Один из тропарей княгине говорит, что она «крылами богоразумия вперила свой ум и
взлетела превыше видимого творения». Обладая острым умом и чутким сердцем, она
искала Бога и нашла Его. Именно так и говорит апостол Павел, что Бог велит всем людям
«дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли — хотя Он и недалеко от каждого из
нас» (Деян. 17:27). Ольга Бога ощутила и нашла.
«Быть сторожем над самим собой» — есть важнейшая цель в жизни человека. Без анализа
своих поступков и действий, без осмысления своей духовной жизни не возможно
спасение человека. Господь спасает человека не без самого человека, который в
свободном выборе направляет свою волю, согласно с волей Божьей. Поэтому
рассудительность есть дар Божий, как дар Духа Святого — дар разума, дар ведения.
«...Платон называл философов «друзьями идей». Так вот, если человек не знаком и не
дружит с этими многочисленными наполнителями ума, мыслить он никогда не будет. Ибо
мышление — это движение идей, сочетание идей, отвержение идей, приглашение идей.
Кусочки суждений, ошмётки понятий в его речь могут и залететь — кто ж может ему
запретить их туда пускать! — и потому видимость рассуждающего существа он может у
окружающих создавать, а вот мышления в его речи не будет совсем...»
Беседа руководителя Международного клуба православных литераторов «Омилия»
Светланы Коппел-Ковтун с омилийцем из Киева, преподавателем Высших
Свято-Владимирских православных богословских курсов Сергеем Комаровым, у
которого на днях в издательстве «Эксмо» вышла книжка «Всегда ищите добра». Сергей —
катехизатор, потому первый вопрос о погоде в душах украинцев.
О многом говорит православному сердцу само имя местности в западной части
Константинополя — Влахерны. Здесь, на месте убийства скифского вождя Влаха, в V веке
при императоре Льве Великом была построена церковь во имя Пречистой. Именно в ней
произошло знаменитое видение Богородицы Андрею Юродивому, которое мы чествуем как
один из самых любимых на Руси праздников — Покров.
Эту мысль я нашла у Василия Ключевского: «Умный тем отличается от дурака, что когда
оба разозлятся, умный становится дураком, а дурак умным». Поверим Василию Осиповичу,
выдающемуся русскому историку, академику, профессору Московского университета и
Московской духовной академии, остроумному мыслителю, и попробуем понять, что он имел
в виду. А поможет нам в этом православный кризисный психолог Константин Яцкевич.
Состояние прелести — когда человек ищет не правильной духовной жизни, а экстаза и
наслаждений
В христианстве можно видеть совершенно разные вещи. Можно говорить о том, что
действительно Бог даёт человеку. И это является естественным следствием
правильной духовной жизни. И есть другое нечто, когда человек ищет не правильной
духовной жизни а ищет другого: экстаза, наслаждений.
Речь пойдёт, конечно, не о привычной игре в пазлы, когда картинку, разделённую на
множество мелких деталей, собирают воедино. Хочется поговорить о другом — насущном и
важном, и при этом напоминающем пазлы. Многие из нас сумели найти в жизни какие-то
островки истины, которые нам дороги, ибо сердце вполне узнало их, как истинные. Мы
дорожим такими «осколками» Правды Христовой как сокровищами. Ещё бы не дорожить!
«Знаешь, а мы тут с бабой Лександрой разговорились!» — делится со мною мама. Баба
Лександра — это наша соседка. Старушка лет восьмидесяти. У неё как у нас шесть соток
земли да небольшой домик с печкой. Огород засеян картошкой, стоит парник с томатами и
огурцами. Есть гряды моркови, свеклы, чеснока и лука. А по краю — кусты смородины да
малины. «Ой, делов у Вас!» — вздыхает баба Лександра, глядя на наш заросший
колокольчиками и васильками участок. И добавляет, между прочим. — «У меня сорняки не
водятся».
Из окна этой палаты открывалась безграничная даль. Четверо парили в ней, будто на
воздушном шаре: земли не видать, на бескрайнем небе — три золотистых облака. Вечерело.
Бабушка в синей со снежинками детской пижамке сложила вещи, аккуратно, одну к одной.
Потом, так же тщательно — руки на груди. Светило, прощаясь, набросало косых янтарных
полос на больничное одеяльце. Девушка подняла тормоз и вывезла кровать на середину.
Инокиня Монония, сухопарая старуха лет пятидесяти, сидела на своем убогом ложе,
покрытом грубой рогожкой. На коленях у нее покоился массивный кипарисовый ларец.
Этот ларец мать Монония хранила в изголовье своей постели. Какой же он тяжелый! Да и
как иначе! Сколько лет она наполняла этот ларец, подобно трудолюбивой пчеле,
наполняющей нектаром медовые соты. Оттого-то ей так отрадно бывает смотреть на то, что
находится внутри.