Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Харе Кришна в России

  Все выпуски  

Йатра йогешварах кришно...


Информационный Канал Subscribe.Ru

Отчет о ходе проекта Московского храма. Сентябрь-октябрь 2004

Можно было начать этот отчет с рассказа о том, как имя Кришны звучало под сводами самого древнего Парламента в мире, как министры правительства Англии, члены Палаты Лордов и мэр Лондона качали колыбель с маленьким Гопалом и подносили Ему лепестки роз. Но даже в Британском парламенте мысли мои снова и снова возвращались в Москву.

В этом году первый раз за всю историю человечества (по крайней мере, в эту Манвантару) день явления Шри Кришны праздновался в Палате Общин Великобритании. Выходя на знаменитую трибуну, я думал о непостижимости планов Кришны. Двести пятьдесят лет назад Он позволил британцам завоевать Индию. Кто тогда мог подумать, что все это - лишь Его трюк, необходимый для того, чтобы Он Сам столетия спустя мог прийти под каменные своды британского Парламента и слушать, как Его, мальчика, родившегося в глухой индийской деревушке, прославляют министры и лорды страны, так долго правившей Индией? Юные танцовщицы исполняли Бхарат-натьям, языком танца рассказывая о том, как Гиридхари-Кришна поднял холм Говардхан, чтобы защитить Своих преданных, а Сам Кришна блаженно качался в колыбели, улыбаясь загадочной улыбкой. Ему было приятно, что взрослые, серьезные люди отложили сегодня все свои дела, чтобы поиграть с Ним.

Почти все английские министры говорили о трагедии в Беслане: "Сам Бог - сказал кто-то из них, указывая на Кришну, - принял сегодня образ младенца, чтобы напомнить нам, людям, что мы должны беречь и защищать невинных детей". Да, Сам Бог становится беззащитным, чтобы пробудить любовь в сердцах, способных к любви. Но что делать с теми, в чьих сердцах живет одна ненависть (даже если она прикидывается верой в Бога)? В те дни весь мир говорил об ужасах Беслана, но мало кто пытался найти глубинные причины трагедии. Легче всего во всем обвинить злобных вахаббитов. Похоже, что настоящий урок из этой трагедии никто не собирается извлекать. Почему-то никому не приходит в голову, что семьдесят с лишним лет советских людей сознательно учили идеологической нетерпимости и ксенофобии, учили ругать чужие святыни и не уважать чужую веру. Теперь нетерпимость, всосанная с молоком матери, просто приносит свои ядовитые плоды. На плодородной почве нетерпимости одинаково легко прорастают семена религиозного фанатизма любых видов или фанатичного атеизма - смотря что посеять. Суть от этого не меняется - фанатизм и нетерпимость (в какие бы идеологические одежды они ни рядились) всегда приводят к тому, что проливается кровь невинных людей.

Мир в двадцатом веке стал слишком тесен. Сейчас повсюду бок о бок живут люди разных национальностей и культур, и если все люди начнут видеть в носителях иной веры и иной культуры своих заклятых врагов, очень скоро весь мир превратится в ад. Мэр Лондона Кен Ливингстон на праздновании Джанмаштами говорил о том, как власти Лондона привечают людей всех национальностей и вероисповеданий, стараясь сделать так, чтобы все они чувствовали себя как дома. По его словам, индуистский храм Свами Нараяны является одной из самых главных достопримечательностей Лондона, и он сам приводит в этот храм своих почетных гостей. "Неужели когда-нибудь будет время, когда такие же речи будут произноситься с трибуны нашей Думы? Когда же лидеры общества поймут, что в основе любой 'идеи', будь она российская или американская, должны лежать терпимость и уважение к чужим святыням, иначе эта 'идея' будет рассадником зла", - даже в Британском парламенте мысли мои снова и снова возвращались в Москву.

А может быть, лучше было бы начать этот отчет с праздничной ноты, с рассказа о Дивноморском фестивале? Воодушевить, рассказать об удивительной щедрости преданных, поделиться хотя бы крупицей заразительного энтузиазма, который царил все шесть дней в маленьком курортном городке, на время превратившемся в Вайкунтху. Как будто спустившийся из духовного мира виман, праздничный красно-желтый шатер на набережной был похож на райский цветок. Но даже там со сцены то и дело объявляли, что в город приехали казаки, что нужно быть осторожней, что не исключено, что следующий фестиваль мы будем праздновать в другом месте. На сердце было неспокойно. И даже в Дивноморске мысли мои снова и снова возвращались в холодную Москву.

Сейчас я в Москве. В последний момент мне пришлось отменить поездку в Америку. Настроение, увы, не праздничное. Поэтому я начну свой отчет с самого тревожного, с того, к чему все время возвращаются мысли. С мая предварительный дизайн храма никак не утверждается главным архитектором Москвы. Регламентная комиссия должна утвердить предлагаемый дизайн, прежде чем можно будет двигаться дальше, заказывая геодезические работы, разрабатывая подробные архитектурные чертежи и проч. Пока, к сожалению, на концепции проекта только красуется жирная печать НИИ Главпроекта: "Одобрить". Три долгих летних месяца еще позволяли надеяться на то, что это простое недоразумение. Время отпусков, чиновникам не до нас. Но прошел сентябрь и половина октября, а "воз и ныне там". Каждый уходящий день оставляет все меньше надежд на то, что вопрос этот разрешится сам собой. Все это заставило меня поменять свои планы и остаться в Москве, чтобы попытаться найти выход из этого трудного положения.

Три раза предварительный дизайн проходил регламентную комиссию. Три раза нам возвращали проект на доработку. Мы значительно сократили площадь и высоту здания, мы получили подтверждение из комитета по религии при Московской мэрии о том, что среди наших прихожан - тысячи москвичей и индусов, проживающих в столице. Мы предоставили панорамные виды, показывающие, как предполагаемый храм будет выглядеть на фоне уже построенных зданий. Мы даже подготовили альтернативный дизайн храма. Наш архитектор Ариндама сделал новый проект, на этот раз в Раджастанском стиле. Вскоре нам предстоит четвертая регламентная комиссия, но уже очевидно, что все это просто благовидные предлоги. Истинная причина всех этих проволочек тактично не называется, хотя она и так всем ясна.

Пока же новый временный "храм", больше похожий на барак, стоит на выделенном участке. Приходя в него, люди оказываются в низеньком помещении. Потолок, вместо того, чтобы настраивать на мысли о Боге, придавливает к земле. Может, оно и к лучшему? Ниже потолки - легче топить. Топить, кстати, наверное, придется по-черному, потому что мощности электрических сетей уже сейчас не хватает. Из-за низкого напряжения то и дело отключаются компьютеры и даже телефоны. И это сейчас, когда зима еще не наступила. Воду каждый день привозят в машине, потому что здание не подключено к водопроводу, но, сколько бы ни привезли, ее не хватает. Туалеты не работают, потому что временное здание не подключено к канализации. В биотуалеты страшно зайти - слишком много людей пользуется ими. В них висит грозное объявление, строго-настрого запрещающее пользоваться в туалете водой (!) - а то слишком часто придется вызывать ассенизаторскую машину. Бедные посетители храма не знают, каким предписаниям следовать - предписаниям шастр, наказывающим пользоваться водой после туалета, или распоряжениям администрации, как бы отменяющим шастры. Предусмотрительно нанятые охранники в униформах исправно несут свою службу, охраняя храм. Но наши противники, те, в чьем лексиконе слово "терпимость" - ругательное, и не думают на нас нападать. Зачем, когда для этого можно воспользоваться властью и силой?

Что же мы можем противопоставить нетерпимости, власти и силе? Только терпение, безграничное терпение людей, не рассчитывающих на вознаграждение, не сдающихся и не отступающих. Тысячу лет находилась под властью захватчиков Индия. Двенадцать лет провели в изгнании Пандавы, почти шесть лет сражался за Бомбейский храм Шрила Прабхупада.

Разумеется, не все так плохо. В храм - какой-никакой, а все же храм - приезжают духовные учителя, приходят люди. Неподалеку работает кафе "Ганга". Потихоньку строится под Москвой ашрам для брахмачари, большое трехэтажное деревянное здание, собранное преданным из Перми. Пока же брахмачари нашли прибежище в гостеприимном доме Бхактисиддханты. Человек двадцать поселилось в его новом доме и живет там вместе с его семьей. По ведической традиции, грихастха должен считать всех брахмачари своими детьми, но, наверное, никогда этот принцип не проводился в жизнь так буквально.

Постепенно налаживается работа офиса по сбору пожертвований. Несколько молодых бхакт самоотверженно и бескорыстно взялись за это служение. Имеющий большой опыт по сбору пожертвований Анада-дулал из Киева решил жертвовать не только заработанными средствами, но временем, проводя его в Москве и руководя работой офиса. Из Австралии на несколько дней приехал Тиртхарадж, чтобы помочь нам и провести семинар по фандрейзингу. Готовятся рекламные материалы. Отлажен учет всех поступающих средств.

Расараджа Прабху из Волжска по указанию своего учителя, Шиварамы Свами, принял огромные обязательства. Проекту помогают преданные из Дербента и Москвы, Питера и Владивостока, Екатеринбурга и Перми. В Америке Деви-дева, уже пообещавший пожертвовать на проект храма 100.000 долларов, постоянно работает над тем, как еще помочь храму и всей Российской ятре. В далеком Владивостоке Олег С., один из первых преданных, передавших крупное пожертвование на храм, добавил значительную сумму. Русские музыканты, живущие в Южной Корее, преданные из Финляндии, из США, Израиля и Германии собирают средства. На Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней полосе ил на Юге России преданные иногда откладывают последние, нелегко заработанные деньги, чтобы помочь построить этот храм. Джанака Махаджан из Таллина путешествует сейчас вместо меня по Канаде, рассказывая о проекте Московского храма и собирая пожертвования. Шачи-деви, певица-вайшнави из Бомбея, которую преданные могли увидеть и услышать на Дивноморском фестивале, решила отдавать все средства, вырученные от распространения своего лучшего диска "Кришна-свагатам", на проект Московского храма и устраивать специальные благотворительные концерты.

По всему миру люди готовы помогать. Индрадьюмна Махараджа предлагает провести специальный месячный марафон в России по сбору средств на проект. Ниранджана Махараджа и Гопал Кришна Махараджа отдали все то, что им подарили ученики на Вьяса-пуджу. Прабхавишну Махараджа, Локанатха Махараджа, Джаяпатака Махараджа, Шиварама Махараджа собирают средства и воодушевляют своих учеников.

Сразу после фестиваля в Москву на три дня приезжала группа из двадцати вайшнавов-бизнесменов из Лондона. Мы водили их по Москве, показывали места, связанные с Шрилой Прабхупадой и другие достопримечательности, привезли на фабрику тортов "Малика". Уезжали они из Москвы растроганные, с тортами и со слезами счастья на глазах. Шрила Прабхупада сумел сделать то, что не удавалось ни одному политику - он сумел отменить границы, проложенные в сердцах людей, разделяющие людей разных религий и разных национальностей, умных и глупых, бедных и богатых, гонимых и власть имущих. Наши новые друзья из Лондона собираются перечислить около четырехсот тысяч долларов на проект храма.

Неужели все это зря? Больно видеть, как люди, движимые мелочной завистью и нетерпимостью, пытаются обесценить служение других. Где же нам искать прибежище и защиту? Младенец Кришна качается в колыбели. Йатра йогешварах кршно... "Там, где находится Кришна..." Санджая завершает "Гиту", говоря Дритараштре: "У твоих сыновей нет шансов на победу, потому что Кришна - не с вами". Двенадцать долгих лет Пандавы находились в изгнании, но Кришна все время был рядом с ними... Упрямый и высокомерный Дурьйодхана, несмотря на все увещевания, не хотел уступать им ни пяди земли, даже когда они вернулись из изгнания. (Не с него ли пошла традиция нетерпимости в Кали-югу?) Восемнадцать дней длилась великая битва на Курукшетре... Одно сражение за другим проигрывали Пандавы, но Кришна на виду у всех восседал на колеснице Арджуны. Открываю Удьйога-парву и читаю стих, который произносит мудрый Саньджая:

йатах сатйам йато дхармо
йато хрирарджавам йатах
тато бхавато говиндо
йатах кршнас тато джайах

"Говинда, Кришна всегда там, где правда, религия, скромность, бесхитростность и прямота, а потому победа тоже всегда на той стороне".

Ваш слуга,
Б.В.Госвами

Кришна.ru - Сайт общества сознания Кришны.

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.krishna
Отписаться

В избранное