Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Харе Кришна в России

  Все выпуски  

Рождество Кришны на Ленинградском проспекте. В крупные российские города возвращается мода на все индийское


РЕПОРТАЖ: Рождество Кришны на Ленинградском проспекте. В крупные российские города возвращается мода на все индийское

Как ни чудовищно, но теракты в молитвенных домах, храмах и святилищах входят "в моду". Где еще, как не в набитом битком храме, совершить акт устрашения и спровоцировать верующих на гнев, думают террористы. Подобное не редкость и в Индии, о чем свидетельствует уже второе такое преступление за сравнительно короткое время – взрыв гранаты в храме Кришны в манипурском городе Ипмхал, причем в день, почитающийся священным сотнями миллионов индусов по всему свету, – в день рождения Кришны, Джанмаштами, который пришелся
в этом году на 16 августа. К счастью, в России, где этот индийский праздник отмечается уже на протяжение трех десятков лет, все прошло без инцидентов и с размахом. Накануне на Москву обрушился тайфун, и в первые часы территория храма Кришны на Ленинградском проспекте напоминала берег экзотического островка после цунами. Правда, тропический ливень веселья не подпортил, а потом еще и распогодилось.

На праздничной площадке царило броуновское движение, но каждый прекрасно знал, что делать. Например, человек в оранжевых одеяниях индусского монаха-саньяси сидит в окружении учеников и… чистит картошку. Теперь он выполняет скромное служение, чтобы порадовать Кришну.

Праздник чувствуется повсюду. В храмовой комнате воздвигнут жертвенный алтарь из кирпичей. Перед алтарем выстроились в ряд пара дюжин кокосов, воткнутых в глиняные кувшинчики, а на макушках кокосов висят гирляндочки из ломтиков фруктов и орехов. На боку кокосов написаны названия ведических созвездий. Рядом расположилась импровизированная лодочка, на палубе которой стоят божества Кришны и его спутницы Радхарани.

У противоположной от алтаря стены сооружен трон со скульптурой Бхактиведанты Свами Прабхупады, основавшего Общество сознания Кришны. В Индии Прабхупаду считают святым пророком и "глашатаем послания Кришны", его именем названы улицы в крупных городах, учебные и благотворительные учреждения. В нынешнем августе Прабхупаде исполнилось бы 110 лет, и по случаю юбилея в Москву на дни Фестиваля индийской культуры, приуроченного к празднику Джанмаштами, приехал один из западных учеников основателя МОСК - Шрутакирти дас,
который на протяжении нескольких лет служил своему учителю в качестве личного секретаря, ведя ежедневный дневник. Позже эти дневниковые записи стали для американского писателя Сатсварупы даса Госвами основой для семитомного издания "Прабхупада-лиламрита".

Во дворе московского храма был воздвигнут высоченный шатер желтого и красного цветов, внутри которого смогли поместиться сразу несколько тысяч гостей. На сцене соорудили "дворец" в стиле индийских махараджей, перед которым разместился этнобэнд во главе с индийской певицей Шачидеви, напевавший молитвенные бхаджаны.

Постепенно в храмовой зале стали появляться и этнические индусы. Они приезжают, как правило, на роскошных лимузинах. На женщинах элегантно сидит сари без единой складки, а мужчины одеты в костюмы, похожие на те, что носил в свое время Джавахарлал Неру, только пилотки не хватает...

По преданию, Кришна родился в местечке Матхура, что во Врадже (не так далеко от нынешней индийской столицы Дели), а произошло это событие свыше 5 тыс. лет назад (некоторые астрологи даже называют более точную дату – 5 тыс. 234 года). Причем родился он… в темнице, куда были заточены жестоким и демоничным царем Кансой родители Кришны: Деваки и Васудев. Поскольку некий "таинственный голос с небес" уже сообщил Кансе о том, что восьмой по счету ребенок Деваки вступит с ним в схватку и убьет его, деспот собирался
нанести упреждающий удар и покончить с младенцем сразу же. Но Васудев ухитрился вынести из дворца Кансы маленького Кришну. Легенда гласит, что в этот момент сам Кришна своим мистическим могуществом окутал замок Кансы, погрузив всех его обитателей в беспробудный сон, а река Ямуна даже на миг остановила течение своих вод, чтобы пропустить беглецов на другой берег. Васудев принес маленького Кришну в дом Нанды (Вриндаван), очень богатого предводителя процветающего пастушеского племени, жена которого, по имени Яшода,
как раз тоже только что родила. Взяв ее новорожденную дочку и вместо нее положив рядом со спящей Яшодой младенца Кришну, Васудев вернулся в тюрьму, так что никто и не заметил его отсутствия.

С тех пор злокозненный Канса, преследуемый страхом неминуемого возмездия за свои грехи, то и дело засылал ужасных монстров во Вриндаван, чтобы те расправились с Кришной, но все время выходило наоборот. Приговору Кансе было суждено сбыться через 16 лет, когда Кришна со своим братом Баларамом приехали в Матхуру и в поединке одолели злодея. С этого момента у Кришны начинается уже другая жизнь – полная царских забот и хлопот. А детская беззаботная жизнь остается лишь в воспоминаниях.

Между прочим, пасторальные мотивы, связанные с явлением Кришны, необычная атмосфера всеобщего покоя, редкое благоприятное расположение звезд на небе и прочие знаки, указывающие на рождение сверхличности, весьма схожи с библейскими сюжетами, рассказывающими о явлении Иисуса. Это обстоятельство иногда вызывает некоторые философские споры в поисках ответа на вопрос: "А не позаимствовали ли индусы что-то из библейских сюжетов?" Впрочем, подобные дискуссии носят, скорее, апологетический характер, легко разбиваемый
фактом существенной разницы во времени. Например, изображения Кришны и его брата Баларама были обнаружены, как ни странно, на бронзовых монетах греческого царя Агатоклекса, жившего во II веке до н.э.…

А в московском храме началось центральное событие праздника - церемония посвящения в вайшнавы. На возвышении сидит Бхакти Вигьяна Госвами (первое лицо российских вайшнавов) и рассказывает о правильности повторения святого имени Кришны. Тут же на полу разместились кандидаты на посвящение – молодой человек борцовского телосложения, благообразный старик с бородкой как у академика Курчатова и девушка, которая только что танцевала индийский танец.

"Вишну – это тот, кто не ограничен рамками обычной логики, - начал свою речь Госвами. – Бог одновременно и в нас, и вне нас – он может принять бесконечное множество форм и образов".

...Настал самый торжественный момент посвящения. Кандидат должен был произнести клятву, а взамен получить благовония, четки и духовное имя, оканчивающееся на слова "дас" или "даси", что означает "слуга" и, соответственно, "служанка".

Василий Николаевич (благообразный старец) поклонился гуру не совсем удачно, и Госвами деликатно поправил его. Старец пообещал "не есть мяса, не есть рыбу и яйца".

- Список обетов длинней, - осторожно подсказал ему Госвами.

- А еще обещаю не играть в азартные игры, - подумав, добавил старец.

- Теперь Ваше имя – Васудев-шаран дас, - объявил, наконец, Госвами. – Это имя означает "Тот, кто принял покровительство Господа".

Настал черед богатыря. Тут, присмотревшись, я понял, что ошибся – молодец с торсом Ильи Муромца сидел… в инвалидной каталке. Госвами сообщил присутствующим, что Алексей, хотя и инвалид, много проповедует и
распространяет книги Шрилы Прабхупады.

- Ваше имя – Ананта Дев дас, что означает "Господь Бесконечный". Это имя Баларама, старшего брата Кришны, а Баларам отличался силой и могуществом. Поэтому я даю Вам это имя, - сообщил лидер кришнаитов.

Девушка-танцовщица четко произнесла клятву и получила имя "Джаянти", означающее "славная" и "одерживающая победу".

Во дворе храма колыхался на ветру желто-красный шатер. Вокруг теснились палатки, до отказа набитые пестрыми сари, пенджаби, украшениями, свечками и фимиамами, вегетарианскими сосисками из сои, священными и эзотерическими книгами, четками и священными бусами. Чуть в отдалении человек двадцать скоблили морковку и резали помидоры.

В импровизированном кафе прямо в глаза посетителям смотрит слоноголовый Ганеш. Говорят, что он приносит удачу, и поэтому его скульптура, наряду с изображением или скульптурой богини процветания Лакшми, находится в офисе почти каждого индийского бизнесмена. Считается, что если погладить Ганеша по животику, то и деньги придут, и карьера поползет вверх.

В кафе масса разных восточных сладостей, но большинство гостей уже знают законы вайшнавов и потому намерены поститься до полуночи. Для тех, кто не знает или слаб, имеются готовые картошка-фри, диковинное блюдо из крупного гороха, шашлыки из сыра, пицца и т.д., не говоря уж о разнокалиберных сладостях. Цены рыночные, но не кусаются.

Впервые праздник Джанмаштами в Москве широко отметили в 1981-м, ровно 25 лет, хотя в очень узком кругу день рождения Кришны встречали еще на десять лет раньше. "Первые советские кришнаиты собрались тогда, в 1981-м, в глухой сельской местности под Таллинном, - рассказал Радха Дамодара дас (в миру - Сергей Зуев). – Большинство были из Прибалтики, поскольку в советскую эпоху тамошние общины считались наиболее крепкими и многочисленными, в то время как в России преследование со стороны властей было очень сильным,
да и вайшнавы жили разрозненно. Тот праздник Джанмаштами запомнился мне навсегда, хотя народу было всего не более 50 человек. Но все они искренне славили Господа и были исключительно серьезны, хотя позже одному из них "голос во сне" шепнул, что "он должен читать Библию", после чего этот человек стал исповедать православие. Впрочем, больше я его и не видел".

В летнем павильоне выстроилась длинная вереница желающих омыть божество Кришны молоком и медом. Для этого надо взять морскую раковину, наполненную "коктейлем" и полить сверху на божество, стоящее в особой ванночке. При этом полагается поднести Кришне какой-нибудь фрукт, цветок или денежку, а взамен получить какой-нибудь другой плод в качестве "ответной милости".

Рядом с местом омовения Кришны устроено "озерцо" в большом надувном бассейне. На поверхности воды плавает та самая лодка с Кришной и Радхарани, и каждый может поводить кораблик за веревочку. Больше всего эта игра пришлась по душе индусам, которые тянут за веревку вместе со своими детьми. В другом углу павильона Кришну можно покачать на качелях в виде увитой цветами люльки. Рядом – столик для подношений, уставленный дынями, арбузами, виноградом и усыпанный деньгами. Вся мистерия протекает под пение этнобэнда.

Для любителей серьезной ведической медитации прямо за шатром возведены сразу три жертвенных подиума. Жрецы возжигают священный огонь с помощью проклюнувшегося из-за туч солнца, а народ должен продекламировать вслед за брахманом разные мантры и бросить в огонь зернышки риса, которые назавтра склюют местные птицы, очень жадные до плодов жертвоприношения. Затем все обходят вокруг костра, а жрец ставит участникам церемонии сажей отметину на лбу в виду пятна.

В соседней палатке девушкам рисуют на лице разноцветные узоры, которые называются "пастушескими". Такие узоры носили девушки-пастушки во времена Кришны.

По громкоговорителю объявляют о начале церемонии торжественного открытия. Под шатром на сцене сидят почетные гости, в том числе известный индуистский саньяси Джаяпатака Свами, вице-президент Всемирной федерации индусов. Говорят, что Джаяпатака Свами – самый странствующий монах в мире и даже занесен в книгу рекордов Гиннеса. Иногда ему удается читать лекции по ведической философии в один и тот же день в разных странах. "Я просто знаю, в какую сторону лететь, чтобы обогнать время", - делится саньяси своим секретом.

Выступая с приветственным словом, Бхакти Вигьяна Госвами (в миру - Вадим Тунеев) назвал праздник рождения Кришны "победой света над тьмой и добра над злом" и призвал всех "просто радоваться и быть счастливыми".

Президент Ассоциации индийцев России Санджит Кумар Джха передал послание от главного министра индийской столицы Дели г-жи Шейлы Дикшит, которая, в свою очередь, отослала собравшихся к Бхагавад-гите. "Это послание имеет вселенское значение, оно призвано привнести мир и благоденствие в жизнь всех людей, какое бы положение в обществе они ни занимали, - написала делийская градоначальница. - Оно несет истинные ценности и очищает сердце всякого, кто искренне следует ему".

Г-жа Дикшит также выразила надежду на то, что "в Новом году планы по строительству Ведического культурного центра в Москве станут реальностью".

Аналогичное пожелание, но уже от имени посла Индии, высказал и советник по экономическим вопросам посольства Индии в РФ Сатбир Сингх: "Мы близки по духу и в нашем стремлении создать в Москве храм ведической культуры". А праздник Джанмаштами, по мнению г-на Сингха, это "прекрасная возможность для того, чтобы здесь смогли собраться все ценители ведической культуры".

Посол Маврикия Махендра Додия начал с того, что назвал свою родину, Маврикий, "маленькой Индией". "Мы отмечаем все индийские праздники с пышностью", - сообщил он, подчеркнув при этом и выдающуюся роль Международного общества сознания Кришны, которое "разносит по всему миру сладостность духовного знания".

Народный артист России, лауреат индийской премии "Бал Митра" Геннадий Печников указал на важность связи времен и поколений. "Бал Митра" означает "Друг детей", а премию эту актеру вручил сам Радж Капур. Еще в 1966 г. Геннадий Михайлович сыграл роль Рамы в первой и пока единственной отечественной постановке великого древнеиндийского эпоса Рамаяна. Геннадий Печников рассказал о том, как ему посчастливилось однажды побывать в Матхуре, на родине Кришны. Говоря о связи двух культур, Геннадий Михайлович привел в качестве
примера персонаж из пьесы Островского "Снегурочка". По его мнению, прообразом Леля послужил именно Кришна...

Похоже, что в крупных городах нашей страны вновь набирает обороты интерес ко всему индийскому. Модные клубы проводят вечеринки "а ля ведик калчур", с прилавков магазинов сметают одежду индийских дизайнеров, по улицам Москвы и Питера разгуливают юные дамы в сари и с индийскими украшениями на лицах. Особым шиком считается назвать танцпол каким-нибудь загадочным словом, вроде "Shanti", а ресторанчики – "Jagannat" или "Ganga", разбираться в тонкостях индийских пряностей, съездить в Гималаи или, на худой конец, на
курорты Гоа, ходить на прием к аюрведическому лекарю и добиваться невозмутимости ума с помощью йогических асан. А недавно один художник в Петербурге даже подарил кому-то из английских дипломатов собственную картину под названием "Пушкин-Кришна", увидев в Александре Сергеевиче черты индийского бога...

Тем временем сгустились сумерки, и гуляющие переместились поближе к жертвенным кострам, где их ожидало зрелищное шоу. Актеры оделись в костюмы на батарейках и засветились как светлячки, жонглируя при этом факелами. Танец с огнями сменился настоящим фейерверком. При взрыве петарды толпа индийцев взрывалась в ответ одобрительными криками. Очевидно, индусы очень любят салюты. Между прочим, бенгальские огни – это их изобретение. В дыму салюта потерялся оператор одного из телеканалов. Корреспондентка долго допытывалась
у кришнаитов, куда те дели ее коллегу, пока он не нашелся сам.

Московские вайшнавы в этот момент всеобщего веселья не догадывались, что в храме их единоверцев в восточном индийском штате Манипур неизвестный террорист бросил в толпу в самый разгар празднеств по случаю дня рождения Кришны гранату, устроив верующим свой кровавый "салют".

Праздник достиг апогея ближе к полуночи. Бхакти Вигьяна Госвами пригласил гостей совершить увлекательное виртуальное путешествие по священному Вриндавану, где Кришна провел свое детство. К этому моменту усилился приток индийцев в храм. Среди них выделялись своими чалмами сикхи, суровые на вид, но добрые внутри, к тому же весьма словоохотливые. Как правило, сикхи не признают ни божеств, ни икон, ни каких бы то ни было изображений Бога, но Кришну уважают, считая его частью своей культуры. Походив по кругу, сикхи
чинно удаляются прочь.

На большом экране мелькают священные коровы, купола храмов Вриндавана, радостные лица кришнаитов. Постепенно публика редеет и разъезжается по домам. На дворе глубокая ночь. Перед павильоном для особо стойких снова разжигается священный огонь – в честь новорожденного Кришны. По округе разносится "ом!" и "сва-ха!", т.е. нечто вроде "аминь", но только на санскрите. Санскрит понимают не все, над забором появляется голова измученного духовной бессоницей таджикского гастарбайтера из строительной бытовки по соседству.
Он не понимает, почему столько людей не спят и веселятся посреди недели, однако скоро раздражение его улетучивается и обратно в прокуренную бытовку ему уже явно не хочется. Наверное, оттого, что увидел частичку своего родного Востока.

Владимир Яковлев,
для "Портала-Credo.Ru"

В избранное