Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Молодежный православный клуб Логос. Дивеевские блаженные


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 73   :   17 мая - 13 июня 2010 года

Дивеевские блаженные

Подвиг юродства – один из самых сложных видов христианского подвижничества. Люди, которых благословили на подвиг юродства, распинают свою плоть со страстьми и похотьми (Гал.5:24) по заповеди ап. Павла, чтобы спасти свою душу. Господь подкрепляет блаженных, посылая им обилие даров: прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Внешне они безумны, и почти всегда гонимы. При абсолютно здравом рассудке они принимают вид безумных, чтобы будучи гонимыми людьми, стяжать в себе великую драгоценность - смирение. И через этих людей, так ревнующих о спасении своей души Господь спасал души более слабые.
"Для юродивых нет общественных правил поведения, все это попирается во имя Христа и его Правды".
Необходимость юродивых для Серафимо-Дивеевскго монастыря заключалась в сохранении сестер от наветов врага рода человеческого с помощью данного им от Бога дара прозорливости.
На протяжении многих лет в Дивеево сохранялась преемственность у юродивых. Первую из них - блаженную Пелагию Ивановну Серебренникову на этот подвиг благословил сам прп. Серафим Саровский.
Святая Пелагия родилась в 1809 г. в семье купца И.И.Сурина, человека умного, доброго и благочестивого. После его смерти мать Пелагии вышла замуж второй раз. Но жизнь в доме отчима для Пелагии была тяжела из-за недоброжелательного отношения к ней отчима и его детей. В малом возрасте с ней "приключилось что-то странное: заболела девочка, и, пролежавши целые сутки в постели, встала не похожей сама на себя. Из редко умного ребенка вдруг сделалась она точно глупенькая", - рассказывала ее мать. Поведение ее вызывало негодование всех родственников. Поэтому, как только ей исполнилось 16, постарались "дурочку" выдать замуж. Пелагия была против замужества, но ее заставили вступить в брак. И в 1838 г. состоялось венчание Пелагии Ивановны и Сергея Васильевича. Но несмотря на замужество и рождение троих детей (которые умерли в раннем возрасте) Пелагия не оставила "чудить": убегала из дому и почти всю ночь, стоя на коленях, молилась в холодной стеклянной галереи. К подвигу молитвенному Пелагия вскоре стала присоединять подвиг юродства Христа ради. Идя на праздник или просто в людное место блаженная одевала самое дорогое платье, а на голову повязывала грязную тряпку, чем вызывала общее осуждение и насмешки. После смерти всех детей муж озлобился и стал нещадно бить Пелагию - он приковывал ее цепями к стене и всячески издевался над ней. Иногда Пелагии удавалось сбегать, и нагая, в крови, с железными цепями она бегала по городу, вызывая ужас у горожан. Но юродивую не могли остановить ни муж, ни родня, потому что на этот подвиг ее благословил сам святой Серафим Саровский со словами: "Иди матушка, иди немедленно в мою-то обитель, побереги моих сирот-то; многие тобой спасутся, и будешь ты свет миру". Когда отчаявшиеся на "выздоровление" Пелагии родственники привезли блаженную второй раз в Саров, св. Серафим строго-настрого запретил родным ее бить. После этой поездки жизнь Пелагии немного улучшилась, и она, получив свободу, днем бегала по улицам и безумствовала, а ночью молилась. Все это время до переезда в Дивеевский монастырь она посещала юродивую Параскеву, которая учила ее Иисусовой молитве. Наконец Пелагию Ивановну отпустили в Дивеево с ехавшими в монастырь богомольцами. Родители с радостью передали им Пелагию, заплатив взнос в размере 500 рублей. В Дивеевском монастыре Пелагия Ивановна поселилась в келии со служившей ей послушницей Анной Герасимовной. Сестры по-разному встретили "дурочку": одни любили и почитали, другие всячески ругали . В монастыре Пелагия продолжала юродствовать. Ее келейница вспоминала: "вся-то придет тина-тиной грязная да мокрая". Проследив однажды за Пелагией, Анна Герасимовна увидела, что становилось причиной такого ее внешнего облика. Оказалось, что после пожара в монастыре остались большие ямы не засыпанные землей, "Блаженная, насобирав камней, кирпичей в подол относила их к яме с водой, становясь на край ямы со всей силой кидала в воду, а ее так и окатит с ног до головы. Выбравшись, вылезет и опять, ставши на краю, начинает ту же проделку. Или наберет палок и бьет ими землю, пока все не разобьет", - вспоминала ее келейница.
"Надо работать раз уж взялась", - отвечала на это Пелагия Ивановна. Что означали подобные "чудачества" юродивой нам не понятно, но возможно такой работой блаженная показывала нам, что зачастую человеческая деятельность бывает не более рациональна, хотя и делается с приложением большого труда.
Все действия блаженной были исполнены смысла, заключавшегося в спасении душ. Как-то блаженная стала ходить в кабак, чем вызывала смех у одних и презрение у других. Таким образом она спасла две души. Дело состояло в следующем: один целовальник, задумав погубить свою жену, завел ее в винный погреб. Приводя замысел в исполнение, он был схвачен за рукав спрятавшейся за бочкой Пелагией Ивановной. После этого случая прозорливости люди стали ее почитать. Каждому приходившему Пелагия говорила кому что было нужно для спасения. Для нее не было ни начальников, ни подчиненных - все были равны. Интересен случай произошедший в обители во времена, грозившие изменой правил, установленных св.Серафимом Саровским. Митрополит желал поставить на место бывшей игумении Гликерию Занятову (противницу устава обители) и приехал в монастырь. Все эти дни блаженная "воевала": била посуду, кричала и пр. А в один из дней дала пощечину митрополиту, чем вызвала осуждение многих сестер и общественности. Но сам митрополит хода делу не дал и блаженную оставили в покое.
Внешний облик Пелагии многих пугал. Художник Петров Н.П. в первое посещение блаженной описывает ее так: "На полу, на войлоке сидела старая, скорченная и грязная женщина, с огромными ногтями на руках и босых ногах" Во второе посещение он говорит о ней следующее: "Это была женщина красиво сложенная, с необыкновенными живыми, блестящими глазами". "Голос ее звучал подобно колоколу, так что слушавшие ее, надолго не могли забыть действие тех слов".
После кончины "второго Серафима" в монастыре юродствовала Параскева( в миру Ирина). Родилась блаженная в конце XVIII в. в семье крепостных крестьян села Никольского Тамбовской губернии. Хозяева выдали ее замуж в 17 лет за крепостного Федора, они прожили в любви и согласии 20 лет, но детей в браке не было. По прошествии этого времени Федор умер от чахотки. Новые хозяева жестоко обращались с Ириной, поэтому она сбежала от них. Сначала она ушла в Киев на богомолье, где повстречалась со старцами. В монастыре Ирина приняла постриг с именем Параскевы. Когда ее вернула полиция, хозяева - Шмидты - выгнали ее на улицу без одежды и куска хлеба. Она стала бродить по селу как помешанная, вызывая смех у крестьян. Параскева терпела холод и голод, зной и жажду. Удалившись в Саровские леса, она вырыла себе пещеру и жила в ней. Так в посте и молитве она провела 30 лет. За это время внешним видом она стала походить на Марию Египетскую: "худая, высокая, почерневшая от солнца". По зависти вражьей на Параскеву напали грабители и сильно избили. Боль в проломленной голове не проходила всю жизнь. За год до кончины блаженной Пелагии Паша пришла в Дивеевский монастырь и там и осталась до своей кончины. Одно из любимых занятий блаженной было "играть в куклы". Через них юродивая часто указывала спасительный путь для каждого из приходивших к ней людям. Случаев прозорливости блаженной было известно множество. С приходившими к ней она была " то чрезмерно строгая, сердитая и грозная, то ласковая и добрая, то горько-горько грустная". Это было не настроение как могло показаться, просто блаженная знала, кому и что нужно сказать в зависимости от его духовного состояния. Внешний ее облик часто пугал людей. Так о своем впечатлении при посещении блаженной С. Нилус пишет: "что-то седое, косматое и мне показалось страшное". За этой внешней оболочкой было великое смирение, любовь и сострадание к людям.
Блаженная настойчиво просила будущего митрополита Серафима (Чичагова): "Подавай прошение государю, чтоб нам мощи открывали". В результате большой проделанной работы и усердной молитвы были открыты мощи прп. Серафима Саровского.
Блаженная Параскева предсказала появление наследника у царской семьи. Когда царь с супругой посетили блаженную, она открыла им все предстоящие беды: "войну, революцию, падение престола, династии, море крови". Императрица была потрясена и сразу не поверила ее словам.
Умерла Парасева Ивановна в возрасте 120 лет 5 октября 1915 года. Преемницей блаженной Параскевы стала Мария Ивановна. Отца Марии звали Захар, но как объясняла блаженная: "Это все мы блаженные, Ивановны: по Иоанну Предтече". Мария Захаровна Федина родилась в конце 60-х начала 70-х гг. XIX века. С раннего детства она была "странной": не играла ни с кем, не веселилась, часто молчала. Родители ее умерли, когда Мария была отроковицей. И когда житья от родных не стало, Мария ушла в монастырь с богомольцами и больше не вернулась. Она долго скиталась по монастырям, но осталась в Серафимо-Дивеевском монастыре, став восприемницей блаженной Параскевы. Блаженной было много известно по дару прозорливости. В ночь когда была расстреляна царская семья Мария Ивановна бушевала и ругалась «Княжон, княжон-то, штыками!».
В нелегкое время досталось юродствовать в обители Марии. Это было время потрясений для всего русского народа. 18 августа 1919 г. отряд красноармейцев недалеко от Дивеево (с. Пузо) после зверских побоев и издевательств расстрелял блаженную Евдокию с ее келейницами Дарьей и Марией. Представителями советской власти 6 мая 1927 г. во всем монастыре устроили обыск, описывали казенные и проверяли личные вещи. 7 сентября 1927 монахиням было приказано покинуть монастырь. Но несмотря на тяжелое положение, блаженная поддерживала сестер, говоря им, что обитель восстановят и некоторым из них открывала, какое послушание нужно будет нести во вновь открытом монастыре. 25 мая 1931 г. блаженную арестовали. Из материалов дела: "Монашка Федина Мария Ивановна является членом монархической контрреволюционной организации, принимая у себя на квартире монахов, проводя собрания, ставя своей целью свержение советской власти".Кончина блаженной была тихой, мирной. Она скончалась в возрасте около 70 лет 8 сентября (н.ст.) 1931 г..
Сейчас мощи трех блаженных: Пелагии, Параскевы и Марии почивают в Казанском храме Серафимо-Дивеевского монастыря.
Блаженные внешним своим безумием обличили наше "благоразумие" заключающееся в погоне за иллюзиями и проведении времени в суете. Стараясь жить по воле Божьей, будем молиться блаженным о помощи и утешении нам грешным.
Статья подготовлена с использованием материалов из книги Дивеевские Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 2009.
Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Архив рассылки
(в скобках указан средний балл, оценка выпусков рассылки; значения округлены до 0,1)
Количество подписчиков: 107
автор статьи
Маша Зебрева
Маша Зебрева
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное