Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Тора – это корень жизни
В память о Нафтоли бен Александр

Недельная глава ЭЙКЕВ
Время зажигания свечей - 7 Августа 2009 - в Нью Йорке 7:47

Просьба молиться за выздоровление Исроэля бен Хана Цирел

Рав Бенцион Зильбер
Недельная глава «ЭКЕВ» («ЗА ТО, ЧТО…»)
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

 Моше продолжает свою речь перед народом.

Моше говорит о том, что в стране, куда Всевышний ведет избранный Им народ, евреев ждет новая жизнь. И эта жизнь в Святой Земле многого от них потребует.

Нигде евреи не могут достигнуть такой близости к Б-гу, как в Эрец-Исраэль, и нигде Б-г не спрашивает с них так строго, как в Земле Обетованной.

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ И ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Я живу в Израиле без малого тридцать пять лет. И за это время я не раз спрашивал себя: почему жизнь в Эрец-Исраэль так неустойчива в смысле безопасности? Почему она так непохожа на жизнь в других небольших странах? Ну хотя бы в Бельгии, про Швейцарию уж не говорю? Почему все мы ощущаем, что как бы подвешены в воздухе, висим на волоске? То с одной стороны нападение, то с другой стороны угроза, то над нами нависает война, то звучат взрывы безо всякой войны. Каждый раз мы выживаем, беда проходит. А потом опять напасти… В чем смысл этого? Да, мы существуем и страна существует, но почему так нестабильно?

В нашей сегодняшней главе о стране Израиля сказано: «Ибо земля, на которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, не как земля Египта она, откуда вы вышли, где, посеяв твои семена, ты поливал твоими ногами, как сад овощной. А земля, куда вы переходите, чтобы овладеть ею, земля гор и долин, от небесного дождя пьет она воду» (Дварим, 11:10-11).

Другими словами — в Египте человеку, чтобы возделать свой огород ( «сад овощной», для которого дождей мало), надо основательно потрудиться, доставляя воду для полива из Нила ( «поливал твоими ногами»),а в Израиле все растет от дождя. «Не как земля Египта она» , объясняет Раши, «но лучше нее». А мидраш Сифре добавляет: «… ты спишь на ложе твоем, а Святой, благословен Он, насыщает водой и низину, и возвышенность…»

Рамбан (рав Моше бен-Нахман, 13 в. н.э.) же говорит, что эти слова — не только и не столько восхваление Эрец-Исраэль и обещание особых благ, сколько предупреждение. Недаром вслед за ними идет отрывок, который мы ежедневно читаем в «Шма»: «И будет, если будете внимать Моим заповедям, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Г‑спода, Б‑га вашего, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой, то Я дам дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб, и твое вино, и твой елей, и дам Я траву в твоем поле для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (11:13-15).

Эрец-Исраэль, говорит Рамбан, отличается от Египта в том смысле, что в Египте человек в общем-то чувствует себя хозяином положения, благополучие которого зависит от труда его рук. А в Эрец-Исраэль человек зависит от дождя, а дождь зависит от Всевышнего, а отношение Всевышнего к народу зависит от того, не сошел ли народ с указанного ему пути, остается ли народ «царством священников, народом святым». Конечно, Всевышний, если сочтет нужным, может устроить засуху и в Египте, говорит Рамбан, но есть разница между мироощущением человека здорового, которому только и нужно, чтобы все шло своим чередом, и больного, которому нужна особая милость Провидения, чтобы выздороветь, между мироощущением человека богатого, который не хотел бы перемен к худшему, и бедного, которому без помощи не обойтись.

Все люди зависят от воли Всевышнего, но зависимость евреев в Эрец-Исраэль — это иная форма зависимости. Именно для того, чтобы мы ощущали непосредственную связь с Ним, Всевышний ввел нас в страну, где мы напрямую зависим от Него, а значит — прямо связаны с Ним, и постоянно это чувствуем (если хотим чувствовать).

Благополучная жизнь легко приводит человека к гордости и самомнению, когда он готов сказать Творцу: Ты мне не указ! Поэтому, еще прежде чем сказать все, о чем мы говорили выше, глава предупреждает: когда ты достигнешь полного благополучия на этой щедрой и плодородной земле, может случиться так, что «высокомерным станет твое сердце, и ты забудешь Г‑спода, твоего Б‑га, который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства… и ты скажешь в сердце твоем: сила моя и мощь моей руки доставили мне все это богатство. И помни Г-спода, твоего Б-га, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить Свой завет, о чем Он клялся твоим отцам» (8:14, 17-18).

Человек зависит от Всевышнего в большом и в малом и должен это осознавать. Для того, чтобы облегчить нам это осознание, чтобы мы чувствовали силу Его руки, со всей ясностью видели необходимость поступать, жить в соответствии с Его требованиями, Всевышний и поместил нас на эту особую землю.

Рав Мойше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. А.-Л. Саврасова)

СКАЗАЛ РАЗУМ: Первый временной период, который нам предстоит рассмотреть — период сокрытия единства Всевышнего, и в таком периоде мы находимся сейчас. И это все время, отведенное для служения человека. Несомненно, Всевышний в Своем совершенстве мог бы сделать совершенными и все свои деяния, и в них не было бы ничего, кроме абсолютного добра, без какого-либо зла и недостатка.

Однако, пожелав обращаться с созданными так, как мы уже объяснили, Всевышний сотворил порядок абсолютно новый, не соответствующий высшему совершенству, но необходимый для созданных, чтобы дать им заслугу и отплатить добром в дальнейшем. И порядок этот — путь добра и зла, награды и наказания. На этом пути добро и зло уравновешены и вместе приходят в этот мир, и добро так же доступно праведным, как и зло — злодеям. На этом пути созданные то разрушают, то исправляют себя, и дано право Сатану сбивать с пути, а ангелу смерти — уничтожать осужденных Всесильным Судьей.

Существуют народы мира [не исполняющие волю Всевышнего], и идолопоклонники, и другое зло, которое есть сейчас в мире, то есть все явления, исчезновение которых в будущем мире обещано пророками. Как сказано: «Идолопоклонство совершенно исчезнет» (Йешаягу 2:18), «И дух нечистоты уберу с земли» (Захария 13:2), «Исчезнет смерть навечно» (Йешаягу 25:8), «Не сотворят зла и разрушения на всей горе святости Моей» (Йешаягу 11:9; 65:25). И на пути этом, как сказали мудрецы (Брахот 33б), «все в руках небес, кроме страха перед небесами», т.е. Всевышний не хочет препятствовать людям, если они стремятся поступать дурно. И это породило все разрушение в мире со дня сотворения человека, и нет в этом мире покоя праведнику; ведь зло сильно в человеке, и Сатан обвиняет каждую секунду, а Святой, благословен Он, взыскивает с любящих Его за грехи даже толщиной с волос (т.е. самые незначительные отступления от Его воли). Это общее описание того пути, который создал Всевышний, скрыв свою власть и единство. Этот путь предопределен сокрытием доброты Его, благословен Он, поскольку, если бы хотел открыться в истинной власти своей, то устранил бы все зло и не оставил бы ничего, кроме добра и исправления, как Он сделает это в будущем.

И знай также, что даже сейчас, когда Творец сокрыл доброту свою и не дал совершенства созданным, Он, несмотря ни на что, поддерживает их. Как бы они вообще могли существовать, если бы не Его поддержка? Поэтому очевидно, что Он оказывает влияние, поддерживающее жизнь. Только вот влияние это, по сравнению с тем, каким оно могло бы быть в соответствии с Его совершенством, — не более чем тень по сравнению с человеком; оно словно еле заметный отпечаток, оставшийся на бумаге после того, как были стерты буквы.

Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)

То, что человек воздерживается от выполнения предписывающей заповеди, приводит его потом к нарушению заповеди запрещающей.

Если человек не старается постоянно подниматься все выше и выше, он против своей воли опускается все ниже и ниже.

Иногда человек начинает идти прямым путем, но потом покидает его из-за больших трудностей. И он возмущается, почему не пришла ему помощь с Неба. Но на самом деле он сам все испортил тем, что хотел за один раз вскочить на самую верхнюю ступень.

Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
ОБМЕН УСЛУГАМИ И ПРОЦЕНТОМ

Предположим, два человека заключили договор: сначала один из них работает бесплатно на другого, а спустя некоторое время второй, в виде ответной услуги, работает на первого — и тоже без оплаты. Считается, что подобный обмен услугами представляет собой не обмен в чистом виде, а частный вид займа. Однако, если взаимная оплата трудом совершается немедленно после окончания первой работы, такое положение считается обменом, а не займом.

Проблема возникает, когда две работы носят разный характер: к примеру, если вторая работа тяжелее первой или занимает больше времени, — в таком случае появляется классическая ситуация процента. Дополнительные усилия или дополнительно затраченное время будут считаться выплатой процента.

Пример 1

Реувен летом собирается построить сукку и просит своего соседа Шимона помочь ему. Тот отказывается. Тогда Реувен предлагает следующий вариант: "Если ты поможешь мне сейчас, я помогу тебе, когда будешь строить свою сукку". Поскольку нет двух совершенно одинаковых шалашей, подобная договоренность будет считаться разрешенной только в том случае, если окажется, что вторую сукку строить не труднее, чем первую.

Примечание

Впрочем, если партнеры — близкие друзья и всегда помогают другу друг другу, вопрос процента не возникает.

Пример 2

Группе людей требуется помощь в выпечке мацы. Они обращаются к другой группе с предложением: "Сейчас вы помогаете нам, а потом, когда будете печь свою мацу, мы поможем вам". Такая договоренность считается займом, потому что, если вторая группа по какой-либо причине не станет печь свою мацу (а значит, ей не нужна будет помощь), она имеет право потребовать от первой оплатить ранее выполненную работу.
И снова: если количество мацы, которую нужно будет испечь для второй группы, окажется больше, чем количество мацы, испеченной в первый раз, то возникает проблема процента. Причем разрешен лишь такой случай, когда вторая выпечка будет идти сразу после завершения первой.

Рав Зеев Плискин
«Береги свою речь»
Злословие о зачинщиках споров

Ожесточенный спор - в самом разгаре. Как его прекратить? Вы имеете полное право резко оборвать зачинщиков, с тем чтобы они прекратили спорить, даже если ваше высказывание содержит лашон-ара. То же самое о ссоре: можно сказать о любом ее участнике лашон-ара, если это поможет прекратить войну между ними. Но во всех случаях надо быть уверенным, что ваши слова достигнут цели, в противном случае надо смолчать.

Назовем условия, когда можно критиковать спорщиков или тех, кто поссорились:
а) Надо лично, а не с чужих слов, знать, что именно этот человек явился инициатором спора. Если нам об этом кто-то сказал, то разглашение информации будет расцениваться как недопустимый лашон-ара.
б) Нами должна руководить полезная и конкретная цель.
в) Если есть возможность пресечь спор другим способом, надо попытаться это сделать, не прибегая к позорящим словам.

"Я видел в синагоге, что Ицкович не молится как положено", - говорит Боря Гречановер. Саша Кантор упрекает его за лашон-ара.

"Но Ицкович часто является зачинщиком споров, поэтому я имею право злословить в его адрес", - парирует его упрек Боря.

На это Саша Кантор замечает с иронией: "Всей моей фантазии не хватает, чтобы понять, как твое последнее высказывание поможет удержать нашего Ицковича от участия в будущих спорах".

И он совершенно прав: критика Бори в адрес Ицковича не имеет конкретной цели.


В избранное