Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В поисках предка. (О языках, о письменности)


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 45   :   18 - 24 мая 2009 года

В поисках предка

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
фрагмент карты народов времен Вавилонского царства; фрагмент изображения с сайта fathernc.narod.ru
фрагмент карты народов времен Вавилонского царства
(фрагмент изображения с сайта fathernc.narod.ru)
Ближайшее занятие:
25 мая в 18:00 (понедельник)
Тема занятия:
Вспоминаем о Николае Сербском

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
«Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей»
(просьба моравского князя Ростислава; после этого направили в Моравию братьев Кирилла и Мефодия)



Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
(теперь мы указываем средний балл, как были оценены предыдущие выпуски рассылки; значения округляются до 0,1)
автор статьи
Денис Биштейнов
Денис Биштейнов
Фото В. Губина

Религия и наука

Индоевропейские языки. Истоки

Религиозное и научное знания, безусловно, различаются. Причина отличий видится, прежде всего, в тех философских (назовем это строгим научным языком) концепциях, которые лежат в основе. А следовательно, которые служат отправной точкой в рассуждениях и выводах. И всё же, несмотря на свои коренные различия, «знания с Богом» и «знания без Бога» имеют точки соприкосновения.
В высших учебных заведениях изучающим языкознание рассказывают историю зарождения и развития языков, как она сегодня известна и представляется ученым. Рассказывают о научных фактах, одни из которых подтверждают некоторые данные, а другие наводят на некоторые мысли и предположения. На неспециализированных факультетах историю языка расскажут популярно. А те, кто её изучает серьёзно, возможно, смогут увидеть сами факты, как есть, без философской нагрузки.
Конечно, иногда очень трудно избежать привычного хода мысли. И если мы привыкли думать о развитии жизни и её явлений только в духе современных философий, которыми так щедро снабдила нас Западная и Центральная Европа, то нам может оказаться очень сложно оставить только «кости», голые факты.
Боюсь быть обвинён вами, дорогие читатели, в стереотипности мышления. Я так и не придумал, каким образом можно было бы попытаться изложить православную точку зрения, чтобы это было НЕ по шаблону. И пришёл к единственному, огорчающему меня выводу. Я смогу только лишь поделиться с вами самими фактами.
Многое в этой статье взято из работ С. Головина. Его книга «Всемирный Потоп. Миф, легенда или реальность?», на мой взгляд, очень выгодно отличается от своих аналогов, некоторые из которых мне приходилось читать. В ней нет популизма и названы только проверенные факты; список использованной литературы поражает фундаментальностью перечисленных трудов, и в нем нет ссылок на статьи в New York Times.
Итак, неужели Вавилонское столпотворение можно «примирить» с современным языкознанием, семействами языков и их историческим развитием? Я не буду сейчас говорить своё авторское «неопровержимое да» или «нет». А предоставлю вам возможность самим сделать выбор.
Десятая глава Бытия, которая у исследователей получила название «Таблица народов», содержит имена сыновей и внуков Ноя. По мнению С. Головина, они стали отцами народов и в честь них были названы земли, крупные города, реки; сами народы; божества, в культ которых со временем выродилось почитание предка-основателя.
В современном языкознании выделяют несколько больших языковых семейств: индоевропейские языки, алтайские, афразийские, тюркские, уральские, семито-хамитские, финоугорские.
К индоевропейским языкам относят хетто-лувийскую (анатолийскую), индоарийскую (индийскую), иранскую, греческую, иллирийскую, романскую, кельтскую, германскую, италийскую, балтийскую, праславянскую, тохарскую группы языков, армянский, фригийский, фракийский, албанский, венетский языки. Некоторые исследователи также относят к этой группе некоторые другие языки (например, этрусский). Ученые считают, что «общеиндоевропейский язык» распался на эти несколько групп примерно во втором – третьем тысячелетии до н.э.
Эти языки и этнические группы, которые говорили на них, получили название индоевропейских сравнительно недавно. До этого их называли иафетическими или яфетидами. В современном языкознании нельзя поставить знак равенства между индоевропейскими и иафетическими языками. Например, финоугорские, уральские, тюркские языки теперь выделяют в отдельные семейства.
Согласно «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем в XII веке, к яфетидам относятся следующие народы и племена: русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, зимегола, корсь, сетгола, ливы, ляхи, борусы, варяги, свеи, ингляне, волохи, римляне, немцы, корлязи, венедийцы, фряги. То есть славяне и народы Западной Европы.
Потомков Сима и Хама и ученые, и верующие называют, соответственно, семитскими и хамитскими этническими группами. Семито-хамитские народы не настолько распространенные, по сравнению с индоевропейскими. Сегодняшняя реальность отражает сказанное в Писании: «…благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9,26-27).
В Бытии утверждается, что вплоть до строительства «города и башни высотою до небес» «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11,1).
«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Быт. 11,6-8).
На основании данных из Библии невозможно абсолютно точно вычислить время вавилонского столпотворения. Однако те приближенные расчеты, которые можно произвести, в данном случае указывают на сходные сроки распада индоевропейских языков на группы.
После этого потомки Иафета расселились на востоке, севере и западе и, таким образом, заселили всю Евразию за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты.
1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
2 Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас.
3 Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.
4 Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.
5 От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.
(Быт. 10,1-5)
Для нас достаточно интересно было бы узнать, от какого рода произошли славяне и, соответственно, славянские языки.
В Книге пророка Иезекииля сказано: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала» (Иез. 38,2). Согласно преданию историка Иосифа Флавия (ок. 37 — ок. 100), потомки Магога жили к северу от Чёрного моря. Согласно его данным, от Магога, Фувала и Мешеха произошли славянские народы и скифы.
Южно-русское княжество со столицей Киев называлось в среденевековье Рош, что означает «глава, начало, первый». От Роша позднее произошло слово «русские».
Мешех означает «приобретение, овладевание». В.Н. Татищев обращает внимание на «отголоски» имени Мешех (Мосох) в названиях Москва, Мещера, Мешех (район Мещерской низменности). Однако современные ученые всё же сходятся во мнении, что это всего лишь фонетическое сходство, а не генетическое родство.
Фувал (Тубал) означает «ружейных дел мастер». Потомком Фувала является народ табали, земля которого во времена Флавия называлась Иберия (Иверия – древнее название Грузии, а от имени Тубал происходит название ее столицы Тбилиси). Часть потомков Тубала уходят на север – к реке Тобол, от которой произошло название города Тобольск.
Из Гога получился Кан, Каук, Кавказ, что означает «высокий»; по Иосифу Флавию потомки Иафета селились севернее Кавказа.
И наконец, Магог означает «распространение, рост семьи». О его потомках известно мало. Большинство древних историков сближают потомков Магога с потомками Гомера, в частности Иосиф Флавий называет «народом Магога» скифов, которых также связывают с потомками Аскеназа, сына Гомера. По всей видимости, эти народы ассимилировались. Ненний отмечает, что потомками Магога, помимо скифов, были также и готы.
К сожалению, «славянских свидетельств» в Библейской летописи народов не так много. Хотя и они подтверждаются фактами.
То, о чем написано выше, мне кажется, не просто размышления, которые могут скрасить наш досуг. Это причина задуматься. Библия уже давно стала настольной книгой языковедов-исследователей. Стала ли она настольной книгой для нас?
автор статьи
Ирина Щедрова
Ирина Щедрова
Фото Д. Биштейнова

Еще один довод в пользу изучения славянского языка

Давно и не нами сказано, что лукавый может привлечь в свои сети, только если обрядится в одежды добра. Никто не пойдет туда, где все чужое и чуждое. А вот если это чуждое сделать родным и назвать этот путь «возвращение к истокам», к «корням» – тогда, пожалуй, можно. Пользуясь нашим незнанием, нашей современной безграмотностью в этих самых «корнях», чуждые русскому человеку учения успешно маскируются под «своих».
Вот, например, оказывается, славянское слово «Бог» произошло от «Бхагаван» (это санскрит), а имя Всевышний — от «Вишну». А вот имя «божественной супруги» Радха (Хара) дало название русскому хараводу (!) и вообще радости.
Пойдем дальше? Был такой, кажется, тоже бог, Говинда, он почитался как защитник коров. Вот от его-то имени мы и образовали слово «говядина», кстати, оказывается, у славян существовал даже культ (!) поклонения коровам.
Еще более забавная параллель: мир, созданный Брахмой как творцом вселенной, называется «сварга», именно отсюда, оказывается «старинное слово» – «сварганить»!
При этом авторы издания, а вы уже наверняка догадались, что это почитатели Кришны, ссылаются на некие исследования Института славяноведения РАН. Но вот что пишут сами ученые этого института:
«Ошибочны и распространившиеся в последнее время в нашем обществе попытки применения таких названий, как «ведическая культура» или «ведическая религия», к формам вероисповедания, известным в среде славян и конкретно – русских. Выше указывалось, что выявляется ряд черт сходства в вероисповедании древних арьев и всех индоевропейцев, в том числе и славян; но то, что называется ведической религией, не было идентично их формам вероисповедания. Тот сложный системный комплекс, который нам известен как ведическая культура, сложился уже после завершения переселения арьев в Индию и поэтому в европейской среде распространиться никак не мог.
Славяне – и русские в их числе – не арьи и не потомки арьев. Мы – их собратья по нашей, во многом сближавшейся с ними, древнейшей судьбе, по освещению которой в науке делаются лишь первые шаги. Культура славян тысячелетиями развивалась по своим путям, хотя в известной мере и сходным со всеми народами-носителями индоевропейских языков».
Исследовать труды ученых станет далеко не каждый, да и разбираться в лингвистических ошибках «поющих собратьев» тоже. Человек идет по улице, мимо печально знаменитой набережной, ставшей центром их «песнопений», получает яркий буклет и вдруг узнает – оказывается наш-то бог из Индии! Вон и предки наши его почитали, столько слов переняли! И Л.Н. Толстой тоже уважал! (источник тот же). Оказывается Христианство – это только что-то промежуточное между «исконной верой» предков и неизбежным возвращением к «истокам»!
Давайте учиться, чтобы если и говорить об истоках вообще, как об источнике, то пусть он будет чистым! Без ярких цветочков, прикрывающих гнилостную муть.
статью подготовила
Anastasia Forn
Anastasia Forn
из Остромирова Евангелия

История славянской письменности

До IX века не было упорядоченной славянской письменности. Около 863 года братья Константин (приняв монашество, получил имя Кирилл) и Мефодий из Солуни (Салоники) создали азбуку, упорядочив письменность для славянского языка. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании славянского языка, который, вероятно, был одним из диалектов древнеболгарского, основные звуки и найти для каждого из них буквенное обозначение.
Долгое время дискуссионным оставался вопрос, была ли это кириллица (и в таком случае глаголицу считают тайнописью, появившейся после запрещения кириллицы) или глаголица. Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками, различающимися почти исключительно начертанием. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой глаголица первична, а кириллица вторична. На это указывает ряд фактов. Древнейшие памятники (в том числе «Киевские листки») написаны именно на глаголице. На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица, и новый текст написан на кириллице. Поэтому в современной славистике принято мнение, согласно которому братья Кирилл и Мефодий переложили звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей.
Появление кириллицы, восходящей к греческому уставному (торжественному) письму, в таком случае связывают с деятельностью болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия). В частности, в житии св. Климента Охридского прямо пишется о создании им славянской письменности уже после Кирилла и Мефодия.
В Болгарии святой царь Борис в 864 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Здесь создаются славянские школы, переписываются оригиналы богослужебных книг (Евангелие, Псалтирь, Апостол, церковные службы), делаются новые славянские переводы с греческого языка, появляются оригинальные произведения на старославянском языке («О письменехъ Чрьноризца Храбра»).
Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893—927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.
Долгое время лингвисты пытались установить связь между глаголицей и одним из более древних алфавитов. Наконец ученые вынуждены были признать, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и солунские братья Кирилл и Мефодий совершили великое дело создания славянской азбуки, как свидетельствует древний славянский список русской редакции «Похвала святым Кириллу и Мефодию»: Не на тужемъ основании свое дело полагающа, нъ изнова писмена въображьща Произвели свое дело, полагаясь не на чужую основу, а сызнова буквы изобрели".
Слависты предполагают, что кириллица появилась в 893 году на соборе в Преславе, столице болгарского царя Симеона. Со временем она вытеснила глаголицу во всех славянских странах, за исключением Северной Далмации (Адриатическое побережье), где хорваты-католики продолжали писать глаголицей вплоть до конца прошлого столетия.
Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.
Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, вероятно, частью содержит более поздние буквы (ы, оу, йотированные).
В 1708—1711 гг. Пётр I предпринял реформу русской письменности, устранив надстрочные знаки, упразднив несколько букв и узаконив другое (приближенное к латинским шрифтам того времени) начертание — так называемый гражданский шрифт. Вскоре на гражданский шрифт перешли сербы, позже — болгары; румыны в 1860-е годы отказались от кириллицы в пользу латинской письменности. Гражданским шрифтом с минимальными изменениями начертаний (самое крупное — замена m-образной буквы «т» на нынешнюю её форму) мы пользуемся и поныне.
За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 1917—1918 г., в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих неславянских языков бывшего СССР и Монголии, письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была основана на других видах письменности: арабской, китайской, старомонгольской.













из Остромирова Евангелия
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное