Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

ФАНАТИЗМ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЧИНЫ




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N79 2008-08-31

ФАНАТИЗМ

Определение и причины

Как вы считаете, имеет ли место в нашей жизни, особенно в жизни современных верующих, религиозный фанатизм? И вообще, что это такое, фанатизм? Хотя такого определения нет в Библии, давайте попробуем ответить на вопрос, есть ли понятие фанатизма в учении Иисуса Христа? Если есть, то что оно собой представляет? "Доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, либо страстная преданность чему-либо" - скажут некоторые, взяв данное определение из словаря. Но разве страстная преданность Богу не является проявлением нашей к Нему любви? Ведь Библия говорит, что любить Бога нужно, как раз, "всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мар.12:30), и это есть первая заповедь, а не фанатизм! И кто может утверждать, что есть предел этой степени, или посвященности, если Сам Христос пожертвовал Своей жизнью, чтобы искупить нас от смерти, и мы теперь не свои?

Что же касается нетерпимости к другим взглядам, то многое зависит от формы и места ее проявления. Так, например, ведение религиозных войн в наше время станет неоспоримым свидетельством религиозного фанатизма, однако, такого же рода нетерпимость к другому учению, но в другом виде и внутри церкви, будет вполне оправдана учением Апостолов. Например, обращаясь к ранней христианской церкви в Ефессе, Господь хвалит учеников, как раз, за их непримиримость с грехом и нетерпимость к возникавшим в то время лжеучениям:

знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
(Откр.2:2)

Также и физическое уничтожение членов еврейского общества, нарушающих Божий закон, а также развращенных языческих народов, было оправдано в ветхозаветное время. Так во дни Моисея и Иисуса Навина уничтожались целые поселения и нации, но далеко не по человеческому произволу в приступе неконтролируемой ярости, а по ясному указанию Господа, неподчинение которому являлось преступлением против Божьего повеления. И что же после этого считать фанатизмом? Действия Божьих детей, которые исполняли не свою волю, а волю Бога, или же поведение язычников, которые, потеряв голову от греха, не были уже способны давать отчет своим поступкам? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить историю из второй главы книги Иисуса Навина о жителях Иерихона, которые, в противоположность своей лояльно настроенной соотечественнице, блуднице Раав, отказывались признавать очевидное - власть и могущество истинного Бога, избравшего Израиля, и поэтому погибли в своем упорстве.

Другое, но уже бытовое определение фанатизма, как вера, но вера "слепая", тоже не ответит нам на вопрос о том, какая вера является фанатичной, а какая - нет. Потому что, как можно говорить о слепой или необоснованной вере, когда и сами мерки обоснованности и доказуемости у каждого человека - свои? Так для неверующего сама вера в Бога может показаться абсурдной и фанатичной, когда он привык верить в то, что все можно понять и объяснить человеческим разумом. В то время как верующий, сочтет веру безбожника в бесконечность пространства и бесконечные возможности человека ничем необоснованной, слепой, а значит абсолютно фанатичной.

Беря во внимание ограниченные способности человека, разве нам следует верить Богу исключительно рационально, подобно Сарре, которая, услышав обещание Господа о рождении у нее сына, "внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар" (Быт.18:12)? В этом смысле Авраама придется считать фанатиком, потому что, "не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное" (Рим.4:19-21). Тогда как найти эту грань между верой и фанатизмом? Неужели негативные примеры фанатизма, описанные в Библии, ничем не отличаются от настоящей веры, которая в любом случае должна быть фанатичной?

Наша вера должна быть полной, и преданность Богу иметь наивысшую степень посвящения, но при этом Писание открывает нам и отрицательные примеры веры, а также рассказывает об ошибочной приверженности своим воззрениям. Давайте попробуем разобрать некоторые из этих случаев, чтобы на их основании найти библейское определение фанатизма. Беря за основу веру Авраама, давайте рассмотрим, всякая ли уверенность является той верой, которую желает видеть у нас Бог?

Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
(Лук.13:23-28)

Удивительно, но люди, обратившиеся со своими претензиями к Господу, были уверены в правильности своего пути и хранили надежду на вечную жизнь в Царствии Божьем, а значит имели веру. И как видим из слов Иисуса, таких людей, которые имеют эту веру, будет много. При этом совершенно иная оценка у Самого Христа: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лук.18:8). Если подобная уверенность людей не является в глазах Иисуса верой, тогда что же это такое? Фанатизм! Таким образом, однозначно фанатичной можно будет назвать ту веру, которая не оправдает их ожиданий. А теперь давайте ответим на вопрос, какая вера не оправдает ожиданий верующих и почему?

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Матф.7:22,23)

Согласно этим словам, основанием для фанатичной веры последователей Христа стало их служение Богу, подкрепленное различными силами и чудесами, совершенными во имя Иисуса. Но вопрос со стороны Христа звучит совсем не о том, какой силой совершали свое служение эти люди. Господь не отрекается от дел, которые творили верующие, оказавшиеся на страшном суде, а отрицает Свою связь с самими людьми, чья жизнь не соответствовала Божьим заповедям. Таким образом, фанатизм верующих, которые испытают великое разочарование в последний день, заключается в том, что они напрасно ободряют себя надеждой на обещанную Господом вечную жизнь, в то время, как сами попирают слова Бога и Его заповеди.

В таком случае, чем их вера принципиально отличается от веры Авраама, который "поверил Богу, и это вменилось ему в праведность" (Гал.3:6)? Они также, как Авраам желают получить обещанное, но только на своих условиях. Когда Авраам поверил Богу, Господь обещал ему не вечную жизнь, а потомство, и это случилось тогда, когда он уже оставил все и пошел, куда призвал его Господь. И если Авраам поверил Богу, то верующие, от которых отрекается Иисус, отчаянно желали своего и верили в осуществление собственных пустых надежд. Такая вера не в слово Бога, а во что-то свое, и будет фанатизмом, независимо от формы ее проявления.

В мире есть пословица: "надежда умирает последней", мы же теперь можем добавить к ней, что умирает только обманчивая надежда, не имеющая основания в Божьем слове. И всякая уверенность в исполнении собственных желаний, которые противоречат воле и намерениям Бога, будет являться фанатизмом. Таким образом, совершенно не имеет значения то, какая у нас вера, разумная или отчаянная, будет ли она фанатичной, зависит только от того, на что она будет направлена. Если целью нашей веры станет достижение собственных желаний и замыслов, это уже будет фанатизмом. В то время как вера Богу для исполнения Его воли станет плодом нашей к Нему любви.

С другой стороны, можно быть уверенным в своей любви к Богу, а на самом деле фанатично преследовать свои цели и отстаивать собственные представления. Взять хотя бы пример апостола Петра, который считал, что очень любит Господа и поэтому, упорствуя, утверждал: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь" (Матф.26:33). Даже тогда, когда услышал предсказание о своем предательстве, он не изменил своего мнения о себе: "хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Матф.26:35). Кому он верил в этот момент? Петр был первым, кто бросился отчаянно защищать Христа, не давая пощады противникам Иисуса. Но кого же на самом деле защищал Петр в этой борьбе, и чью волю исполнял? Он это делал ради себя, хотя и мог думать иначе. Поэтому ревность Петра и его уверенность в том, что он служит Господу, все это было проявлением его фанатизма.

В связи с этим, можно упомянуть и еще об одном таком "Божьем служителе". Речь пойдет о гонителе христиан, Савле. Он тоже был уверен в своей миссии от Бога - уничтожать инакомыслие, пока в процессе ее осуществления лично не повстречал Христа. Данный пример является показательным не только в плане характеристики фанатизма, но и его разоблачения. Давайте вспомним, что собственно произошло с Савлом на его пути в Дамаск? Обратимся к его же свидетельству:

Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея.
Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос;
и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить [Иисуса] и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.
Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.
Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.
Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь.
(Деян.26:9-15)

Итак, что же происходит с Савлом? Он видит с неба свет и слышит голос, который говорит, что он и есть тот самый Иисус, которого он гонит. Но нам важно сейчас скорее не то, что услышал Савл, а почему он поверил открывшемуся ему явлению? Многие скажут: "как не поверить такому чуду?!". Но сам Савл, ставший впоследствии апостолом Павлом, пишет: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1:8). "И неудивительно", пишет тот же Павел, - "потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2Кор.11:14). Так почему же Савл поверил свету с неба, а не остался, вопреки всему, верен собственным убеждениям тогда, когда он думал, что служит Богу? Этот свет и голос с неба поколебал уверенность и решимость Савла, потому что он в глубине души понимал, что является всего лишь "неумеренным ревнителем отеческих своих преданий" (Гал.1:14), а тут, на пути в Дамаск, он повстречал Христа.

Вера Савла в собственное призвание и служение Богу по своему представлению - все это не имело никакого основания в слове от Бога и являлось самообманом. В свою очередь, самовнушение, с которым гонители убеждали других в достоверности своих доводов, становилось основанием для их личной ненависти к противникам, а их служение Богу было всего лишь прикрытием для целей, преследуемых религиозной системой.

Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, - шатаются, но не от сикеры;
ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы.
И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана".
И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать".
И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
(Ис.29:9-14)

Неискреннее и нечестное отношение к Богу, выгораживание себя, ложь и самообман, а также преследование личных интересов и целей, оправдываемых собственным формальным служением, становятся причиной того, что верующие постепенно утрачивают истинное познание о Боге и оказываются в сетях собственного же фанатизма! Иначе и не может быть, поскольку, чтобы по-настоящему верить Богу, человеку необходимо Его узнать. А где нет познания о Боге, там обязательно будет процветать фанатизм!

Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
(Иоан.16:2,3)

Так почему же фанатики, подобно Савлу уничтожавшие в своей ревности христиан, не имели познания о Боге? Разве они не слышали о явлении нашего Спасителя, открывшего миру Божий характер? Слышали все,

Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
(Рим.10:16-21)

Когда открылась истина, люди не поверили своему Богу. Но разве они были неверующими? Какую же тогда веру они имели и защищали? И какую волю они исполняли на самом деле, напрасно нося имя Бога? Давайте вернемся к словам Савла, ставшего после своей встречи с Иисусом Христом апостолом Павлом. Он говорит о себе как о "неумеренном ревнителем отеческих моих преданий" (Гал.1:14). Удивительно, но Савл отстаивал лишь свой взгляд, учение своей религиозной группы, при этом считая, что так он служит Богу. Таким образом, желаемое выдавалось им за действительное. То же самое происходит и с современными верующими, которые, подобно Савлу, верят только в то, во что хотят верить, и при этом не утруждают себя исследованием своего сердца и слова Божьего, оставленного нам в Священном Писании. Они не исследуют и не хотят исследовать христианское учение, а полностью полагаются на мнение авторитетных людей или на свои ощущения в определении истины. А ощущения им подсказывают именно то, к чему, как раз, и стремится их еще неочищенное сердце. Поэтому также они поступают и с Божьими принципами: живут по правилу - если "нельзя", но очень хочется, то "можно". И в итоге, "тихо фанатеют" от собственных же представлений и пристрастий. Поэтому, о какой вере Богу здесь может идти речь? Такого рода уверенность в своей правоте и вера в исполнение и доступность своих желаний в глазах Бога является ничем иным, как только фанатизмом!

Если фанатизмом является вера, но вера не Богу, а во что-то свое, то и причиной фанатизма будет все та же идея, которой мы всецело посвящаем себя, и в какую преданно верим. А все, что заменяет нам Бога в цели и смысле жизни, является нашим идолом. Таким образом, истинной причиной фанатизма всегда можно будет назвать идолопоклонство.

Идолопоклонство далеко не всегда связано с прямым отвержением Бога, как это принято считать. Даже при рассматривании самого обычного и самого известного примера идолопоклонства, служения золотому тельцу, мы сталкиваемся не с отрицанием истинного Бога, а с Его грубой подделкой.

И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
(Исх.32:7,8)

Евреи, вышедшие с Моисеем из Египта, по их мнению не забыли своего Бога, давшего им свободу. Они поставили себе тельца и свято верили, что это и есть тот Самый Бог, Который освободил их от рабства. Раньше, будучи еще в Египте, они служили идолам, и им так полюбилась эта идея с неживым богом, которым можно управлять, и которому можно приписывать свои представления, мысли и чувства, так этого хотелось, что они стали желаемое выдавать за действительное. То же самое происходит и с любым другим идолом: даже если человек формально не отвергает Господа, то он начинает приписывать Богу выдуманные им качества характера, которые отвечали бы его себялюбивым желаниям и целям. И в итоге получается, что человек служит уже не истинному Богу, а своему представлению о Боге - придуманному Богу, т.е. идолу. В этом случае идолопоклонство, выраженное в том, что человек свои человеческие позывы начинает выдавать за волю Бога, будет являться верой в свое и причиной процветания все того же фанатизма.

В свою очередь, само идолослужение, как мы уже сказали, уходит своими корнями глубоко в любовь к себе. Всякий, убеждающий других и себя в необходимости иметь идола, поступает так, потому что ему интересно, выгодно или очень это удобно. За всеми его идолами стоит не любовь и преданность своим кумирам и не служение высоким целям, а скрываются честолюбивые желания и прячутся любимые пороки. Таким образом, являясь фанатиком собственных идей и целей, человек является фанатиком своего греха.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Матф.6:24)

Но Иисус говорит нам, что невозможно служить двум господам, наше сердце может быть увлечено и исполнено только одной любовью, и это - любовь к Богу. Когда же мы, живя с Богом, пытаемся подспудно достигнуть каких-то своих целей, мы уже не живем для Бога, а лишь используем Его, как средство для достижения собственных целей. А если нам к тому же удается совмещать служение Богу со служением своим личным интересам, когда это совершенно невозможно, то тогда мы служим не Богу, а только себе, и при этом убеждаем себя в том, чего на самом деле нет. Имея в поле зрения Бога и своих идолов, верующие не хотят делать правильный выбор, а пытаются все совместить, что и становится затем основанием для фанатизма!

Как мы можем увидеть сегодня, современные христиане недалеко ушли от фанатизма древних времен. Характер их служения Богу нисколько не изменился, фанатизм стал лишь более изощренным и замаскированным под дела благочестия, притом, что его суть осталась прежней. Поэтому, обращаясь к ангелу Лаодикийской церкви, Христос говорит:

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
(Откр.3:15-17)

Со слов Иисуса лаодикиец не осознает своего истинного положения пред Богом, а думает и говорит так, как будто он уже достиг своей цели и безраздельно полюбил Бога. И действительно, подобно Петру, он может думать, что всей душою любит Бога и готов на все ради своего Спасителя. Но так ли это на самом деле? И почему он так считает? Не потому ли, что применяет собственные мерки, чтобы оценивать самого себя? Он имеет свою веру и отвечает своим требованиям, но у Господа совсем другие взгляды. Со стороны Иисуса лаодикиец не имеет ничего, за что его можно было бы похвалить. Напротив, благодаря своей вере в себя, в свою богоизбранность и неоспоримую ценность для Бога, он лишь нажил себе духовных проблем: в глазах Христа он стал "несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". Но об этом ему неизвестно, т.к. он уверен, как раз, в обратном, что "богат, разбогател и ни в чем не имеет нужды". И опять мы видим, как желаемое выдается за действительное, а происходит это, опять же, потому, что люди живут любовью к себе, или воображаемой любовью Бога к себе, и думают, что этим угождают Богу.

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
(Откр.3:20)

Лаодикийцы в прямом смысле слова являются фанатиками своей веры. Они убеждены в своей обожаемости Христом, но при этом напрочь отказываются верить Его прямому свидетельству. Они мечтают о себе, думая, что Бог любит и принимает их такими, какие они есть, независимо от их духовного состояния. Но послание Иисуса к Лаодикийской церкви открывает истинное отношение Христа к духовному состоянию этой христианской церкви. Господь говорит:"Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих". Это значит, что Иисуса буквально тошнит от того, что совершают для Него эти люди, а также от того, в каком состоянии они находятся. Ему противно смотреть на их самовлюбленные лица, которые думают, что они уже в раю, притом, что на самом деле находятся далеко за дверями Его Царства. Но они так увлечены собой, что не способны услышать негромкий стук Христа, приглашающий скорбящих о своих грехах разделить с Ним Его хлеб и чашу, и поэтому благодаря такой вере не оставляют себе никакого шанса быть помилованными.

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
(Откр.3:19)

В таком случае, остается ли хоть какая-то надежда для фанатика? Безусловно, все же остается, но только для тех, кто подобно Петру и Савлу раскается в своем фанатизме. Таким образом, лишь вера словам Иисуса откроет человеку глаза на истину и даст ему надежду на спасение, а своя вера, которая и есть фанатизм, может только обмануть такого верующего и навсегда погубить его для Господа.


Продолжение следует

Отправить письмо:
автор рассылки Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное