Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рассказы Макса Лукадо

  Все выпуски  

Рассказы Макса Лукадо: КУХНЯ (книга "Величественный дом Господень")


Выпуск No 160
Нас: 1183

МАКС ЛУКАДО

величественный дом господень


КУХНЯ
Обилен Стол Господень

Хлеб наш насущный дай нам на сей день...

На этой неделе я провёл небольшое исследование о кухне. И вот, что я узнал. Люди любят разговаривать о еде. Если вам когда-нибудь понадобится помощь для поддержания разговора, попробуйте начать так: "Вы знаете что-нибудь интересное из застольных историй?" Недостатка в рассказах не будет. Кухня, кажется, то место, где каждый из нас имеет хоть какой-то опыт. А некоторые даже собаку на этом съели. Попросите любого рассказать о любопытных привычках, связанных с едой, и вы услышите невероятные истории.

О том, как дядюшка поливает сиропом всё, что ест. ("Всё?" - задавал я такой же вопрос. "Всё", - уверяли меня)

О том, как один папаша макает сладкий пирог в подливку, а другой папаша сначала есть корку от пирога. (Он говорит, что любит приберечь вкусное на потом.)

О том, как отец (мой отец) крошил хлеб в пахту.

Кто-нибудь припомнит дурацкую нескладушку типа:

Есть горошек с мёдом
Я люблю всегда.
На вкус это забавно
И не падает с ножа.

Другой вспомнит бабушкин рецепт есть мороженое черенком ложки, чтобы не болела голова. Многих учили заедать рыбу хлебом и никогда не пить после рыбы молоко.

Я был удивлён, как многие ненавидят смешивать гарниры. "Я сначала съедаю всю фасоль. Потом всю кукурузу, и только потом мясо". (Поправьте меня, если я ошибаюсь. Разве они не смешаются так или иначе?) У меня есть знакомый, который доводит разделение гарниров до крайности. Он не просто отделяет один продукт от другого на тарелке так, чтобы они не смешивались, у этого чудака для каждого гарнира отдельная тарелка.

Помню, один любитель истории рассказывал мне, что в те времена, когда Америка была ещё колонией, на кухнях в полу имелся жёлоб, в который бросали кости для собак. Кстати о собаках. Многие припомнят, как в детстве контрабандой сбывали нелюбимое кушанье своему четвероногому другу под стол, а потом скроив невинную рожицу, улыбались маме, хвалившей за чистую тарелку.

В культуре некоторых стран востока отрыжка, например, не считается дурным тоном. А в странах Латинской Америки пустая тарелка гостя ещё один знак для хозяина, что тот голоден. Привычка после трапезы складывать на тарелке нож и вилку крест на крест берёт своё начало от итальянских аристократов, которые рассматривали крест, как акт благодарения.

Можно только печально вздохнуть, читая советы по этикету ранних времён: "Если вы не можете проглотить кусок пищи, убедитесь, что на вас не смотрят, и, отвернувшись, бросьте его куда-нибудь".

Но лакомым кусочком кухонных историй я считаю рассказ об отце и его девяти сыновьях. В этой семье за столом было одно простое правило: последний кусок мяса должен был оставаться отцу. И только, если он не хотел есть мясо, кусок доставался тому, чья вилка была самая проворная. Однажды за ужином, когда девять пар глаз следили за последним куском на тарелке, из-за грозы погас свет. И тут в темноте раздался страшный крик, а когда дали свет, то все увидели руку отца, с торчащими в ней девятью вилками.

У каждого есть рассказ о кухне, потому что каждая кухня имеет свою историю. Был ли то костёр в джунглях или дворец кулинарии, вы скоро постигли, что именно на кухне удовлетворяются главные нужды. Гостиная в доме - хорошая вещь, кабинет - тоже неплохо, если есть гараж - то и вовсе роскошь. Ну а кухня? Совершенно необходима. Она есть в каждом доме. Даже в Величественном Доме Господнем.

КУХНЯ - ВЛАДЫЧИЦА

Или что-то очень близкое к этому, особенно если говорим о Величественном Доме Господнем. Ибо, неужели есть тот, кто печется о наших нуждах более, чем Отец наш Небесный?! Он - не гуру с гор, думающий только о мистике и духах. Он - та Рука, что формирует личность и насыщает тело. Он - Тот, Кто облачает душу в одежды праведности и даёт платье укрыть бренное тело. В школе жизни Господь - Учитель и Кормилец наш, одновременно. Он разожжёт пламень в сердце и напитает желудок. Из одной руки мы получаем вечное спасение и вечернюю трапезу. В Величественном Доме Господнем есть кухня; так давайте спустимся туда и насладимся её теплом.

Длинный стол, много стульев и еды предостаточно. На стене начертаны слова простой молитвы: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Молитва, хоть и краткая, но вызывает несколько вопросов. Например такой: где слово "пожалуйста"? Не уж-то посмеем не торопясь пройтись рядышком со Всевышним и запросто сказать: "Дай нам"? Другой вопрос касается скудости прошения. Что, только хлеб? И никакой надежды на спагетти? Ну, а как на счёт завтра? Почему должны молить о продуктах на сегодня, а не про запас?

Наверное, лучший способ найти ответ на этот вопрос - это взглянуть ещё раз на ту стену в кухне. Под словами молитвы "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" мне видятся два высказывания. Их можно бы назвать правилами кухни (ведь на любой кухне они есть). С некоторыми вы давно знакомы: "Когда я ем, я глух и нем", "Мой руки перед едой", "Поел - убери тарелку", "А тебе ещё порция сладкого" (Ура!).

На кухне Господа тоже есть пара правил. Первое называется правилом доверия.

ПРАВИЛО № 1 - НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ, ПРОСИТЕ

Не кажется ли вам, что последние слова фразы "Хлеб наш насущный дай нам" невежливы и звучат слишком кратко и требовательно? "С Вашего разрешения" подходит больше, не правда ли? А может лучше так: "Простите, но не мог бы я попросить у Вас дать..."?

Итак, вопрос: Не являюсь ли я непочтительным, говоря: "Хлеб наш насущный дай нам"? Ответ: Ну, если начать именно с этого, то да. Но ведь мы начинаем не так. Следуя за словами данной молитвы, мы оказываемся во власти её чуда и не думаем о собственном желудке. Первые три ходатайства Бого-, а не Эго-центричны. Послушайте: "Да святиться имя Твоё... да приидет Царствие Твоё... да исполнится воля Твоя".

Далее, осмотр Дома Отца Небесного был начат не с кухни, а с гостиной, там нам напомнили об усыновлении. "Отче наш, сущий на небесах". Потом было знакомство с фундаментом Дома, чтобы постичь неизменность Господню. "Отче наш, сущий на небесах". Затем последовала обсерватория и восхищение творением Божиих рук. "Отче наш, сущий на небесах". А в часовне была совершена молитва святости Господней. "Да святится имя Твоё". В тронном зале нас коснулся державный скипетр и мы произнесли самые значимые слова молитвы. "Да приидет царствие Твоё". В кабинете на первый план выступила воля Божия, и вновь мы молились. "Да исполниться воля Твоя". А потом всё смолкло на небесах, потому что мы сложили молитвы наши в очаг со словами. "...и на земле, как на небе".

Именно таков путь водительства настоящей молитвы, открывающей Бога нам, а не наши нужды Ему (возможно, вы прочтёте эту фразу ещё раз). Итак, цель молитвы - изменить нас, поскольку Бог неизменен. Так, что к тому времени, когда мы попадаем на кухню Дома Господня, мы становимся изменившимися личностями. Ответьте, разве на сердце не становится теплее и разве не стихают страхи от того, что мы называем Бога Отче? И всматриваясь в небеса, мы разве не удивляемся?

Осознание Божией святости явилось причиной признания грехов наших. Приглашение Богу прийти на царствие нашей жизни значило прекращение строить собственное царство. Согласие на исполнении воли Божией в жизни нашей отодвинуло наше своеволие на второй план. Пред Богом у нас захватило дух от сознания того, что всё смолкает на небе, когда мы молимся.

На кухню Дома Господня мы вошли уже обновлёнными людьми! Мы получили утешение от Отца нашего Небесного. Божья сущность принесла мир в наши души. Мы были усыновлены Творцом. Образ Божий открыл нам глаза на истину. Мы почтительно признали силу Божью. Водительство Божие стало ученьем нам. Божье внимание к ходатайствам нашим скрепило наши узы.

Все нужды нашей жизни выражены в следующих трёх прошениях молитвы. "Хлеб наш насущный" адресуется к нашему настоящему. "Прости нам грехи наши" адресуется к прошлому нашему. И "не введи нас в искушение" говорит о будущем. (О, чудо Божественной мудрости! Как Бог умеет свести все наши потребности в три простые просьбы.)

Сначала Господь говорит о насущности хлеба. Слова эти включают всё, в чём нуждается человек. Мартин Лютер называл хлебом "Всё, что необходимо для сохранения жизни, включая пищу, здоровье, жилище, дом, жену и детей". Этот стих побуждает нас поведать Господу о нуждах нашей жизни. Отец Небесный может одарить роскошью, но наверняка гарантирует только необходимое.

Все страхи о том, что Господь оставит без внимания наши нужды, остались там, в обсерватории. Скажите, дал бы Бог звёздам сияние, не дав нам пищи? Конечно, нет. Он верен Своей любви к нам. Это значит, что мы не боремся за крохи с немилостивой руки, но исповедуем обилие её щедрости. Фактически, суть молитвы - торжественное признание Божией любви. Ведь первейшая забота Господа усмотреть наши нужды.

Обратите внимание на псалом 36:

"Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него". (стихи 3-5)

Господь постоянно доказывает Свою заботу о наших нуждах. Помните? Апостол Павел говорит, что человек, который не печётся о своей семье, хуже неверного. (1Тим.5:8). Так во сколько раз больше Господь печётся о Своих детях? Да и в конечном счёте, как мы сможем выполнять Божий план для нас, не ответь Господь на наши нужды? Как мы сможем учить, просвещать, наставлять, если необходимое нам не дано? Станет ли Господь рекрутировать нас в Свою армию, и не ставить на довольствие? Конечно нет.

"Я молю Бога мира... усмотреть все ваши нужды, чтобы вам исполнить Его волю". (Евр.13:20) Неужели на такую молитву не было ответа? Да, пира, возможно, и не было, но простая-то пища была, не так ли? Может быть, и застолья не было, но, по крайней мере, был хлеб. А у многих бывал и пир, и не однажды.

Многие христиане таких богатых стран, как Америка, признаются, что часто сталкиваются с проблемой, имеющей отношение к словам "Хлеб наш насущный дай нам", поскольку имеют припасов настолько много, и сами всегда настолько сыты, что редко молятся о еде. Они просят научить их контролировать себя и чаще всего говорят: "Господи, удержи меня от обилия в пище", а не: "Господи, подай мне кусок хлеба". На полках их книжных магазинов трудно найти книги о том, как выжить, когда нет пищи, но эти же полки ломятся под тяжестью книг о том, как избавиться от лишнего веса. Однако, сказанное не опровергает стиха "Хлеб наш насущный дай нам", как раз наоборот. Для тех, кто благословен обилием пищи, слова данной молитвы имеют двойное значение.

Посмотрите, мы похожи на ребёнка, который приходит к матери со словами: "Мама, у нас есть что-нибудь поесть?" На что мать с улыбкой отвечает: "Садись за стол, пирог испечён и уже ждёт тебя".

Ведь дитя спрашивает только для того, чтобы убедиться в ответе. Тоже самое происходит и с нами. Мы произносим слова молитвы, на которую уже дан ответ! И вот, в какой-то период жизни, нам приходит в голову, что, вероятнее всего, кто-то заботится о наших нуждах. И мы делаем большой шаг к духовной зрелости, признавая справедливость слов Давида: "Но от Тебя всё, и от Руки Твоей полученное мы отдали Тебе". (1Пар.29:14) Я хочу сказать, да, вы платите за продукты или готовите обед, но существует ещё что-то помимо этого, чтобы можно было поставить обед на стол. Как на счёт древнего симбиоза земли и семени, солнца и дождя? Кто сотворил животных для еды и минералы, чтобы получить металл? За долго до того, как мы узнали, что нам будет нужен кто-то, заботящийся о наших нуждах, Господь уже всё предусмотрел.

Поэтому правило доверия и является первым на кухне Дома Господня. Просите у Бога всё, в чём вы нуждаетесь. Он предан вам. Господь Сам Себе задал задание опекать тех, кого признаёт Своими детьми, и нам приходится признать, что работа Его выполнена очень хорошо.

Вторым правилом является правило надежды.

ПРАВИЛО № 2: НАДЕЙТЕСЬ НА КОРМИЛЬЦА

Мой неформальный экскурс в вопрос о привычках в еде напомнил мне о времени, когда, мальчишкой, я бывало облизывал чашу, в которой мама месила сладкое тесто для печенья. Помню, я всё время думал, как это было бы здорово, если бы вся еда была похожа на это тесто. И однажды моя мечта сбылась.

Как-то, ещё учась в школе, я с четырьмя друзьями отправился на выходные за город. По дороге мы заглянули в продовольственный магазин. У вас нет и тени сомнения в том, что мы, конечно же, выбрали полезные продукты: овощи, обезжиренное молоко, йогурт, что мы прошли мимо всей той полезной пищи, что закупается для президента и первой леди. Ну, не смешно ли? Мы наполнили свои продуктовые корзины в соответствии с собственными фантазиями. Моя фантазия не пошла дальше пачки со сладким тестом для печенья. На выходные я стал этаким Поедателем сладкого теста. Рывком, как будто сдирая кожуру с банана, я выдавил большую порцию теста из пакета и отправил её в рот... за ней последовала другая... потом ещё одна... п-о-т-о-м е-щ-ё. Потом... бррр, гадость. Мне хватило.

Тоже самое обычно происходит, когда мы сами составляем собственное меню. Вы не хотите обратить внимание на то, что слово меню упомянуто впервые?! Кухня в Доме Господнем - не ресторан и не является чьей-то собственностью; делами здесь управляет Отец наш Небесный. И это не то место, куда приходят и уходят; это место, где люди стараются задержаться, чтобы побеседовать. Это не то место, которое открыто в одни часы и закрыто в другие, доступ на эту кухню открыт всегда. Здесь не надо платить за еду; здесь благодарят, отобедав. Но возможно самое главное отличие любой кухни от любого ресторана касается меню. На кухне его нет.

Оно не нужно и на кухне Дома Господня. Возможно, в вашем доме дела обстоят по-другому, но в доме Всевышнего Тот, Кто снабжает едой, её же и готовит. И мы не расхаживаем с важным видом пред Господом и не требуем подать деликатесов, но мы также не сидим под дверью в надежде получить милостыню. Мы просто садимся на своё место за обеденным столом и с радостью полагаемся на Него: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день".

Вот это утверждение надежды! Господи, я хочу всего того же, чего Ты хочешь от меня. В книге "Победоносная Молитва" её автор так интерпретирует эту фразу: "На этот день подай нам хлеб, соответственный нашим нуждам". В некоторые дни наша тарелка переполнена, еды много, мы распускаем ремешок на талии, а Господь продолжает подкладывать в тарелку - продвижения по службе, льготы, дружба, подарок. Жизнь улыбается, счастье без границ. Бывают дни, когда, сытые, мы буквально отваливаемся от стола, изумлённые Божией щедростью. "Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена". (Пс.22:5)

А потом приходят дни, когда в тарелке пустая картошка, когда печаль, слезы, наказание - пища наша на каждый день. В ту же тарелку могут быть добавлены и страдания.

Меня занимала эта мысль, и в один из дней во время семейного чтения Библии я поставил на стол перед каждой дочерью тарелку, а в центре стола сложил разнообразные продукты: немного фруктов, немного свежих овощей и немного выпечки. "Каждый день, - объяснил я, - Господь ставит перед нами тарелку с впечатлениями. Что бы вы больше всего хотели видеть на этой тарелке?"

Сложностей с ответом не было. Одна из дочерей положила на тарелку три печенюжки. Неправда ли, некоторые дни так похожи на эту тарелку? Некоторые дни ни дать, ни взять "три печенюжки". А многие нет. Иногда на наших тарелках нет ничего кроме пустой картошки - изо дня в день картошка, картошка. Господь Бог точно знает, в чём мы нуждаемся, и хотя кусок бывает не лезет в рот, разве хлеб этот не для нашей же пользы? Но в большинстве случаев у нас в тарелке всего понемногу. Овощи - полезные, но не столь любимые. Фрукты - более вкусные и более любимые. И даже печенюжки - менее всего полезные, но более всего любимые.

Всё важно, и всё от Бога. "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу". (Рим.8:28) Итак, мы должны научиться жить так, чтобы могли сказать, как Павел, "научился быть довольными тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём: насыщаться и терпеть голод, быть ив обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". (Фил.4:11-13)

Вероятно, душа такой молитвы находится в стихах книги Притчей:

"Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе". (Пр.30:8-9)

В следующий раз, когда на вашей тарелке будет больше пресной пищи, чем пирогов с яблоками, вспомните о Том, Кто готовил еду. В следующий раз, когда на вашей тарелке окажется кусок, который с трудом лезет в горло, поговорите об этом с Богом. Иисус так и делал. В Гефсиманском Саду Отец Небесный подал Ему в руки чащу страданий, такую горькую, такую постыдную, что даже Иисус возвращал её обратно на небеса: "Отче Мой! - молил Он, - если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты". (Мат.26:39)

Даже Иисусу было подано то, что с трудом можно было проглотить. Но с Божией помощью Он справиться. И мы с Божией помощью тоже сможем справиться.


Перевод: Валькова Н.Д.

Служение ONEWAY
www.one-way.ru


В избранное