Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Небо на земле


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 63   :   30 ноября - 13 декабря 2009 года

Литургия

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая

Небо на земле

Общее дело, так переводится с греческого слово «литургия». Литургия – это средоточие христианской жизни. На этом богослужении происходит освящение хлеба и вина, которые становятся плотью и кровью Христовыми. На этом богослужении человек соединяется со Своим Господом, становится причастником вечной жизни.
Первая литургия совершена Христом-Спасителем ночью накануне страданий. В конце тайной вечери Он установил новую Пасху, когда дал апостолам в пищу вместо пасхального ягненка Свою плоть и кровь. И это действительно было Пасхой (евр. переход) Ветхого Завета в Новый. Вместо жертвоприношений животных отныне стала совершаться бескровная жертва. Вместо агнца, который был прообразом Христа, Он Сам является и Жертвой и Совершителем таинства.

Из истории развития литургии

Апостолы совершали литургию по обычному чину ветхозаветной вечери, к которому они привыкли. Возглавлял литургию несомненно и только священник. Главной молитвой, конечно же, была молитва призывания Святого Духа на дары (т. е. хлеб и вино). По свидетельствам древних христиан эти молитвы не записывались. Священник благодарил Бога, сколько и как мог. Также на литургии зачитывались отрывки из Евангелия и Деяний апостольских. Часто литургия совершалась после братской трапезы (агапы) на рассвете нового воскресного дня.
В связи с распространением христианства в практику вводятся занятия для оглашенных (готовящихся ко крещению). Вместе с этим пришло деление литургии на две структурные части: «литургию оглашенных» и «литургию верных». Собственно говоря, верные присутствовали на всей литургии. А оглашенные уходили после соответствующего возгласа: «Елицы оглашенные, изыдите». Древние христиане считали, что только после крещения человек способен воспринять смысл таинства Причастия, поэтому о нем не упоминалось даже на беседах с оглашенными.
«Литургия оглашенных», т. е. первая часть литургии, богата дидактическим материалом: чтение Деяний апостольских, Евангелия (после которого следовала проповедь), пение псалмов, тропарей святым. Именно из этой части оглашенные познавали учение христианское.
Главная часть литургии называется анафорой (возношением). Именно на ней по молитвам всей Церкви совершается освящение хлеба и вина благодатью Святого Духа. Примерно с V в. анафора стала начинаться с пения «Символа веры» и лобзания. Братья лобызались с братьями, а сестры с сестрами. Лобызание – выражение нашей любви друг ко другу, а без любви невозможно совершать Евхаристию (благодарение).

Чинопоследование Божественной литургии

Сейчас Православная Церковь пользуется тремя чинопоследованиями литургии. Они были составлены свт. Василием Великим, свт. Иоанном Златоустом и свт. Григорием Двоесловом (так называемая литургия Преждеосвященных Даров). Также в нек. православных церквях используется древнейшая литургия ап. Иакова. Очевидно то, что литургия одна; чинопоследования различаются лишь текстом некоторых молитв и их последовательностью.
В настоящее время божественная литургия начинается с проскомидии (греч. приношение). Это название пошло от того, что люди приносили испеченный собственными руками хлеб и домашнее вино для совершения таинства. В древности не было четко оформленной проскомидии. Поминание людей совершалось после освящения Святых даров незадолго до Причастия. Эта молитва существует и сейчас. Но кроме нее личное поминовение каждого человека и изъятие из просфоры частицы за здравие или упокоение совершается на проскомидии.

Проскомидия

Главная просфора, употребляемая для совершения таинства, называется Агнец. Из нее священник копием вырезает прямоугольную частицу и вонзает копие в правую часть, вспоминая о том, что Господь был прободен копием в правое ребро. Затем из следующей просфоры вынимается частица за Богородицу. Далее из так называемой девятичинной просфоры вынимаются и по очереди раскладываются на дискосе рядом с Агнцем частицы за: 1) Иоанна Предтечу, 2) всех пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников и мучениц, 6) преподобных мужей и жен, 7) чудотворцев и бессребреников, 8) праведных Иоакима и Анну; святого, в честь которого построен храм; святого, память которого празднуется в этот день и всех святых, 9) свт. Иоанна Златоуста (или Василия Великого, в зависимости от того, чье чинопоследование литургии используется). Далее из 4-й и 5-й просфор происходит изъятие частиц за живых и усопших, о которых были поданы записки. Именно поминовение на проскомидии является самым важным поминовением человека в церкви, поскольку изъятые частицы в конце литургии, после причастия мирян, будут опущены в чашу с кровью и телом Христовыми. Кровью же христовой омываются наши грехи.
Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Архив рассылки
(в скобках указан средний балл, оценка выпусков рассылки; значения округлены до 0,1)
Количество подписчиков: 100
автор статьи
Лиза Куликова
Лиза Куликова
Фото В. Губина
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное