Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


В этом номере:
Пурим
 
 
В этом году Пурим - 10 марта.
 
 
 
            П у р и м

Слово "Пурим" происходит от "пур", жребий. Аман хотел уничтожить еврейский народ за то, что один еврей - Мордехай - не кланялся и не падал ниц перед ним. 

«и все служащие при царе, которые [были] у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мордехай (Мардохей) не кланялся и не падал ниц.» (Есф. 3:2)

"... в этом стихе говорится не только о том, что Мордехай не кланялся, но сказано: "не поклонится и не падет ниц" - в будущем времени - то есть Мордехай возвещал, что не будет кланяться. И Мордехай даже не пытался исчезнуть из поля зрения Амана, потому что он был из колена Биньямина, а им свойственно подчеркивать свою независимость (когда Яаков поклонился при встрече Эсаву, предку Амалека (Бытие 33:3), Биньямин еще не родился и не видел этого, в отличие от остальных братьев, и потому потомки Биньямина не научились склонять голову перед потомками Эсава). Мордехай считал поклонение Аману разновидностью идолопоклонства, и он не мог пойти на это даже под угрозой смерти." (Из комментария Маханаим http://www.machanaim.org/tanach/qd-ester/indqd03.htm)

Происхождение Амана

«... Аман, сын Амдаты (Амадафа), Агагиянина (Вугеянин), враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, [жребий], об истреблении и погублении их,» (Есф. 9:24)
 
Агаг - из рода Амалека: «И поразил Саул Амалека (Амалика) от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.» (1 Цар. 15:7-9)
 
Амалек - сын Элифаза, внук Эйсава (Исава): «Вот имена сынов Эйсава (Исава): Элифаз (Елифаз), сын Ады, жены Эйсава (Исавовой), и Реуэль (Рагуил), сын Босмат (Васемафы), жены Эйсава (Исавовой). У Элифаза (Елифаза) были сыновья: Тейман (Феман), Омар, Цефо, Гатам (Гафам) и Кеназ. Тимна (Фамна) же была наложница Элифаза (Елифаза), сына Эйсава (Исавова), и родила Элифазу (Елифазу) Амалика. Вот сыновья Ады, жены Эйсава (Исавовой).» (Быт. 36:10-12)
 
Когда евреи вышли из Египта и шли получать Тору, Амалек напал на них. При чем, амалекитяне проделали немалый путь из пустыни Кнаана (Ханаана), где они жили. Какова причина? Ненависть к бней Исраэль (сынам Израиля).

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моше (Моисей) сказал Йеhошуа (Иисусу): выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Йеhошуа (Иисус), как сказал ему Моше (Моисей), и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моше (Моисей) и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моше (Моисей) поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моше (Моисеевы) отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Хур (Ор) поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Йеhошуа (Иисус) Амалика и народ его острием меча. И сказал Господь Моше (Моисею): напиши сие для памяти в книгу и внуши Йеhошуа (Иисусу), что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моше (Моисей) жертвенник и нарек ему имя: "Господь - Нисси (мое чудо)". Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род.» (Исх. 17:8-16)

"Наши мудрецы, комментируя слова Торы – "И сражался [Амалек] с Израилем в Рефидим", – цитируют стих из Книги Йиова: "Разве растет папирус там, где нет болота, а тростник так, где нет воды?" (Ийов, 8) Точно так же Израиль не может существовать, если он не изучает и не соблюдает законы Торы. Как только он отходит от Торы – на него нападают враги. Приход врага всегда является следствием совершенного греха или преступления.

Другие комментаторы отмечают: слово "Рефидим" – רפידים – следует читать как Рифъон ядаим – ידים רפיון ("расслабление рук"). Руки сынов Израиля ослабели, отошли от Торы, – и немедленно пришел страшный враг – Амалек – и напал на них." (Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия http://www.chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/11.htm)

Билам (Валаам) говорил об Амалеке: «И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его - гибель.» (Чис. 24:20) 
 
Как понять слова - "первый из народов"? Онкелос переводит (в арамейском переводе  Торы): "Первый из тех, кто сражается с Израилем – Амалек".
 
«Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;» (Втор. 25:17-18)

"Слово Амалек – עמלק – можно прочитать как לק עם – "народ-кровопийца"; это народ, мечтающий напиться крови Израиля. Амалека можно сравнить с мухой, которая ищет открытую рану, чтобы вкусить крови. Так он и преследовал Израиль." (Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия http://www.chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/11.htm)

- - -
 
Мордехай сказал Эстер четко: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14)
 
Замысел Амана не имел успеха. Евреи не погибли, потому что верен Б-г своему обещанию: «... Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3:6)
 
Эстер не говорила о своем происхождении, была сокрытой до определенного времени. 
 
Многие евреи не знают о Йешуа Мессии. «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.» (2 Кор. 3:14-16)
 
Евреи уверуют в своего Мессию:

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.» (Зах. 12:10)

«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.» (Рим. 11:25-26)
 
Имя Б-га не упоминается в Мегилат Эстер, но Он скрыто управляет миром. Барух ха-Шем!!!
 
Сокрытые чудеса
 
- Выбор царем Ахашверошем Эстер из многих девиц;
 
- Мордехай узнает о заговоре о покушении на жизнь царя и сообщает Эстер;
 
 Был отнят сон у царя в день пира;
 
- Просьба Эстер о даровании жизни евреям царем выполнена
 
"На первый взгляд казалось, что Бог отдалил себя от людей. Но на самом деле еврейский народ сам создал разрыв между собой и Богом. На это сокрытие и на причины его возникновения указывает Тора: евреи начали забывать о своей полной зависимости от Бога, притупилось их восприятие первой заповеди: "Я - Господь, Бог твой". Евреи, таким образом, сами были повинны в том, что Лицо Бога стало невидимо, сами создали преграду, скрывшую от них Его Волю.

Но именно этому смятенному и испуганному поколению предстояло сорвать завесу, скрывавшую от него Бога, или, вернее, признать, что природа, история, весь мир - лишь созданная Им иллюзорная декорация, скрывающая Его только от тех, кто слеп. Величие Мордехая и Эстер состояло в том, что они вновь нашли Его для себя, открыли Его Волю другим, и, на долгие века рассеяли тьму, скрывавшую Его Лицо."  http://www.machanaim.org/holidays/book_pur/1.htm#g1

Б-г предусмотрел план спасения для человечества.

«... так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3:16)

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,» (Рим. 10:9)

 
      Уроки из Мегилат Эстер
 
- Необходимо действовать смело и решительно, если существует опасность:  

«И сказал Мордехай (Мардохей) в ответ Эстер (Есфири): не думай, что ты [одна] спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:13-14)

Б-г сказал Йеhошуа (Иисусу Навину): «только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй Тору (весь закон), который завещал тебе Моше (Моисей), раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.» (Иис. 1:7)

«Да не отходит сия книга Торы (закона) от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.» (Иис. 1:8)

- Пост и молитва:

«И сказала Эстер (Есфирь) в ответ Мордехаю (Мардохею): пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Шушане (Сузах), и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть - погибну.» (Есф. 4:15-16)

- Роль Мордехая и роль Эстер в спасении иудеев:

"Мы видим, что мужчина и женщина играют разную роль. Мужчина проявляет инициативу, строит общую концепцию и принимает важнейшие решения, а женщина претворяет их в жизнь, порой уточняя и корректируя. Мордехай говорит, что нужно сделать, а Эстер решает, как это сделать. Каждая из этих ролей имеет собственную значимость и не может быть осуществлена одна без другой. Миру не требуется ни смешения этих ролей, ни уравнивания функций. Конечно, нехорошо, когда одно подавляет другое, но если в поисках справедливости один из партнеров будет претендовать на чужую роль, мир будет разрушаться, как мы отчетливо видим на современных примерах. (Из лекции р.И.-Д.Соловейчика ) " (Из комментария Маханаима к Мегилат Эстер, гл.4 http://www.machanaim.org/tanach/qd-ester/indqd04.htm)

Пурим и Песах

Еврейская традиция называет оба праздника - Пурим и Песах - "праздниками избавления."

Пурим - это избавление евреев от Амана (потомка Амалика и Эйсава).

Песах - избавление из Египта.

Пурим и Ханука 

Есть общее и между праздниками Пурим и Ханука. Во время праздника Пурим мы рассказываем о том, как Аман хотел  уничтожить еврейский народ физически из-за того, что один еврей Мордехай не поклонялся ему; на Хануку мы вспоминаем о попытке уничтожить евреев духовно. Но ни та, ни другая попытка не имела успеха, потому что верен Господь Своему обещанию: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3:6)

Традиции праздника:

- матанот леэвьоним (подарки бедным) - каждый на Пурим должен сделать подарки как минимум двум бедным людям;
 
- мишлоах манот (продуктовые посылки) нужно послать друг другу хотя бы одну посылку из не менее двух продуктов.
 
Даже бедняки следуют этой традиции.
 
На Пурим также устраивают трапезу. Неплохо пригласить на нее бедняка, сироту и вдову.
 
"Кто закрывает двери своего дома, кто ест и пьет со своей семьей и не приглашает бедных, превращает эти трапезы не в исполнение заповеди, а в веселье ради живота своего. Такое веселье позорно!" - писал известный иудейский законоучитель Рамбам, живший в 12 в. 
 
По традиции также угощают треугольной булочкой с маком и медом - хоменташ, "ухо Амана". 
 
 
 
 
 
                  Молитвенные просьбы
 
"Признавайтесь друг пред другом в
проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться:
много может усиленная молитва праведного." (Иак. 5:16)

Ваши молитвенные просьбы вы можете записать здесь: http://messianicministry.info/prayer-requests.htm

Пусть Господь благословит Вас!

Владислав

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира
 
Контакты: n-vladislav@yandex.ru



 


В избранное