Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Тора – это корень жизни
В память о Нафтоли бен Александр

Недельная глава БЕХААЛОСХА
Время зажигания свечей - 12 Июня 2009 - в Нью Йорке 8:10

Просьба молиться за выздоровление Исроэля бен Хана Цирел

Рав Бенцион Зильбер
«БЕААЛОТХА» («КОГДА ВОЗЖИГАЕШЬ»)
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Глава разъясняет правила зажигания храмового светильника-семисвечника, говорит о некоторых обязанностях коэнов и о подготовке левитов к работе в Храме.

Глава излагает законы праздника Песах, рассказывает о недовольстве в стане евреев и о том, как Всевышний наказал евреев, удовлетворив их желания.

Глава завершается рассказом о прегрешении Мирьям, сестры Моше и Аарона, и о полученном ею наказании.

КОМУ НУЖНЫ «ЛИШНИЕ ХЛОПОТЫ»?

Излагая законы праздника Песах, Тора указывает, что евреи, которые оказались ритуально нечисты к дню праздника, принести в этот день праздничную жертву и участвовать в праздничной трапезе не могут.

В первый же раз, когда евреи по исходе из Египта праздновали Песах, такие люди среди них оказались. Есть мнение, что это были те, кто нес из Египта останки Иосефа, чтобы похоронить их в Земле Израиля. Как известно, контакт с мертвым телом делает человека нечистым.

Тема нашей беседы — описанная в «Беаалотха» реакция этих людей на сложившуюся ситуацию.

Выше сказано — нечистый человек совершить пасхальное жертвоприношение не может. Неприятно. «Не может» — это, что ни говори, ограничение. Но стоит сформулировать иначе, не менее, если не более точно, — он освобожден от заповеди приношения пасхальной жертвы — и дело обернется другой стороной, гораздо более привлекательной. «Освобожден» — значит, одной заботой меньше. И даже не одной. Ягненка определенного возраста, без единого порока, еще найти надо. Побегаешь, пока найдешь. И платить за него надо. И если евреи не в пустыне, а уже в Эрец-Исраэль, в Иерусалим с ним идти надо, в Храм нести, там его заколоть и так далее. Избавиться от всех этих забот, ни в чем не нарушая закона, по праву, предоставленному самой Торой, не так уж, пожалуй, и плохо.

Однако люди, оказавшиеся в тот первый раз свободными от выполнения заповеди пасхального жертвоприношения, отнюдь не обрадовались и не испытали облегчения. Сказано в Торе: «И подошли они к Моше и Аарону в тот день (т.е. тотчас же). И сказали те люди ему: мы нечисты от [прикосновения] к трупу человеческому; за что же мы будем лишены [права] принести жертву Г-споду в назначенное для нее время в числе сынов Израиля?» (Бемидбар, 9:6-7). Как видим, они испытывали не облегчение, а чувство утраты, потери какой-то очень высокой возможности — приблизиться к Всевышнему путем выполнения заповеди и увеличить число своих заслуг перед Ним.

Моше обратился к Всевышнему с вопросом о том, как быть этим людям, и Всевышний ответил: «…всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или [будет] в дальнем пути (т.е. не успевает прийти в Иерусалим к 14 нисана), из вас или из ваших потомков, и должен принести [жертву] песах Г‑споду, — во втором месяце (т.е. в следующем за нисаном месяце, ияре) , в четырнадцатый день… принесет ее» (9:10-11). Так мы получили заповедь о Втором Песахе.

Такое отношение к выполнению заповедей, точнее — к возможности выполнить заповедь — присуще евреям с тех давних времен и по нынешний день. Недаром за сделанное им доброе дело религиозные евреи благодарят не словом «спасибо», а выражением «удостойся [возможности] заповедей!».

Как-то (в не столь давние времена) к Хатам Соферу, главному раввину венгерского города Пресбурга, пришел один состоятельный человек, попавший в затруднительное положение. Он сказал, что в последнее время дела у него идут плохо, а тут еще приходится возвращать ссуду вместо человека, за которого он дал гарантию, и это приводит его к полному разорению.
— Кто-нибудь знает о твоей беде? — спросил Хатам Софер.
— Пока нет. Даже домашние не знают. Но если я не поеду на ярмарку в Лейпциг, это все заметят, — отвечал купец. — Мне останется только объявить себя банкротом.
Хатам Софер предложил купцу нужную ему сумму в долг, и тот поехал на ярмарку. На ярмарке купцу улыбнулась удача. Возвращаясь в свой город, он, не заходя даже домой, первым делом пошел к раву, чтобы вернуть долг. Вместе с деньгами он подал раву подарок — редкой красоты перстень с бриллиантом. Рав пришел в прекрасное настроение и долго любовался перстнем, говоря, что никогда не видел такого красивого кольца. А потом вернул его дарителю:
— Если бы ты подарил мне его до того, как я одолжил тебе денег, я бы мог взять. А теперь — нельзя. (По еврейским законам всякий, даже самый незначительный подарок, даже услуга, при возвращении ссуды считается процентом, а взимание процентов на ссуду Торой запрещено.)
По уходе купца ученики спросили рава, почему же он так долго любовался перстнем и так радовался.
— Ну как же? — объяснил Хатам Софер. — Ситуация-то редкая. Когда же это раввину дают проценты на ссуду, чтобы он мог выполнить заповедь и отказаться!

А потом Хатам Софер рассказал ученикам, что научился этому у своего учителя, реб Носона Адлера из Франкфурта, где Хатам Софер родился и учился. Как-то Хатам Софер с учителем на исходе субботы ехал в маленький городок Аденвальд, на еврейскую общину которого был сделан навет. Рав Носон Адлер был знаком с правителем того края, Дальберга, и ехал, чтобы просить его о заступничестве.
Дело было зимой. Ехали, сами понимаете, не в карете — в телеге. Снег. Сугробы. Дорогу замело. Лошади устали, и ямщик решил взять замену одной из них в деревне, через которую они проезжали. Коня не нашел — впряг в телегу быка.
Только ямщик впряг быка, как реб Носон спрыгнул с телеги, да так резко, что ботинки, которые были ему велики, свалились у него с ног. А реб Носон, человек немолодой, слабый и болезненный, даже не поглядел, и давай отплясывать на снегу в одних носках какой-то веселый танец.
— В чем дело? — растерялся Хатам Софер. — Что случилось?
— Ну как же? Разве ты не видишь, кого он впряг в телегу? (По еврейскому закону, животных разных пород нельзя запрягать в одну упряжку.)
Хатам Софер слез с телеги и спрашивает:
— Ну хорошо, понятно, почему рав спрыгнул. А с чего тут танцевать, да еще босиком?
— Где бы я еще получил возможность выполнить такую заповедь? Я же в поле не работаю. И подумать только, что меня евреи не хотели отпускать в дорогу из-за плохой погоды!

Обе эти истории рассказаны в книге «Хут а-мешулаш» («Тройная нить»), в которой внук Хатам Софера говорит о трех еврейских мудрецах, живших в Европе в конце 18 — первой половине 19 века.

А устно я как-то слышал историю о еще более близком нашем современнике, еврее — нобелевском лауреате, не помню, к сожалению, о ком конкретно шла речь. Знаете, чему он больше всего обрадовался, услышав о награждении? Возможности сказать благословение на встречу с монархом (есть у нас такая заповедь, а в наше время цари редки, встречи же с ними — и того более).

Сказал рав Иехезкель Левенштейн: если человек устремлен к какой-то духовной задаче, для выполнения которой, кажется, нет никаких условий и возможностей, Б-г посылает ему такую возможность. Как послал нам Второй Песах. Все зависит от силы нашего желания.

Еврею, который хочет выполнить заповедь, даже если сам он не видит такой возможности, Б-г эту возможность посылает. Если смотреть на вещи реально — как могли евреи соблюдать субботу в Советском Союзе? Совершенно неосуществимо. А ведь те, кто этого хотел, для кого суббота была священна, соблюдали заповедь о ней и в самые суровые времена. Как? С Б-жьей помощью!

Рав Моше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. Л.А. Саврасов)

СКАЗАЛ РАЗУМ: Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий. И если бы Он сотворил мир таким образом, то запечатал бы уста всех созданных, и не могли бы они сказать ни слова о Его деяниях. Ибо тогда было бы просто невозможным какое-либо понимание Его путей. Ведь всемогущество Творца неподвластно нашему разуму и чуждо человеку, сознание которого ограничено его природой. Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях.

Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке. Таким образом, Всевышний пожелал действовать в соответствии с природой созданных, и поэтому дал им возможность постигать Его дела и понимать их хотя бы немного, раз невозможно постичь больше. Доказательство этому — сотворение мира, а точнее то, как оно описано в Торе. Творец свидетельствует, что создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени и разделенными на «речения», а не одним «речением», как мог бы. Именно из этого следует возможность и необходимость проводить анализ Его действий, их причин и тем более следствий, различать все категории, виды и их аспекты, все согласно образу мышления человека.

Вернемся к нашей проблеме. Ты уже слышала, что когда мы говорим о единстве, то подразумеваем отрицание всего, кроме него. И это качество — общее для всех неисчислимых проявлений Его совершенства. Ведь во всем, что относится к достоинствам и является одним из аспектов совершенства, необходимо понимать, что Он — единственный, кто по-настоящему обладает этим достоинством, что нет противоположности этому, и нет силы, способной сдержать проявление этого качества. Все это следует из общего определения единства Всевышнего, которое мы приводили выше.

