаем прямых призывов к вере, означает ли это, что условия спасения и погибели, благословения и проклятия, были в то время совсем другими? Отнюдь, нет. В любой точке истории нашего мира желания и действия Бога были обусловлены только человеческим выбором, но этот выбор мог быть выражен в разное время по-разному. Во дни Моисея это был выбор, чтобы не бояться народа чужой земли и не восставать против Господа, или же, в противоположность тому - роптать на Бога; во времена Иисуса Навина выбор народа заключался в том, чтобы прогнать от себя народы с иными богами, или же - вступить в союз с ними; а во дни проповеди Евангелия апостолами - в том, чтобы верою принять Христа Спасителем, или же - в неверии Его отвергнуть. На каждый момент времени человеку приходилось совершать свой особый осознанный выбор. Но все эти различные проявления человеческого выбора в своей сути не противоречат друг другу, а показы вают общую картину того, как и где люди могут принимать свои решения. Поэтому, если вера человека не будет являться его выбором, тогда это будет не вера для служения Господу, а обычная приверженность своим убеждениям или слепое доверие в следовании за земным авторитетом, что никак не может являться Божьим делом, даже если этот авторитет, ставший объектом слепой веры, - Сам Христос. Библия имеет много примеров, когда слепая вера и надежда на Бога оборачивалась для людей не благословением , а проклятием. Единственным следствием такой веры было горькое разочарование, подобное тому, которое переживут в последний день многие верующие, услышав от Господа слова "не знаю вас". "Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон" (Лук.13:27,28). Чтобы понять, как такое может произойти, разберем более подробно один из таких примеров.

И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.
И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес.
И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.
(1Цар.4:3-5)

Были ли Израильтяне убеждены в том, что с ними Господь? Верили ли они в свою победу над Филистимлянами? Если не верили, зачем тогда посылать за ковчегом завета и ликовать по его прибытию? Несомненно, в отношении предстоящего сражения евреи имели весьма позитивный настрой. Однако, от чего зависела их победа? От веры? Как известно, они проиграли это сражение и были полностью разбиты врагом, и это несмотря на свою веру. От чего же в таком случае зависел исход этой битвы?

И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.
Когда упомянул он о ковчеге Божием, [Илий] упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он [был] стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет.
(1Цар.4:17,18)

Как вы считаете, почему в контексте поражения Израиля неоднократно говорится о двух сыновьях Илия, Офни и Финеесе? Упоминание имен этих священников в данном сюжете далеко не случайно. Прежде чем произойти беде, в результате которой погибли Офни и Финеес, и сам Илий, отец их, для них было возвещено Божье проклятие:

И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;
Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;
и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
(1Цар.3:11-14)

Как видно из слов Господа, Он опять клянется, но уже не благословляя, а проклиная. Но, как и в первом случае, в случае благословения Авраама, причиной клятвы опять стал результат, но теперь уже неправильного отношения к Богу:

Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей
и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.
Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое.
И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму.
И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.
(1Цар.2:12-17)

И к тому моменту, как были произнесены слова проклятия для Илия и его сыновей, "Господь решил уже предать их смерти" (1Цар.2:25). Поэтому ключевую роль в поражении на войне сыграла не надежда на спасение от Господа, а исполнение слов Божьего проклятия, которое было связано с существующим нечестием в служении Богу. В итоге благословение или проклятие зависело только от дел, которые стали результатом неверного человеческого выбора. Но и вера тоже отразилась на судьбе Божьего народа, в том числе, и на его делах. Надежда на лучшее повлияла на выбор людей, которые взяли на войну ковчег завета. Но это была неправильная вера. Если бы они были внимательными и поверили словам проклятия, которые пришли на них, когда они отступили от Господа, возможно, тогда они не стали бы питать обманчивых надежд на ковчег, а приняли бы решение служить Господу. Но этого не произошло благодаря их вере. Таким образом, вера повлияла на выбор людей, а выбор определил их судьбу - люди продо лжали служить себе, используя при этом имя Господа. То же самое может происходить сегодня и с нами. Многие называющие себя последователями Христа, верою ожидая лучшего, прибегают за помощью к Богу, но не делают при этом своего выбора в послушании Божьей воле. В этом случае их вера уже не является их выбором Христа, а только надеждой, которая "умирает последней". А в такой надежде нет никакой любви к Богу, а только отчаянная попытка сохранить свою жизнь, которая обернется для человека тем, что он ее в итоге потеряет.

