Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жития святых свт. Димитрия Ростовского на 8 ноября


Издательство прп. Максима Исповедника

"ЖИТИЯ СВЯТЫХ"

по изложению святителя Димитрия Ростовского

7 ноября 2007 г., Барнаул

Руководитель проекта: иеромонах Нафанаил (Судников)

qweqwe44@yandex.ru

Наш сайт: www.ispovednik.ru

Ведущий рассылки: Труднева Маргарита

 

 

8 ноября н.ст. (26 октября ст.ст.)

 

четверг

 

поста нет

 

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).

Мч. Лупа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского (1482). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Евангельские Чтения

Утр. - Мф., 36 зач., X, 16-22.

Лит. - 1 Сол., 271 зач., V, 1-8. Лк., 57 зач., XI, 14-23.

Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1-10. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2.

 

 

Жития святых на сегодня:

 

Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия

Память святого мученика Луппа

Память преподобного Афанасия Мидикийского

Память святителя Феофила Новгородского

Житие святителя Антония, епископа Новгородского

Житие преподобного Димитрия Цилибинского

 

 

 

ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ЛУППА

Мученик Лупп жил в конце III в. - начале IV в. и был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского (память 26 октября). Присутствуя при кончине господина, он омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом († после 306 г.).

 

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ МИДИКИЙСКОГО

Преподобный Афанасий Мидикийский по любви к иноческой жизни тайно ушел из родительского дома, но был насильно возвращен отцом. Однако через некоторое время Афанасий с разрешения отца поступил в Мидикийский монастырь, в Вифинии. Он был сподвижником преподобного Никиты (память 3 апреля) и скончался около 814 года. На его могиле выросло кипарисовое дерево, от которого, по благодати Божией, происходили исцеления.

 

ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФИЛА НОВГОРОДСКОГО

Последний Новгородский святитель, избранный на народном вече. Время его пастырства было очень трудным. Посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы возмущали народ против великого князя Московского Иоанна III и разжигали в пастве ненависть к святителю Феофилу. Некоторые из новгородцев склонились перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев и призывал не изменять Православию. Своим заступничество он многих бояр освободил из темниц литовских.

В 1480 г. святитель Феофил был отправлен на заточение в Московский Чудов монастырь, где тяжело заболел. В сонном видении к нему явился святитель Нифонт (+ 1156 г.), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них, что и исполнилось. Честные мощи его ныне покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

 

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ, ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО

Когда преподобный Герасим основал (в 1528 г.) Свято-Троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. При отеческой заботливости препо­добного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины преподобного Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми не мало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих. Ближе всех по духу к прп. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения — неизвестно, так как в древ­ности в иноческих обителях мало обращалось внимания на происхожде­ние и мирское звание. Известно только то, что Антоний был постриженник и лю­би­мейший ученик прп. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всей братией единогласно избран был игуменом на его место. Своей отеческой заботливостью о благоустроении вверенно­го ему стада, кротостью и любовью ко всем, незло­бием и детской простотой сердца он не только привлек к себе сердца братии к слу­жил для нее примером, но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда Вологод­ская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама I, сделалась свободной, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее «многаго ради добродетельного жития своего». И 11 октября 1586 года был рукоположен во епископа в Москве митрополитом Дионисием.

С апостольской ревностью принялся он за управление обширнейшей епар­хией, не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся (1 Кор. 9, 22) и всех привлекал к себе любовью. Не долго, впрочем, привелось ему с высоты архипа­стырской кафедры светить пастве светом своих добродетелей и назидать пасомых словом и житием. Только два года и две недели продол­жалось его управление Вологодской епархией. Но и в это непродолжительное время своими отеческими заботами о благе пасомых, тихостью нрава и кро­тостью обращения, нелицепри­ятным правосудием, радушием и милосердием к бедным он снискал у всех великую любовь и уважение. Как истинный преем­ник служения апостольского, всю жизнь свою заботившийся только о славе Божией и о пользе ближних, св. Антоний в последний год своей жизни обрадо­ван был чудесным явлением иконы Божией Матери в 14 верстах от Вологды, в За­оникиевской пустыни. Со слезами сердечной благодарности приемля явле­ние св. иконы как знак особенно­го благоволения и милости Божией к пастве и пастырю, он приказал на месте явления святой иконы воздвигнуть храм и устро­ить монастырь во славу и честь Богоматери.

Предвидя близость своей кончины, святитель поспешил устроить при новом каменном Софийском соборе придельный храм св. Иоанна Крестителя, который к своей радости и освятил 1 октября 1588 года. Еще при жизни своего учителя, прп. Герасима (+ 1554 г., 1 мая) св. Антоний был уже в летах совершенных и удостоен священного сана (что в тогдашнее время не могло быть ранее трид­ца­тилетнего возраста), — следовательно в год освящения храма св. Иоан­на Крестите­ля ему было уже более 60 лет от роду. Но в заботах о скорейшем устроении храма Господня он не обращал внимания на свое телесное здоровье, забывал свою старость и неразлучные с ней немощи, казался бодрым и дея­тельным, подавая собой пример другим. Вскоре после освящения храма святитель почувствовал в себе упадок сил, с каждым днем становился слабее и слабее и начал готовиться к смерти. Каждодневно он ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам и дома большую часть дня и ночи проводил в мо­литвах. По прошествии недели, когда здоровье его еще более расстроилось и он сильно изнемог, «в субботу на Божественной литургии во свою подобную одежду оболкся, — говорит современный описатель его жизни, — и всему священному собору мир и благословение подав и сам взя у них прощение, целовав святыя иконы и пред престолом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме св. Иоанна Предтечи своима рукама причастися Святых Таин Божественных Тела в Крови Господня и в последнюю печать и дар Святаго Духа приим, ко исходу души своей». Святитель был уже настолько слаб, что по окончании службы едва мог дойти до своей келлии; но и в это время и даже до последних минут своей жизни, перемогая себя, по-прежнему с радушием и любовью принимал всех приходивших к нему, со всеми прощался и благословлял всех, так что и по преставлении его охладевшая рука осталась благословляющей. Тихая, мирная, истинно блаженная кончина его последовала в 26-й день октября, со среды на четверток в пятом часу ночи, по тогдашнему счислению времени.

Более трех недель тело святителя не было предано земле, пока для погребения его, по распоряжению Московского митрополита Иова, не прибыл из Ростова архиепископ Варлаам; но и в столь продолжительное время нисколько не изменилось и не предалось тлению, а было как бы у спящего. Архиепископ Ростовский и Ярославский Варлаам с настоятелями ближайших к Вологде мо­настырей и со всем городским духовенством, при бесчисленном множестве плачу­щего народа, с величайшей честью предал земле тело святителя в Софий­ском соборе, возле северной стены его, на втором месте от дверей, 18 ноября. По преставлении его от честного гроба его «вернии исцеление приемлют и до­ны­не, всякими недуги и болезнми одержимыя, молитвами его».

 

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДИМИТРИЯ ЦИЛИБИНСКОГО

Преподобный Димитрий был основателем Цилибинской Архангельской пус­тыни на реке Вычегде, в 28 верстах от Яренска. Цилибинская пустынь основана была при свт. Стефане Пермском (+ 1396 г) с той целью, чтобы служить приютом для проповедников христианства, трудившихся в зырянских селениях по Вычегде. Прп. Димитрий был одним из самых ближай­ших учеников и ревностных помощников святителя Стефана в распростране­нии пра­во­славной веры между грубыми идолопоклонниками. Из жития свя­тителя известно, что кроме многих духовных лиц, приглашенных им из Устюга, он из самих зырян воспитал и образовал себе немало помощников, которые как их соплеменники, хорошо знакомые с нравами и обычаями своего народа и говорившие с ними на одном языке, могли быть более способны к миссионер­ству, скорее приобретать доверие народа и успешнее действовать на простые сердца диких сынов природы. Вероятно, из числа этих природных зырян-священнослужителей и был преподобный иеромонах Димитрий. Он старался во всем подражать своему наставнику, почему и храм в пустыне, им устроен­ной, посвятил тому же Архистратигу Михаилу, как и в Усть-Выме. Выкопав под хра­мом пещеру, преподобный Димитрий долгое время подвизался в ней в посте и молитве и выходил из нее только для совершения церковной службы и для проповеди слова Божия в окрестных селе­ниях. Когда и как скончался — неизвестно, но до 1666 года. Тело его положено было близ церкви, над его могилой впоследствии была устроена часовня, а в ней поставлена гроб­ница с изображением препо­добного на верхней доске ее. Память его благоговейно почиталась народом как угодника Божия и местно совершалась 26 октября/8 ноября, вероятно, в память его тезоименитства.

 


В избранное