Кожного року на початку осен╕ ми суму╓мо з приводу мученицько╖ кончини ╤оанна Предтеч╕ — ус╕кновення його чесно╖ глави. Про Святого Пророка ╤оанна в╕щував пророк ╤сайя, що в╕н прийде приготувати дорогу грядущому Господу. За св╕дченням святого ╓вангел╕ста Луки, народження Пророка й Хрестителя ╤оанна було сприйнято вс╕ма близькими людьми з рад╕стю ╕ над╕╓ю на спас╕ння... >>>
Хрест — знаряддя ганьби — став знаряддям спасительно╖ сили ╕ святост╕. Символ╕ка спасительного Древа, яка нерозривно пов’язана з Хресним Древом Голгофи, здавна простежувалася християнами у Священному Старозав╕тному Писанн╕. Прообрази Животворящого Древа, як╕ дарован╕ древньому ╤зра╖лю, над╕ю на майбутн╓ визволення з полону гр╕ха, згадуються у б╕бл╕йському текст╕ неодноразово... >>>
Та╓мниця спас╕ння, а разом ╕з нею ╕ образ Свято╖ Д╕ви поступово розкривався у Старому Зав╕т╕. Ще з сиво╖ давнини образ Богородиц╕ в╕дкривався людству в прообразах: то в «лествиц╕ ╤акова», то в «купин╕ неопалим╕й», то в чудесному переход╕ ╓вре╖в через Чермне (Червоне) море, то в сосуд╕ з манною, то в Гедеоновому рун╕, поки, нарешт╕, з нього
не скинув зав╕су та╓мниц╕ ╕ не явив його всьому св╕тов╕ «старозав╕тн╕й ╓вангел╕ст» ╤сайя, котрий пророчив: «Ось Д╕ва зачне в утроб╕ ╕ народить Сина, ╕ дадуть йому ╤м’я: Емману╖л»... >>>
1 (14) сентября Церковь празднует начало индикта, или церковного Новолетия. На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня... >>>
Икона «Призри на смирение» явила чудо, перед которым неверующему человеку можно и растеряться. Но растерянность не так страшна, она естественна, когда человек сталкивается с непонятным, таинственным, чудесным. Более страшна поспешность отмахнуться от чуда: да полноте, мы взрослые люди... Наша непомерная гордыня не позволяет нам опуститься даже до растерянности. И мы торопимся объяснить необъяснимое, постичь непостижимое... >>>
Преподобный Силуан Афонский стал в настоящее время одним из наиболее почитаемых в Православной Церкви русских святых. Многие верующие обращают к нему свои молитвы и получают поддержку и помощь в своих нуждах. Имеются многочисленные свидетельства того, что Господь, по молитвам преподобного Силуана Афонского, оказывает особую помощь в умножении любви, примирении и умиротворении враждующих, утишении враждебности, освобождении от неверия, обращении заблудших и неверующих... >>>
Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году в Свято-Троицком храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, в храме начали работы. Могилы разграбили, взяв все,
что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили... >>>
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил «оку» (глазу),
посредством которого человек видит свое нравственное состояние... >>>
Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно. Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, — давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас — существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается
наше религиозное призвание... >>>
Христианский храм не просто архитектурное сооружение, являющееся предметом эстетического любования, но своего рода модель или лучше сказать — икона всего мироздания, образ «небесного» и «земного». Как бы ни были внешне привлекательны его художественно-архитектурные формы, основное их предназначение состоит в том, чтобы возвышать человеческий ум к постижению тайны Бога и сотворённого Им универсума, состоящего из двух миров — духовного, «умопостигаемого»... >>>
Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Посмотри, как протекает жизнь человека. Ребенок прилепляется к матери — потребностями, ожиданием, надеждою, наслаждением,
утешением, успокоением и благодарностью... >>>
Имеет ли право христианин на улыбку? Или ортодокс обречен на вечную серьезность и скорбность? За ответом на этот вопрос можно обратиться в мир английского писателя Гилберта Честертона. Честертон — католик. И это похвально. А вот если сказать, что Чаадаев — католик, то это (в моей системе ценностей) будет звучать уже огорчительно. И никакие это не двойные стандарты. Просто нога, поставленная на одну и ту же ступеньку, в одном случае возносит главу, опирающуюся на эту ногу,
вверх, а в другом случае — она же и на той же ступеньке — опускает ее вниз... >>>
Факт налицо: девушки не хотят выходить замуж. Происходит некоторое, если можно так выразиться, дежа-вю с обратным знаком. Некогда просторы Европы и Азии оглашал (на разных языках) девичий вопль: «Женись, голубчик!» Из-за игнорирования этого вопля утопилась карамзинская бедная Лиза, судьбу которой тысячи людей оплакивали десятки лет. Пушкинская Русалка тоже утопилась, но, судя по тексту неоконченной поэмы, коварный изменник получил-таки в конце свое суровое воздаяние... >>>