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
(1Иоан.5:3-5)

Наш выбор, которым и должна являться вера, будет любовью к Богу только в одном случае, когда он будет направлен на соблюдение Божьих заповедей. И кто избирает Божьим Сыном, а значит и Господином своей жизни, Иисуса, тот и побеждает мир. А тот, кто побеждая мир, побеждает в этом себя, для того и соблюдение заповедей становится уже нетрудным занятием. Но этого никто не сможет ощутить, прежде чем не покорится Божьему Сыну. Лишь когда человек возьмет иго Христа в смирении и кротости сердца, тогда он и почувствует его благость и легкость (Матф.11:29,30). А пока заповеди остаются для верующего "тяжкими" исполнения, и не он побеждает мир, а мир одолевает его, это говорит о том, что он не сделал еще своего выбора и не умер для мира, чтобы родиться от Бога. Чтобы родиться для Бога, нужно сначала умереть для себя. Выбор между благословением и проклятием - это не только сказать "да" Иисусу и посвятить жизнь для служения Господу, но и сказать "нет" служению идолам, своим земным интересам, "нет" - своей прежней жизни, жизни для себя. Угождая себе, нельзя послужить Господу.

Иисус сказал народу: не возможете служить Господу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших.
Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам.
(Иис.Нав.24:19,20)

Не определившись между Богом и своими идолами, человек не сможет служить Богу. Как бы он ни старался угодить Господу, живя для себя, он все равно не сможет этого сделать. Его попытки разорваться на два противоборствующих лагеря будут напрасной тратой сил, которые не принесут ему благословения. Без выбора между своими и Божьими целями это служение Богу будет для человека мертвой формой, направленной только на то, чтобы оправдаться в жизни для себя. Поэтому прежде, чем вступить на Божий путь, человек должен сначала для себя решить, какой будет сама цель его жизни. Он должен не сказать, а по-настоящему сделать свой выбор между Богом и идолами, посредством которых он и реализует свои себялюбивые желания. Пока человек не сделает выбор в пользу Бога, отвергнув культы мирской жизни, он не сможет любить Господа, а соблюдение заповедей будет стоить ему немалых усилий. И наоборот, когда человек выбросит земные ценности, этих своих богов, чтобы служить Господу, тогда толь ко он и обретет мир с Богом и Божье благословение.

Многие возразят, говоря - не все сразу, не сразу человек может оставить любовь к своему греху, на это нужно время. Безусловно, процесс духовного развития человека постепенный, который сопровождается постоянной смертью для себя и воскресением к жизни для Господа. Несмотря на то, что человек рождается однажды, возрастает он постепенно в течении многих дней. Но это доказывает лишь то, что выбор он должен делать постоянно, и каждый раз - новый. Можно ли выбор сделать постепенно? Это значит воздержаться, отложить, а по сути не сделать никакого выбора, или сделать его, но так, чтобы ничего не менять, т.е. сделать свой выбор в пользу своей теперешней жизни. Поэтому в любом случае человек делает свой выбор, и этот выбор он делает уже сейчас. "Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота" (Евр.3:14,15). Другое дело, что на кажды й момент своей духовной жизни этот выбор у каждого свой. Постепенно происходит только отречение от самого себя. Человек может отказаться сначала от одного, а потом от другого проявления любви к себе, это происходит по мере возникновения конфликта своих желаний и целей с целями и желаниями Господа. Но сам выбор постепенным быть не может, он либо "да, да", либо "нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф.5:37). Поэтому тот, кто отрекся от своей прежней жизни, никогда не скажет: "я продолжаю совершать свои любимые грехи, но постепенно от них отказываюсь". Да, человек может оступаться и падать, но в его намерении всегда будет только одно - творить правду. Если же человек допускает мысли, что он и дальше будет грешить, то это говорит о том, что он еще не отрекся, не сделал решающего для своей жизни выбора.


Пример уничтожения дома Илиева учит нас не только тому, какой должен быть наш выбор, наша вера, но о бесполезности молитв человека, когда им пренебрегаются Божьи заповеди. В книге Притч Соломоновых написано: "Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Прит.28:9). А третья заповедь десятисловия гласит: "Не произноси", или, в более точном переводе, - "не носи имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто носит имя Его напрасно" (Исх.20:7). Но евреи взяли и понесли на войну "ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах" (2Цар.6:2), надеясь на то, что Господь не позволит ничему случится с ковчегом, который будет рядом с ними. С ковчегом в итоге ничего плохого не произошло, но не остались без наказания и погибли люди, которые напрасно носили Божье имя. Мы можем точно также понапрасну носить Божье имя, но теперь уже в своих устах, в то время как сами выбираем не путь благословения, а путь проклятия.

Благословение и проклятие зависит не от того, на сколько "приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком" (Матф.15:8), а от их отношения к Богу в результате их личного выбора. Подобно тому, как Даниил "положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь" (Дан.1:8) и остался верным своему решению, так и каждому последователю Иисуса, чтобы иметь успех и ходить в благословении, необходимо, делая свой выбор, оставаться всегда верным Господу. И что человек в итоге пожнет, благословение или проклятие, будет зависеть не от его слов, а от, ставших итогом его выбора, дел.

А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
(Матф.21:28-31)

Несмотря на то, что выбор человека отражает его вера, на практике его отношение к Богу всегда выражается в делах. Поэтому Библия со всей ясностью определяет условия, когда людей ждет благословение: "если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня", а когда проклятие: "если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете" (Втор.11:27,28). И для того, чтобы люди могли себе четко представить действие этого принципа, Господь заповедует слова благословения и слова проклятия произносить на двух противоположных друг другу горах:

Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал:
вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море.
(Втор.11:29,30)

Если следовать с востока в Сихем "по дороге к захождению солнца", то с одной стороны на юге будет гора Гаризим, а на против нее, на севере - гора Гевал. На горе Гаризим произносились слова благословения, а на горе Гевал - слова проклятия, а посредине между ними находился ковчег завета. Таким образом, находясь на распутье между двумя этими горами, люди, носящие Божье имя, должны были слышать и помнить, как слова благословения, так и слова проклятия. В результате обе эти горы являлись своего рода духовным указателем, открывающие путнику, что произойдет с ним, если он пойдет на право, или - если он пойдет на лево. Кроме этого, эти горы олицетворяли собой незыблемость данных Богом обещаний, как в благословении, так и в проклятии. Они и по сей день являются наглядной иллюстрацией того, что обязательно произойдет с Божьим народом при выборе им того или иного пути.

Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш.
Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь].
(Иис.Нав.23:15,16)

Как показывает история Божьего народа, в том числе и наш пример с домом Илия, слова благословения, равно как и слова проклятия, обязательно исполняются, о чем не нужно Бога даже просить. Как хорошее, так и плохое, исполнится, независимо от того, на что человек будет надеяться и с чем он будет обращаться к Господу. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" (Гал.6:7-9).

Благословение не выпрашивается у Бога, оно человеком избирается и является результатом подчинения его жизни воле Господа. Но лукавое человеческое сердце изобрело другой подход для получения благословения. Многие верующие теперь, не оставляя пути проклятия, продолжают вымаливать небесные дары у Бога. Они не торопятся делать выбор, чтобы изменить направление своей жизни, а хотят упросить Бога, дабы обладать Его благословением без каких бы то ни было условий и причин. Но такая молитва как раз и является той самой "мерзостью", о которой говорится в Притчах Соломона. Кроме того, обращение к Господу за благословением, в то время как человек не совершает своего выбора в послушание Христу, будет напрасным ношением имени Бога, что, как и в случае с Офни и Финиесом, обернется для лукавых и неверных рабов неминуемой гибелью.

Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего.
Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними и будете ходить к ним и они к вам,
то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш.
(Иис.Нав.23:11-13)

Во времена Иисуса Навина народ Израильский уже получил в наследие землю, которую обещал Господь Аврааму. Но и это не могло гарантировать евреям Божье благословение. Оно и понятно, потому что благословение не дается один раз и на всю жизнь, оно может измениться, что в равной степени относится и к проклятию. А все это в итоге зависит от выбора пути, с которым человек сталкивается в своей жизни постоянно. И в результате того, каким путем человек будет идти, что избирать, на него придет, либо благословение, либо проклятие.


Постоянный адрес статьи

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное