Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N87 2009-04-29

ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ

Высказывание "праведный верою жив будет" встречается в Библии ни один раз. Перечислим, где и в каком контексте.

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
(Рим.1:16,17).

Первый момент, который требует комментария - это выражение "от веры в веру" (или "из веры в веру"). Что это значит? От чего ушли, к тому же и пришли? Не совсем. Дело в том, что само понятие веры очень широкое. Само греческое слово "пИстис", переведенное, как "вера", имеет следующие основные значения: уверение, убежденность, доверие, верность. В этой связи, праведность Бога откроется в нас, когда мы перейдем от веры в веру. Т.е. от одной веры - уверения и убежденности, придем к вере, которая есть - наше доверие и верность. Таким образом, вера в данном случае соответствует нашему развивающемуся отношению к Богу. Начинается она с принятия благовествования (открытого света), а потом выражается в верности Божьему призванию на практике (иначе говоря, проявляется в наших плодах). В этой связи важно отметить, что именно "праведный" верою жив будет, а не грешный или нечестивый, т.е. не такой человек, который принял Иисуса на словах, а отвергает Его на деле. А как эти слова - "праведный верою жив будет" - связаны с нашими плодами, мы рассмотрим еще на примере других библейских текстов с данным высказыванием.

Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
(Гал.3:9-11)

Выражение "праведный верою жив будет" используется в данном контексте Павлом, как обоснование того, "что законом никто не оправдывается пред Богом". Чтобы понять, о чем здесь говорится, нужно знать, в контексте какой проблемы Павел произносит эти слова, и о каком оправдании вообще идет речь?

Итак, основная тема послания к Галатам - это обрезание у христиан. В этой связи, идет упоминание о "верном" Аврааме, которому и дана эта заповедь об обрезании, как знак (символ) завета. Но что сделали новозаветные верующие? Они стали практиковать обрезание (символ завета, позаимствованный у Авраама) после смерти Христа. Ну, а что в этом такого плохого? В чем, собственно, проблема? Дело в том, что само обрезание относится к церемониальному закону (об этой "книге закона" также говорит в этом отрывке Павел), а по церемониальному закону правоверный Иудей мог получить оправдание от греха, только, когда принесет жертву. Таким образом, его оправдание было тесно связано с исполнением этого церемониального закона (различных обрядов и символов). Но суть в том, что сами эти церемонии не оправдывали грешника, а указывали на Христа, который умрет за грехи мира. А, исполняя церемонию, христиане соблюдали утратившую свое значение форму закона и, тем самым, отказывались от уже умершего за них Спасителя, на которого указывала эта "книга закона". Таким образом, "оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Гал.5:4).

Павел продолжает: "а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры" (Гал.5:5). Праведность, которую "ожидает" Павел, исходя из контекста, это оправдание, которое человек может получить только по вере. Может ли человек что-либо сделать для Бога, чтобы искупить свою вину? Какую цену он должен заплатить за свой грех? Цена только одна - смерть. И этой смертью уже умер за нас Христос. Надо только принять Его "благодать" (незаслуженную милость) верою. Получив "оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе", человек сможет вести войну с грехом без груза вины на своих плечах. А также, что самое важное, иметь живое общение с Богом, которое было невозможно, пока с Небом его разделял совершенный грех. "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим.5:1,2). Но это не значит, что оправдание - заключительный этап в спасении человека, напротив, это только первый этап, необходимый ему для принесения плода. Почему и далее мы читаем: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:3-5). Таким образом, только та "надежда не постыжает", которая дается через оправдание по вере и приобретается путем терпения, следствием которого является духовный опыт. А результатом (плодом) этих духовных побед будет любовь Божия, которая изливается в наше сердце Духом Святым.

Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.
(Евр.10:36-39)

Итак, еще одни слова Павла, где упоминается это выражение - "праведный верою жив будет", но уже в контексте нашего терпения. Ясно, что речь в данном случае идет уже не об оправдании, а о "получении обещанного" через исполнение Божьей воли.

Важно здесь также отметить, что слово "гипостЭлло", ставшее образующим для слов, переведенных в синодальной Библии, как "поколеблется", "колеблющихся", и навязывающих нам смысл веры в убежденности (фанатизме), в оригинале имеет совершенно другое значение и переводится, как: отходить, отступать, уступать (поддаваться) чему-либо; отступать перед чем-либо; бежать от чего-либо.

Итак, что же тогда в таком случае "вера", которой будет жив "праведник"? Об этом нам расскажет следующий библейский текст:

Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.
(Авв.2:4,5)

Данные тексты часто не берут во внимание при исследовании вопроса о жизни верою, а ведь именно эти слова являются исходными для всех предыдущих высказываний, т.к. именно на эту цитату из книги пророка Аввакума ссылается ап. Павел.

Итак, надменность и беспокойство в ненасытности противопоставляются в нашем случае вере. Что тогда в таком случае вера? Состояние веры - это состояние покоя, и не просто покоя, как успокоения, а покоя от своих ненасытных желаний, от себялюбия, от самого себя. Иначе говоря, вера - это уже плод праведника, который, согласно высказыванию Павла, он приобретает благодаря верности и неотступности в отношении к Богу и Его принципам. Как пример, возьмем Авраама, который "поверил", или говоря иначе "успокоился" в Боге. Он это смог сделать только тогда, когда оставил дом отца своего, свою прежнюю жизнь, и при этом не отступил, а последовал призыву Господа. Не убежал он и тогда, когда Бог предложил ему принести в жертву Господу самое дорогое - его единственного сына. Именно этот поступок Авраама Иаков называет "делами", которыми "оправдался Авраам". И далее продолжает: "Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?" (Иак.2:22). Это как раз тот самый случай, когда от веры он приходит в веру, но уже в качественно другую веру - веру практическую, совершенную. Авраам достигает такой веры, которая является его плодом, поэтому она может быть вменена (т.е. засчитана) ему в праведность. В этом смысле плод праведности отличается от формальных дел закона, потому как является выражением уже существующей любви человека к Богу. Но, чтобы этой любви появиться, человеку, как Аврааму, нужно отречься от себя, претерпеть лишения или оставить самое дорогое в своей жизни. Но этого невозможно сделать, жалея себя и уступая своему себялюбию. Таким образом, "праведность" и, как результат наших практических шагов, "вера" (верность, доверие и покой) - это понятия в своей основе неразделимые. Поэтому в итоге мы имеем всего две категории людей: праведных, которые имеют плод - веру, и нечестивых, у которых нет мира.

Постоянный адрес статьи

Обсудить на форуме

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное