Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Недельная глава ВАИКРО

Время зажигания свечей - 19 Марта 2010 - в Нью Йорке - 6:48

Тора – это корень жизни

В память о Нафтоли бен Александр

Недельная глава «ВАИКРА» («И ПРИЗВАЛ»)

ПОДАРОК ВСЕВЫШНЕМУ
Рав Бенцион Зильбер
Предоставлено: http:\\www.Toldot.ru

В нашей недельной главе говорится о жертвоприношениях. Есть жертвоприношения обязательные, например, хатат: человек, согрешивший по ошибке, обязан принести за свой грех жертву хатат. Но есть и другие жертвоприношения, необязательные — ола, шламим. О них сказано: «Когда кто из вас [хочет] принести жертву Господу...» и далее описывается, что следует делать.

Возникает вопрос: почему были даны необязательные заповеди? В чём здесь желание Всевышнего? В повелениях перечислены те действия, которых Всевышний желает от нас, в запретах — те действия, которые Ему отвратительны. А что же с «факультативными» заповедями? Если Всевышний желает, чтобы мы их выполняли, почему в Торе не сказано, например, что каждый человек раз в два месяца обязан приносить жертву шламим?

Итак, в чём смысл и содержание необязательных заповедей? (Вопрос задал Рав Каневский — Стайплер).

Одна из заповедей, данных нам Б-гом, — любить Б-га. А, как говорят, «сердцу не прикажешь». Кто-то горит любовью к Всевышнему, а у кого-то сердце, как камень, ничего не ощущает.

Наши мудрецы указали несколько путей пробудить в себе любовь к Б-гу.

Рамбам предлагает созерцать природу, постигать её величие, удивительную, великую мудрость, выраженную в ней. Такое созерцание приводит к восхищению и любви к Всевышнему.

Рабейну Бахья в своей книге Ховот а-Левавот говорит о другом пути. Человеку следует задуматься о всём добре, которое сделал ему Всевышний, о самых простых вещах: о том, что мы обладаем зрением, слухом и т.д., о том, что у нас есть пропитание. Рабейну Бахья приводит такой пример. Сравним двух мальчиков, растущих в одной семье. Одного подобрали на улице, когда он был бездомным, взяли в дом, начали заботиться о нём. Другой — сын хозяев дома, родился в этой семье. Кто ощущает бóльшую благодарность к хозяевам? Конечно, приёмыш. Сын принимает заботу, тепло, пищу, кров как должное, как то, что положено ему по праву. Мы не ощущаем, насколько велика милость Всевышнего к нам, поскольку привыкли к ней, считаем, что всё так и должно быть. Чтобы ощутить благодарность и любовь к Всевышнему, стоит почувствовать себя «приёмышем».

Есть и третий путь. Сказано в мидраше Дэрех Эрец Зута: «Хочешь любить ближнего? Старайся делать ему добро».

Когда мы любим кого-то, мы стремимся делать приятное тому, кого любим. Верно и обратное: если мы заботимся о ком-то, делаем ему добро, то начинаем его любить. Чем больше делаем для кого-то, тем больше его любим.

Рав Деслер приводит пример. Во время войны члены одной семьи оказались разлучены: отец с сыном остались по одну сторону фронта, а мать по другую. Когда семья воссоединилась, оказалось, что любовь отца к сыну глубже, чем любовь к нему матери, т.к. отец заботился о нём всё это время.

Известно, что человек больше «пробуждается» от действий, которые совершает добровольно, по воле своего сердца, чем от тех действий, которые он совершать обязан.

По-видимому, это одна из причин того, что человек, пробуждаясь и возвращаясь к Торе, испытывает большое воодушевление и великую любовь к Б-гу. Возвращаясь к Торе, поначалу человек ощущает: он делает то, что не обязан, соблюдает заповеди из любви, а не по обязанности. (В действительности он всегда был обязан соблюдать мицвот, но по ощущению — делает подарок).

Возможно, именно для этого Тора и дала нам необязательные заповеди: чтобы, действуя по желанию своего сердца, человек смог пробудить в себе любовь к Б-гу, сделать «подарок» Всевышнему.

Песах - праздник выхода из Египта
р. Александр Лейб Саврасов
из журнала «Мир Торы»
Предоставлено: http:\\www.Toldot.ru

Запрет квасного, устроженный мудрецами, не только разительно меняет пищевой рацион пасхальной недели, но и превращает подготовку к празднику в «ударную» борьбу по уничтожению мельчайших хлебных крошек во всём доме. Ее накал таков, что долгожданный вечер 15-го нисана воспринимается не только как символ освобождения из египетского рабства, но и как буквальное освобождение от круглосуточного мытья и чистки. Из года в год, помогая жене отмывать кухню, я снова и снова размышляю о египетском рабстве, о тяжёлой работе, которой египтяне пытались извести евреев (кто знает, может, именно тогда евреи заразились неистребимым стремлением к учёбе во всех её формах), и о словах Пасхальной агады, утверждающей, что каждый еврей во всех поколениях должен чувствовать себя так, как будто это он сам выходит из Египта. Что ж, слава нашим мудрецам, которые сумели добиться буквального осуществления этого завета.

Для тех, кто не знает: «квасное» — «хомец» — всё, что содержит муку из пяти видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овёс, полба), пробывшую в контакте с водой более восемнадцати минут до испечения, или их производные (например, пиво или водка)

Но шутки в сторону. Песах — это действительно праздник свободы, но не надо путать его с многочисленными Днями независимости, отмечаемыми сегодня во всех государствах. О чуде пасхального освобождения сказано, что Вс-вышний «извлёк один народ изнутри (можно даже понять — из утробы) другого». Что это значит? Ведь нам известно, что евреи и в Египте остались верными своим именам, языку и не смешались с местным населением. Почему же тогда «один народ изнутри другого»? В чём проявлялась самая древняя ассимиляция? Из того, что говорят об этом мудрецы, следует, что ассимиляция была «идеологической».

Евреи в Египте поклонялись тем же идолам, что и египтяне, и возможно, оставаясь евреями по форме, они были большими патриотами Египта, чем сами египтяне. Но дело, конечно, не в простом патриотизме, а в том, что, так же как и египтяне, евреи рассматривали окружающий мир как арену действия разных сил, не зависимых от единого Создателя этого мира. И не важно, каковы были эти силы. Будь то многочисленные божки, от которых «правильным» отношением можно было добиться всего, что пожелаешь, то ли виртуозное использование законов природы. Все это технологии, позволяющие неплохо устроится в этом мире «без помощи» Создателя, присутствие которого только накладывает моральные ограничения, сужая спектр доступных наслаждений. Более того, привыкший полагаться на подобные технологии человек испытывает панический страх перед отказом от их использования, то есть отказывается от признания духовности как основы основ этого мира. Такой подход делает человека рабом материального и, в конечном итоге, закабаляет его.

В сегодняшнем мире страх потерять работу, не сделать карьеру, не суметь соответствовать своему статусу в обществе заставляет человека работать лучше, чем египетские надсмотрщики. Бесконечная гонка «за соответствием стандарту» или просто материальным достатком лишает человека возможности задуматься, ради чего он живёт, каков смысл существования этого мира, что его ждёт после смерти.

В этом то и заключается настоящее рабство. Чтобы избавиться от него в первый раз, потребовались величайшие чудеса: десять казней и рассечение Красного моря. А объясняя значение мацы — пресного, незаквашенного хлеба, который едят всю пасхальную неделю, — Маараль из Праги говорит, что истинная свобода связана с избавлением от всего лишнего. Основа хлеба — вода и мука. Всё остальное — излишества, которые делают хлеб вкуснее и мягче, но не меняют его сути, поэтому маца — хлеб свободы, хлеб независимости от излишеств, порабощающих человека.

Надо признать, полностью избавиться от всего лишнего в рамках этого мира человек не способен, поэтому мы едим мацу одну неделю в году, но делаем это именно в то время, которое самим Вс-вышним предназначено для избавления от гнёта материальности и начала подготовки к получению Торы.

Уже упомянутый нами Маараль из Праги, говоря о порядке пасхальной трапезы, постоянно подчёркивает необходимость использования красивой посуды. Это удивительно, но во многих традиционных семьях самая красивая посуда — пасхальная, не смотря на то, что ею пользуются всего неделю в году, а затем прячут подальше от глаз. В этом тоже намёк на смысл Песаха. Вышедший на свободу человек, сбросив с себя гнёт материальности, превращается в красивый сосуд, достойный быть наполненным истинным, духовным содержанием. С вышедшими из Египта евреями это произошло в день дарования Торы.

Да поможет нам Б-г заслужить в этот Песах истинную свободу и стать достойными духовности Торы!

Об основах Иудаизма (Маамара Икорим)
Рав Моше Хаим Луцато

Важно знать, что человеческие поступки делятся на две категории: первая категория — это поступки,
которые умножают достоинство или ответственность (вину) человека, это категория добрых дел и
грехов. Во вторую категорию входят все те действия, которые не влекут за собой какого-либо
умножения достоинства или ответственности (вины), так как не имеют отношения к концепции благого
дела или греха.

Что касается всего связанного с благим делом или грехом в любом их проявлении, человек обладает
полной свободой воли и Провидение ни к чему не понуждает его. Высший Суд наблюдает за всем этим и
судит эти деяния, согласно их особенностям, учреждая наказания для каждого из них.

Береги свою речь
Рав Зеев Плискин

Известна информация, но неизвестен ее унижающий смысл

Любое утверждение, которое вызывает вражду и ненависть, содержит рехилут, даже если в нем нет
новой информации. Например: Реувен уже знает о том, что сказал о нем Шимон, но не считает, что у
того были дурные намерения. Если вы "доброжелательно" и "с лучшими намерениями" объясните
Реувену, что он ошибается, то будете виновны в нарушении запрета на рехилут.

Две подруги, Файнберг и Кипнис, нанесли визит своей знакомой по фамилии Киршинская.
"О, у тебя так же опрятно, как у Сегалов", - высказалась Кипнис. Киршинская не знакома с Сегалами и
никогда не бывала у них. Решив, что ей сказали комплимент, она тепло поблагодарила гостью. Когда
та ушла, Файнберг ехидно заметила: "Не обижайся на Кипнис, она не очень удачно пошутила. Всем
известно, что у Сегалов дома жуткий беспорядок".
Файнберг виновна в нарушении запрета на сплетни, ибо она указала на скрытый оскорбительный смысл высказывания
своей подруги.

Лео Перельман оказался вовлеченным в спор с Эдди Лернером по поводу собственности. Дело дошло до раввинского
суда, который решил вопрос не в пользу Лернера. Тем не менее, Лернер воспринял свою неудачу достаточно легко и
пребывал в хорошем настроении, пока случайно не повстречал Элазара Городецкого. Элазар, будучи человеком ученым
и сведущим в различных тонкостях, попросил Эдди перечислить обстоятельства дела и аргументы, с которыми тот
выступил перед раввинами. Выслушав друга, Элазар Городецкий безапелляционно заявил, что суд обязан был решить
дело в его пользу. Комментарий Элазара содержит рехилут. Возможно, что если бы он выслушал обе стороны, то
согласился бы с решением суда. Но даже в том случае, если судьи действительно ошиблись, нашему Элазару следовало
обсудить этот вопрос с ними, но никак не с Эдди Лернером.


В избранное