Не знаю, известно ли тебе, что английское слово kiss означает целовать. Оно происходит от греческого глагола κυνέω, который имеет такое же значение. А προσκυνω означает идти вперед и целовать, поэтому мы и говорим, что поклоняемся иконам, — то есть делаем шаг вперед, наклоняемся и целуем икону. Теперь я отведу тебя на другое место — ко Кресту... >>>
Наше время дошло до небывалой переоценки всех ценностей, и в этом хаосе утеряно и забыто правильное отношение даже к величайшим святыням Православия, в особенности к Священному Преданию. Дело не в том, чтобы кто-то с богословской и научной точки зрения отвергал и отрицал Священное Предание как таковое, но в том, что оно перестало иметь какое бы то ни было значение для нашей практической жизни и работы, что мы, православные, а часто и наши духовные пастыри, в жизни ведем себя так, как
будто Священного Предания и не существует вовсе... >>>
Поскольку мы живем в общежительном монастыре, должно, имея ко всему свободное расположение и ревностное сердце, отсекать собственную волю перед игуменом. И так, с помощью Божией, обретем простоту, и наша собственная воля умертвится совершенно. Тот в действительности настоящий монах всем своим сердцем, кто трезвится и имеет истинное трезвение. Монах тот, кто удалил ум свой от всего вещественого и посвятил себя Богу воздержанием, любовью, псалмопением, молитвой... >>>
В одном патерике я однажды прочитал примерно следующее: «Если бы люди знали, какое это блаженство — быть монахом и какое блаженство ждет монаха, если он будет достоин Царства Небесного, то все пошли бы в монахи. Но если бы люди знали, какая духовная брань, какие искушения и скорби ждут монаха, — не пошел бы никто...» Монашество — это счастье, но это и крест. Да это часто можно сказать и о том, с чем имеешь дело, живя в миру: о работе, детях, семье. В жизни
радости и горести всегда идут бок о бок... >>>
Как-то раз, один мой друг, к сожалению, ныне покойный, показал на картинку, на которой был изображен Пастырь Христос, ведущий овец. «Вот почему я никогда не смогу стать христианином, — сказал он мне, — не хочу быть частью стада». Мне тогда так и не удалось его переубедить, но, впоследствии, я часто думал, почему эта картина, понятная мне, вызвала такое отторжение в душе моего, так и не обратившегося друга?.. >>>
Говорят, некоторые чеченцы возводят самоназвание своего народа, нохчи, к Ною (по-древнееврейски Ноах) и считают себя его потомками. Что же, если верить Библии, они правы — но то же самое можно сказать и обо всех остальных народах земли. Но почему же Библия говорит о еще одном едином праотце всех людей, кроме Адама? Бог создал человека по своему образу, а дальше — Адам родил сына «по своему образу» (больше нигде в Библии такое выражение не встретиться). После грехопадения
человечество начинает жить собственной жизнью, строя свою цивилизацию... >>>
Как это ни звучит парадоксально, но иногда даже для глубоко воцерковлённого человека освящение может восприниматься как... заражение благодатью: да-да, даже не «заряжение», а именно заражение благодатью как особой силой, резко контрастирующей и противопоставляющей себя окружающему обычному миру. И когда этот «заражённо-освящённый» предмет попадает в профанную среду — то если он и не «сдетонирует», то уж попрание святыни произойдёт неизбежно... >>>
История отечественной литературы впитала в себя христианскую образность, особый язык символов, «вечные» темы, мотивы и сюжеты, притчевое начало, уходящее своими корнями в Священное Писание. Светлое Христово Воскресение явилось духовной сердцевиной русской пасхальной словесности. Пасхальный рассказ как особый жанр был некогда незаслуженно забыт, а вернее — злонамеренно сокрыт от читателя. Пасхальная словесность третировалась с вульгарно-идеологических позиций как «массовое
чтиво» — якобы малозначительная, бесследно прошедшая частность «беллетристического быта» нашей литературы... >>>
Слова, как мне кажется, имеют огромную силу, созидающую так и разрушающую. Стало быть, писатель и поэт имеют большую ответственность: придавать миру контуры или наоборот, разоблачать его раздробление на части. Писатель, воодушевленный верой, может таким образом пытаться показать, что мир не является абсурдным хаосом, что в нем существует смысл, который Господь соблаговолил, и в котором люди призваны принимать участие... >>>
Это был обыкновенный гений. Он прошел весь путь с академиком Королевым от самых первых неудачных опытов с маленькими ракетами и до полета Гагарина. Без его математических расчетов невозможны были космические путешествия; он был также причастен к созданию «Катюш» и самонаводящегося снаряда. Но дело не в этом. Он был настоящим и, может быть, последним энциклопедистом в отечественной науке. Для него не существовало тем, в которых он не разбирался бы глубоко, будь то культура
Китая или Древнего Египта, архитектура европейских городов или история христианской Церкви... >>>
Борьба с пасхальной заутреней была задумана на широкую ногу. В течение всей страстной недели на видных и оживленных местах города красовались яркие саженные плакаты: Комсомольская заутреня! Ровно с 12 часов ночи. Новейшая комедия Антона Изюмова «Христос во фраке». В главной роли артист Московского театра Александр Ростовцев. Бездна хохота. Каскады остроумия... >>>
Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица — и старые, и молодые, и мужские, и женские — походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз... >>>
Над землей догорала сегодняшняя литургийная песнь: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом». Вечерняя земля затихала. Дома открывали стеклянные дверцы икон. Я спросил отца:
— Это для чего?
— В знак того, что на Пасху двери райские отверзаются!... >>>
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни... >>>
Уже с середины поста у о. Петра по обыкновению стало создаваться предпраздничное настроение. Самый пост становился о. Петру все ближе и дороже. Он не только привыкал к строгому воздержанию, но находил в нем особенную сладость. Пост усугублял радость ожидания. О. Петр простаивал долгие, покаянные службы, довольствовался супом с грибами и чаем с медом, с улыбкой смотрел, как все ниже и ниже падают снежные сугробы... >>>
МГАРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Р/с 26009179312001 ПРУ КБ «Приватбанк», г. Полтава, МФО 331401, ОКПО 23815236
37536 Украина, Полтавская область, Лубенский р-н, с. Мгарь.
Спасо-Преображенский монастырь. Тел./факс (05361) 5-48-06 Адрес в Интернете:www.mgarsky-monastery.org Лента в Twitter: www.twitter.com/mgarsky