Согласно определению Священного Писания Церковь есть Тело Христово (1 Кор. 12:27). Как
правило, мы воспринимаем данную характеристику Церкви как отвлеченное
философское понятие. Мы приблизительно понимаем, о чем идет речь, но мало чувствуем
онтологическую суть апостольских слов. И в этом отношении мы заметно отличаемся от
верующих апостольской общины, которые очень ярко переживали эту важнейшую сторону
природы Церкви.
Оказавшись вне привычной колеи, люди «ширмы» могут поразить бесчеловечностью не
только других, но и самих себя. «Колея» и «ширма» — это всё, что у них есть. Личность
развивается выходом за пределы того и другого. Колея проложена другими — это ноль,
ничто; данное — не наша заслуга. «Ширма» — милость Господня. А что сделал ты сам? Кем ты
стал, в противодействии, в сопротивлении внешнему? Вырос ли ты за границы своей
«колеи» и «ширмы»...
Как писал Коринфянам апостол Павел, — и если мы в этой только жизни надеемся на
Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15:19). Человек верующий понимает, о чём речь.
Господь Бог сам по Себе, Его благодать, Его Царство выше, больше, лучше того, чего у Него
обычно просят, несоизмеримо. Если этого понимания нет, нет, в общем-то, и веры. Нет и
настоящей молитвы, а то, что за неё иногда принимают — лишь вопли уязвленного и
неудовлетворённого самолюбия.
По выражению апостола, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания
истины» (1 Тим. 2:4). Ради этого Господь, словно зерно в землю, «всевается» в душу каждого
человека (ср. Мк. 4:14). И подобно зерну, которое прорастает не одной своей внутренней
силой, но требует и благоприятной почвы, Бог действует настолько, насколько человек
предоставляет Ему эту возможность.
Русские не сдаются, русские своих не бросают — красивые слова, во многом
опороченные современными реалиями. Уже хотя бы потому, что в 1991-м сдались, продались за
чечевичную похлёбку западных ценностей. Призрак нынешней Украины уже тогда
замаячил над нашими головами, как новое знамя, только его немногие заметили. Нынешняя
Украина началась в России, когда русским подменили исконную песню.
На вопросы отвечает православный психолог Константин Владимирович Яцкевич
— Я бы начала с известного цветаевского афоризма «Любить — видеть человека таким,
каким его задумал Бог и не осуществили родители. Не любить — видеть человека таким,
каким его осуществили родители. Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул». Мне он
кажется проникновенным, гениально точным. Если взять крайние две точки: 1) видеть,
каким задумал Бог, но не осуществили родители 2) видеть вместо человека
неодушевлённый предмет. Наверное, можно сказать, что наше отношение к ближнему
колеблется как раз между ними?