Мы умудрились превратить своё православие всего лишь в транспарант, в вывеску, в
ярлык. С ним удобно митинговать, шагать в колонне на параде, его удобно
демонстрировать внешним. С ним удобно заседать, обличать, обвинять. Транспарант
мешает только жаждущему жить в стороне от шума, кто бежит во внутреннюю клеть сердца —
ко Христу. Мешает он тому, кто внутри, а не вовне, кто не напоказ.
Монашеская жизнь непроста, она исполнена невидимой брани. И брань, которую мы ведём,
есть ответ на призыв Господа Иисуса Христа прийти и следовать за Ним. Этот
евангельский призыв обращён к каждому, не только к монашествующим. Стремление к
особенно близким отношениям со Христом — вот то, что отличает монашествующего.
Тема сегодняшней проповеди имеет две стороны. На поставленный вопрос можно сразу
дать простой ответ: «Да, современный человек — человек верующий». Он верит в самые
необычайные вещи, в нашем западном мире он принимает на веру что угодно, только не
традиционные верования своей страны. Легковерия сегодня несравнимо больше, чем лет
пятьдесят назад, — я не беру дальше, потому что приблизительно такой период сам помню
сознательно.
Святой Григорий Нисский был братом по плоти святого Василия Великого, которого он
был значительно моложе. (Это видно уже из того, что святой Григорий Нисский называет
Василия Великого своим учителем и отцом. Что касается года рождения святого
Григория, то он неизвестен). Детским воспитанием его занималась та же благочестивая
бабка его Макрина, которая учила и святого Василия, а первоначальные наставления в
грамматике и риторике получил он от своего отца.
В древности жемчужины очень ценились, пожалуй, даже больше, чем в наше время.
Современники Христа были готовы многое отдать за хорошую жемчужину и потому
прекрасно понимали слова Иисуса о том, что для того, чтобы приобрести Царство
Небесное, нужно отказаться от всего, ради приобретения того, что предлагал им
Христос.
Святость святых, святость их души и их тела имеет своим источником их ревностную
благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким
образом, святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все,
что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не
содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых
святы и душа и тело...
Во дворе большого кирпичного дома на куче чёрного угля сидит и горько плачет
старик. Кисти рук у него чёрные, испачканные углём. Он трёт ими мокрые щёки, оставляя
грязные разводы. «Чего ревёшь? — спрашивает у него полевая мышь, вынырнувшая из травы.
— Может помощь нужна? Я на твоих хлебах многих мышат вырастила, готова и послужить. Что
за беда приключилась?»...
Сегодня мы поговорим об особой группе людей, которые живут среди нас и втайне
страдают. Если заглянуть им в глаза, то увидишь, что они страдают, но когда они идут по
улице, проблемы не видно: они в трезвом состоянии. Однако когда их скрутит недуг, они
сидят дома взаперти, плачут, кричат, бьются головой об стенку, не зная, что сделать,
чтобы справиться с этим: боль разрывает их на части, ломает им руки, ноги, всё тело.
Когда Наполеон преодолел Неман и сказал о России: «Да сбудутся ее судьбы», можно ли
говорить о нашествии на Русь тогдашнего Евросоюза? Как-никак, за исключением Балкан,
бывших под турками, вся остальная Европа была вовлечена в ту кампанию. Пруссия,
Австрия и Швейцария — как союзники, а поляки, испанцы, итальянцы — как вассалы. Больше
никого и не остается. В истории, конечно, некорректно заносить сегодняшние термины в
прошедшее время. Но публицисту можно то, что запрещено академику. И понимая всю
условность этого высказывания, я говорю все же, что Наполеоновское нашествие было
нашествием тогдашнего Евросоюза.
В суд города Акрон штата Огайо в США от имени группы атеистов был подан федеральный
иск, требующих убрать слова «Мы веруем в Бога» («In God We Trust») с долларовых купюр. Атеисты
возмущены, поскольку, по их словам, эта «религиозная символика» нарушает положение
конституции об отделении церкви и религии от государства.