← Март 2004 → | ||||||
3
|
5
|
7
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
13
|
14
|
||||
15
|
19
|
21
|
||||
24
|
25
|
27
|
||||
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.ispovednik.ru
Открыта:
17-09-2003
Адрес
автора: religion.livesofsaints-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Издательство прп. Максима Исповедника "ЖИТИЯ СВЯТЫХ" по изложению святителя Димитрия Ростовского Ведущий: иеромонах Нафанаил (Судников). 4 марта 2004 г., Барнаул, zus@barnaul.ru |
Низкий поклон р. Б. Александру и Галине Загуляевым, Льву Польгуеву, Игнатию Лапкину и Евгению за помощь в наборе
_______________________________________________________________________
На 5 марта н.ст. (21 февраля ст.ст.):
Память преподобного отца нашего Тимофея, пустынника в Символах
Память святого Георгия, епископа Амастридского
Житие святого отца нашего Евстафия, епископа Антиохийского
________________________________________________________________________
ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ТИМОФЕЯ, ПУСТЫННИКА В СИМВОЛАХ
БЛиз Олимпийской горы1 находилось одно пустынное место, прозываемое Символы, где стоял монастырь. Архимандритом того монастыря был преподобный Феоктист, муж добродетельный, у которого преподобный исповедник Платон поучался иноческому житию. Среди учеников блаженного архимандрита Феоктиста был и преподобный Тимофей; с юных лет он посвятил себя иноческим подвигам, подвизался в посте, воздержании, и посвящал целые ночи молитве; окончательно умертвив в себе плоть, он был чужд страстей и отличался духовным совершенством и до самой кончины своей соблюдать девство душевное и телесное, ибо положил завет с самого раннего возраста никогда не взирать на лицо женское. Посему он и сподобился быть храмом Духа Святого и восприял дар исцеление и силу против бесов; по его молитвам происходило много чудес: святой исцелял всякие недуги и изгонял из людей нечистых духов. Много лет он скитался по горам и пустыням, жил один в Господе и в непрестанной молитве проливал обильные слёзы, орошая ими свою душу как росою. В такой жизни он достиг глубокой старости и отошел к Господу.
Кондак, глас 4:
Яко звезда многосветлая от востока возсияв, озарил еси в сердцах верных добродетели чудес твоих, чудоносче всеблаженне Тимофее.
________________________________________________________________________
1 В Малой Азии, на границе Фригии и Вифинии.
ПАМЯТЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, ЕПИСКОПА АМАСТРИДСКОГО
Родители преподобного, Феодор и Мигефуса, были люди благочестивые, происходили из знатного рода и отличались добродетельною жизнию1. Будучи бездетными, они усердно молились Богу о даровании им детей, и только в глубокой старости Господь исполнил их молитву. Голос с неба возвестил им о рождении у них сына, нарёк ему имя и предсказал, что родившийся удостоен будет благодати епископства. Сын родился.
Это и был преподобный Георгий. Когда он достиг отроческих лет, то стало приходить в исполнение и предсказанное о нем, ибо он оказывал блестящие успехи в светских и духовных науках, и родители, видя это, прославляли Бога. Пришедши в совершенный возраст и окончив образование, преподобный Георгий оставил свое отечество и удалился в Сирикийские горы. Здесь он встретил одного благочестивого старца, принял от него иноческое пострижение и под его руководством стал проходить иноческую жизнь. После кончины старца преподобный ушел в Вониссу и предался здесь суровым подвигам постнической жизни. Благочестивая жизнь святого Георгия скоро стала известна всем, и когда скончался епископ города Амастриды2, то изволением Божиим он был избран клиром и народом в епископа. Прибыв в Царьград для рукоположения, он приобрел расположение императора Константина 6-го и матери его Ирины и посвящен патриархом Тарасием. Таким образом, и сбылось, наконец, всё то, что некогда предсказал о нем Господь его родителям, - преподобный был возведен на кафедру Амастридского епископа, подобно светильнику, которого не скрывают под сосудом, но ставят на подсвечнике (Мф.5:15). Когда он прибыл из столицы в свой кафедральный город, то утвердил свою паству в Божественном учении, умножил церковную утварь и украшение в храмах и составил церковные правила относительно алтаря. При этом он всегда был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и разрешителем долгов и для всех служил образом истинно богоугодной жизни. Преподобный совершал много чудес: так, например, своими молитвами он прогнал от города сарацинов, опустошавших окрестную страну; спас чудесным образом Амастридских купцов, взятых в Трапезунте и несправедливо осужденных на смерть. Прожив в таком благочестии земную жизнь, преподобный Георгий оставил ее и с миром предал дух свой Господу, Которому да будет слава теперь, всегда и во веки веков3.
________________________________________________________________________
1 Они жили в городе Кромне, в Пафлагонии, при Черном море.
2 Город Амастрида находился в Пафлагонии, одной из северных малоазийских провинций римской империи, расположенной между Вифинией и Понтом по берегу Понта Евксинскаго, ныне Черного моря.
3 Св. Георгий скончался 3 марта в царствование Никифора Логофета (802-811 г.) при гробе его совершалось много чудес.
ЖИТИЕ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ЕВСТАФИЯ, ЕПИСКОПА АНТИОХИЙСКОГО1
В сонме великих святителей Церкви Христовой святой Евстафий, епископ древней столицы Малоазийского Востока и Греко-Римской империи - Антиохии2, является одним из славнейших христианских исповедников и борцов-защитников истинной веры в Бога.
Жил святитель Евстафиий3, с конца третьего до половины четвертого столетия. Родился он в городе Сиде4 Памфилийском, а архипастырствовал сначала в Берии5 Сирийской, откуда за свои достоинства и заслуги Церкви, по желанию народа, отцами первого Вселенского собора перемещен был в Антиохию.
Время архипастырской деятельности святого Евстафия было временем чрезвычайным и единственным в ряду веков жизни Церкви Христовой. Это был век особенно светоносный и по числу и по величию светил Церкви, учителей вселенских. Века последующие хотя славны также учителями веры, но то были уже подражатели и ученики богомудрейших отцов века четвертого. Брань христианства против язычества, совершавшаяся за первые три века под знамением Креста Христова, окончилась в начале четвертого века полною победою над язычеством, и уже не было более нужды защищать христианскую веру против язычества во всемирной Греко-Римской империи, уже не было нужды доказывать превосходство христианства над язычеством. Внешний покой, наступивши тогда для Церкви Христовой, дал возможность к всеобщему однообразному устроению внутренних дел Церкви и к безпрепятственным учительным беседам пастырей с пасомыми. Но тут-то и возникла еще большая нужда в брани еще труднейшей с внутренними врагами Церкви, с еретиками6. Главным из еретиков, смущавших в то время Церковь, оказался ученый пресвитер Александрийской7 церкви в Египте по имени Арий8. В гордом увлечении своего ограниченного умствования Арий, возобновляя языческое учение о сообщении божества не богам, богохульно утверждал, что: 1) Бог Отец хотя вечен, но было время, когда Он не был Отцом и у Него не было Сына; 2) Сын создан, сотворен 0тцом прежде всего и чрез Сына создан мир; 3) Сын не вечный, но высший всех тварей; Сын подобен Отцу - Бог по имени, но не по существу; 4) Бог Отец по благости сообщил Сыну мудрость: но Сын не знает вполне Бога Отца; 5) Дух Святой также не лицо Божие, а создан Сыном9.
Возмущенный таким богохульным лжеучением, Александрийский епископ Александр10 убеждал Ария отказаться от такого еретичества. А когда Арий не подчинился кротким увещаниям епископа, был созван поместный собор из ста епископов Египта и Ливии. Этот поместный собор Александрийской церкви отлучил, как богохульных еретиков, Ария с несколькими единомышленными ему пресвитерами и диаконами, а они деятельно стали стараться приобрести себе поддержку не только между пастырями соседних церквей, а также и среди народа. Для этого они рассылали своих единомышленников и письма с своим хитросплетенным лжеучением по всем церквам Востока и составляли в духе Ариева лжеучения песни, распеваемые на народные напевы. Страсть же к богословским рассуждениям и спорам была в то время на Востоке столь велика, что религиозными вопросами занимались не только в домах, а и на площадях и перекрестках; язычники даже осмеивали эти споры в своих театрах и обращали разногласие христиан в пользу отвергнутого язычества.
Смущаемые таким образом лукавыми еретиками арианами, волновались церкви и в Сирии и там, где архипастырствовал святой Евстафий, спорили о разрешении богословских вопросов и недоумений... Святой же Евстафий, отличавшийся глубокими богословскими знаниями и светскою ученостью, был твердым, неустрашимым исповедникомъ11 православной веры Христовой и в Берии, во время последнего языческого гонения христиан, и теперь, при смущении Церкви арианством, одним из первых святителей ревностно восстал устно и письменно против богохульного лжеучение Ария и ариан.
Восстановить согласие и мир между православными и арианами в Александрии, в Сирии и в других церквах пробовал, но не смог даже равноапостольный император Константин Великий12. По этому для прекращение раздора император решил прибегнуть к епископству всей Церкви христианской и созвал в Никеи13 первый Вселенский Собор Церкви.
Император Константин, созывая этот собор, желал по словам Евсевия, историка того времени, посвятить Христу Спасителю ?священнический венец из прекрасных цветов, сплетенный и связанный единением мира?. И на зов императора собралось в город Никею из Азии, Африки и Европы одних епископов до трехсот; были даже епископы из стран, не подчиненных Греко-Римской империи, например из Персии и Скифии14. Число же сопутствовавших им пресвитеров, диаконов и прочих клириков было еще много большее числа епископов. Из мирян, кроме высших сановников, прибыло в Никею много философов15 и ученых. И вот на этом соборе, святому Евстафию вследствие его великого благочестия и глубоких познаний богословских и мирских, соединенных с непоколебимою ревностью к сохранению чистоты православного вероучения, дано было святителями Церкви особенно выдающееся важное значение. Святому Евстафию поручено было первое председательство16 на великом Вселенском Соборе; он занимал место первого епископа, сидя с правой стороны императора, и ему дана была честь от всего Вселенского Собора приветствовать речью равноапостольного императора Константина. Вот эта красноречивая и сильная верою и духом речь святителя Евстафия:
- Благоверный Государь! Благословен Бог, избравший тебя царем земли, рукою твоею истребивший идолопоклонство и водворивший чрез тебя в сердцах верующих мир. Уже попрана власть духов злобы; ниспровержены алтари многобожия; рассеевается мрак нечестия; и свет божественного учения озаряет всю вселенную. Прославляется Отец, почитается и Сын, возвещается и Дух Святый - Троица единосущная; едино Божество в трех Лицах или ипостасях всюду проповедуется. На сем учении, государь, утверждается величие твоего благочестия. Сохрани его для нас целым и ненарушимым, - да ни кто из еретиков, проникнув в Церковь, не расторгнет единства троичного Бога и не подвергнет нашей веры поруганию. Причиною же настоящего собрания и рассуждений наших -неистовый Арий, который, прияв служение пресвитера в Александрийской церкви, оказался чуждым учению блаженнейших пророков и Апостолов. Ибо Единородного Сына и Слово Отчее он не признает единосущным и равным Отцу, и почитатель твари - хочет сопричислить Творца к творению. Повели, государь, чтобы он, оставив свое заблуждение, не восставал против учения апостольского или, если останется упорным в своем нечестивом мнении, изгони его из общества Православной Церкви, - да не колеблет он более своими нечестивыми мнениями веры душ слабых17. Так говорил святой Евстафий.
На этот первый Вселенский Собор христиан прибыли в Никею многие языческие философы, - одни с тем, чтобы ознакомиться лучше с учением христианским, а другие по ненависти к этому учению надеялись при помощи хитросплетенных рассуждений запутывать речи епископов и опровергнуть учение христианское. Церковные писатели упоминают, что одному тщеславнейшему из этих философов, по имени Федону, который защищал нечестивого Ария и его хульное учение, первое опровержение от имени всего собора давал святитель Евстафий Антиохийский18, как владевший высокими философскими познаниями. И философ этот в конце своих прений со святым Собором был поражен ответами святителей на столько, что громко воскликнул: ?Слава Тебе, Боже, открывшему святым Твоим, превышающее всякий ум, таинство чистого, безмерного и несозданного Божества. Молю Тебя, Христе, всеблагого Сына всеблагого Отца, прости мне всё, сколько я согрешил против Тебя, увлекаясь доселе нечестивыми мнениями Ария... Отныне я предаю навсегда проклятию Ария и нечестивые мнения его и всех, одинаково с ним мудрствующих и богохульствующих против Отца и Сына и Святого Духа?19...
Но сам Арий с несколькими единомышленниками остался непреклонным в своих мнениях. Тогда отцы собора, между коими столь почетное место занимал святой Евстафий, торжественно и единогласно исповедали Сына Божие единосущным Богу Отцу; Ариево же учение, как противное слову Божию и отеческому преданно, со всеми, содержащими Ариево лжеучение, предали анафеме и отлучению от Церкви правоверующей. А чтобы утвердить в точности правое исповедание веры на все последующие времена, отцы Собора изложили это исповедание в символе веры, как данном от Бога20. Ария и двух единомышленных с ним епископов Феона и Секунда21, после отлучения их от Церкви, Император сослал в заточение.
Утвержденное Вселенским Собором исповедание христианской веры подписали и многие покровители Ария, а Евсевий епископ Никомидийский и Феогний Никейский, подписав этот соборный символ, отказались подписать осуждение Ария. За это, как защитников Ариевой ереси, император объявил их лишенными их церковных мест и отправил в ссылку, откуда однако они прислали письменное раскаяние в своем заблуждение и потому были прощены и возвратились в свои епархии.
Церковный историк того времени, блаженный Феодорит, епископ Кирский22, описывая первый Вселенский Собор, приводит между прочим следующий отрывок из сочинения святого Евстафия Антиохийского, написанного против ариан: ?Когда для рассуждения о делах веры собрался в Никее великий Собор, на котором соединилось около 270 епископов (говорю: около, потому что по многочисленности собравшихся, не могу с точностью определить числа их, да притом и не исследовал этого с особенною заботливостью) и когда стали устанавливать символ (веры) - на средину (собора) явилось сочинение Евсевия (Никомидийского) исполненное богохульного учения. Быв прочитано вслух всех, оно тотчас причинило слушателям неизъяснимую скорбь своим безобразием, а самого сочинителя покрыло невыносимым стыдом. Теперь работа Евсевиан23, обнаружилась и нечестивое сочинение (Евсевиев символ) в виду всех разодрано... Боясь, как бы по приговору столь великого Собора не быть изверженными из Церкви, приверженцы Ария24, также встали (на соборе) и предали анафеме осужденное Собором учение (Ария)... Таким образом, чрез многие прииски они удержали за собою предстательство в Церкви (то есть свои епископские места), тогда как им надлежало бы находиться под покаянием; (и после Вселенского Собора) они то скрытно, то явно стали покровительствовать отвергнутым Собором мнениям и даже подтверждать их. Кроме того желая укоренить насаждение плевел, они остерегались встречи с людьми сведущими (в Св. Писании), уклонялись от надзора и таким образом как бы поборали проповедников благочестия. Но мы веруем, что люди безбожные не могут преодолеть божественного: ?Аще бо паки возмогут и паки побеждены будут?25...
Возвратясь со Вселенского Собора из Никеи в Антиохию святой Евстафий созвал собор из епископов и пресвитеров многих церковных областей, подчиненных его Антиохийской митрополии26, сообщил им акты всех постановлений Вселенского Никейского собора и убеждал их неизменно держаться этих постановлений и в особенности правильного исповедания веры, выраженного в символе, утвержденном собором представителей всей Церкви христианской27.
В следующем затем 326 году святому Евстафию поручено было отправиться для крещения, пожелавших принять христианство, жителей страны Грузинской, древней Иверии28, и для устроения там православной Церкви. Племена населявшие древнюю Иверию (Георгию) или Грузию были идолопоклонниками и огнепоклонниками; находились они в некотором подчинении Греко-Римской империи, но имели своих царей и свое гражданское устройство. Впервые некоторым приморским племенам Грузии проповедывал Христа Спасителя святой Апостол Андрей, по местному преданию, и с Симоном Кананитом29: обращена же была в христианство большая часть жителей и царская семья святою девою Ниною30, пришедшею из Сирии в первой четверти четвертого века.
Когда по проповеди святой Нины, сопровождаемой чудесами, уверовали во Христа усерднейшие идолопоклонники, - Грузинская царица Нана и царь Мириан, - они отправили к императору Константину Великому посольство с просьбою прислать в Грузию духовных лиц для крещения их и народа. Император сказал, что он обрадован обращению в христианство иверийцев более, чем присоединению целого царства к своей империи, и немедля повелел отправиться в Грузию святому Евстафию Антиохийскому31, с несколькими священниками, диаконами и прочими клириками. Они же привезли с собою в Грузию и всю церковно-богослужебную утварь. По прибытии святого Евстафия в столицу Грузии Мцхет, царь Мириан послал повеление правителям областей, воеводам и царедворцам, чтобы все прибыли в столицу. Когда они собрались, царь Мириан в присутствии всех принял от епископа Евстафия святое крещение, а за ним царица и дети их; у моста же на реке Куре, где прежде находилось капище языческих жрецов, устроена была крещальня, где святой Евстафий крестил правителей областей Грузинских, воевод и царедворцев, почему место это было названо ?Мтаварта санатлави?, то есть купель вельмож. Немного ниже этой купели священники, прибывшие с святым Евстафием, крестили народ, который притекал к крещению, побуждаемый проповедью святой Нины, - если кто не примет возрождение от воды и Духа Святого, тот не увидит жизни и света вечного... Священники же ходили потом по городам и деревням для крещения и научения прочих жителей Иверии. И так, при помощи Божией, почти вся страна приняла крещение, и евангельское благовестие утвердилось в Иверии трудами в сем деле святой Нины и святого Евстафия Антиохийскаго. Во Мцхете святой Евстафий освятил, только что пред прибытием его построенный в царском саду, храм во имя двенадцати Апостолов и даровал новоустроенной церкви Грузинской чин Богослужения и вероучение православной греческой церкви. Первым епископом Грузинской церкви поставлен был пресвитер Иоанн с подчинением его Антиохийской митрополии, почему и до ныне патриарх Антиохийский называется в титуле: ?И Иверским?32. - Таким образом, при объединении ныне церкви Грузинской с Российскою, святой Евстафий является первосвятителем целого древнейшего православного экзархата нынешней Всероссийской Православной Церкви.
По окончании благоустроения тогда новой Грузинской Православной Церкви, святой Евстафий заповедал юной Церкви Христовой мир и возвратился в Антиохию.
В Антиохии ревностного святителя Евстафия уже ожидали усиленные труды и тяжкие испытания. Уверенность, что после Вселенского Собора воцарится мир и полное единение во всей Церкви, была напрасна. Оказалось, что вышеупомянутые епископы, приверженные к арианству, соглашались с большинством членом Собора не искренно, а только видимо, по своим личным соображениям и расчетам. Когда после Никейского Собора Император Константин поехал в западную часть империи, арианствующие снова подняли голову. Они прежде всего стали хлопотать, чрез приближенного к императору пресвитера, о возвращении из ссылки Ария с явно поддерживавшими его епископами и, убеждая, что они сделались жертвами ошибочного мнения и что сосланные дадут императору письменное заявление в принятии постановлений Вселенского Никейского Собора, - достигли их возвращения. Всячески желая водворить мир в Церкви, Император проявлял знаки своею благоволения даже и к возвращенным из ссылки, а они пользовались этим для распространения арианских заблуждений и под разными благовидными предлогами принялись преследовать главных поборников правоверия святых епископов Александра, а потом Афанасия33 Александрийских и святого Евстафия Антиохийского.
Единомышленники Ария надеялись, что после Никейского Собора, вследствие настоятельного требования императором Константином полного мира для Церкви от всех без исключения, никто уже не будет бороться с распространением арианских заблуждений. А святитель Евстафий еще с большею ревностью продолжал противодействовать распространению арианства и обличал его еще сильнее, опираясь на осуждение его вселенским собором. Зная же, что Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, который отчасти подчинен был Антиохийскому епископу, придерживался и до Вселенского Собора арианских взглядов, коих не был чужд и опыт его символа, - святой Евстафий писал и Евсевию увещание и обличение арианских заблуждений. Евсевий очень негодовал на это, отвечал осуждением понятий святого Евстафия, утвержденных Собором, называя их Савеллианскими34, и, продолжая придерживаться понятий арианских, жаловался на святого Евстафия другу своему Евсевию Никомидийскому, возвращенному из ссылки. А этот Евсевий Никомидийский был самым хитрым и коварным арианствующим епископом. Даже император Константин, свидетельствуясь самим Богом, писал никомидийцам, что Евсевий был союзником и помощником жестокого гонителя и мучителя христиан Ликиния, что Евсевий с бесстыдством защищал отовсюду опровергнутую ложь ариан и обошел, низко обманул даже его, императора Константина35... И вот этот то лукавый Евсевий Никомидийский вместе с друзьями своими Феогнисом Некейским и Евсевием Кесарийским36 решили избавить ариан от святого Евстафия, неутомимо ревностного обличителя их заблуждений.
љИмператор Константин до построения Константинополя находился очень часто в Никомидии, и чтобы польстить ему и выполнить свой план удаления святого Евстафия, лукавый Евсевий Никомидийский выразил Императору пламенное желание видеть великолепный храм, тогда только что выстроенный Константином при Гробе Господнем. Польщенный таким желанием Император предоставил в распоряжение Евсевия свои царские колесницы, что придало путешествию Евсевия особенный почет. Под благовидным предлогом поклонение святыне Иерусалимской к нему присоединился и Феогнис Никейский, верный сообщник его злых замыслов. Прибыв в Антиохию с личиною благочестия, они были приняты святым Евстафием добросердечно и с подобающею епископам честью. Когда же они достигли Иерусалима, - продолжает древний историк37, - и увиделись с своими единомышленниками (арианствующими) Евсевием Кесарийским, Патрофилом Скифополиским, Аэцием Лидским, Феодотом Лаодикийским и другими, которые заражены были учением Ария, то открыли им тайное свое намерение удалить святого Евстафия. Под предлогом оказания чести Евсевию Никомидийскому эти единомышленники сопроводили его до Антиохии, где выражали большое уважение и святому Евстафию, чтобы он не подозревал расставленных ему коварных сетей. А так как в то время в Антиохии находились еще и некоторые из православных епископов, то арианствующие предложили составить братский собор для обсуждения некоторых общих предметов и дел Церкви, на что святой Евстафий и прочие епископы согласились.
И вот в то самое время, когда епископы собрались, вдруг явилась к ним женщина с ребенком на руках и с криком объявила, что отец ее младенца Евстафий. Нисколько не смутившись, святитель Антиохийский потребовал, чтобы женщина та представила свидетелей, которые бы знали высказанное ею, и сообщила бы какие имеет тому доказательства. Но она отвечала, что свидетелей у нее нет. На это арианствующие епископы заявили, что будет достаточно, если женщина подтвердит свое обвинение клятвою. Епископы же православные не согласились с этим, напомнив, что по древнему правилу и апостольскому указанию (1 Тим. 5:19) для принятие обвинения на священника требуется не менее двух или трех свидетелей, почему они и воспротивились определению, которое арианствующие хотели постановить об осуждении святого Евстафия Антиохийскаго38.
Между тем православный народ в Антиохии, услышав об оскорблении, по проискам приезжих епископов, любимого своего архипастыря Евстафия, заволновался и готов был взяться за оружие против приверженцев арианства. Тогда Евсевий Никомидийский с Феогнисом Никейским, видя церковную неудачу своего замысла против святого Евстафия, поспешили уехать к императору и сообщили ему, что в Антиохии происходит народное волнение, которое возбудил будто бы епископ Евстафий Антиохийский в защиту своих религиозных мнений, нарушая тем, столь желанный мир Церкви; они присоединили к этому еще новую клевету, что епископ Евстафий оскорбительно отзывался о матери императора Константина39. Им нужно было прибегнуть к такой возмутительной клевете, чтобы решительнее возбудить императора против святого Евстафия, потому что женщина, клеветавшая в Антиохии на святого Евстафия, пораженная после этой клеветы тяжкою болезнью, призвала многих священников и православных граждан и пред всеми созналась, что ее подкупили арианствующие, чтобы она оклеветала епископа Евстафия; она пояснила еще, что клятва ее пред епископами была не совсем ложна, так как отец ее дитяти, местный медник, именуется также Евстафием. Таким признанием женщины в подкупе ее арианами враги святого Евстафия были опозорены своею же сообщницею, и их замысел удалить епископа Евстафия по обвинению женщины оказался неудачным, почему они и прибегли к возмутительной клевете об оскорблении святителем Антиохийским царской матери.
Обманутый и возмущенный император, который всеми способами старался сохранить мир между христианами, прежде всего для прекращения волнения народа в Антиохии вызвал в Константинополь40 святого Евстафия. Святой же Евстафий, предвидя свою высылку из Антиохии, еще чаще и чаще пред этим собирал православных граждан и настоятельно, со всею силою своего задушевного красноречия и глубоких познаний, убеждал их не соблазняться в его отсутствие еретическими лжемудрованиями и непоколебимо пребывать верными православию41. Святой Иоанн Златоуста свидетельствует об этом так42: ?Святой Евстафий, бодрствуя и наблюдая, и предвидя издалека всё, имевшее случиться (нападение ариан на православие), как мудрый врач, прежде чем болезнь вторгалась в город, пребывая здесь, приготовлял лекарства, и управлял священным кораблем Антиохийской паствы с великою предусмотрительностью, посещая все места, воодушевляя всех и возбуждая к вниманию и бодрствованию, как будто морские разбойники нападали и покушались отнять сокровище веры... И призвав всех, увещевал не отлучаться (истинной веры), не уступать волкам и не предавать им паствы, но оставаться внутри, заграждая им уста и обличая их, а простейших из братьев утверждая... И повсюду он посылал людей, которые бы учили, убеждали, советовали, заграждали доступ противникам?...
И большинство паствы Антиохийской осталось верным православию, несмотря на назначение в Антиохию, вместо святого Евстафия, епископа из арианствующих, так как народ чуждался таких епископов и с многими православными священниками образовал отдельные от арианствующих собрания, почему ариане называли их - ?Евстафианами?43 за то, что они были верны вселенскому апостольскому православному вероучению.
Но эта раздвоенность народа, ради преданности большинства антиохийцев православным наставлениям святого Евстафия.
Евдоксия еще более возбуждала императора против святителя и послужила к изданию императорского указа об удалении без суда и без лишения епископства святого Евстафия в 331 году в ссылку во Фракию44. Исповедник же Христов и там продолжал проповедывать истинную православную веру с обличением еретиков. ?Онъ, - по свидетельству Златоустаго, - был хорошо научен благодатью Духа, что предстоятель Церкви должен заботиться не о той одной Церкви, которая вручена ему Духом, но и о всей Церкви по вселенной; этому научился он из священных молитв. Если должно, говорил святой Евстафий, творить молитвы за вселенскую Церковь, от концов до концов вселенной, то тем более должно проявлять и попечение об ней о всей, равно заботиться о всех (церквах) и пещись о всех... Изгоняли Евстафия, но голос его не замолк; человек был изгнан, а слово учения не было изгнано?45.
Еретики же арианствующие, которые при преемниках императора Константина46 приобрели уже полное влияние, для большого стеснения святого Евстафия и надзора за его деятельностью настояли на издании еще императорского указа о переселении его из Фракии в Македонский город Филиппы47. Там, около 345 года, святитель Евстафий Антиохийский всю жизнь свою неустанно боровшийся против еретических заблуждений и проповедовавший правильную веру в Бога Истинного, скончался48.
Вскоре после второго Вселенского Собора, бывшего в 381 г. в Константинополе и подтвердившего исповедание веры первого
Вселенского Никейского Собора с повторением анафематствования арианства, полуарианства и всех ересей, возникших против православного христианского учения, - настало благоприятное время для прославления святителя Евстафия Антиохийскаго, мученика за истинную веру. И в 382 году святыя его мощи49 перенесены были в Антиохию с великою торжественностью в утешение, горячо почитавших его, антиохийцев.
Любимый народом, высоко уважаемый всеми православными отцами Церкви и превозносимый церковными писателями, святой Евстафий принадлежит к знаменитейшим, по трудам и заслугам для Церкви, епископам славного века четвертого. Св. отцы седьмого Вселенского Собора50 называли святого Евстафия Антиохийского ?твердым поборником православной веры и разрушителем арианского нечестия?51. Знаменитейший из отцов-учителей древней западной Церкви, святой Иероним свидетельствует, что святой Евстафий52 был первым, писавшим против Ария, он был весьма образован в духовных и светских науках, особенно же в философии, и написал бесчисленное множество писем-посланий о вере. Святой Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий53, Епифаний Кипрский54, Анастасий Синаит55 и другие также подтверждают высокую образованность, религиозную ревность святого Евстафия. Известный же историк того времени Феодорит, епископ Кирский, называет святого Евстафия величайшим столпом Церкви и благочестия, таким же, каким был и святой Афанасий Александрийский и прочие самые главные поборники православия того времени56.
А историк половины пятого века Созомен57 говорит, что ?искусству проповеди и красноречию святого Евстафия чрезвычайно удивлялись его современники. Это (искусство) можно видеть в книгах Евстафия, которые доселе целы?, - утверждает Созомен. ?К сожалению, - замечает архиепископ Филарет Черниговский, - ныне нельзя сказать, что книги Евстафия целы: но и в том, что до нас дошло, видны все те качества, которые хвалили древние в сочинениях Евстафия?. Полностью сохранились только, выше приведенные, ?Речь Императору Константину на первом Вселенском Соборе? и об Аэндорской волшебнице; из многих остальных сочинений святого Евстафия дошли до нашего времени только выписки, сделанные древними писателями.
По сохранившимся выпискам из книг против Ария видно, что святой Евстафий написал их восемь. Эти выписки показывают, что защитник истины прежде всего положил отличать места Священного Писания, которые говорят о человечестве Христа Иисуса, от мест, которые изображают Его, как Сына Божия и Бога, и святой Евстафий выполняет это с особенным успехом, верно объясняя смысл тех и других мест. Этим он наносил самое верное поражение арианам, которые намеренно отыскивали места, относящиеся к уничиженному состоянию Христа Иисуса, и отклоняли от своего внимания, и особенно от внимание других, места другого рода. Против ариан же писаны замечание на притчи Соломоновы (гл. 8, ст. 22) и на псалмы Давида (15-56 и 92). Как первое место, так и некоторые слова из показанных псалмов, ариане старались употреблять как свидетельство истинности своего учения. Святой Евстафий и здесь употребляет то же средство против них, - соединяет и объясняет изречение Св. Писания, относящиеся к человеческой и божественной природе Искупителя. Объясняя таким образом Священное Писание, святой Евстафий показывал арианам, что в Христе соединено было Божество и человечество, без изменения Своих свойств, что Сын Божий был под законом только для того, чтобы спасти рабов греха и осуждения.- ?Не Слово подлежало закону, как думают кощуны, - пишет святой Евстафий, - Слово Само - закон; и не Бог имел нужду в очистительных жертвах; Он единым мановением всё очищает и освящает. Но так как Он носил человеческое орудие, заимствованное от Девы, то был под законом, - да освободит от рабства закона преданных осуждению клятвы?
Такое направление сочинений святого Евстафия вполне объясняет, почему в ?сводах толкований? на Священное Писание весьма часто встречаются толкование святого Евстафия Антиохийского.
Сочинение ?о душе? составляло философско-богословское разсуждение святого Евстафия о душе Господа Иисуса Христа и направлено также против заблуждений ариан.
Наконец сочинение святого Евстафия ?о чревоволшебнице Аэндорской? является сочинением образцовым и по возвышенному изложению мыслей и по красоте слога и изображений, оправдывая похвалу, которою отмечали сочинение святого Евстафия все писатели и отцы Церкви, имевшие в своих руках эти сочинения. В этом труде своем святой Евстафий между прочим делает строгие, но справедливые замечание Оригену58, излишнюю любовь к аллегорическому объяснению Священного Писания, т. е. не по прямому, не по буквальному смыслу слов. Так Ориген изъясняет аллегорически, отлично от буквального смысла слов, - пишет святой Евстафий, - колодцы, вырытые Авраамом и прочее относящееся к тому, в длинной речи, давая всему делу другой смысл, тогда как колодцы эти доселе могут видеть в той стране обыкновенными очами?... И об Аэндорской волшебнице59 (1 кн. Царств, гл. 28), святой Евстафий доказывает, вопреки Оригену, что не могла она и не вызывала души пророка Самуила60, а являлся по ее чарам только призрак, представлявший Самуила для обмана и на пагубу Саулу61. Здесь святой Евстафий учит, что в Ветхом Завете души праведников покоились в недрах Авраама62, но не могли восходить на небо прежде того, как Иисус Христос отверз двери небесного царства Своим воскресением; праведники Нового Завета счастливее тех праведников,- они по разлучении с телом достигают уже славы небесной, уже некоторого общение с Господом Иисусом Христом...
Жизнь и деятельность святителя Евстафия Антиохийского весьма поучительна не только для пастырей Церкви, а также и для всех положений жизни православных христиан. Вот об этом, кроме приведенных выше, еще некоторые общие указания, какие делает всем православным Златоустый Вселенский учитель веры христианской в своей пространной ?похвале? святому отцу нашему Евстафию Антиохийскому63.
?Не удивляйтесь, что, начиная слово похвалы святому Евстафию Антиохийскому я назвал этого святого мучеником; он своею смертью окончил жизнь, как же он мученик? - Я часто говорил вашей любви, что мучеником делает не одна только смерть, но и душевное расположение. Не за конец дела, но и за намерение часто сплетается венец мученичества... Святой Евстафий потерпел смерть за Христа не в собственной стране, а в чужой. Это - дело врагов; они изгнали его из отечества, дабы посрамить его, но он сделался еще славнее и знаменитее чрез изгнание на чужбину, как доказал и конец дела... Святой Евстафий, подобно Апостолу Павлу, готов был на бесчисленные смерти, и все их претерпел расположением и ревностью, - много опасностей, постигших его, перенес и самым опытом. И из отечества изгнали его и многое другое воздвигли тогда против этого блаженного, хотя не имели никакой справедливой причины к обвинению, а только то, что по словам Апостола Павла враги его ?заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца? (Рим.1:25), он же удалился от нечестия и убоялся беззакония, но это достойно венцов, а не обвинения?.
?Для чего же был изгнан святой Евстафий, для чего Бог попустил гонителям его. Для чего? - Не подумайте, что слова эти послужат к разрешению одного только этого недоумения; нет если случится вам говорит о подобном и с язычниками, или еретиками, то, что будет здесь сказано, будет достаточно к разрешению всякого недоумения. Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием; для чего? - Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собою разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападение и чрез самих противников умножается... Видишь ли, что Бог для того попускает ангелам сатаны нападать на рабов Божиих и причинять им бесчисленные бедствия, чтобы проявилась сила Его. По истине, с язычниками ли или с жалкими иудеями мы станем рассуждать, для нас достаточно будет для доказательства божественной силы то, что вера Христова, подвергаясь бесчисленным войнам, одержала верх, и, тогда как вся вселенная противоборствовала и все с великим жаром гнали тех двенадцать человек, то есть Апостолов, они, бичуемые, гонимые и терпевшие бесчисленные бедствия, были в состоянии в короткое время с полным превосходством победить причинявших им это. Для того Бог попустил и блаженному Евстафию Антиохийскому быть отправленным на чужбину, чтобы еще более показать нам и силу истины и бессилие еретиков?.
?Молитвами святителя Евстафия да спасет Господь Бог Церковь Свою от всякого лжеименного знания и разделения и да сохранит церковное единение и мир в духе кротости и любви христианской, и всех нас верующих да помилует и спасет?.
?И, за всё воздав благодарность Богу, будем подражать добродетелям святых, чтобы участвовать с ними и в венцах, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, честь и держава во веки веков. Аминь?.
________________________________________________________________________
1 Св. Димитрий Ростовский и архиепископ Филарет Черниговский называют его архиепископом. Наименование сие в Церкви христианской усвояется третьей высшей степени церковной иерархии, совмещающей в себе всю полноту апостольского служение и значения. Епископы главных областных городов, называвшихся в Греко-Римском государстве митрополиями, получали титул митрополитов. Первый Вселенский собор название и преимущества чести митрополитов усвоил епископам Рима, Антиохии, Александрии. При дальнейшем новом делении Греко-Римской империи епископы столиц получили еще титул архиепископа, екзарха и патриарха. Но, каким бы титулом ни именовали епископа и как бы ни видоизменялось его гражданское положение, первоначальное церковно-догматическое значение его, как третьей и высшей степени иерархии остается навсегда неизменным.
2 Город Антиохия для христианской Церкви имеет особенно важное значение, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства и так как в Антиохии же возникла первая христианская Церковь из язычников. Основана была Антиохия за 300 лет до Рождества Христова Сирийским царем Селевком Никатором, который основал и еще более десяти городов с именем Антиохии, чем он желал увековечить имя своего отца Антиоха. А эта столичная Антиохия, для отличие ее от прочих, называлась Антиохия-Дафна, то есть близ храма и рощи Дафны; она также отличалась названием Антиохии на Оронте, по имени реки, на берегу которой она находилась верстах в 10 от впадения в Средиземное море. Цари Сирийские и Императоры Римские очень заботились об украшении этой Антиохии, так что она поражала ведиколе пием и роскошным блеском своих построек, которые от востока к западу, на протяжении 15 верст, пересекала аллея, украшенная двумя рядами колонн, представлявших крытый ход по обеим сторонам открытой вымощенной дороги... Население было смешанное; были и иудеи; жизнь велась веселая, оживленная; поэты, риторы, философы, ученые, гадатели щедро предлагали там свои умственные труды, - вообще культура языческая процветала, но извращенная... В самом начале своего появление христианство озарило Антиохию божественными светом своего учения; там нашли убежище те первые христиане, которые после убиения архидиакона Стефана, избегая его участи, должны были скрыться из Иерусалима, и, начатая ими, проповедь в Антиохии признана была столь потребною, что Иерусалимскою Церковью поручено было апостолам Варнаве с Павлом утвердить там веру; они ?научили не малое число людей и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами?. (Деян. 11:20-26). В Антиохии же возникла первая христианская Миссия; Апостол Павел совершал оттуда свои миссионерские путешествия; Церковью управлял там еще и Апостол Петр. А после падения Иерусалима Антиохия заняла первое место в азиатской Церкви и значение ее равнялось с Римом, Константинополем и Александриею. В Антиохии процветала знаменитая богословская школа, давшая многих выдающихся учителей Церкви, которые защищали христианство против язычества, иудейства и еретиков; там же происходило много соборов пастырей Церкви во времена еретических распрей... В тринадцатом веке Антиохия совсем разрушена была египетским султаном, и теперь на ее месте находится жалкий грязный турецкий городок Антакия, только этим искаженным названием напоминающий о былом шестнадцативековом славном бытии долго знаменитой Антиохии на Оронте... Но и в настоящее время Антиохийский христианский патриарх занимает важное третье место среди патриархов восточной Церкви и носить титул ?патриарха всего востока?.
3 Имя Евстафиий греческое, оно значит ?постоянный?, твердо стоящий.
4 Сид был важным портовым городом в Памфилии, области, составлявшей прибрежную часть Сирии, в южной части Малой Азии, у подножия Таврских гор.
5 Берия была городом в Сирии, Малоазийской области на восток ог Средиземного моря.
6 В правиле Св. Василия Великого говорится, что древние отцы Церкви еретиками называли ?совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся?.
7 Александрия - знаменитый город в Египте, основанный за 300 лет до Рождества Христова Александром Великим на берегу Средиземного моря. Александрия славилась наукою и торговлею, а с начала четвертого века стала важным центром Церкви христианской и богословской образованности. Знаменитая Александрийская богословская школа привлекала к себе слушателей не только из христиан, а также из язычников.
8 Арий, бывший еще диаконом Церкви в Александрии, был отлучен святым Петром, епископом Александрийским; но преемником св. Петра, престарелым епископом Ахиллом, Арий был помилован, восстановлен в диаконстве и даже посвящен в пресвитеры. Арий занял тогда важное место в Александрии; он был в многолюдном приходе Вокалис председателем, преподававшим вероучение христианское. Арий был учен, безупречен в нравственности житейской, вид имел суровый, рост высокий, поступь имел важную и вся его наружность способствовала к обольщению многих. Одежда его походила на монашескую; он всегда носил тунику без рукавов и очень узкую мантию, а его мягкая речь, притворно вежливое обращение и ласкательства, расточаемый, когда ему было это нужно, привлекали к нему слушателей. Когда после отлучения Ария Вселенским Собором, опять решено было, по проискам его единомышленников, обратно принять его в 336 году в лоно Церкви, Арий, не доходя до храма, скоропостижно захворал, внутренности его вывалились и он умер на площади.
9 Филарета, архиепископа Черниговокого, Православное Догматическое Богословие, изд. 1866 г. част. 1, стр. 164 и ?Учение об отцах Церкви?, изд. 1869 г. том 2, стр. 13.
10 Святой Александр, ревностный защитник православия, бывший епископом Александрийским с 313 до 328 года и прославившийся твердостью в вере. На 1 Вселенском Никейском соборе в 326 г. он был влиятельным поборником православие вместе с святым Евстафием Антиохийским и с святым Афанасием, которого потом назначил по себе преемником в Александрии. К святому Евстафию, как к известному защитнику православия, св. Александр писал послание об Арие.
11 Исповедниками называются в христианской Церкви те лица, который во время гонений за веру открыто исповедывали христианство и претерпели за это мучения, но остались в живых. Они пользовались особым уважением среди христиан и им по преимуществу поручалось воссоединение с Церковью падших и отрекавшихся
12 Святой равноапостольный Константин Великий царствовал в западной половине Римской империи с 306 года, а потом единовластным государем всей империи с 324 года до 337 года.
13 Никея была главным городом Вифинии, северо-западной провинции Малой Азии, завоеванной Римлянами за 75 лет до Рождества Христова. В древности Никея была богатым и цветущим городом, а ныне на ее месте бедный городок Исник.
14 Святой Афанасий Великий епископ Александрийский, утверждает, что 1 Вселенский Собор представлял собою ?всю? нашу вселенную, потому что приглашения Императора Константина на этот Собор были сообщены епископам, находившимся в вне пределов Римской империи, чем и объясняется присутствие на этом Соборе епископов Персии и Скифии, стран не входивших в состав Римской империи.
15 Философ значит: любитель мудрости. Философами называются люди, посвятившие себя исследованию высших вопросов бытия: о Боге, о начале и законах мира и человека, о конечных целях бытия и тому подобном.
16 На первом Вселенском Соборе председателъствовали поочередно епископы знаменитейших престолов и первым из этих председательствующих был святый Евстафиий.
17 Деяние Вееленск. Собор, изд. 1859 г. том 1, стр. 86-87.
18 Деяние Вееленск. Собор, изд. 1859 г. том 1, стр. 104-106.
19 Деяние Вееленск. Собор, изд. 1859 г. стр. 145.
20 Деяние Вееленск. Собор, изд. 1859 г. стр. 157, 22, 29 и проч. Собор Никсйский, Вселенский первый, по словам церковных историков был ?в консульство Павлина и Юлиана, в 20 день месяца мая, в 636 год от Александра царя Македонскаго?, это был 20-й год царствование Константина Великого и 325 год по Рожд. Христовом.
21 Феон, епископ мармарикский и Секунд, епископ Птолемаидский, которые отказались подписать символ веры, утвержденный всем собором.
22 Известный историк Церкви Феодорит, епископ Кирский, родился в Антиохии на Оронте в 390 г. сделан епископом Кирским, в Антиохийском патриархате, в 423 году, а скончался в 457 году; он принадлежал к числу образованнейших архипастырей Восточной Церкви пятого века.
23 Евсевий епископ Никомидийский вместе с епископами Менофонтом Ефесским, Патрофилом Скифополисским, Феогнисом Никейским, Нарсисом Нерониадским, Мармарикским и Секундом Птолемаидским представили опыт символа веры, составленный по арианским заблуждениям, которые они старались прикрыть выражениями двухсмысленными, но эта уловка была немедленно обнаружена исповедниками правого учения веры и символ Евсевия Никомидийского был отвергнут без колебаний, как еретический. Второй список символа представленный и другим Евсевием, Кессарии Палестинской, был одобрен с тем, чтобы в него было включено слово: ?Единосущный?. Принято же было Собором изложение исповедания веры представленное Осием, епископом Кардубским, особенно любимым Императором, и названное Никейским символом веры.
24 Это были: Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский, Феодот Лаодикийский, Павлин Тарский, Афанасий Аназарбский, Аепий Лидский, Григорий Бейрутский, Менофант Ефесский, Патрофил Скифополисский, Марис Халкидонский, Нарсисс Нерониадский.
25 Церковная История, блаженпого Феодорита, епископа Кирскаго. Русск. издание С.-Петерб. 1852 г. стран. 46-47, главы VIII.
26 По примеру св. Апостолов и на основании правила 34 св. Апостолов в Церкви Православной издревле созывались первенствующими епископами главенствующих городов соборы ?поместные, частные, из епископов и пресвитеров, подчиненных епископу главного города той страны, для разрешения по правилам и преданию Церкви вопросов и дел, возникающих в пределах той местности касательно вероучения и управления. Постановление таких соборов имеют обязательное значение лишь в той стране или области, из представителей которой состояли члены такого поместного Собора.
27 Вот этот Символ исповедание веры по переводу Св. Синода, изложенному в книге: Правил св. Апостол, св. Соборов и св. отцов. ?Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша, и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко прежде неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя Ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима, или изменяема Сына Божия,-сих анафематствует кафолическая и Апостольская Церковь?.-Текст ныне употребляемого символа веры был установлен вторым Вселенским Собором в Константинополе в 381 году.
28 Грузия или древняя Иверия - страна в Закавказье, составляющая четыреугольник, омываемый с востока и запада морями Каспийским и Черным, с севера ограждаемый Кавказскими горами, а на юге ограниченный рекою Араксом и горою Араратом. Грузия заключала в себе Кахетию, Гурию, Имеретию, Карталинию, Мингрелию, Абхазию, Сванетию, Осетию и Дагестан.
29 Это упомянуто в житии св. Апостола Андрея в Минеи-Четьи на 30 ноября (на русск. языке издан. Синод. Тип. книга 3, стран. 809) я подробно засвидетельствовано с указатели, древних источников в ?Краткой истории Грузинской Церкви?, составл. П. Иосселианом, изд. 2-е, 1843 года, стран. 1 - 6.
30 Св. Нина была родом из местечка Каластри Каппадокийского в Сирии. Отец ее Завулон был римским воеводою и родственником святого великомученика Георгия, а мать ее Сусанна была сестрою Иерусалимского епископа. Когда Нине было 12 лет, родители ее прибыли в Иерусалим. Завулон ушел в пустыни Иорданские для иноческих подвигов, а Сусанна диакониссою при Иерусалимском храме служила бедным и немощным женщинам. Дочь их Нина, посвященная на служение Богу и воспитанная при храме в строгом благочестии, решилась на подвиг проповеди Христа Спасителя в Иверии, где по преданию обретался хитон Господа Иисуса Христа. Подробн. в ?Истории Грузинской церкви?. Иосселиана. Изд. 1843 г. стран. 8-19.- Житие св. равно-апост. Нины, просветительницы Грузии, изд. 5-е, 1900 г.
31 Хотя прибытие в Иверию-Грузию именно епископа Евстафия Антиохийского не упоминается писателями греческими, но оно несомненно удостоверено, как всеобщим преданием в Грузии, так и писъменными грамотами, жалованными Константинопольскими Императорами и царями Грузинскими Иверскому монастырю на горе Афонской, где они и сохранены до ныне. (Краткая История Грузинской Церкви. Составл. П. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб. 1843 г. стран. 13 и выноска 17.-Житие св. равноапостольной Нины, изд. Афонск. монаст. 1900 г.).
32 Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Изд. пятое 1900 г. стран. 23-25.-Краткая история Грузинской Церкви, составл. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Ш. 1843 г. стр. 12-14 и 20. По прошествии нескольких лет, царь Мириан послал к Императору Константину второе посольство с просьбою прислать в Грузию еще больше священников и искусных храмоздателей. Исполняя эту просьбу, Константин Великий послал много золота, серебра и подножие животворящего древа Креста Христова с одним из гвоздей, которыми был пригвожден ко кресту Господь Иисус Христос. Подарены были Грузинам еще много икон Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы и мощи святых мучеников в основание храмов. Тогда же и сын Мириана и наследник царства, который находился заложником в Риме, был отпущен к отцу своему; он был ревностным распространителем христианства, воздвигая везде храмы и утверждая веру.
33 Св. Афанасий Великий, епископ Александрийский, преемник св. Александра. На 1 Вселенском Соборе блестяще опровергал арианство еще в сане диакона и потом был замечательнейшим защитником православия против арианства. Епископствовал в Александрии с 326 до 373 года с промежутками, потому что, по проискам ариан, пять раз был удаляем из Александрии, как нарушитель мира церковного. Стяжал себе имя ?отца православия? и был идеалом духовного пастыря, дав своим высоким служением образец архипастырской деятельности и борьбы за веру.
34 Савелий был еретик. Сведение о его жизни очень скудны. Жил он около половины третьего века; родом был из Птолемаиды Ливийской. Савелий учил, что Бог есть троица толъко по имени: Отец, Сын и Св. Дух суть только три имени и три действия одного и того же Лица Бога. В Ветхом Завете Бог является Отцом, дающим законы людям; в Новом Завете Бог явился Сыном, спасающим людей, и продолжает являться, как освящающий людей Дух. - Соборами отцов Церкви в Александрии и в Риме во второй половине третьего века учение Савелия осуждено, как еретическое.
35 Послание импер. Константина к никомидийцам против Евсевия и Феогниса- в Деян. Вселенск. Соборов. Изд. 1859 г. том 1-й стр. 199-203.
36 Евсевий Никомидийский был другом и товарищем Ария по Антиохийской школе Лукиана, который за неправоверие был отлучен от Церкви. Евсевий же Кесарийский был другом обоих и не только на Соборе, но ранее и после везде принимала их сторону, и его считают вождем умеренных ариан.- Кесария Палестинская была главным городом в Палестине на восточном берегу Средиземного моря; она получила свое наименование в честь Римского Кесаря (Октавия) Августа от царя иудейского Ирода, который строил города в честь Кесаря. Начало христианства в Кесарии положено было свят, Апостолом Петром обращением сотника Корнилия со всем домом его (Деян. гл. 10). После разрушения Иерусалима Кесария была местом пребывания епископа, которому подчинена была Церковь Иерусалимская до 451 года. Ныне от великолепной Кесарии остались только груды развалин.
37 Феодорит, епископ Кирский. Церковная история, изд. 1862 г. гл. 21, стр. 84-86.
38 История Церкви, изд. по подлинным памятникам Д. Б. Влад. Геттэ. Изд. С. Пб. 1875 г. том третий, стран. 64-65.
39 Историческое учение об отцах Церкви, арх. Филарета Черниговского. Издание 1859 г., том II, стр. 25. То же свидетельств. и професс. И. Барсов.
40 Исторические исследование "наход. в Деян. Святых" (изд. Голландистов) июля книга IV. И англонемецкофранцузское изд., житий св. отцов и мучеников, перев. и обработ. Бтлера, Реса и Вейса, часть девятая, немец. изд. 1824 г.
41 ?Стремление сохранить и оградить от повреждения те начала, которые были положены в периоде нераздельной Церкви, обнимавшей восток и запад, то есть именно то, что в Восточной Церкви называется православием. ?Церковь Православная есть та, которая право или неизменно сохраняет учение древней Церкви вселенской и во всем пребывает верною тем началам, какие определены ей основателем ее Иисусом Христом и Его апостолами". (Введение в Православное церковное право. Остроумов.)
42 Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Изд. 1896 г. том 2-й, книга вторая, стран. 646-647 и 649. Похвала святому отцу Еветафию, архиеп. Антиохии великой.- Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константанопольский, знаменитый отец вселенской Церкви половины IV и начала V века, прославившийся особенно своими проповедями и толкованием Священного Писания. За свое необыкновенно блестящее красноречие он назван Златоустым. Родился в 347 году в Антиохии, крещен был на 23 году. Большую часть своей жизни трудился он в сане священника в Антиохии Великой, в конце IV века поставлен епископом Константинопольским и за этот последний период своего священнослужения претерпел много гонений по влиянию императрицы Евдоксии, супруги императора Аркадия и мученически скончался в ссылке в Армении в 407 году. Ему принадлежит чин литургии, совершающейся в Православной Церкви большую часть года. Память его празднуется 30 января и 13 ноября.
43 Феодорита, епископа Кирскаго, Церковн. история изд. 1862 г. глава 22, стр. 87.- История Церкви изд. Вл. Геттэ, изд. 1876 г. том третий, стр. 65.-Впоследствии ариане стали называть православных антиохийцев еще и ?кампенсамел, (от слова ?campus> - поле) так как они собирались для богослужения между прочим и в открытом поле вследствие того, что ариане, при поддержке мирских властей, захватили и занимали храмы православных. См. творен, блаж. Иеронима Стридонского. Издан. 2-е 1893 г часть 1-я стран. LV-LVI (Жизнь).
44 Св. Иероним пишет, что это была ссылка ?за веру? православную. (Хроника Иеронима год 332)-Фракиею в древности называлась вся страна на Балканском полуострове на север от Македонии, Эгейского моря и Мраморного, где ныне часть Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Румыния, Болгария, Сербия и восточная часть Румынии. Фракия славилась богатством металлов, пением и музыкою. Римляне покорили ее лет за 20 до Рождества Христова.
45 Похвала св. отцу нашему Евстафию Антиохийскому творен, св. Иоанна Златоустого, издан. 1896 г. том 2-й, кн. вторая стран. 647.
46 Император Константин скончался в 337 году. Ему наследовали сыновья его Константин II, Констанций и Констант. Констант вскоре умер, а Констанций царствовавший в восточной части империи, вполне покровительствовал арианам.
47 Филиппы город на реке Марице в Македонии был древнею греческою колониею, которою овладел Филипп Македонский, назвавший его Филиппы. Ныне это Филиппополь, по болгарски Плавдиноград. К христианам этого города филиппийцам Апостол Павел написал известное ?послание?.
48 Вполне точного сведения о годе смерти святого Евстафия нет в древних памятниках. Филарет, архиеп. Черниговский, и профессор Н. Барсов годом его кончены считают 345 год.
49 Под именем мощей в св. Церкви в обширном смысле разумеется тело каждого умершего христианина. Так в чине погребения усопших говорится: ?Взявше мощи усопшего, отходят (с ними) во храм?. Но собственно под св. мощами разумеются честные останки св. Угодников Божиих. Однако и здесь слово ?мощи? имеет разное значение. Мощами называются прежде всего ?кости св. угодников. Так древние христиане почитали ?кости? св. мучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Церковный историк Евсевий, говоря о перенесении в 4 веке мощей св. ал. Луки и Тимофея, добавляет, что патриарх держал их у себя на коленах в небольших ковчежцах или ящиках?. Очевидно в этих ковчежцах могли уместиться только кости св. Апостолов. Слово мощи и у наших предков означало главным образом ?кости?. Некоторые же мощи святых представляют целые тела усопших и сохраняются на столько, что отличаются даже мягкостью и гибкостью членов, например на о. Корфу мощи св. Спиридона Тримифунтского свыше полторы тысячи лет лежат в сыром и жарком климате, сохраняя гибкость членов. (Миссион. Щит веры. Сост. I. Смолиным. С. Пб. изд. 1904 г. стран. 64 и проч.).
50 Седьмой Вселенский Собор Церкви состоялся в 787 году в царствование императрицы Ирины с сыном Константином там же, где был и первый Вселенский Собор, в городе Никее Вифинской; им установлен догмат о иконопочитании против иконоборцев. Подлинные деяние этого Собора сохранены полностью и на русском языке изданы при Казанской Духовной Академии в 1891 году.
51 Деяние Вселенских Соборов издан, в русск. переводе при Казанской Духовной Академии в 1891 году, - том седьмой, стран. 233.
52 Преподобный Иероним Стридонский родился 330 г. в небольшом городке Стридоне в Далмации и Панонии; родитель его был благочестивый дворянин; скончался Иероним в 420 году, 90 лет. По своей обширной многосторонней учености, по своей неутомимой деятельности и великим письменным трудам на пользу христианской науки и Церкви Христовой, по истинноподвижнической поучительной жизни, - блаженный Иероним принадлежите к знаменитейшим отцам - учителям древней западной Церкви, большую часть жизни своей провел он на востоке. Творения блаженного Иеронима изданы при Киевской Духовной Академии.
53 Св. Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года в Кесарии, главном городе Каппадокии, в родовитой и высокообразованной семье. Лет 18 отправился в Константинополь и Афины, где блестяще закончил свое научное образование, и, вернувшись в Кесарию, лет 25 принял крещение и сделан был ?чтецом?. В 364 году был посвящен в пресвитеры, а в 370 в епископы; скончался в 379 году. Он ревностно защищал православное учение веры от арианства, но испытал вражду не только от ариан, а и от ревнителей правоверия, которые находили, что он слишком примирительно действует с арианами; он решительно воспротивился стараниям тогдашнего императора Валента, ярого приверженца ариевой ереси, привлечь Церковь Кесарии к арианству. Св. Василий Великий оставил богатейший вкдад в святоотеческую литературу своими многочисленными дивными сочинениями и чином литургии, за что получил наименование ?Вселенского учителя? веры христианской. Память его 1-го и 30-го января.
54 Св. Епифаний, епископ Кипрский, или точнее города Саламина, на острове Кипре, родом иудей, принял крещение на 16 году, в епископы посвящен на 60 году своей жизни. Строгий подвижник отличался детскою доверчивостью, добротою и благотворительностью. Основал в Палестине иноческую обитель, где около 30 лет был ее настоятелем. Одарен был даром чудотворения, обладал знанием многих языков и был пламенным ревнителем православия; скончался в 403 году, глубоким старцем. Главный его сочинение ?о ересях*: ?Якорь против арианства и духоборцев? и ?Лекарственный ящик против восьмидесяти ересей?-древних и ему современных. Память его 12 мая.
55 Анастасий Синаит, или Киновит, из синаитских аскетов, второй половины шестого века, был патриархом Антиохийским, ревностным борцом за православие против еретиков (придворных), чем навлек на себя гнев императора Юстиниана и, несмотря на святость жизни, удален в изгнание, где пробыл более 20 лет. В этом заточении он написал много богословских сочинений, особенно по вопросам о двух естествах и о двух лицах в Иисусе Христе. Св. Анастасий Синаит называет святого Евстафия Антиохийского ?божественным? и пишет, что он смотрит на него, как на мужа совершенного в путях Божиих, как на мудрого проповедника, святого мученика и учителя, как на своего отца и защитника, как на мужа боговдохновенного.
56 Церковная история блажен. Феодорита, еписк. Кирского. Русск. изд. С. Пб. 1852 г. кн. 1, гл. VIII, XXV и проч. Также в Церковной историографии. Д. Б. А. П. Лебедева, изд. 1898 г.
57 Эрмий Созомен, Саламинский, по родовой его фамилии, греческий церковный историк, родом из Палестины, законовед. Церковная история его обнимает время от 323 до 439 г. Воспитание его происходило под влиянием монахов в половине пятого века. Его история первых трех веков христианства не сохранилась. А Церковная история четвертого века в русск. перев. издана в 1851 г. Там об Евстафии Антиохийском стр. 22, 121, 123 и проч. Но тот Евстафий, о котором Созомен пишет (на стр. 404), что он был возвращен Иовианом и посвящал в епископы Еваргия, был иным, не святым. (Ист. Уч. об отц. цер. стран. 25-26).
58 Ориген был знаменитым христианским учителем Александрийской церкви в половине третьего века (скончался в 254 году) и выдающимся катехизатором Александрийского огласительного училища, а потом в Кесарии Палестинской в сане пресвитера. Ориген родился в Александрии в конце второго века и остался 17 летним юношею после отца, казненного за исповедание христианства. В Декиево гонение был заключен в тюрьму, разрушившую его здоровье, отчего он и скончался около 70 лет. За неутомимость в труде был прозван ?адамантовым?. Многие св. отцы Церкви были обязаны Оригену первоначальным своим научением и обращением из язычества в христианство, наприм. св. Григорий Неокесарийский. Многочисленные его сочинения направлены к защите христианства против еретиков, врагов христиан, и особенно замечательны труды по Св. Писанию, где он пытался согласовать веру с знанием и философиею, но Ориген выражал часто произвольные, не разделяемые всею Церковью, за его толкование и мысли, например, о Лицах Святой Троицы, о создании дуть, хотя высказывала их, как личные свои предположения, которые его поклонники развивали до крайности и до ереси. В шестом веке Оригена обвиняли в десяти ересях, и на поместном Константинопольском Соборе в 543 году Ориген осужден, как еретик, предан анафеме, а сочинения его объявлены подлежащими истреблению, как еретические.
59 Аэндор или Ендор (источник жилища) был городок при потоке Киссоне, в Палестине. Близ Аэндора жила волшебница, упоминаемая в 1-й книге Царств (гл. 28), к которой приходил ночью еврейский царь Саул и просил ее вызвать ему умершего Самуила. Путешественникам и теперь показываюсь близ Назарета пещеру, в которой будто жила та волшебница. Ныне на месте Аэндора находится небольшая бедная деревня, называемая: Эндур.
60 Самуил был последним и знаменитейшим из Судей израильских за одиннадцать веков до Рождества Христова. Им основаны были пророческие сонмы, или школы, как религиознонравственные общества для пробуждение в народе патриотизма и просвещения. Мудро правил он народом; скончался на 88 году, поставив первого царя Саула. Жизнь Самуила описана в первых главах 1-й книги Царств.
61 Саул, сын Кисов, первый царь еврейского народа, помазанный Самуилом на царство, царствовал 40 лет сначала добродетельно, а потом властолюбиво и жестоко, когда перестал следовать советам Самуила. Жизнь его описана в 1-й книги Царства гл. IX-XXXI.
62 В недрах Авраама или на лоне (на груди) Авраама - есть выражение библейское, означающее место загробного нахождения ветхозаветных праведников. (Еванг. Луки гл. 16, ст. 22-23). Образ. выражение этот взять от возлежания на вечерях у иудеев, причем возлежать на персях, на лоне, было знаком особенной близости возлежащих так.
63 Творение св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиеписк. Константинопольского, в русском переводе. Издан. С.-Петерб. Духовн. Академии 1896 г. том 2-й, книга 2, стр. 642-660.
љ
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||