ЗАЧАТИЕ СВЯТОЙ БОГОПРАМАТЕРИ
АННЫ, КОГДА ЗАЧАЛА СВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ
Господь
наш и Бог, желая создать для себя живую Церковь и святой Дом для пребывания Своего,
послал Ангела Своего к праведным Иоакиму и Анне. От них Он восхотел
приуготовить по плоти Матерь Свою и предвозвестил о зачатии бесчадной и
неплодной Анны и о рождении ею Девы. Так зачата
была святая Дева Мария и рождена, по обетованию от Бога,
хотя и чрез плотское единение. Ибо только один Господь и
Бог Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии без мужа и
без брака, неизреченно и несказанно, от Духа Святого,родившись
совершенным Богом и совершенным Человеком. Господь для Своего воплощения в
совершенстве воспринял все необходимое, для человеческого естества, подобно
тому, как изначала Он сотворил и соделал и самое человеческое естество.
Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев - и
родилась без мужа, но это несправедливо. Она родилась действительно через
девять месяцев ипутем человеческого соединения. Совершается же
празднество в честь Зачатия в пречестном храме Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы, что в Евораниях, близ святой великой Церкви1.
Тропарь, глас 4:
Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакими бо и Анну услышав
Бог, паче надежды, родити тем яве обещавает богоотроковицу, из неяже сам родися
неописанный, человек быв, ангелом повелев вопити ей: радуйся благдатная,
Господь с тобою.
Кондак, глас 4:
Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога:
ибо та породи паче слова Слово родшую.
1 Подробное сказание о зачатии и рождении Пресвятой
Богородицы находится в житии святых Богоотец Иоакима и Анны, в Минеях-Четиих
под 9 сентября. Веселие праведных Богоотец Иоакима и Анны в храме Иерусалимском
и живая благодарность ях Богу, разрешившему их неплодство и отнявшему от них
поношение между ближними, и было собственно началом празднования Зачатия. В Зачавшейся
не только Ее праведные родители, но и весь мир имел верный залог искупления,
потому что зачатие Ее было по особенному благодатному смотрению Божию. Но
начало собственно церковного празднование Зачатию Богородицы с точностью
определить трудно, по недостатку письменных памятников, но можно с
доверенностью полагать, что это празднование началось с древних времен; ибо все
обстоятельства жизни Богоматери для христиан древних в православных были важны
и священны. Преп. Андрей Критский в VII в., на день Зачатие
Богоматери написал канон и беседу. День Зачатия отнесен к 9 декабря, потому что
этот день бывает за 9 месяцев до дня Рождества Богородицы. В Константинополе
празднество в честь Зачатия Богородицы в сей день было совершено в Евораниях,
по другому чтению Уранах, близ храма св. Софии. Здесь храм Богородицы построен
был одним сенатором еще при Константине Великом.
Святая
и блаженная Анна пророчица происходила из города Армаефма, находившегося в
нагорной стороне удела сынов Ефремовых1, и
состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина2.
Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе
другую жену - Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая
поношением бесчадства3 не только от соперницы
своей - Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и
родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя
заповеди закона Божие; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые
приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие.
Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из
своего города в Силом4, чтобы рукою
первосвященника Илия5 приносить жертву Господу
Богу Вседержителю6.
И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя
между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее
сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны,
хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце
Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и
оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила
отрады в утешения своего любящего мужа (1Цар.5:8); лицо ее огорчилось, и она не
знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с
семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом
сердечную скорбь свою и дала следующий
обет:
- Господи Саваоф если Ты призришь на скорбь рабы Твоей,
вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского
пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.
Между тем, как Анна молилась так долгое время,
первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и
заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:
- Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди
от лица Господня!
- Нет, господин мой, - отвечала Анна, - я жена, скорбящая
духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей
негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила
доселе.
Тогда Илий
сказал:
- Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.
И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только
устами Илия сподобил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил
родившегося потом от нее сына пророческого дара.
Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с
радостью возвратилась к мужу своему, и чрез несколько времени зачала и родила
Самуила7, бывшего впоследствии пророком и
руководителем народа Израильского. Когда младенец
вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с
собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред
Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы, отец и мать
подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему:
- Господин мой! Я - та женщина, которая здесь при тебе
стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я
просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его - служить Господу.
Илий благословил Анну и сказал:
- Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.
Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в
избытке сердца воспела молитвенную песнь: "возрадовалось сердце мое в
Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов
моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем"8
(1Цар.2:1).
После сего, Елкана с благочестивою супругою своею
возвратились в Армафем; Самуил же остался при скинии служить Господу.
Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости
переселилась в вечные обители9.
1 Армафем, иначе Рама - город в области Цуф,
прилегавший к уделу колена Вениаминова. В этом городе имел свой дом Самуил,
когда был судиею Израильского народа; здесь он и проживал тогда и помазал Саула
на царство (1Цар.7:17; 9:5-27; 10:1-2).
2 Колено Левия не имело своего удела; левиты жили
среди других колен (Втор. 18:1-2).
3 Чадородие у Евреев знаменовало благословение Божие,
а бесчадство, наоборот, почиталось знамением неблаговоления Божия и поношение
среди людей.
4 Силом - город в колене Ефремовом, почти в средине
земли обетованной, по эту сторону Иордана. Здесь, по переходе чрез Иордан и по
завоевании земли обетованной, поставлена была скиния Моисеева (походный храм
Иудейский); здесь Евреи молились, справляли свои праздники и имели свои
совещания. Ныне остались одни развалины древнего города.
5 Илий - первосвященник и вместе судия Израильский, из
рода Ифамара, младшего сына Ааронова, первый соединивший в своем лице и духовную
и светскую власть, Он имел кроткий характер, внушавший к нему любовь и доверие
и нелицемерное правосудие, за которое народ благословлял его; но доброта его
доходила до слабости, что особенно обнаружилось в его отношениях к своим
сыновьям - Офни и Финеесу, которые, будучи священниками, позволяли себе разные
бесчиния в скинии, почему Господь, после неоднократного вразумления, наказал их
позорною смертью в плену.
6 Согласно закона Моисееву, см. кн. Исх. гл. 23, ст.
17.
7С еврейского языка: "услышанный
Богом", "выпрошенный от
Бога".
8 Эта чудно-возвышенная, полная пророческого
созерцания таин Промыслительного домостроительства, проникнутая глубоким
смирением, песнь изложена во 2-й главе первой книги Царств и читается так:
"Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко
разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь
святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш;
не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо
Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а
немощные препоясываются силою; сытые работают из-за хлеба, а голодные отдыхают;
даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь
умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим
и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения
возвышает нищего, посаждая с вельможами и престол славы дает в наследие; ибо у
Господа основание земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он
блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь
сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь свят. Да не
хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не
хвалится богатой богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что
разумеет- и знает Господа. Господь будет судить концы земли и даст крепость
Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего".
Имя Мессии
произнесено в первый раз; оно соответствует наименованию Царя, и означает Помазанника,
получившего свыше особенные дары Святого Духа. Царем-Мессиею, или Христом,
здесь назван Тот обетованный Избавитель, Которого Иаков, в благословении
Иуде, предрек под именем Примирителя, Которому должны покориться народы (Быт.
4:10), и Сам Бог в беседе с Моисеем нарек Пророком из среды братьев его
(Втор. 18:18-19).
Преподобный Стефан родился и
воспитание получил в Константинополе. Родители его, Захария и Феофания,
отличались благочестием и добродетелями христианскими; жили они недалеко от
святого храма первомученика архидиакона Стефана, Феофания, мать преподобного,
еще во время беременности им, соблюдала строгое воздержание относительно пищи:
до самого рождения его она вкушала только хлеб с овощами и воду, в своей
матерней утробе уже приуготовляя подвижника. И как только родился младенец, у
него на груди обнаружилось прекрасное изображение креста, которое было видимым
знамением того "распятия плоти со страстями и похотями" (Гал.5:24),
какое проявил он в последующей своей жизни. Воздержание он начал соблюдать еще
в младенческих пеленах, когда питался грудью своей матери: он не принимал
молока матери, если она предлагала ему кормление по принятии обильной пищи. И
это случалось многократно и продолжалось тогда по два и по три дня, так что
родственники святого младенца, наблюдая то, недоумевали и сокрушались. Но это
нисколько не вредило здоровью дитяти. Младенец был крещен, возрастал и был
отнят от груди матерней. Достигнув отроческого возраста, он охотно и с
прилежанием занялся книжным учением, соблюдая повиновение своим родителям. Когда
же архиерейскую кафедру занял святой Мефодий2,
то, по устроению Божию, благочестивый Захария, отец Стефана, удостоен был сана
пресвитерского с причислением к клиру великой Константинопольской церкви; в то
же время и богомудрый Стефан принял пострижение и поступил в число клириков той
же церкви и, между прочим, предсказал скорую кончину своему родителю. На
восемнадцатом году, по смерти своего отца, преподобный Стефан подъял на себя
подвиг затворничества; уединясь в церкви святого и верховного Апостола Петра,
он пребывал там в непрестанной молитве и питался только овощами.
Здесь он вскоре получил в своем
подвиге ободрение свыше: однажды ночью явился к нему Апостол Христов и сказал:
- Мир тебе, чадо. Да будет тебе во
благо сие начало добродетельного жития твоего, и да укрепит тебя в том Господь.
Прожив так три года, Стефан
сподобился еще видения священномученника Антипы3,
который, явившись ему. сказал:
- Мир тебе, чадо; будь внимателён
к себе; не оставлю тебя.
Это внушение расположило
преподобного еще более усилить свой подвижнический труд в молитве и посте; с
этого времени он только однажды или дважды в неделю вкушал овощи и притом без
соли. Проводя так жизнь, Стефан достиг высокой степени нравственной чистоты,
удостоился сана святительского и совершил многие чудеса.
В двенадцатом году царствование
благочестивого царя Василия4 и сороковом - жизни
Стефана произошло великое землетрясение, от которого церковь святого Антины,
при которой в тоже время обитал преподобный, разрушилась совершенно. И удалился
преподобный с того места и поселился в одной гробовой пещере и провел в ней
двенадцать лет. В это время все волосы на голове его и на бороде, а равно и
зубы выпали и всё тело его пришло в расслабление, так как в пещере той была
большая сырость; и преподобный дошел до крайней степени умерщвления плоти
своей. Изнурив таким образом плоть свою, он потом вышел из пещеры, но и после
того постелью ему служила простая доска, покрытая жестким рубищем. Потом он
принял Ангельский схимнический образ и только в Господские праздники, по
совершении Божественной службы, вкушал по одной овощинке и немного воды. Так
питаясь, сей блаженный гражданин отечества небесного, в продолжение пятидесяти
лет проходил свой тесный, строго подвижнический путь жизни и на семьдесят
третьем году всего жития5 своего, а лучше
сказать умерщвления плоти своей, предал дух свой Богу.
1 Новосиятелем преп. Стефан назван потому, что сиял,
подобно древним подвижникам, святою жизнью.
2 Св. Мефодий - патриарх
Константинопольский с 842 - 846 гг.
3 Священномуч. Антипа, епископ Пергама
Асийского, скончался в 95 г., память его (11 апр.) была особо чтима в
Царьграде, куда при Феодосии Великом (379-395 гг.) был перевезен из Пергама
бык, в коем сожжен был св. Антипа
Преподобный Софроний был
сыном христианских богомудрых родителей, живших на острове Кипре. Он получил
хорошее образование, но предпочтительно занимался писаниями святых отцов, день
и ночь поучаясь в Законе Божием; вместе с тем и жизнь свою он благоустроял по
заповедям Господним. И настолько он преуспевал в благочестии и добрых делах,
что удостоился от Господа дара чудотворения и совершил много чудес. По смерти
епископа Кипрской церкви, святого Дамиана, священным собором и всем народом
Софроний избран был и поставлен на его место. Заняв святительскую кафедру и
приняв управление своею родною церковью, преподобный явил себя истинным отцом
своей паствы: печаловался о вдовицах и убогих, помогал сиротам и беспомощным,
защищал притесняемых и обижаемых. И так пожив и благоугодив Богу, с миром
скончался1.