Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рассказы Макса Лукадо

  Все выпуски  

Рассказы Макса Лукадо #179


Выпуск № 179
Нас: 1383

МАКС ЛУКАДО

«Путешествие налегке»

Смирить себя

Бремя гордыни

...Ради имени Своего. Пс. 22:3

Смирение — странное, почти неуловимое качество. Когда вам кажется, что вы им обладаете, тут же оказывается, что его у вас нет, а то и никогда не было. Вы слышали историю о мальчике, которого наградили значком «Самый смиренный», а потом отняли значок за то, что он его носил?

Недавно нечто подобное произошло со мной. Я приехал в соседний городок, намереваясь там заняться работой над этой книгой. Провинциальная обстановка — прекрасное убежище, со своей изюминкой, тишиной и замечательной едой.

Я отправился позавтракать в кафе и вдруг заметил, что на меня смотрят люди. Пока я ставил машину на стоянку, меня пристально разглядывали два парня. Женщина чуть не подавилась куском пирога, когда я вошел в кафе, а два других посетителя заведения просто не спускали с меня глаз, пока я шел мимо них. Когда я уселся за столик, официантка подала мне меню, однако прежде внимательно оглядела меня с головы до ног.

Откуда такое внимание к моей персоне? Неужели у меня расстегнулась ширинка? Едва ли это стало причиной, ведь на мне длинный свитер. Немного поразмыслив, я невольно принял позу искушенной знаменитости, поскольку решил, что по портрету на обложках они узнали во мне автора моих книг. «А что тут особенного? В этом городе люди любят читать и сразу же узнают достойных авторов, как только видят их». Городок и его жители тотчас выросли в моих глазах.

Улыбаясь людям за соседними столиками, я наслаждался своей трапезой. Когда я шел к кассе, все головы опять поворачивались мне вслед. «Наверняка Стейнбек тоже проходил через это». Получая от меня деньги, кассирша хотела мне что-то сказать, но передумала. «От избытка чувств», — решил я.

Только в туалете, взглянув на себя в зеркало, я понял причину своей необычайной популярности: через весь мой подбородок тянулась кровавая полоса. Пластырь, которым я залепил порез, полученный во время утреннего бритья, отвалился. Мое самомнение тотчас слетело с меня, как тот пластырь. Вероятно, меня приняли за преступника, сбежавшего из одной из техасских тюрем.

О, какие удивительные дела творит Бог, чтобы нас усмирить! Но знаем ли мы, что Он делает это ради нашего блага? Вы возложите седло на спину своего пятилетнего ребенка? Бог позволит гордыне оседлать вас? Ни в коем случае.

Именно эту часть нашего багажа Бог ненавидит больше всего. Ему не просто не нравится гордыня; Он не просто не одобряет ее. Он не просто не расположен к ней — Он ненавидит ее. Насколько блюдо из червей привлекательно для нашего желудка, настолько человеческая гордость привлекательна для Бога.

«...Гордость... я ненавижу» (Притч. 8:13).

«Мерзость пред Господом, всякий надменный сердцем...» (Притч. 16:5).

Бог говорит: «...ничего не делайте по... тщеславию...» (Флп. 2:3).

«Не умножайте речей надменных...» (1 Цар. 2:3). «...Бог гордым противится...» (1 Пет. 5:5). Как почести предшествует смирение, так «падению [предшествует] надменность» (Притч. 16:18).

Знаете, почему в одном поколении церкви большие и сильные, а в другом пустые и слабые? Ответ мы находим в Книге Притчей: «Дом надменных разорит Господь...» (Притч. 15:25).

Богу ненавистна гордыня. Она ненавистна Ему, потому что мы не сделали ничего, чем стоило бы гордиться. Разве художественные критики отдают почести холсту, на котором написана картина? Существует ли Пулитцеровская премия для чернил, которыми написана книга? Можете ли вы представить себе скальпель, возгордившийся после успешной операции по трансплантации сердца? Разумеется, нет, ибо все они — только орудия, которые не имеют права на почести.

О том же напоминает нам 22-й псалом: гордиться нам нечем. Нам дарованы мир, спасение, благословения и дом на небесах, но для всего этого мы не сделали ровным счетом ничего. Кто же сделал все это? Кто совершил весь этот труд? Ответ звучит на протяжении всего псалма, пронизывая его ткань, как серебряная нить проходит через нанизанные на нее жемчужины.

«Он покоит меня...»

«Он водит меня...»

«Он подкрепляет душу мою...»

«Ты со мною...»

«Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня...»

«Ты приготовил трапезу...»

«Ты... умастил елеем голову мою...»

Мы можем быть холстом, чернилами или скальпелем, но не нам должна воздаваться хвала.

Окунемся в сердцевину псалма. Давид показывает, что Пастырь ведет Своих овец не ради наших имен, но «ради имени Своего».

Почему Бог вообще имеет с нами дело? «Ради имени Своего». Никакое другое имя, кроме Его имени, не достойно блистать на художественных полотнах, красоваться на обложках книг и сиять в свете операционных. Ибо все это делается ради Божьей славы.

Ну и что? Что тут такого особенного? Может быть, Бог страдает манией величия?

Нет, но ею страдаем мы. Мы имеем такое же право на почести и аплодисменты, какое имел я на торт, который однажды выиграл, когда учился в первом классе. Угадали, кто был победителем в грандиозном финале музыкального соревнования? Угадали, что выиграл тот маленький рыжеволосый веснушчатый паренек? Точно, он выиграл торт — нежный ореховый торт. А теперь догадайтесь, о чем мечтал в тот вечер мальчишка, чего он жаждал больше всего? Съесть весь торт сразу! Не кусочек, не половину. Весь целиком! В конце концов, я же его выиграл!

А знаете, что сделали мои родители? Они поделили торт на части и дали мне ровно столько, сколько я мог съесть. Зная, какой болью в животе могла закончиться обильная трапеза, они сделали все, чтобы я не заболел «звездной» болезнью.

Бог поступает так же. Почести Он берет Себе, но не потому, что нуждается в них, а потому что знает, что нам с ними не справиться. Нам мало одного кусочка лести, мы жаждем проглотить всю порцию целиком. А она не гармонирует с системами жизнедеятельности нашего организма: похвалы вызывают кружение наших голов и расплавление наших мозгов, и вскоре нам начинает казаться, что в деле нашего спасения у нас есть какие-то заслуги. Очень скоро мы забываем о том, что сделаны из праха земного и спасены от греха.

И вот мы уже молимся, как тот фарисей на религиозном собрании: «Господи, благодарю Тебя за то, что в мире есть такие люди, как я. Тот мужчина, что сидит на углу, нуждается в социальном пособии, а я не нуждаюсь в нем. У той уличной проститутки СПИД, а у меня его нет. Тому пьянице у стойки бара необходим алкоголь, а мне он не нужен. У гомосексуалиста проблемы с нравственностью, а у меня их нет. Спасибо Тебе за то, что в мире есть такие люди, как я».

К счастью, на том собрании был человек, который не жаждал в свой адрес никаких аплодисментов. Сердце его было столь сильно сокрушено, что он даже не смел поднять к небу глаз. Склонив голову, он молился: «Господи, смилуйся надо мной, грешным. Как тот брат нуждается в социальном пособии, так я нуждаюсь в Твоей благодати. Как та сестра, больная СПИДом, так и я не свободен от ошибок. Как мой друг нуждается в алкоголе, я нуждаюсь в чем-то, что облегчит мою боль. Как Ты любишь этого гомосексуалиста и ведешь его, так люби и веди меня. Смилуйся надо мной, грешным».

Рассказав эту притчу, Иисус произнес следующие слова: «...сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Как сильно Бог ненавидит гордость, так же сильно благоволит Он смирению. Иисус, сказавший «...Я кроток и смирен сердцем...» (Мф. 11:29), любит тех, кто тоже добр и смирен сердцем. «Высок Господь: и смиренного видит...» (Пс. 137:6). Бог говорит: «...Я живу... с сокрушенными и смиренными духом...» (Ис. 57:15). Он также говорит: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом...» (Ис. 66:2). Смиренным Бог дарует великие сокровища.

Он дарует им почести: «...славе предшествует смирение» (Притч. 15:33).

Он дарует им мудрость: «...со смиренными — мудрость» (Притч. 11:2).

Он указывает им путь: Он «научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9).

И самое главное, Он дарует им благодать: «...Бог... смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).

Вот Его заверение: «...Господь... прославляет смиренных спасением» (Пс. 149:4).

Самые великие святые прославились своим смирением. О Моисее, который был наследником египетского фараона и героем, Библия говорит так: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3).

Апостол Павел получил спасение при личной встрече с Иисусом. Он был вознесен на небо и обладал силой воскрешать мертвых. Но, несмотря на это, представляя себя, он никогда не упоминал об этом. Он просто говорил о себе «Павел, раб Божий» (см.: Тит. 1:1).

Согласно Писанию, Иоанн Креститель, бывший по плоти родственником Иисуса и первым благовестником, заявил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

Бог ценит смирение. Поэтому Он и предлагает нам множество резных рекомендаций относительно того, как его в себе воспитывать, некоторые из которых я... гм-м-м... осмелюсь предложить нашему вниманию:

1. Оценивайте себя объективно. Смирение не стоит путать с низкой самооценкой. Быть смиренным не значит считать себя ни на что не способным, но это значит четко понимать, на что вы способны, и не преувеличивать своих возможностей. «Поданной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).

2. Не относитесь к своим достижениям слишком серьезно. В этой связи Библия недвусмысленно предупреждает: «...и когда будет у тебя... много серебра и золота... то смотри, чтобы не надмилось сердце твое...» (Втор. 8:13—14). Соотносите свою гордыню с истиной о хрупкости богатства и краткости жизни. Оценивать свои успехи и подсчитывать свои финансы лучше всего на кладбище, но стоит помнить, что ни то, ни другое вы в могилу с собой не возьмете. «И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Еккл. 5:15). Подтверждение этой истины я однажды увидел как раз на кладбище. Рядом с входом на него стояла прекрасная прогулочная яхта с табличкой «Продается». Невольно эта картина наводила на мысль: а понимал ли ее хозяин, что не сможет взять ее с собой?

3. Радуйтесь успехам других. «Со смирением считайте других лучше себя» (Флп. 2:3). Обозреватель Рик Рейли дал следующий совет новичкам в профессиональном регби: «Перестаньте бить себя в грудь. Вот линия блокировки. Защитник посылает вам прекрасный винтовой мяч, а вы передаете его своему партнеру, который удачно принимает его и делает двойной бросок. Смотрите мимо себя».

Реальность такова, что каждый гол в нашей жизни есть результат действия команды. Воздайте хвалу своим товарищам по команде.

Ученик вернулся домой после пробного отбора участников школьной постановки. «Мама, мама, — кричит он, — мне дали роль. Я должен сидеть в зале, хлопать в ладоши и подбадривать артистов». А вы согласны стать тем, кто хлопает в ладоши и тем самым ободряет других? Если да, значит, скоро ваша голова будет соответствовать размеру вашей шляпы.

4. Не требуйте для себя особого положения. Именно этому учил Своих учеников Иисус: «Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: "друг! пересядь выше"; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою...» (Лк. 14:10).

Требовать уважения к себе — все равно что гоняться за бабочкой: бегаешь за ней, бегаешь, а поймать не можешь. Сядьте и успокойтесь, и тогда, может быть, она сама сядет на ваше плечо. Французский философ Блез Паскаль спросил: «Вы хотите, чтобы люди хорошо говорили о вас? Тогда никогда не говорите хорошо о себе». Наверное, поэтому Библия советует: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои...» (Притч. 27:2).

5. Никогда до срока не объявляйте о своих достижениях. Или, по выражению одного из царей Израиля, «пусть хвалится не тот, кто надевает воинские доспехи, а тот, кто их снимает» (3 Цар. 20:11).

Чарльз Сперджен занимался обучением молодых служителей.

Однажды один из его студентов, очень уверенный в себе молодой человек, вызвался прочитать проповедь, но с треском провалился. Смущенный и исполненный смирения, он сошел с кафедры. «Если бы ты поднимался на кафедру в том настроении, в каком сходишь с нее, ты спускался бы с нее в том настроении, в каком на нее восходил», — сказал ему Сперджен. Когда событию или поступку предшествует смирение, тогда после него приходит уверенность в себе.

6. Будьте смиренными в своих речах. «Пусть ни одно надменное слово не выйдет из уст ваших» (1 Цар. 2:3).

Не возноситесь. Не надейтесь, что ваши слова произведут на людей огромное впечатление. Лучше прислушайтесь к словам Бенджамина Франклина:

Я выработал у себя привычку выражать свои мысли в непритязательной и неброской манере. В разговоре я стараюсь не касаться полемических тем и избегать таких слов, как «разумеется», «несомненно» и им подобных, как придающих позитивную окраску моему мнению. Для меня предпочтительнее выразиться так: «Я полагаю, что дело обстоит так-то и так-то...» Эта привычка всегда оказывала мне хорошую услугу.

Таким же преимуществом эта привычка может обернуться и для вас.

Еще одно, последнее слово в защиту такого качества, как смирение.

7. Живите у подножия креста. Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Чувствуете ли вы потребность в самоутверждении? Ваше эго требует внимания к себе? Для этого не нужно делать себе имя или демонстрировать себя. Для этого нужно одно: сделать остановку у подножия креста и напомнить себе о том, что Творец небесных созвездий готов скорее умереть, чем потерять вас. Это факт. Так что если вам хочется хвалиться, хвалитесь этим фактом.

И наблюдайте за своим подбородком: не чересчур ли он вздернут?

Cсылка на рассказ (порекомендуйте друзьям): http://one-way.ru/lucado/?lucado_id=134

Служение ONEWAY
www.one-way.ru

 

В избранное