В Нагорной проповеди Мессия Йешуа сказал: «Вы -
соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к
чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.» (Мф.
5:13)
Почему Йешуа использует слово "соль"?
В Израиле был "завет соли"
("брит мелах"):
«Все возносимые святыни, которые возносят сыны
Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом
вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего
с тобою.» (Чис. 18:19)
«Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал
царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?» (2 Пар.
13:5)
"Завет соли" - закон, который ясно сформулирован в
Торе, и который требует, чтобы в Храме на жертвеннике всегда должна была
присутствовать соль. И поскольку стол евреев - это жертвенник, то в качестве
символа мы тоже всегда ставим во время трапезы соль." (Зеев Дашевский. Лекции по
книге Мелахим1 http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_37.htm#v5)
Шауль (апостол Павел) говорил: «Слово ваше
[да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать
каждому.» (Кол. 4:6)
Соль имеет характеристики:
- Чистота;
- приправа
Мы, верующие в Мессию Йешуа,
должны быть и духовно чистыми, и быть "приправой" к этому миру, очищать
его.
«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью
осолится. Соль - добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы ее
поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.» (Марк.
9:49-50)
Мы, верующие в Мессию Йешуа, не
должны потерять свою соленость!
«Вы - ор hа-олам (свет мира).»
Мессия Йешуа сказал в Нагорной
проповеди:
«Вы - ор hа-олам (свет мира). Не может укрыться
город, стоящий на верху горы. И, зажегши менору (светильник), не ставят ее под
сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред
людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.»
(Мф. 5:14-16)
Почему Йешуа говорит своим талмидим: «Вы - ор
hа-олам (свет
мира)»?
«И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим
для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я
сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.»
(Ис. 49:6)
Эти строки о Мессии Йешуа и об
Израиле.
«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и
обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.» (Дан.
12:3)
В Гошана Раба (в последний день праздника Суккот)
Йешуа говорит: «... Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во
тьме, но будет иметь свет жизни.» (Ин. 8:12)
Эти слова были сказаны на
Суккот, т.к. во дворе Храма были золотые меноры, из которых исходило сияние
огня. Йешуа раскрывает духовный смысл этого света: "... Я свет
миру..."
В Исх.25, Лев.24 мы читаем о меноре:
«И сделай менору (светильник) из золота
чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки
его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны
выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви
светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с
яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие
миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на [всех] шести
ветвях, выходящих из светильника; а на [стебле] светильника должны быть четыре
чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей,
выходящих из [стебля] светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под
другими двумя ветвями, и яблоко под [третьими] двумя ветвями его. яблоки и ветви
их из него должны выходить: он весь [должен] [быть] чеканный, цельный, из
чистого золота. И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы
светили на переднюю сторону его; и щипцы к нему и лотки к нему из чистого
золота; из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими
принадлежностями. Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на
горе.» (Исх. 25:31-40)
«И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам
Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы
непрестанно горел светильник; вне завесы [ковчега] откровения в скинии собрания
Аарон [и сыны его] должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда:
это вечное постановление в роды ваши;» (Лев. 24:1-3)
Во Втором Храме было 10 менор:
«и светильники г пять по правую сторону и пять по
левуюсторону, пред задним отделением храма, из чистого золота, ицветы, и
лампадки, и щипцы из золота;» (3 Цар. 7:49)
Шауль говорит, что нам, верующим в Мессию Йешуа,
необходимо быть как СВЕТИЛА (МЕНОРЫ) в этом
мире.
«чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами
Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете,
как светила в мире,» (Фил. 2:15)
Евреи, христиане и Слово Бога
"...Не
прелюбодействуй."
Мессия Йешуа сказал в Нагорной
проповеди:
«Вы слышали,
что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит
на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» (Мф.
5:27-28)
Запрет прелюбодеяния мы видим уже в первой книге
Торы:
"Потому оставит человек отца своего и мать свою и
прилепится к жене своей; и будут одна плоть (басар эхад).» (Быт.
2:24)
Обратите внимание на эти слова: "прилепится к жене
своей".
"Стих "Потому покинет муж своего отца и свою мать, и
прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой" законоучители Талмуда
истолковывают как запрещение разврата, прелюбодеяния. <...> "...и прильнет
он к жене своей" — к жене, а не к мужчине, к жене своей, а не к чужой жене..."
(Р-н Дов-Бер Хаскелевич. Институт семьи с точки
зрения Торы http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/549007)
В Танахе сказано:
«И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей
глаз не увидит меня, - и закрывает лице.» (Иов 24:15)
Что традиция учит по этому
вопросу?
В Галахе (Кицур Шулхан Арух)
сказано:
"8. <...> Запрещено подавать женщине знаки
руками или ногами или подмигивать ей глазами; запрещено смеяться вместе с ней,
вести себя рядом с ней легкомысленно или любоваться ее красотой; запрещено
вдыхать запах благовоний, предназначенных специально для женщин, тем более в
случае, если она держит их в руках или они висят на ней; запрещено смотреть на
крашеные одежды женщины, с которой этот человек знаком, даже если эти одежды не
на ней, поскольку это может привести его к плохим размышлениям о
ней.
Если человек встречает женщину на улице, не
следует идти за ней, а следует прибавить шагу, чтобы она осталась в стороне или
позади. И не следует проходить перед входом в жилище развратной женщины даже на
расстоянии четырех ама. Если же человек смотрит даже на мизинец женщины, желая
получить от этого удовольствие, — его преступление весьма тяжко. И запрещено
слушать голос поющей женщины или рассматривать ее волосы."
"14. На женщину, на которой человек хочет
жениться, можно и следует посмотреть, чтобы понять, нравится ли она ему, но не
следует смотреть на нее развратным взглядом. И сказано об этом так: «Завет
заключил я с моими глазами, и разве буду я смотреть на девушку?»" (http://istok.ru/jews-n-world/Kitsur/152.shtml)
В Пиркей Авот сказано: "Йосей бен Йоханан
говорил: «... не веди праздных разговоров с женщиной, даже, как о том сказано, с
собственной женой, тем более – с женой твоего друга». Сказали на основании этого
мудрецы: «Каждый, кто ведет праздные разговоры с женщиной, вредит себе, и
отвлекается от занятий Торой, и в конце концов окажется в аду»." (Пиркей Авот,
1:5)
"И не веди праздных разговоров с женщиной. Этот разговор Йосей
бен Йоханан называет именно сиха (на языке Талмуда – «праздный
разговор»), а не дибур («любой разговор»). Он не призывает нас в принципе
воздерживаться от бесед с женщинами. Если разговор ведется на серьезную тему, то
он может продолжаться столько времени, сколько для этого необходимо.
(Меири)
Законоучители Талмуда призывают мужчин считаться с мнением женщин, поскольку
те наделены Вс-вышним более глубоким пониманием действительности. Мужу следует
советоваться с женой по всем жизненно важным вопросам, отдавая должное ее
мудрости. Предписано воздерживаться лишь от праздной болтовни с женщинами,
сопровождающейся шутками и подтруниванием. (Рав Гирш)"
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с
тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в
синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже
получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя
не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:1-4)
Бог хочет, чтобы мы делали
милостыню втайне!
В Танахе мы можем прочитать:
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его;
чтущий же Его благотворит нуждающемуся.» (Прит. 14:31)
«Благотворящий бедному дает
взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.» (Прит. 19:17)
На иврите милость -
хесед, используется в Танахе более 200 раз!
В апокрифах мы читаем о милостыни:
«Когда у
тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся
творить милостыню и понемногу;» (Тов. 4:8)
«ибо милостыня
избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для
всех, кто творит ее пред Всевышним.» (Тов. 4:10-11)
«Доброе [дело] -
молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью,
нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото,»
(Тов. 12:8)
«Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяние человека
сохранит Он, как зеницу ока.» (Сир. 17:18)
Что говорили раввины о милостыни?
"Р.Элеазар говорил: тот, кто дает милостыню
втайне, выше самого Моисея..."
В Брит Хадаша рассказывается о тех, кто творил
много милостыни:
«В Иоппии
находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: 'серна'; она была исполнена
добрых дел и творила много милостынь.» (Деян. 9:36)
«В Кесарии был
некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни
народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня
Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на
него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и
милостыни твои пришли на память пред Богом.» (Деян. 10:1-4)
Шауль говорил: «После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и
приношения.» (Деян. 24:17)
«Входите тесными вратами...»
Мессия Йешуа говорил в Нагорной
проповеди:
«Входите тесными
вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие
идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие
находят их.» (Мф. 7:13-14)
Что означает: "входите тесными
вратами"? Входить тесными вратами - это изучать
Священное Писание и жить по нему!
«Да не отходит сия
книга Торы (закона) от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности
исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и
будешь поступать благоразумно.» (Иис.
1:8)
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете
чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин. 5:39)
«Он сказал им в ответ: матерь Моя и
братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.» (Лук. 8:21)
Входить тесными вратами - это
пережить многие скорби также!
«утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что
многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.» (Деян.
14:22)
Моше говорил Израилю: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и
смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и
потомство твое,» (Втор.
30:19)
Йеhошуа обращался к Израилю с похожими
словами: «... изберите себе ныне, кому служить, богам
ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле
которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.» (Иис. 24:15)
В Книге пророка Иеремии сказано: «И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь
жизни и путь смерти:» (Иер. 21:8)
В Талмуде сказано:
"Учеба ведет к правильности (безошибочности),
правильность (безошибочность) ведет к старательности, старательность ведет к
аккуратности, аккуратность приводит к терпению, терпение ведет к чистоте,
чистота ведет к освящению, освящение ведет к кротости, кротость ведет к
боязни грешить, боязнь грешить ведет к святости, святость приводит к получению
Святого Духа, Святой Дух ведет к жизни вечной..." (Вавилонский Талмуд,
Авода Зара 20б http://www.come-and-hear.com/zarah/zarah_20.html#20b_11)
О мессианском
движении
"В западном мире сегодня мессианский иудаизм является самым большим движением
среди верующих в Иисуса, которое использует традиции и учитывает особенности
ранней церкви. Это всемирное движение, насчитывающее от 600 000 до 1
миллиона последователей, евреев и неевреев, пытается жить в духе
ранней церкви с учетом современных реалий. (Последователи мессианского
иудаизма) носят талит (молитвенное покрывало)... Благовествование проводится в
еврейском контексте... Цель движения мессианского иудаизма поделиться Благой
Вестью, во-первых, с иудеем, и затем со всеми людьми («Ибо я не стыжусь благовествования
Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во -
первых, Иудею, [потом] и Еллину.» (Рим. 1:16)). Кроме
движения мессианского иудаизма существует немало небольших движений и
независимых общин, которые стремятся делать то же, хотя они и могут
отличаться по вопросам обучения и практики." (http://www.digitalspirituality.org/html/Mission-Chapter3.html)
Молитвенные просьбы
"Признавайтесь друг
пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много
может усиленная молитва праведного." (Иак. 5:16)