Две вещи выучили мы из данного введения:
а) уже объяснили мы, что единство — единственное из достоинств Всевышнего, к которому может иметь отношение создание чего-либо, что противостоит Его совершенству, в том случае, когда Всевышний хочет раскрыть достоинство единства с полной ясностью, во всех аспектах;
б) по отношению к абсолютному единству любое другое достоинство Всевышнего является как бы частным случаем, а единство — обобщением. Ведь именно единство пронизывает абсолютно все достоинства Творца, как мы уже имели возможность понять ранее. Во всех гранях Его совершенства, которому нет конца и предела, — во всем этом Он един абсолютным единством.

Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)

Два вида силы есть в служителях Всевышнего, [и в соответствии с этим] они называются богатыри (гиборим) и сильные люди (аншей хайиль). Богатырь - это тот, кто покоряет свое влечение ко злу в момент, когда близок к совершению греха. А сильные - это непреклонные люди, которые полностью уповают на Всевышнего и занимаются Торой, не обращая внимания на сыновей и домочадцев, просящих хлеба, как написано (Эйрувин 22): "Черные, как ворон" - потому что делает себя жестоким к своим детям, как ворон. Что делает ему Всевышний? Находит человека, который будет его материально поддерживать, как Иссахар и Звулун.

Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
ЭТЕР ИСКА - ПАРТНЕРСТВО ПРИ ЗАЙМЕ

Этер иска на беззаймовой основе

Некоторые раввины считают, что принцип этер иска должен целиком применяться на беззаймовой основе. Другими словами, все деньги остаются капиталом человека, который их выделил. Гарантии на капитал и прибыли устанавливаются ранее указанным способом (см. положения "а", "б" и "в")
Причем получателю денег, для того чтобы освободить себя от этих условий, предлагается опция: выплатить владельцу фонда или договорный процент, или договорную сумму (т.е. расчетную прибыль).

Все остальные прибыли, превышающие установленную сумму (которая выплачивается владельцу фонда) пойдут в доход партнера, который распоряжается фондом.

Повторяем, этер иска встречается в различных формах с небольшими вариациями в текстах финансовых документов, однако приведенные объяснения составляют его основу. Подписав этер‐иска, еврейский бизнесмен берет на себя юридическое обязательство строго выполнять сформулированные в нем положения.

Когда нет времени составить этер иска в виде документа, допускается устная договоренность о том, что деньги выделяются на условиях этер иска, — но только если партнеры не будут действовать вопреки этому принципу.

Когда используется этер иска

Если вы нуждаетесь в деньгах для своего бизнеса и не можете получить беспроцентную ссуду, вам разрешается взять деньги на условиях этер иска. При этом оба участника сделки должны осознавать, что деньги (или часть денег) предоставляются в качестве инвестиции (вклада), а не займа.

Банки в Эрец Исраэль, принадлежащие еврейским акционерам, и некоторые еврейские банки, находящиеся в других странах, работают на основе этер иска.

Другими словами, все банковские ссуды выдаются ими при условии, что получатель выплачивает долю от своих прибылей, и, кроме того, клиенты, хранящие деньги в этих банках, предоставляют администрации банков право пускать вложенные деньги в оборот, получая свой процент прибыли. Тем не менее, прежде чем занять деньги в еврейском банке, мы рекомендуем пройти консультацию у компетентного раввина, чтобы обеспечить точность соблюдения этер иска.

Рав Зеев Плискин
«Береги свою речь»

Злословие в устах двух или более людей

Два или даже несколько человек с чувством повторяют сплетню. Стоит ли им верить? Ни в коем случае. Они могут обрести статус двух свидетелей, только если обратятся в раввинский суд, но не в частной беседе.

Даже если дело касается вас лично, вы не имеете права воспринимать чужой наговор как правду. Единственное, что можно сделать, - соблюсти известную осторожность по отношению к тому, кого при вас оговаривают. Но не верить при этом ни единому слову!

Бернштейн, Литвинов и Косиновский, единодушные в отрицательной оценке Френкеля, сообщают об этом Кацнельсону. Последнему трудно не поверить свидетельству трех человек. Тем не менее, верить запрещено!

Не верьте широко распространившимся слухам

Даже если все в один голос говорят о предосудительном поступке человека и об этом уже написано во всех газетах, ваша задача - не верить, пока не убедились лично.

Крупная газета сообщает, что Женю Померанца поймали с поличным, когда он пытался провезти контрабанду. Никакого суда не было, но ясно, что совершено преступление. Читателю Исааку Больцману нельзя доверять этой информации. Более того, ему настоятельно советуется прекратить выписывать и читать эту газету.


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное