Слово Божье на каждый день - Размышления N 57-58 (110-111)
Слово Божье на каждый день -
Размышления N 57-58 (110-111)
Дорогие
братья и сёстры! Эта рассылка - электронный аналог "Размышлений над
Священным Писанием", которые публикуются в журнале "Слово с
нами" - www.slovosnami.narod.ru. На сайте журнала можно прочесть статьи из каждого
номера журнала, начиная с его первого выхода в свет в 1996 году. Приглашаем
посетить наш сайт. Архивные номера журнала можно БЕСПЛАТНО скачать в формате
*.pdf прямо с сайта www.slovosnami.narod.ru.
Ежедневно
в 15.00 по местному времени (киевскому) сотрудники редакции молятся венчик к
Божьему Милосердию за благотворителей и читателей.
Если
Вы захотите регулярно получать журнал обычной почтой, напишите нам письмо по
эл. почте, позвоните по тел. +380 57 7062143 или напишите письмо по адресу:
Украина, г. Харьков, 61002, а/я 8822.
Литургические
чтения соответствуют литургическому календарю и приспособлены к нуждам
Католической Церкви Латинского обряда в Украине. Некоторые отличия могут быть
связаны с престольными праздниками в диоцезах и приходах.
Во
фрагментах Священного Писания используется Синодальный перевод Библии.
Среда, 21 июля
Иер 1,1.4-10:
1 Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле
Вениаминовой,
4 И было ко мне слово
Господне:
5 прежде нежели Я образовал
тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя:
пророком для народов поставил тебя.
6 А я сказал: о, Господи
Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.
7 Но Господь сказал мне:
не говори: `я молод'; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю
тебе, скажешь.
8 Не бойся их; ибо Я
с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
9 И простер Господь руку
Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста
твои.
10 Смотри, Я поставил
тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и
разрушать, созидать и насаждать.
Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя. (Иер
1,4)
Как мог
Иеремия не ответить на Божий призыв? Как мог он противиться, если Сам Господь
«освятил» его для пророческого служения (Иер 1,5)? И всё же ему пришлось
преодолеть сомнение, победить страх и неуверенность, прежде чем стать смиренным
слугой Господа.
Бог
настойчив в исполнении Своего замысла. Подобно Иеремии, мы находим множество
веских причин, чтобы уклоняться от исполнения Божьей воли. Мы считаем себя
слабыми, занятыми, неуверенными, слишком молодыми или слишком старыми. Но полагаясь
на Господа, смиренно принимая Его призвание, мы очень скоро расстаёмся с нашими
опасениями и обретаем уверенность в себе. Господь превращает наши недостатки в
преимущества.
Святой Игнатий Лойола в Духовных
упражнениях говорит о двух знамёнах – одно принадлежит Христу, нашему
Верховному Главнокомандующему, другое – сатане, смертельному врагу человеческой
природы. Под чьё знамя мы станем – выбирать нам. Господь избирает
апостолов и учеников и посылает их по всей земле, чтобы Его слово распространялось
среди народов. Становясь под знамя Христа, мы призваны подражать Господу в
бедности и смирении и быть готовыми к унижениям и презрению мира сего.
К чему бы ни призвал нас Господь – к евангелизации
словом или служению бедным, мы, апостолы Христа, призваны отвечать Ему
радостным согласием. Все мы собраны под победным знаменем Господним. И пусть
эта истина поможет нам преодолеть колебания и исцелит нас от неверия. Будем же
плодоносящими ветвями на Божьей лозе, чтобы открыть миру Божью славу и
удостоиться Его благодати.
«Господи, яви мне Твою великую любовь, чтобы несмотря на все
мои слабости и пороки я продолжал следовать за Тобой. Боже, я хочу исполнить
возложенную на меня миссию, чтобы Небесное Царство восторжествовало в сердцах
людей.»
Четверг, 22 июля
Святой Марии Магдалины
Ин 20,1-2.11-18:
1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано,
когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2 Итак, бежит и приходит
к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа
из гроба, и не знаем, где положили Его.
11 А Мария стояла у гроба
и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов,
в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей:
жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили
Его.
14 Сказав сие, обратилась
назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей:
жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин!
если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей:
Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
17 Иисус говорит ей:
не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи
им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
18 Мария Магдалина идет
и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Всё, о чём
она мечтала, – это быть рядом с Иисусом. С того момента, когда Он освободил её
от власти греха и озарил её сердце божественным светом (см. Лк 8,2), Мария
Магдалина посвятила себя самоотверженному служению (см. Лк 8,1-2). Теперь,
после смерти Учителя, она в скорби вернулась к пустому гробу. И в тот момент,
когда Мария безутешно плакала об утрате, как когда-то, сокрушаясь о своих
грехах и омывая слезами ноги Христа, Воскресший Господь явился ей – первой из
живущих на земле – и назвал её по имени: «Мария!» (Ин 20,16). Одного этого слова
было достаточно, чтобы Мария узнала любимого Учителя и уверовала в реальность
Его Воскресения. Отчаяние и недоумение сменились невыразимой радостью.
В сердце
этой женщины жила неутолимая жажда Бога, именно поэтому Христос Сам явился ей.
Господь приходит к каждому, кто настойчиво ищет Его. Иисус сделал её первым
свидетелем Своей славы; Мария Магдалина стала первой, кто поделился с другими
вестью о Воскресшем Господе. Даже ближайшие ученики Христа сначала не поверили
её словам, но исполнились надежды и побежали ко гробу, чтобы увидеть и
удостовериться (см. Мф 16,11; Лк 24,11-12). Тогда впервые мир посетила весть о
чудесном Воскресении Христа.
Иисус хотел показать Марии и всем нам, что благодаря Его
смерти и Воскресению мы вновь обрели достоинство детей Божьих: «Восхожу к Отцу
Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20,17). Почему Господь
явился женщине, чья роль в Евангелии кажется нам столь незначительной? Почему
именно Мария Магдалина, бывшая грешница, удостоилась чести стать «апостолом апостолов»
(как называет её Православная Церковь)? Почему бы Воскресшему Христу не явиться
сначала Петру, или Никодиму, или же царю Ироду? Но Господь избрал смиренную
женщину, сердце которой было исполнено великой любви и верности, доверив ей
благовествование, изменившее весь мир.
Немногие из нас обладают даром красноречия или глубокими
познаниями в области богословия, но каждый из нас способен, как Мария, в
простоте и искренности сердца делиться Благой Вестью с другими. Эта скромная,
некогда безвестная женщина просто поведала о том, что видела и чувствовала, но
благодаря её горячему свидетельству Святой Дух изменил мир. Ты так же можешь
служить Отцу и Его Царству. Господь так много сделал для нас; в Нём мы обрели
любовь, исцеление и прощение, примирение и свободу. Мы призваны найти в себе
мужество и отвагу, чтобы слава и Воскресение Христа стали достоянием каждого
человека на земле.
«Святой
Дух, даруй мне веру и мужество. Вложи Своё слово в моё сердце и в мои уста,
чтобы оно достигло многих душ и принесло обильные плоды.»
Пятница, 23 июля
Святой Бригиды Шведской, Покровительницы Европы
Гал 2,19-20:
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся
Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу
во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Ин 15,1-8:
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь,
не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более
принесла плода.
3 Вы уже очищены через
слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и
Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так
и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви;
кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете
делать ничего.
6 Кто не пребудет во
Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в
огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне
и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец
Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
1 октября
1999 года Иоанн Павел II провозгласил святых Бригиду Шведскую, Екатерину
Сиенскую и Терезу Бенедикту Креста (Эдит Штайн) сопокровительницами Европы. К
трём прежним покровителям европейского континента святым Бенедикту, Кириллу и
Мефодию Папа добавил трёх представительниц слабого пола, подчёркивая этим роль
женщин, которую они играли и играют в жизни Церкви и мира. Выбор Папы не был
случайным. Эти женщины представляют разные социальные слои. Бригида была женой
и матерью восьмерых детей, Екатерина Сиенская – мирянкой, девой, посвящённой
Богу, Эдит Штайн – монахиней-кармелиткой.
По словам
Папы Римского, эти покровительницы, «обладающие необычайно богатыми дарами как
сверхъестественными, так и человеческими, могут быть источником вдохновения для
христиан и церковных общин всех исповеданий, а также для граждан и государств
Европы, искренне ищущих истину и всеобщее благо».
Святая
Бригида (1303-1373) была выдающимся тайнозрителем. Она умела прекрасно
соединять служение людям и созерцательную молитву. Мистика и дела милосердия
гармонично переплетались в её жизни. Покровительница сегодняшнего дня учит нас
не «экспериментировать» в восточных техниках медитаций или указывать Богу время
и способы Его проявления в нашей жизни. Общение с Богом мистично для каждого из
нас по-своему, потому что Господь приходит к каждому из нас так, как хочет. Нам
остаётся лишь быть готовыми и смиренно ожидать Божьего прикосновения.
И тогда в
сердце родится молитва, подобная этой молитве св. Бригиды Шведской: «Господи!
Приди скорее и рассей тьму. Я тоскую по Тебе так, как тоскуют умирающие. Скажи
моей душе, что ничего не происходит без Твоего разрешения, а то, что Ты
разрешаешь, не останется без утешения. О Иисусе, Сыне Божий, ставший безмолвным
перед Своими судьями, наложи узы на мой язык, пока я не обдумаю что и как
должна говорить. Укажи мне путь и соделай готовой идти по нему. Опасно медлить
и опасно спешить. Ответь на мою мольбу и укажи мне путь. Я прихожу к тебе, как
израненный человек к врачу в поисках помощи. Удели мне, Господи, душевный мир!
Аминь».
Суббота, 24 июля
Иер 7,1-11:
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2 стань во вратах дома
Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи,
входящие сими вратами на поклонение Господу.
3 Так говорит Господь
Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на
сем месте.
4 Не надейтесь на обманчивые
слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
5 Но если совсем исправите
пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником
его,
6 не будете притеснять
иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете
во след иных богов на беду себе, –
7 то Я оставлю вас жить
на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.
8 Вот, вы надеетесь на
обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.
9 Как! вы крадете, убиваете
и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов,
которых вы не знаете,
10 и потом приходите
и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите:
«мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
11 Не соделался ли вертепом
разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это,
говорит Господь.
Иерусалимский Храм, освящённый присутствием Ягве, считался
нерушимым оплотом и средоточием славы Господней. Иудеи тешили себя иллюзией
неуязвимости, забывая о необходимом условии Божьего присутствия – соблюдении
заповедей Господних. Поэтому Бог обращается к Своему народу устами пророка со
словами предостережения. Иеремия обличает своих соотечественников, погрязших в
грехе, и предупреждает о нависшей над ними опасности. Творя беззакония, жители
Иерусалима не стыдились переступать порог Храма. Они превратили дом Господень в
«вертеп разбойников» (Иер 7,11). С нечистыми сердцами они осмеливались
приходить к Богу и ожидать спасения (см. Иер 7,10)! Но принося жертвы
умилостивления, они забыли, что прежде должны отречься от зла и обратиться к
Богу. Только тогда Он не оставит Храм и защитит Свой народ от врагов.
Иеремия
объясняет людям, что Храм сам по себе не является гарантией процветания и
спасения. И, как это ни прискорбно, его пророчество сбылось в 586 году до Р.Х.,
когда вавилонская армия захватила Иерусалим, разрушила Храм и изгнала народ.
Пророчество
Иеремии, обращённое к древнему Иерусалиму, актуально и поныне. Благодаря Христу
каждый из нас стал храмом Господа, обителью Святого Духа. Слушая Его голос,
уповая на Его могущество и следуя Его наставлениям, мы избежим ошибок и
заблуждений, в плену которых оказались современники Иеремии. Как мы можем стать
учениками Святого Духа? Изучая Священное Писание и учение Церкви, участвуя в
Богослужении, обращаясь к Богу в глубокой внутренней молитве. Господь хочет
научить нас извлекать уроки из прошлого и стать для нас путеводной звездой,
источником света и надежды.
Только Святой
Дух способен преобразить твоё сердце в Божий храм. Откройся Его спасительному и
благостному присутствию, призови Его в свою душу и в свою жизнь. Он придёт и
станет твоим Другом и Утешителем, Он поможет «исправить пути» твои (см. Иер
7,3).
«Святой
Дух, я нуждаюсь в Твоём благотворном водительстве. Дай мне услышать Твой голос.
Иисусе, соделай меня Твоей святой обителью.»
Воскресенье, 25 июля
Лк 11,1-13:
1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал,
один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил
учеников своих.
2 Он сказал им: когда
молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет
Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3 хлеб наш насущный подавай
нам на каждый день;
4 и прости нам грехи
наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь
нас от лукавого.
5 И сказал им: положим,
что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай
мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги
зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет
ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели;
не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он
не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему,
сколько просит.
9 И Я скажу вам: просите,
и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий
получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11 Какой из вас отец,
когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст
ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит
яйца, подаст ему скорпиона?
13 Итак, если вы, будучи
злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа
Святого просящим у Него.
Что мне делать? Я пребываю в нужде, но не смею тревожить
Бога. Мне не хочется беспокоить Его, прося о чём-то для себя. И только осознав
всю безвыходность своего положения, преодолевая неловкость и смущение, я всё же
подхожу к небесным вратам.
Постучав в
дверь, я с удивлением вижу, что Отец с нетерпением ожидает моего прихода и уже
приготовил для меня всё то, о чём я только собирался просить Его. «Я ждал, что
ты придёшь, – говорит Он. – В Моём доме множество сокровищ, и Я хотел бы
подарить их тебе». Он не спросит меня ни о чём, не станет упрекать и напоминать
о долгах. Он будет по-отечески щедр и великодушен. Господь счастлив, что я,
наконец, пришёл к Нему. Как прекрасна эта встреча! Как мог я сомневаться в Его
любви?! Я боялся, что Господь не услышит меня, что Он захлопнет передо мной
дверь, указав на мои грехи и ошибки. Моё неверие, мой страх мешали мне
приблизиться к неиссякаемому источнику благодати и милосердия. Но разве может
Отец отказать мне, когда я прошу Его о помощи? Разве может Он подать мне
камень, когда я прошу у Него хлеба?
Я испытываю
невыразимую радость и облегчение, осознавая незыблемость Божьих обетований и
убеждаясь в истинности Его любви к нам. Если земные отцы умеют заботиться о
своих детях, то тем более Отец наш, сущий на небесах (см. Лк 11,13)! Неважно,
насколько я спешу или занят, неважно, грешен я или праведен, – Бог всё равно
ждёт меня. Он хочет, чтобы я обратил свой взор к Нему.
Отче, я так
благодарен Тебе за все благословения, которые Ты ежедневно изливаешь на меня.
Ты всегда встречаешь меня с радостью, Ты восполняешь мою нужду и утоляешь мою
жажду. Ты великодушно отдаёшь мне Самого Себя в таинстве Евхаристии. Подходя к
Твоей небесной трапезе, я насыщаюсь спасительными Телом и Кровью Твоего Сына –
Иисуса Христа. О чём ещё просить Тебя, Господи?! Ведь в этом Хлебе сокрыты сила
для преодоления всех испытаний, прощение всех грехов, утешение всех скорбей!
«Отче, я
уповаю на Тебя! Я больше не боюсь приходить к Тебе, когда испытываю нужду. Я
твёрдо верю в Твоё бесконечное милосердие, в Твою высшую мудрость, в
животворящую силу Твоей любви!»
Понедельник, 26 июля
Мф 13, 31-35:
Притчу о закваске можно толковать по-разному. Из пресного
пшеничного хлеба сделана гостия. Освящённая в таинстве Евхаристии, она
становится Хлебом Жизни, укрепляющим нас в Святом Причастии. В Литургии
Евхаристии хлеб силой Святого Духа пресуществляется в Тело Христово. Причащаясь
Святых Даров, мы соединяемся со Христом и входим в Его Царство.
Вслед за
Учителем апостол Павел призывает нас «очистить старую закваску» греха и стать
«новым тестом», наполнившись Святым Духом (1 Кор 5,7). В этой, как и в других
притчах о Небесном Царстве, Иисус использует символ, чтобы донести до наших
сердец сокровенную истину. Закваска – это то, что сокрыто внутри нас: это наша
вера, ибо только она может сделать Божье Царство реальностью нашей жизни.
Только глазами веры мы можем узреть в Евхаристии присутствие Господа,
воскресающего в нас и действующего через нас в этом мире.
Без веры
чудесное преображение хлеба и вина было бы бесполезным для нас. Речь идёт не о
какой-то сверхъестественной вере. Мы должны иметь хотя бы малую веру, пусть
даже «с горчичное зерно», но призваны возрастать в ней день ото дня (см. Мф
17,20). Нужно верить, что Бог действительно
приходит к нам в таинстве Евхаристии, даруя любовь, исцеление и силу, восполняя
нашу человеческую немощь Своей небесной святостью. Полностью доверившись Ему,
мы станем свидетелями удивительных перемен в нашей жизни.
Господь
хочет, чтобы любовь, вера и надежда возрастали в нас. Отдавая Ему свои сердца,
мы получаем благословение, которым призваны делиться с другими. «Посему станем
праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с
опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5,8).
«Господи,
пусть моя вера в Тебя будет крепка и незыблема. Сегодня я возлагаю на Тебя всё
своё упование. Войди в моё сердце и преобрази его Твоей любовью. Я хочу служить
Тебе и Твоему Царству.»
С
2000 года мы издаем приложение к журналу "Слово с нами" -
полноцветный журнал "Зернышко" для детей 4-11 лет, очень яркое,
красочное издание. На сайте журнала - www.zerno.agava.ru
Вы найдете все материалы, опубликованные в журнале с начала этого года. Условия
подписки на него и получение архивных номеров те же, что и на "Слово с
нами". Присылайте нам рисунки и фотографии Ваших детей! Приглашаем посетить
наш сайт.
Оба журнала издаются на
пожертвования читателей и благотворителей.